Главные вкладки

    Технологическая карта урока обществознания "Экономика семьи"
    методическая разработка по обществознанию (7 класс) на тему

    Симонова Инна Николаевна

    Технологическая карта урока обществознания "Экономика семьи"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon ekosim.zip676.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Экономика семьи»

    Урок обществознания. 7 кл.

    Ресурсы:

    - учебник «Обществознание» 7 кл. под  ред. Л.Н. Боголюбова.  §18 Издательство: Москва «Просвещение», 2009 г.;

    - рабочие листы;

    - презентация к уроку.

    Цели: после занятия участники смогут

    - дать определения понятиям «доход», «расход», «бюджет», «дефицит», «профицит», «баланс»;

    - планировать  расходы, доходы семьи, определять семейный бюджет;

    - продолжить формирование умений анализировать текст, заполнять схему, выступать публично;

    - задуматься над взаимосвязью между семейной экономикой и экономикой государства.

    Словарь урока:

    Доход - это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность.

    Расход – это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг.

    Бюджет – предварительно составленная роспись будущих доходов и предполагаемых расходов на некоторый период времени.

    Дефицит – если в семье расходов больше, чем доходов.

    Баланс – если семья рационально расходует деньги и сумма расходов равна сумме доходов.

    Профицит – ситуация в семье, когда доходов больше чем расходов. Такую семью можно назвать экономной.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Проверка домашнего задания (5 минут)

    Выполнение тестов (вариант 1 и 2, см. Приложение 1.)

    1. Изучение нового материала.

    План урока.

    1. Ресурсы семьи.
    2. Доходы и расходы семьи.
    3. Что такое семейный бюджет.
    4. Без нужды живет, кто деньги бережет.

    Вопрос 1. Ресурсы семьи.

    Методы, приемы обучения

    Задания обучающимся

    - ответ на вопрос

    - анализ текста

    - заполнение схемы

    -анализ текста (см. Приложение 2)

    1. Вспомните, что такое ресурсы?

    2. Прочитайте текст §18 на стр. 190, 192

    3. Заполните схему «Ресурсы семьи»

    4.Какие семейные ресурсы перечислены ниже?

    Вывод учителя: У любой семьи есть свое хозяйство. Его элементами являются дом (квартира), имущество, денежные средства. В нем целесообразно распределяется домашний труд и организуется отдых, питание, периодически пополняется и обновляется имущество.

    Вопрос 2. Доходы и расходы семьи.

    - работа с понятием, запись определения в тетрадь

    - объяснение учителя с использованием текстовой схемы (при возможности мультимедийной презентации)

    - обучающиеся записывают схему «Доходы семьи» в тетрадь

    - анализ текста (см. Приложение 3)

    - представление и анализ данных, полученных обучающимися при социологическом опросе с использованием диаграмм (при возможности мультимедийной презентации) (см. Приложение 4.)

    - ответ на проблемный вопрос

    - вывод учителя

    - ответ на проблемный вопрос

    - объяснение учителя

    - комментарий учителя

    - работа с понятием, запись определения в тетрадь

    - ответ на проблемный вопрос

    - объяснение учителя с использованием текстовой (логической) схемы (при возможности мультимедийной презентации)

    - обучающиеся записывают схему в тетрадь

    - ответы на проблемные вопросы по диаграмме (при возможности мультимедийной презентации)

    - вывод учителя

    - ответы на проблемные вопросы по диаграмме (при возможности мультимедийной презентации)

    1. Доход - это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность.

    2.

    3.Какие из перечисленных   источников доходов относятся к фиксированным, а какие к переменным?

    4.Источники семейных доходов жителей п. Хомутово.

    5.Какие выводы можно сделать по результатам опроса?

    - Абсолютное большинство семей живет в условиях ограниченных ресурсов, поэтому многие подростки хотят помочь своим родителям увеличить семейные доходы.

     6.- Как вы можете это сделать?

    7. Трудовой  кодекс РФ о трудоустройстве подростков.

    В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации подросток с 14 лет может с согласия одного из родителей в свободное от учебы время трудиться по договору, выполняя легкую работу. При этом продолжительность трудовой смены 14-16-летнего подростка, совмещающего работу с учебой, не должна превышать 2,5 часа, 16-18-летнего – 3,5 часа в день, ночной труд запрещается.

    Работа по договору подростков моложе 14 лет с согласия одного из родителей допускается только в сфере искусства (например, кино, театр, цирк).

    В любом случае дополнительная работа подростка не должна угрожать его здоровью, мешать обучению в школе (колледже и т.п.).

    8. - Мы с вами говорили и о том, что у каждой семьи есть свои потребности, которые ей необходимо удовлетворять в большинстве своём случаев с помощью денег. Естественно, чем больше потребности, тем больше требуется денег и тем больше расходов у семьи.

    9. Расход – это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг.

    10. Приведите примеры расходов.

    11.

    12. Меняются ли потребности человека с увеличением доходов? Как они меняются?

    13. С ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище, коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на культурные и иные материальные и нематериальные нужды заметно возрастает Итак, чем выше доходы, тем ниже доля затрат на насущные потребности. Анализ структуры семейных расходов позволяет сравнить уровень благосостояния граждан разных стран мира и определить уровень благосостояния граждан своей страны.

    14. Определите по диаграмме уровень благосостояния граждан России.  Какие государства лидируют?

    Комментарий учителя: Теперь, зная, что такое «доходы» и «расходы» мы с вами сможем разобраться с ответом на вопрос: «Что такое бюджет?».

    1. Что такое семейный бюджет

    - работа с определением, запись определения в тетрадь

    - объяснение учителя с использованием текстовых схем (при возможности мультимедийной презентации)

    - обучающиеся записывают схему и понятия в тетрадь

    - ответ на проблемный вопрос

    1. Бюджет – предварительно составленная роспись будущих доходов и предполагаемых расходов на некоторый период времени.

    2. 1. Дефицит – если в семье расходов больше, чем доходов.

    Доходы < Расходы – дефицит бюджета

    Объясните, когда может произойти такая ситуация.

    2. Баланс – если семья рационально расходует деньги и сумма расходов равна сумме доходов.

    Доходы = Расходы – баланс

    3.Профицит – ситуация в семье, когда доходов больше чем расходов. Такую семью можно назвать экономной.

    Доходы > Расходы – профицит бюджета

    3. Попытайтесь представить, что произойдет, если семья не будет заботиться о своем бюджете.

    Вопрос 4. Без нужды живет, кто деньги бережет.

    Комментарий учителя: «Без нужды живет, кто деньги бережет». Эта русская пословица в полной мере относится к ресурсам семьи. Дело в том, что возможности отдельного человека и семьи в целом ограничены. Ограничен не только доход, но и физические, интеллектуальные, материальные возможности, свободное время домочадцев.

    Как рационально организовать домашнее хозяйство?  В этом вопросе  ваши родители более опытны, чем вы. Поэтому они вам дома помогут разобраться с этим вопросом.

    - самостоятельное домашнее изучение (с привлечением родителей)

    - комментарии учителя к выполнению домашнего задания

    1. Посовещайтесь в семьях и дайте советы, как можно сэкономить денежные средства, когда денег в семье немного.

    Вывод учителя:  Что ж, думаю, на главные вопросы нашего урока мы ответили. А сейчас давайте вспомним вопрос, который был поставлен в начале урока.

    4.Закрепление изученного материала.

    - ответ на проблемный вопрос в трех предложениях (письменная работа в парах) с последующей проверкой (2-3 минуты)

    - Как влияет экономика семьи на экономику государства?

    Вывод учителя: Итак, экономика семьи оказывает непосредственное влияние на экономику государства и от того, как государство будет решать основные экономические задачи, зависит и то, какой будет жизнь граждан и уровень благосостояния каждой семьи и отдельной личности.

    5.Подведение итогов урока.

    - оценивание работы обучающихся с комментариями

    - составление бюджета урока

    У каждого из вас на парте есть кружочек. Представьте, что это монетка. Выходя из класса, опустите ее в файл с надписью «Доходы», если вы получили сегодня больше знаний, чем израсходовали, если этот урок был для вас интересен и полезен. А если вы только отдали свои знания, не получив ничего и не узнали для себя что-то новое, опустите свою монетку в файл с надписью «Расходы».

    Домашнее задание.

    - Параграф 18, записи в тетради,

    - «Жил на свете человек» - стр. 195,

    - Как сэкономить?

    - Повторить параграфы 12-17.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Приложение 1. Тестирование по теме: «Деньги и их функции»

    Фамилия, имя_________________________________________________

    Вариант -1

    А1. Что такое эквивалент?

    1. внешне похожие предметы              3) все произведенное человеком
    2. товар-посредник                                4) дорогостоящий товар

    А2.Что из перечисленного не относится к важнейшим функциям денег?

    1. способность денег обмениваться на любой другой товар
    2. способность денег стать богатством
    3. способность денег быть мерой стоимости любого товара
    4. способность денег заканчиваться в самый неподходящий момент

    А3. Верны ли суждения о функциях денег:

    А) деньги могут определить стоимость любого товара;

    Б) деньгами можно оплатить товар или услугу.

    1) верно только А                                   3) верны оба суждения

    2) верно только Б                                    4) оба суждения неверны

    А4. Верно ли, что:

    А) валютой называют товар, произведенный за пределами страны;

    Б) в нашей стране валюта иностранных государств принимается в магазинах наравне с рублями.

    1) верно только А                                   3) верны оба суждения

    2) верно только Б                                    4) оба суждения неверны

    В1. В каких из перечисленных ниже примеров деньги выступают в качестве меры стоимости?

    1. Цена товара, выставленная в магазине
    2. Получение денежного перевода
    3. Выплата заработной платы
    4. Определение суммы, необходимой для совершения покупок
    5. Сумма, взятая в поездку за границу
    6. Стоимость товара на рынке

    Ответ: __________________________________

    Тестирование по теме: «Деньги и их функции»

    Фамилия, имя_________________________________________________

    Вариант – 2

    А1. Одной из самых важных функций денег является:

    1. Быть символом государства             3) содержать драгоценные металлы
    2. Быть мерой стоимости                      4) быть ювелирным украшением

    А2. К безналичным деньгам относятся:

    1. Чеки                                       3) монеты
    2. Купюры                                4) банкноты

    А3.Верно ли, что:

    А) роль денег в прошлом могли играть раковины и кусочки меха;

    Б) первые монеты в истории появились в Лидии.

    1) верно только А                                   3) верны оба суждения

    2) верно только Б                                    4) оба суждения неверны

    А4. Верно ли, что:

    А) название «копейка» связано с изображением на монете всадника с копьем;

    Б) все больше граждан нашей страны пользуются пластиковыми картами.

    1) верно только А                                   3) верны оба суждения

    2) верно только Б                                    4) оба суждения неверны

    В1. Установите соответствие между приведенными понятиями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    1. Деньги

    1. Валюта

    1. Купюра

    А) денежная единица страны, используемая в данном государстве

    Б) денежный знак (бумажные деньги) с обозначенной на ней номинальной стоимостью

    В) особый товар, используемый в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров

    Ответ:

    1

    2

    3

    Приложение 2.  Ресурсы семьи

    - Какие семейные ресурсы перечислены ниже?

    Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учится в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.

    Приложение 3. Доходы семьи.

    Какие из перечисленных источников доходов относятся к фиксированным, а какие к переменным?

    В выходные семья решила поехать в санаторий. Для этого было решено набрать сумму денег, которая позволит выкупить путевки на всех членов семьи без ущерба для семейного бюджета. В начале недели бабушка получила пенсию. Во вторник папа отремонтировал автомобиль соседей и получил за это денежное вознаграждение, а в среду ему выплатили ежемесячную заработную плату и премию по итогам месяца. Целую неделю дети разносили рекламные проспекты и тоже внесли свой вклад в семейный бюджет. Вошла в бюджет и зарплата мамы, которая была чуть меньше обычной, так как ее предприятие закупило новое оборудование, но не успело его запустить в производство. Так к концу недели нужная сумма для семейного отдыха была набрана.

    Приложение 4. В помощь юному социологу

    Памятка «Юному социологу»:

    1. Подойдя к опрашиваемому, необходимо:

    поздороваться;

    представиться (назвать имя, класс, школу);

    рассказать о целях социологического опроса;

    попросить ответить на вопросы.

    2. Получив согласие, попросить представиться (не настаивать, если опрашиваемый не хочет назвать фамилию и имя), сообщить возраст, профессию.

    3. Задать вопросы, как можно подробнее записать ответы.

    4. Поблагодарить и попрощаться.

    5. Если человек не хочет вступать в беседу, вежливо извиниться перед ним и отойти.

    Виды семейных ресурсов

    № п/п

    Фамилия, имя, отчество

    Возраст

    Место работы

    Ответ на вопрос: «Ваши основные источники семейных доходов»

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по теме "Семья"

    Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по теме "Семья"...

    Технологическая карта урока "Семья" во 2 классе по учебному предмету "Английский язык" по УМК "Английский язык" под редакцией Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, Ж. Перрет

    Технологическая карта урока позволяет спланировать урок поэтапно, распределить материал так, чтобы частное и целое излагаемого материала были поняты и усвоены учеником максимально глубоко....

    технологическая карта урока "моя семья" в 6 классе.

    Введение и закрепление новых слов по теме "Семья". Разработка урока по ФГОС....

    Технологическая карта . Урок 65. В.Г.Короленко. В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ. ДВЕ СЕМЬИ-ДВЕ СУДЬБЫ.Урок общеметодологической направленности 5 класс

    Технологическая карта .  Урок 65. В.Г.Короленко. В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ.  ДВЕ СЕМЬИ-ДВЕ СУДЬБЫ.Урок общеметодологической направленности 5 класс...

    Технологическая карта урока родного языка в 5 классе по ФГОС .Обобщающий урок по теме «Бинонты цард» - «Жизнь семьи» .

    Технологическая карта  урока в 5 классе по ФГОС "Жизнь семьи". Урок актуализации знаний и умений нацелен на формирование ключевых языковых компетенций, на воспитание осознанного от...

    Технологическая карта урока Моя семья, 5 класс

    технологическая карта урока английского языка по теме "Моя семья", в 5 классе, разработанная по учебнику Spotlight-5. Урок-повторения и обобщения полученных знаний. к уроку прилается авторск...

    Технологическая карта урока "Бюджет семьи"

    Технологическая карта урока в технологии проектной деятельностиУрок технологии в 8 классе по теме: «Бюджет семьи.»...