Технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Главные вопросы экономики"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме

Урок составле в соответствии с ФГОС второго поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 8 классе

Тема урока «Главные вопросы экономики»

(УМК Л.Н.Боголюбова)

Автор: Малышкина Надежда Аркадьевна, учитель истории и обществознания ГБОУ «Школа № 448»,  г.Москва, ВАО

Предмет: обществознвние;   класс: 8

Тип урока: урок открытия нового знания

Технологии: здоровьесвережения, педагогики  сотрудничества, развивающего обучения, развитие исследовательских навыков, информационно-коммуникационные

Решаемые проблемы:  Создать условия для формирования  представлений о том,  как экономика служит людям, какова роль производителя и потребителя в экономике, что и как выгодно производить, что такое прибыль, изучить  экономические системы,  факторы производства и факторные доходы . 

Основные понятия и термины: структура экономики, производство, факторы производства, факторные доходы, экономическая система, традиционная экономика, командная (плановая, централизованная) экономика, рыночная экономика, смешанная экономика.

Виды деятельности: фронтальная беседа; мозговой штурм, составление плана-конспекта урока совместно с учителем;  формирование умений добывать и реализовывать новые знания; работа в группах; коллективное выполнение проблемных заданий, предложенных учителем с помощью компьютера, учебника, словаря; составление  кластера, таблицы; обсуждение выполнения домашнего задания, обсуждение и комментирование выставленных оценок.                                                                                                                                                                                                      

Планируемые результаты:

1).Предметные:

 Научиться объяснять значение понятий; определить, понять и объяснить главные вопросы экономики;  изучить экономические системы и основные типы экономических систем, выявить  особенности экономических систем;  узнать, что такое факторы производства,  роль и значение факторов производства в экономике;  узнать  разницу между оборотным и основным капиталом, различия между физическим и финансовым капиталом; понять,  какие доходы приносят факторы производства; давать оценку экономическим явлениям;  систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы, схемы.

2).Метапредметные:

а). Коммуникативные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, решать учебные проблемы слушать других, формулировать свою точку зрения, принимать мнение других, отстаивать свою позицию, точно и грамотно выражать свои мысли, задавать вопросы, обмениваться знаниями;

б). Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, искать и выделять необходимую информацию, выбирать средства достижения цели из предложенных, работая по составленному плану, сверяя свою действия с целью, самостоятельно исправлять ошибки;

в). Познавательные:  осуществлять расширенный поиск информации, работать с разными источниками информации, структурировать найденную информацию, обобщать факты и явления, давать определения понятий.

3). Личностные:

Формирование активной жизненной позиции, умение выражать собственное отношение к явлениям жизни, умение анализировать собственные поступки с точки зрения экономической природы человека и рационалистической модели экономического выбора, умение выражать собственное отношение к явлениям экономической жизни, уважение к экономической сфере жизни общества, понимание истинных причин успехов и неуспеха в учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, 4-ре ноутбука, интерактивная доска , авторская презентация, учебник, словари.

               

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Учитель: Малышкина Н.А.

Предмет:  обществознание; класс: 8

Тема:  Главные вопросы экономики

Учебник:  Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И. Введение в обществознание :учебник для 8-9 кл. под ред. Л.Н.Боголюбова, 12-е изд.,М, Просвещение, 2008

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М.Лопухов, М.: Айрис-пресс, 2014.

Контрольно-измерительные материалы Обществознание. 8 класс. Сост.  А.В.Поздеев. М.: ВАКО, 2015.

Слайды для повторения (четыре слайда) из презентации © С.К. Свечникова, 2006-2007 svechnikov-sk@mail.ru ( evg3097@mail.ru)

 Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые  результаты

 Предметные

 УУД

(Познавательные

Коммуникативные
Регулятивные).

 Мотивация

учебной деятельности

Рассматривают слайды презентации,   формулируют тему урока , предлагают  свои варианты плана урока (мозговой штурм), которые записываются одним из учеников на доске, обсуждают вместе с учителем план урока и создают оптимальный вариант плана урока.

1. Структура экономики

2. Экономические потоки

3. Роль производства в экономике

4. Главные вопросы экономики:

   а) что производить;

   б) как производить;

   в) для кого производить

5.  Факторы производства, их роль в экономике.     Факторные доходы

   а) труд;

   б) земля;

   в) капитал;

   г) предпринимательские способности;

   д) информация

6. Понятие «технология»

7.  Экономические системы

   а) традиционная;

   б) командно – административная;

   в) рыночная;

   г) смешаная

   

 

Учитель подводит учащихся к

пониманию темы, предлагая уч-ся самим назвать тему урока , составить план урока. (Технология «мозгового штурма»). Записывает на доске предложения учащихся по плану проведения урока; помогает учащимся составить оптимальный вариант плана

Просмотр слайдов.

- Скажите,  нужны ли были людям эпохи средневековья ресурсосберегающие лампочки, а нам лучины?

-Как вы думаете, какие товары необходимо выпускать для удовлетворения потребностей всех слоев  общества ?

-Как экономика решала  эти проблемы в разные исторические эпохи и как решает сейчас?

-Какие вопросы в экономике, по вашему мнению, являются главными?

-Все ли экономические ресурсы используются при производстве товаров?

-Кто из вас знает как называются экономические ресурсы, которые используют при производстве товаров и услуг?

-Существуют ли правила взаимодействия в экономике?

Всегда ли  эти правила были одинаковы? Как они менялись?

-Предлагаю вам составить возможный план урока.

1.владение  обществоведческой терминологией,

2.умение объяснять значение понятий;

3.определить, понять и объяснить главные вопросы экономики;  4.изучить экономические системы и основные типы экономических систем,

5.выявить  особенности экономических систем;

6. узнать, что такое факторы производства,  7.понять роль и значение факторов производства в экономике;

 8.узнать  разницу между оборотным и основным капиталом, различия между физическим и финансовым капиталом;

 9.понять,  какие доходы приносят факторы производства; 10.давать оценку экономическим явлениям;  11.систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде схемы(кластера), таблицы.

Регулятивные:

1.целеполагание  т.е. постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

2.планирование , т.е.последовательность  промежуточных целей с учетом конечного результата;

3.оценка, т.е. осознание учащимися того. Что уже усвоено , оценка результатов работы и что еще нужно усвоить, осознание качества усвоения;

4. контроль  в форме сличения способа действия и его результата

5.коррекция:  вносят необходимые дополнения, коррективы в план и способ действия с учетом оценки результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

Коммуникативные:

1.планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников;

2.инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

3.умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

4.владение монологической и диалогической формами речи

Познавательные: 

1.Формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов;

2.выделять существенную информацию;

3.определять понятия,  делать обобщения;

4. Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

5.устанавливать причинно-следственные связи;

6.строить логические рассуждения, умозаключения;

7.высказывать аргументированные суждения

8. анализировать и обобщать факты;

9.формулировать и обосновывать выводы;

10.решать творческие задачи;

11.представлять результаты своей деятельности

Актуализация знаний

Ученики разделены на 4-ре группы. Группы отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга, показывают выполненное домашнее задание в тетради, поясняют  его, высказывают свое мнение о главных вопросах экономики , приводят примеры из жизни и собственного опыта.

Проводит проверку знаний и подводит уч-ся к знакомству с новой темой.

Учитель задает вопросы

1.Чему была посвящена тема предыдущего урока?

-Дайте два определения понятия общество

2. Какое значение имело слово «экономика» первоначально, кто его придумал?

3. Кто является участником экономических отношений

4. Что такое  «домохозяйство»?

5. Разделите потребности человека на три группы

 6. Для чего необходимо удовлетворять потребности?

7.С помощью каких средств человек удовлетворяет свои потребности?

8.Какие бывают блага  как получены, кому доступны?

9. Разделите материальные блага на две большие группы.

10. Что является главной проблемой экономических благ?

11. Отметим основные понятия экономики.

12. Называем главную задачу экономики

13. Как вы думаете, какие вопросы в экономике являются главными?

.

 Изучение нового материала:

 а) Самостоятельная познавательная деятельность;

б)школьная лекция

1.Учащиеся в группах отрабатывают:

- навык работы с учебником

- навык работы со словарем,

- навык работы с интернетом

2.Работа в группах:

  - чтение текста с отметками на полях,

  - совместное обсуждение текста,

  - отвечают на вопросы учителя,

   -извлекают  необходимую  информацию из  учебника , словаря, Интернета

 3. Коллективно составляют схему (кластер)  «Главные вопросы экономики»

1.Учитель организует работу со словарем, демонстрирует слайды

2.Организует  работу групп с текстом учебника

3. Организует работу с интернетом

4. Проверяет правильность выполненной работы, показывая слайды с ответами

 

 

 Работаем с текстом учебника и находим  ответы на вопросы. проверяем ответы по слайдам:

1Виды экономической деятельности   это…

2. Какое значение имеет понятие отрасли экономики , на какие две группы их можно разделить?

3.Какие главные вопросы экономики вы нашли? Составляем схему коллективно на доске( приглашает по одному представителю от группы).Помогаем своим товарищам.

Проверяем.

4. Какую роль играет производство в экономике?

5. Ищем в интернете ответы на следующие вопросы:

-Что такое факторы производства?

-Назовите виды факторов производства, как факторы связаны с производством?

-Почему деньги не являются фактором производства?

6.Что такое прибыль?

7. Что означает термин технология?

Проверим  свои ответы

 8. Способ организации хозяйственной жизни общества это…

Ответ ищем в интернете

 Проверяем свои ответы

 9.Рссматриваем виды экономических  систем.

Сверим свои ответы

.

 Закрепление нового материала

Работа в мини-группах по  2-3 человека над предложенными учителем темами синквейна.  

Организация работы учащихся по закреплению материала

 Каждая группа составляет синквейн к  одному из понятий: 1.струтура экономики

2.Главные вопросы экономики

3.Фокторы производства

4.Экономические системы

Проверяем.

Контроль

Работа  в группах над тестом. Две группы работают над вариантом №1, две другие группы работают над вариантом №2. Группы сверяют правильность своих ответов, обсуждают полученные результаты между собой, советуются с учителем, оценивают результаты   работы другой группы (ставят отметку).

Организация работы по выполнению тестовых заданий

-Выполнить тестовые задания № 14 в печатной рабочей тетради по вариантам 1 и 2.

-Группы сверяют свои ответы

-Исправляют ответы и выставляют друг другу отметку за работу с тестом.

 Рефлексия

Оценивают свою работу и работу товарищей на уроке, отвечая на вопросы учителя в тетради письменно

Организация этапа рефлексии

Дает задания группам учащихся

Оценка полученных учащимися знания

Ответьте на в тетради на следующие  вопросы:

-мне было интересно/неинтересно на уроке;

-я работал хорошо/плохо;

-я  доволен/недоволен  работой своей группы;

-я много узнал нового на уроке;

-я ничего нового не узнал на уроке;

-я хотел бы узнать о…

Домашнее задание

Записывают домашнее задание, уточняют его у учителя

Организует  работу по фиксации учащимися домашнего задания

Записываем домашнее задание.

У кого есть вопросы по домашнему заданию?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обществознания 8 класс "Экономика и ее роль в жизни общества"

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Экономика и ее роль  в жизни общества"...

Технологическая карта урока обществознания "Экономика семьи"

Технологическая карта урока обществознания "Экономика семьи"...

Технологическая карта урока обществознания по теме "Роль государства в экономике"

Технологическая карта урока обществознания по теме "Роль государства в экономике"...

Технологическая карта урока обществознания на тему "Экономика и ее основные участники" 7 класс

Знакомство учащихся с отдельными сторонами экономических отношений,  формирование представления об экономике, как сфере жизни общества, ее основных проявлениях и участниках...

Технологическая карта урока обществознания в 7 классе. Экономика и ее участники

Цель урока – сформировать у учащихся представление об экономике, о ее роли в жизни людей,  продолжить развитие УУД в соответствии с запланированными предметными, метапредметными и личностны...