Человек в обществе: труд и соц.лестницы.
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Фроликова Наталья Александровна

познакомить учащихся с видами социального статуса человека в обществе, выяснить как соотносятся статус человека и его личные качества, пути изменения человеком его социального статуса.

Развивающие цели:

формировать навыки работы с текстом, документами; учить анализировать и оценивать социальные ситуации, опираясь на личный опыт, формулировать обобщающие выводы

Воспитательные цели: воспитание уважительного отношения к людям

Основные понятия: статус, предписанный статус, достигаемый статус, высокий и низкий статусы, несовпадение статусов, главный статус.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы и методы обучения:

Самостоятельная работа учащихся при подготовке к уроку;

Работа в группах;

Работа с теоретическим материалом, документами;

Самостоятельная работа.

Технологии: ИКТ-технология, дифференцированного обучения, активного обучения.

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_v_obshchestve_trud_i_sots.lestnitsy.docx202.74 КБ

Предварительный просмотр:

Человек в обществе: труд и соц.лестницы.

Образовательные цели:

познакомить учащихся с видами социального статуса человека в обществе, выяснить как соотносятся статус человека и его личные качества, пути изменения человеком его социального статуса.

Развивающие цели:

формировать навыки работы с текстом, документами; учить анализировать и оценивать социальные ситуации, опираясь на личный опыт, формулировать обобщающие выводы

Воспитательные цели: воспитание уважительного отношения к людям

Основные понятия: статус, предписанный статус, достигаемый статус, высокий и низкий статусы, несовпадение статусов, главный статус.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы и методы обучения:

Самостоятельная работа учащихся при подготовке к уроку;

Работа в группах;

Работа с теоретическим материалом, документами;

Самостоятельная работа.

Технологии: ИКТ-технология, дифференцированного обучения, активного обучения.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация Power Point, учебник, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности

Создание благоприятного настроя на работу на уроке. Приветствует учащихся, спрашивает о готовности к сотрудничеству.

- Обратите внимание на эпиграф, к которому мы вернемся в конце урока:

Весь мир — театр.
В нём женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Уильям Шекспир

2. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, какие группы общества вы знаете? (Семейные, национальные, профессиональные, конфессиональные, возрастные и т.д.)

- В какие из них входите?

- Можете ли вы определить свое место в этих группах?

- Итак, вы назвали различные варианты самоопределения.

- А будет ли меняться ваше поведение, в зависимости от того, кем вы будете являться на данный момент?

Общество состоит из различных социальных групп - семейных, возрастных, национальных, религиозных и т.д. Каждый человек одновременно может входить

в разные группы, даже в течение дня человек может присоединяться к той или иной группе.

  1. Определение целей и темы урока

- А чем же мы сегодня будем говорить? ( О том, какое место в обществе мы занимаем и как должны себя вести в различных ситуациях).

- Хорошо, давайте запишем тему урока: «Наши статусы и роли».

  1. Этап усвоения новых знаний

- А что же такое статус? (Статус это положение человека или группы в обществе). Запишите его в рабочую тетрадь. (задание 1, рабочий лист).

- Часто разные люди объединены одним и тем же, но у каждого человека своя комбинация статусов.

Задание:

- Попробуйте перечислить как можно больше своих статусов (ответы обучающихся).

- Сережа Малявин это задание выполнил так: школьник, внук, хозяин собаки, весельчак, староста класса. Найдите ошибку у Сергея (весельчак). (задание 2, рабочий лист).

- Совершенно верно. Психические и физические данные индивида к статусу не относятся, если они не оказывают сильного влияния на общество. Например, такие особенности человека, как высокий рост, привлекательная внешность, хорошая интуиция, гибкость, пластичность, не являются основанием для приобретения тех или иных статусов. В то же время они могут стать базой для приобретения тех или иных статусов: например, высокой рост-для баскетболиста, красота-для фотомодели, интуиция – для ученого, гибкость и пластичность для танцора и т.д.

Работа с схемой (задание 3)

C:\Users\Наталья\Downloads\1 (2).png

Социологи выделяют несколько разновидностей социальных статусов:

1) Статусы, определяемые положением индивида в группе, — личный и социальный.

Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. 

С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определённые социальные функции, которые определяют его социальный статус.

2) Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом, — основной и неосновной (эпизодический).

Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник).

Эпизодические (неосновные) социальные статусы влияют на детали поведения человека (например — пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или забастовки, читатель, слушатель, телезритель и т. д.).

3) Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора.

Предписанный (приписанный) статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (например — национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п.).

Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание академика, олимпийского чемпиона и др.).

Достигаемый (приобретённый) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи и т. п.).

- А какой из перечисленных статусов на данном этапе вашей жизни будет являться главным? Какие статусы вы хотели бы получить в будущем?

- Личные статусы могут быть противоречивыми. Например, хорошая дочь может быть плохой подругой, хороший ученик может быть плохим внуком. Такая ситуация называется несовпадением статусов. Нельзя преуспеть во всех областях жизни, но к этому надо стремиться.

Работа с документом – Сюжет «Сережин папа изменил статус» (задание 4)

Сережин папа, Николай Иванович, долго был принципиальным противником покупки автомобиля. Он считал, что это приносит слишком много хлопот и денежных затрат. Находясь на улице, он постоянно ругал автомобилистов, которые не соблюдают правила дорожного движения: едут на красный свет, превышают скорость. Но вот Малявины приобрели дачу, и автомобиль им просто стал необходим. Через несколько дней поле того, как Николай Иванович сел за руль, его сразу стали возмущать пешеходы, которые, по его словам, переходят дорогу «где попало» и при этом «еле – еле тащатся».

Задание: О каких социальных статусах идет речь? Какой статус Сережиного папы изменился и как? Как повлияло это изменение статуса на взгляды Николай Иванович? Как вы думаете, влияет ли статус человека на его характер, на его внешний вид, на отношение к людям? Приведите примеры.

Зависимость взглядов человека от его статуса необходимо учитывать в общении. Многое в человеке определяет и его профессиональный статус.

Физкультминутка

Задание в группах. Придумайте сценки вашего общения с людьми разных социальных статусов (мама-сын, друг-друг, учитель-ученик, учитель-директор школы).

- Заметили ли вы, что в зависимости от того, каким статусом вы обладаете, начинает меняться ваше поведение (ответы учащихся).

-Почему так происходит? (нельзя одинаково вести себя с другом, мамой, учителем, т.е. выполнять одну и ту же роль).

- А что такое социальная роль? Соберите определение из предложенных слов.

(Социальная роль-образец поведения человека, ожидаемого обществом).

Задание 5 в рабочем листе

- Какую социальную роль вы выполняете в данный момент (ученика).

- Какое ролевое поведение предполагает роль ученика? (внешний вид, внимательность, выполнение требований учителя).

-Молодцы. Другими словами, социальная роль-это то поведение, которое ожидает общество от представителя данного социального статуса. Исполнение и реализация статусных обязанностей и прав (приведите примеры). Мы ожидаем от водителя автобуса, что он будет вести автобус по расписанию, соблюдать ПДД, останавливаться в положенных местах.

- Ролевое поведение включает также образец не только действий, но и эмоциональных реакций и внешнего вида. Представьте себе профессора университета в трико, или продавщицу мяса в вечернем платье.

- Какие же существуют виды социальных ролей?

Виды социальных ролей:

  • формальные
  • неформальные

Задание 6

- Отметьте формальные роли знаком +, а неформальные – знаком -.

Продавец +

Студент +

Жених -

Гражданин РФ +

Попутчик -

Военнослужащий +

Приятель -

Учитель +

Подруга -

Пешеход -

Пассажир –

- Чем различаются эти роли? (четкость и подробность правил их исполнения).

- Например, действия военнослужащего определены особыми правилами, а роль влюбленного каждый исполняет по-своему.

- Формальные роли можно назвать безличными. Все исполнители должны играть их одинаково. И в этой связи встает вопрос о свободе человека.

- Часто бывает так, что одна роль исполняемая человеком противоречит другой. Иногда это проявляется в конкретных жизненных ситуациях. Например, вам надо подготовиться к контрольной, а мама просит помочь на даче. Бабушка пригласила вас на день рождения, а у вас важный матч.

Работа с документом – Сюжет «Сережа в ситуации ролевого конфликта» (задание 7 рабочий лист).

Сережа Малявин привык все делать в последний момент. Поэтому подготовку к контрольной работе он отложил на вечер. Как назло, в это вечер заболела бабушка и Сережа остался с братишкой .К контрольной он не подготовился, но родители были благодарны сыну, но через день ругали его за двойку. Сереже было очень обидно.

Задание: Какие социальные роли Сережа должен был исполнить вечером? Почему он должен был выполнять эти роли? В чем состоял ролевой конфликт?

5. Этап повторения

- А теперь выполним небольшой тест.(задание 8 рабочий лист)

1. Какие из перечисленных слов не характеризуют статус человека?

1) ученик, сын 2) врач, отец 3) весельчак, «душа компании» 4) отличница, школьница

2. К предписанным статусам относится

1) студент 2) внук 3) лидер класса 4) отличник

3. К достигаемым статусам не относится

1) сын 2) учительница 3) кандидат педагогических наук 4) мастер спорта

4.Верны ли следующие суждения о статусе?

А. Положение человека в малой группе, которое зависит от его личных качеств и отношения к нему окружающих, называется личным статусом.

В. Ситуация, когда хороший ученик может быть плохим внуком, называется несовпадением статусов.

1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Социальная роль – это

1) положение человека в обществе 4) совокупность статусов человека

2) ожидание, предписание поведения, соответствующего статусу

3) совокупность обязанностей человека перед обществом

6. Верны ли следующие суждения?

А. Социальный статус определяет социальные роли человека.

Б. Социальная роль для каждого статуса одна.

1) верно только А 2) верно только Б  3) верны оба суждения  4) оба суждения не верны

- Обменяйтесь своими работами с соседом по парте и поставьте оценки за работу с тестом.

- А теперь вернемся к эпиграфу. Как вы понимаете слова У.Шекспира (ответы учащихся).

Рабочий лист

1) Соберите определение из предложенных слов:в, общество, это,человек, положение,группа, или, статус

2) Сережа Малявин это задание выполнил так: школьник, внук, хозяин собаки, весельчак, староста класса. Найдите ошибку у Сергея 

3)Работа со схемой:

C:\Users\Наталья\Downloads\1 (2).png

4)Сюжет «Сережин папа изменил статус» 

Сережин папа, Николай Иванович, долго был принципиальным противником покупки автомобиля. Он считал, что это приносит слишком много хлопот и денежных затрат. Находясь на улице, он постоянно ругал автомобилистов, которые не соблюдают правила дорожного движения: едут на красный свет, превышают скорость. Но вот Малявины приобрели дачу, и автомобиль им просто стал необходим. Через несколько дней поле того, как Николай Иванович сел за руль, его сразу стали возмущать пешеходы, которые, по его словам, переходят дорогу «где попало» и при этом «еле – еле тащатся».

Задание: О каких социальных статусах идет речь? Какой статус Сережиного папы изменился и как? Как повлияло это изменение статуса на взгляды Николай Иванович? Как вы думаете, влияет ли статус человека на его характер, на его внешний вид, на отношение к людям? Приведите примеры.

5) Соберите определение из предложенных слов: общество,  образец, роль, поведение, ожидаемого, социальная, человек

6) Отметьте формальные роли знаком +, а неформальные – знаком -.

Продавец

Студент

Жених

Гражданин РФ

Попутчик

Военнослужащий

Приятель

Учитель

Подруга

Пешеход

Пассажир

7) Сюжет «Сережа в ситуации ролевого конфликта» 

Сережа Малявин привык все делать в последний момент. Поэтому подготовку к контрольной работе он отложил на вечер. Как назло, в это вечер заболела бабушка и Сережа остался с братишкой .К контрольной он не подготовился, но родители были благодарны сыну, но через день ругали его за двойку. Сереже было очень обидно.

Задание: Какие социальные роли Сережа должен был исполнить вечером? Почему он должен был выполнять эти роли? В чем состоял ролевой конфликт?

8)Решите тест

1. Какие из перечисленных слов не характеризуют статус человека?

1) ученик, сын 2) врач, отец 3) весельчак, «душа компании» 4) отличница, школьница

2. К предписанным статусам относится

1) студент 2) внук 3) лидер класса 4) отличник

3. К достигаемым статусам не относится

1) сын 2) учительница 3) кандидат педагогических наук 4) мастер спорта

4.Верны ли следующие суждения о статусе?

А. Положение человека в малой группе, которое зависит от его личных качеств и отношения к нему окружающих, называется личным статусом.

В. Ситуация, когда хороший ученик может быть плохим внуком, называется несовпадением статусов.

1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Социальная роль – это

1) положение человека в обществе    4) совокупность статусов человека

2) ожидание, предписание поведения, соответствующего статусу

3) совокупность обязанностей человека перед обществом

6. Верны ли следующие суждения?

А. Социальный статус определяет социальные роли человека.

Б. Социальная роль для каждого статуса одна.

1) верно только А 2) верно только Б  3) верны оба суждения  4) оба суждения не верны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная структура общества. Положение человека в обществе.

Презентация по обществознанию. Подготовка к экзамену 9 класс....

Сочинение "Согласны ли вы с утверждением "Человек человеку-волк"? (к литературному направлению "Человек и общество" 2017г.)

Данное сочинение написано в рамках литературного направления "Человек и общество" 2017г....

Урок – погружение (по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе») Тема: «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

Наверное, каждый из нас в мечтах представляет себя другим, лучше и успешней, в мечтах мы можем побывать в незнакомых городах и далёких странах. А вы когда-нибудь мечтали побывать в старых замках, прик...

Человек и общество: строение общества

Уважаемые выпускники! В этом году вам предстоит столкнуться с очень важной задачей - сдачей экзаменов. По статистике, обществознание является одной из самых востребованных дисциплин, которую ученики в...

Человек и общество: строение общества

Уважаемые выпускники! В этом году перед вами стоит важная миссия - сдача экзаменов. ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти. Будьте уверены: каждому, кто учился в шко...

Человек в обществе труд и социальная лестница обществознание 7 класс рабочий лист

Человек в обществе  труд и социальная лестница обществознание 7 класс рабочий лист...