главные вопросы экономики 8 класс
учебно-методический материал по обществознанию (8 класс)

Кок-Кат Буян Ооржакович

главные вопросы экономики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnye_voprosy_ekonomomiki_8_kl.odt25.54 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_buyan_oorzhakovich.ppt2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания в 8 классе «Главные вопросы экономики»

Предмет: обществознание

Класс: 8

Эпиграф урока: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов»  Автор: Лоренс Питер.

Цель урока: сформировать представление о содержании главных вопросов экономики  и способах их разрешения в разных экономических системах.

Задачи учебного занятия:

  • Раскрыть содержание основных вопросов экономики и способы их решения в различных типах экономических систем.
  • Расширить знания о роли экономики в жизни общества.
  • Закреплять практические навыки работы в паре, умение обобщать, объяснять причинно-следственные связи.

Планируемые результаты:

Научатся:  описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики – что, для кого и как производить? различать и сопоставлять основные типы экономических систем; характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах.

Получат возможность научиться : осуществлять поиск нужной информации, находить способы  решения проблемных ситуаций, формулировать собственное мнение и позицию и приходить к общему мнению; выстраивать логическую цепочку рассуждений.

Применять на практике умения: вступать в речевое общение, работать в паре, выполнять творческие проблемные задания, проводить оценку своей учебной деятельности.

Планируемые результаты:

1).Предметные:

 Научиться объяснять значение понятий; определить, понять и объяснить главные вопросы экономики;  изучить экономические системы и основные типы экономических систем, выявить  особенности экономических систем;   систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы.

2).Метапредметные:

а). Коммуникативные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, решать учебные проблемы слушать других, формулировать свою точку зрения, принимать мнение других, отстаивать свою позицию, точно и грамотно выражать свои мысли, задавать вопросы, обмениваться знаниями;

б). Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, искать и выделять необходимую информацию, выбирать средства достижения цели из предложенных, работая по составленному плану, сверяя свою действия с целью, самостоятельно исправлять ошибки;

в). Познавательные:  осуществлять расширенный поиск информации, работать с разными источниками информации, структурировать найденную информацию, обобщать факты и явления, давать определения понятий.

3). Личностные:

Формирование активной жизненной позиции, умение выражать собственное отношение к явлениям жизни, умение анализировать собственные поступки с точки зрения экономической природы человека и рационалистической модели экономического выбора, умение выражать собственное отношение к явлениям экономической жизни, уважение к экономической сфере жизни общества, понимание истинных причин успехов и неуспеха в учебной деятельности.

Вид: урок открытия новых знаний

Формы работы: индивидуальная, парная (групповая), фронтальная.

Ход учебного занятия:

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Планируемые результаты. УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Сообщает об особенностях данного урока, в ходе которого учащиеся должны научиться применять полученные знания в знакомой и измененной ситуациях, эти умения им пригодятся не только в школе, но и в жизни.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Настраиваются на изучение нового материала.

1мин

Личностныестремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Актуализация и мотивация  знаний и умений

Осуществляет проверку д/з.

1. фронтально по вопросам:

- Что такое потребности?

- Виды потребностей?

- Приведите примеры.

- Как называются средства, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности?

- Какие бывают блага?

С. 91 учебника  зад. 1 – устно

- Как следует использовать блага?

- Всегда ли человек рационален в использовании благ? Приведите примеры? К чему это может привести?

Предлагает  развить проблемную ситуацию: «Вы -  предприниматель, которому нужно вложить деньги в производство товаров или услуг», какие вопросы вам предстоит решить

Предлагает  определить тему и цели урока.

Отвечают на вопросы,  определяют возникшие трудности.

Отвечают на вопросы учителя, внимательно слушают ответы и дополняют их.

Формулируют тему урока и цели.

9 мин

Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Регулятивные:умение самостоятельно планировать пути достижения целей, уметь ставить учебные  цели и задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Познавательные:

применение ранее полученных знаний;

Личностные: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Предметные: Овладение умением изучать информацию

Изучение нового материала

1.Главные вопросы экономики

2.Экономическая система

3. Типы экономических систем

Что производить?

   

Как ?                        Для   кого?

Объясняет задание самостоятельной работы обучающихся, организует работу в группах (по рядам):  Что означают эти вопросы и в чем особенности их решения?

Знакомит с понятием экономическая система, видами экономических систем.

Экономическая система — это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить

Объясняет задание самостоятельной работы обучающихся, организует работу в группах (по рядам) :  в ходе работы с учебником заполнить таблицу в  тетради

Вопросы для срав-нения

Традиционная эконо-мика

Командная эконо-мика

Рыноч-ная эконо-мика

Смешанная экономика

Характерные черты

примеры

 Какие плюсы и минусы имеет каждая из экономических систем?

— Какая из них наиболее жизнеспособная. Почему?

Записывают тему урока в тетрадь, зарисовывают схему.

Выполняют задание, работают в группах (по рядам), отвечают на вопросы.

Делают записи.

Выполняют задание, работают в группах (по рядам)  заполняют таблицу.

1 ряд — традиционная экономика

2 ряд — командная экономика

3 ряд — рыночная экономика

Отвечают на вопросы

2мин

5мин

2мин

9мин

Познавательные:

смысловое чтение, умение анализировать, создавать, применять учебный текст для решения проблемных вопросов; характеризовать особенности решения главных вопросов экономики давать определение понятиям;

 информационно – коммуникационные:

Информационные: Поиск и организация хранения информации

Личностные: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Коммуникативные:работать индивидуально и в паре, находить общее решение и уметь вести диалог с напарником

Регулятивные:корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Предметные: Овладение умением изучать и преобразовывать учебную текстовую информацию в графическую форму (в виде сравнительной таблицы)

Осознание и осмысление полученной информации

Какая экономическая система лучше?

Говорит о смешанном типе э.с. большинства стран мира.

Предлагает учащимся   выполнить задания 1 в в учебнике пар. 12 стр.99, рубрика « в классе и дома»

Отвечают на вопросы учителя, подходят к выводу о том, что основные типы экономических систем имеют свои достоинства и недостатки, в большинстве современных государств распространена смешанная экономическая система.

Выполняют задания

делают выводы по теме урока

7 мин

Регулятивные:корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Познавательныесамостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Домашнее задание

Информирует о домашнем задании:

  1. прочитать §12, вопр. Устно,
  2.  зад. 3 с.100 учебника

Записывают домашнее задание по выбору.

1мин

Личностныепонимают значение знаний для человека и принимают его.

Рефлексия

Предлагает оценить степень своей активности на уроке по пятибалльной шкале, проанализировать что получилось, а что нет и почему

Определяют степень  своей активности на уроке по пятибалльной шкале и сдают учителю. По желанию анализируют свою деятельность на уроке.

3мин

Коммуникативные:осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Приложение для учителя.

Типы экономических систем

Тип

Характеристика

Пример

Традиционная экономика

1. Какие товары, как и для кого производить — определяют традиции, передающиеся из поколения в поколение.

2. Коллективная собственность (земля и капитал — основные факторы производства, которые принадлежат общине, племени или находятся в общем пользовании)

3. Отсталая технология производства.

4. Преобладание ручного труда.

5. Главный мотив к производству - удовлетворение собственных потребностей, преобладает натуральное хозяйство

6. Консерватизм и неприятие нововведений

В настоящее время встречается в некоторых государствах Африки, Южной Америки, у народов Полинезии, северных народов (канадские эскимосы)

Командная экономика

1. Экономические решения принимают представители государственной власти.

2. Государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.

3. Централизованное планирование, всеобщий контроль государства.

4. Отсутствие у производителя свободы выбора.

5. Отсутствие у производителя заинтересованности в повышении эффективности производства.

6. Отсутствие конкуренции.

7. Уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

8. Строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата

Ранее СССР и социалистические страны Восточной Европы.

В настоящее время Южная Корея, Куба, некоторые страны Юго-Восточной и Средней Азии

Рыночная экономика

1. Частная собственность.

2. Главный мотив к производству — получение прибыли.

3. Решение экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования.

4. Принцип индивидуализма в общественных отношениях.

5. Свобода предпринимательства, власть государства ограничена.

6. Предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.

7. Личный интерес — главный мотив экономического поведения.

8. Цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции

Не встречается в чистом виде, поскольку государство и общество регулируют экономику в различных странах в разной степени

Смешанная экономика

1. Сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования.

2. Участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).

3. Непосредственное участие государства в предоставлении материальных благ.

4. Достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.

5. Ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.

6. Экономический порядок — главные экономические вопросы решаются рынками.

7. Главный мотив к производству — личный интерес и получение прибыли

Большинство развитых (США, Англия, Германия, Франция и т. д.) и развивающихся стран мира


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вы – предприниматели , которому нужно вложить деньги в производство товаров или услуг. Какие вопросы вам предстоит решить?

Слайд 2

«Главные вопросы экономики» § 12 8 класс. Обществознание по учебнику под ред. Боголюбова Л.Н. Кок-Кат Буян Ооржакович, учитель 1 категории МБОУ Теве-Хаинской СОШ

Слайд 3

Цель урока : Познакомиться с основными вопросами, стоящими перед экономикой любого общества и особенностями функционирования основных экономических систем.

Слайд 4

План урока : 1. Нужно ли регулировать производство? 2. Экономическая система и ее функции. 3. Типы экономических систем.

Слайд 5

Повторим ограничены безграничны

Слайд 6

Повторим Свободные блага Экономические блага Пошив одежды в ателье Вода из родника Энергия ветра Мороженное Ремонт квартиры Дождь Проезд в автобусе Освещение улиц

Слайд 7

Английский писатель Джордж Бернар Шоу (1856- 1950) – утверждал: « Экономика- это умение пользоваться жизнью наилучшим образом»

Слайд 8

1. Нужно ли регулировать производство? 1. Прочитайте раздел учебника стр. 92-94., рассмотрите иллюстрации, определите главные вопросы экономики

Слайд 9

Любое общество, независимо от уровня благосостояния, должно уметь определить, какие товары, как и для кого производить. 1. ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ? Организации, предприятия, фирмы, учитывая спрос потребителя , ограниченность ресурсов, постоянно принимают решения о том, какие товары и услуги должны быть произведены с использованием имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Слайд 10

2. КАК ПРОИЗВОДИТЬ? 1. Происходит выбор : Экономические ресурсы Технологии Место размещения предприятия Использование финансовых, технических затрат Трудовые ресурсы

Слайд 11

3. ДЛЯ КОГО ПРОИВЗОДИТЬ ПРОДУКТ? Производитель учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами и решает для кого производить: для богатых (предметы роскоши), для массового потребителя (товары повседневного спроса), для бедных (дешевые товары). Посредством выбора решается проблема распределения экономических благ.

Слайд 12

Физминутка

Слайд 13

2. Экономическая система и ее функции. Различаются по 1) способу принятия решений 2) типу собственности на экономические ресурсы 3) Мотивации людей к труду

Слайд 14

Существует несколько вариантов организации экономической жизни, т.е. это ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить.

Слайд 15

3. Типы экономических систем. Традиционная Командная Рыночная

Слайд 16

1. ТРАДИЦИОННАЯ Основана на использовании ручного труда, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене. Основные экономические вопросы решаются в соответствии с традициями и обычаями (все делать так как раньше). Ведущая отрасль принадлежит сельскому хозяйству. В настоящее время традиционная экономика сохранилась в Центральной Африке, в Южно и Юго-Восточной Азии

Слайд 17

2. КОМАНДНАЯ (ПЛАНОВАЯ) Государство является собственником всех экономических и природных ресурсов. Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ. Основные экономические решение принимает государство. Что как и для кого производить государство планирует из единого центра на основе приказов, законов, плановых заданий. Производители превращались в исполнителей чужих распоряжений. Такая экономическая система была в СССР и других социалистических странах. Ведущая роль принадлежит производственной индустрии (промышленность) В настоящее время такая экономика присутствует в Северной Корее, на Кубе

Слайд 18

3. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА Рынок – совокупность экономических отношений, проявляющиеся в сфере обмена и совершения сделок Рыночная экономика основана на частной собственности, предпринимательство, конкуренция, свободное ценообразование. Каждый производитель самостоятельно принимает экономические решения в соответствии с собственными интересами и потребностями: что производить, как производить, для кого производить. В условиях свободной рыночной экономики действует правило – спрос рождает предложение.

Слайд 19

4. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА Современное хозяйство – активную роль играет и рынок и государство. Используются различные формы государственного регулирования. Частная собственность и государственная взаимодействуют. Например в хорошо развитых странах США, Япония. ВЫВОД: экономическая система способствует решению задачи эффективного использования ограниченных ресурсов. Основная задача – привести в соответствие безграничные потребности и ограниченные возможности членов общества через решение вопросов: что, как и для кого производить?

Слайд 20

Какая из экономических систем жизнеспособная, почему? Какая экономическая лучше? Что вы нового узнали сегодня?

Слайд 21

Рефлексия Мне понравилось… Очень интересно то, что… Было трудно …. Что получилось…

Слайд 22

Д.З. § 12, стр. 99 вопросы, задание 3 стр 100.

Слайд 23

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Главные вопросы экономики" обществознание 8 класс

Подвести учащихся к пониманию основной проблемы экономики, ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека; познакомить с  принципами работы рынка,   экономическая систем...

Презентация к уроку обществознания в 8 классе "Главные вопросы экономики"

В этой презентации материал сформирован в виде тезисов....

Презентация к уроку экономики в 10 классе "Главные вопросы экономики"

Презентация к уроку экономики в 10 классе "Главные вопросы экономики"...

Презентация "Главные вопросы экономики". Обществознание. 8 класс

Обществознание, 8 класс. Урок 2. Экономика. Главные вопросы экономики. По учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н....

16_01_общество_8класс_главные вопросы экономики презентация 8 класс

16_01_общество_8класс_главные вопросы экономики презентация 8 класс...

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Главные вопросы экономики"

Урок составле в соответствии с ФГОС второго поколения...