Технологическая карта урока обществознания "Экономика семьи"
методическая разработка по обществознанию (7 класс) на тему

Симонова Инна Николаевна

Технологическая карта урока обществознания "Экономика семьи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ekosim.zip676.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Экономика семьи»

Урок обществознания. 7 кл.

Ресурсы:

- учебник «Обществознание» 7 кл. под  ред. Л.Н. Боголюбова.  §18 Издательство: Москва «Просвещение», 2009 г.;

- рабочие листы;

- презентация к уроку.

Цели: после занятия участники смогут

- дать определения понятиям «доход», «расход», «бюджет», «дефицит», «профицит», «баланс»;

- планировать  расходы, доходы семьи, определять семейный бюджет;

- продолжить формирование умений анализировать текст, заполнять схему, выступать публично;

- задуматься над взаимосвязью между семейной экономикой и экономикой государства.

Словарь урока:

Доход - это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность.

Расход – это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг.

Бюджет – предварительно составленная роспись будущих доходов и предполагаемых расходов на некоторый период времени.

Дефицит – если в семье расходов больше, чем доходов.

Баланс – если семья рационально расходует деньги и сумма расходов равна сумме доходов.

Профицит – ситуация в семье, когда доходов больше чем расходов. Такую семью можно назвать экономной.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания (5 минут)

Выполнение тестов (вариант 1 и 2, см. Приложение 1.)

  1. Изучение нового материала.

План урока.

  1. Ресурсы семьи.
  2. Доходы и расходы семьи.
  3. Что такое семейный бюджет.
  4. Без нужды живет, кто деньги бережет.

Вопрос 1. Ресурсы семьи.

Методы, приемы обучения

Задания обучающимся

- ответ на вопрос

- анализ текста

- заполнение схемы

-анализ текста (см. Приложение 2)

1. Вспомните, что такое ресурсы?

2. Прочитайте текст §18 на стр. 190, 192

3. Заполните схему «Ресурсы семьи»

4.Какие семейные ресурсы перечислены ниже?

Вывод учителя: У любой семьи есть свое хозяйство. Его элементами являются дом (квартира), имущество, денежные средства. В нем целесообразно распределяется домашний труд и организуется отдых, питание, периодически пополняется и обновляется имущество.

Вопрос 2. Доходы и расходы семьи.

- работа с понятием, запись определения в тетрадь

- объяснение учителя с использованием текстовой схемы (при возможности мультимедийной презентации)

- обучающиеся записывают схему «Доходы семьи» в тетрадь

- анализ текста (см. Приложение 3)

- представление и анализ данных, полученных обучающимися при социологическом опросе с использованием диаграмм (при возможности мультимедийной презентации) (см. Приложение 4.)

- ответ на проблемный вопрос

- вывод учителя

- ответ на проблемный вопрос

- объяснение учителя

- комментарий учителя

- работа с понятием, запись определения в тетрадь

- ответ на проблемный вопрос

- объяснение учителя с использованием текстовой (логической) схемы (при возможности мультимедийной презентации)

- обучающиеся записывают схему в тетрадь

- ответы на проблемные вопросы по диаграмме (при возможности мультимедийной презентации)

- вывод учителя

- ответы на проблемные вопросы по диаграмме (при возможности мультимедийной презентации)

1. Доход - это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность.

2.

3.Какие из перечисленных   источников доходов относятся к фиксированным, а какие к переменным?

4.Источники семейных доходов жителей п. Хомутово.

5.Какие выводы можно сделать по результатам опроса?

- Абсолютное большинство семей живет в условиях ограниченных ресурсов, поэтому многие подростки хотят помочь своим родителям увеличить семейные доходы.

 6.- Как вы можете это сделать?

7. Трудовой  кодекс РФ о трудоустройстве подростков.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации подросток с 14 лет может с согласия одного из родителей в свободное от учебы время трудиться по договору, выполняя легкую работу. При этом продолжительность трудовой смены 14-16-летнего подростка, совмещающего работу с учебой, не должна превышать 2,5 часа, 16-18-летнего – 3,5 часа в день, ночной труд запрещается.

Работа по договору подростков моложе 14 лет с согласия одного из родителей допускается только в сфере искусства (например, кино, театр, цирк).

В любом случае дополнительная работа подростка не должна угрожать его здоровью, мешать обучению в школе (колледже и т.п.).

8. - Мы с вами говорили и о том, что у каждой семьи есть свои потребности, которые ей необходимо удовлетворять в большинстве своём случаев с помощью денег. Естественно, чем больше потребности, тем больше требуется денег и тем больше расходов у семьи.

9. Расход – это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг.

10. Приведите примеры расходов.

11.

12. Меняются ли потребности человека с увеличением доходов? Как они меняются?

13. С ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище, коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на культурные и иные материальные и нематериальные нужды заметно возрастает Итак, чем выше доходы, тем ниже доля затрат на насущные потребности. Анализ структуры семейных расходов позволяет сравнить уровень благосостояния граждан разных стран мира и определить уровень благосостояния граждан своей страны.

14. Определите по диаграмме уровень благосостояния граждан России.  Какие государства лидируют?

Комментарий учителя: Теперь, зная, что такое «доходы» и «расходы» мы с вами сможем разобраться с ответом на вопрос: «Что такое бюджет?».

  1. Что такое семейный бюджет

- работа с определением, запись определения в тетрадь

- объяснение учителя с использованием текстовых схем (при возможности мультимедийной презентации)

- обучающиеся записывают схему и понятия в тетрадь

- ответ на проблемный вопрос

1. Бюджет – предварительно составленная роспись будущих доходов и предполагаемых расходов на некоторый период времени.

2. 1. Дефицит – если в семье расходов больше, чем доходов.

Доходы < Расходы – дефицит бюджета

Объясните, когда может произойти такая ситуация.

2. Баланс – если семья рационально расходует деньги и сумма расходов равна сумме доходов.

Доходы = Расходы – баланс

3.Профицит – ситуация в семье, когда доходов больше чем расходов. Такую семью можно назвать экономной.

Доходы > Расходы – профицит бюджета

3. Попытайтесь представить, что произойдет, если семья не будет заботиться о своем бюджете.

Вопрос 4. Без нужды живет, кто деньги бережет.

Комментарий учителя: «Без нужды живет, кто деньги бережет». Эта русская пословица в полной мере относится к ресурсам семьи. Дело в том, что возможности отдельного человека и семьи в целом ограничены. Ограничен не только доход, но и физические, интеллектуальные, материальные возможности, свободное время домочадцев.

Как рационально организовать домашнее хозяйство?  В этом вопросе  ваши родители более опытны, чем вы. Поэтому они вам дома помогут разобраться с этим вопросом.

- самостоятельное домашнее изучение (с привлечением родителей)

- комментарии учителя к выполнению домашнего задания

1. Посовещайтесь в семьях и дайте советы, как можно сэкономить денежные средства, когда денег в семье немного.

Вывод учителя:  Что ж, думаю, на главные вопросы нашего урока мы ответили. А сейчас давайте вспомним вопрос, который был поставлен в начале урока.

4.Закрепление изученного материала.

- ответ на проблемный вопрос в трех предложениях (письменная работа в парах) с последующей проверкой (2-3 минуты)

- Как влияет экономика семьи на экономику государства?

Вывод учителя: Итак, экономика семьи оказывает непосредственное влияние на экономику государства и от того, как государство будет решать основные экономические задачи, зависит и то, какой будет жизнь граждан и уровень благосостояния каждой семьи и отдельной личности.

5.Подведение итогов урока.

- оценивание работы обучающихся с комментариями

- составление бюджета урока

У каждого из вас на парте есть кружочек. Представьте, что это монетка. Выходя из класса, опустите ее в файл с надписью «Доходы», если вы получили сегодня больше знаний, чем израсходовали, если этот урок был для вас интересен и полезен. А если вы только отдали свои знания, не получив ничего и не узнали для себя что-то новое, опустите свою монетку в файл с надписью «Расходы».

Домашнее задание.

- Параграф 18, записи в тетради,

- «Жил на свете человек» - стр. 195,

- Как сэкономить?

- Повторить параграфы 12-17.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Тестирование по теме: «Деньги и их функции»

Фамилия, имя_________________________________________________

Вариант -1

А1. Что такое эквивалент?

  1. внешне похожие предметы              3) все произведенное человеком
  2. товар-посредник                                4) дорогостоящий товар

А2.Что из перечисленного не относится к важнейшим функциям денег?

  1. способность денег обмениваться на любой другой товар
  2. способность денег стать богатством
  3. способность денег быть мерой стоимости любого товара
  4. способность денег заканчиваться в самый неподходящий момент

А3. Верны ли суждения о функциях денег:

А) деньги могут определить стоимость любого товара;

Б) деньгами можно оплатить товар или услугу.

1) верно только А                                   3) верны оба суждения

2) верно только Б                                    4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что:

А) валютой называют товар, произведенный за пределами страны;

Б) в нашей стране валюта иностранных государств принимается в магазинах наравне с рублями.

1) верно только А                                   3) верны оба суждения

2) верно только Б                                    4) оба суждения неверны

В1. В каких из перечисленных ниже примеров деньги выступают в качестве меры стоимости?

  1. Цена товара, выставленная в магазине
  2. Получение денежного перевода
  3. Выплата заработной платы
  4. Определение суммы, необходимой для совершения покупок
  5. Сумма, взятая в поездку за границу
  6. Стоимость товара на рынке

Ответ: __________________________________

Тестирование по теме: «Деньги и их функции»

Фамилия, имя_________________________________________________

Вариант – 2

А1. Одной из самых важных функций денег является:

  1. Быть символом государства             3) содержать драгоценные металлы
  2. Быть мерой стоимости                      4) быть ювелирным украшением

А2. К безналичным деньгам относятся:

  1. Чеки                                       3) монеты
  2. Купюры                                4) банкноты

А3.Верно ли, что:

А) роль денег в прошлом могли играть раковины и кусочки меха;

Б) первые монеты в истории появились в Лидии.

1) верно только А                                   3) верны оба суждения

2) верно только Б                                    4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что:

А) название «копейка» связано с изображением на монете всадника с копьем;

Б) все больше граждан нашей страны пользуются пластиковыми картами.

1) верно только А                                   3) верны оба суждения

2) верно только Б                                    4) оба суждения неверны

В1. Установите соответствие между приведенными понятиями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  1. Деньги

  1. Валюта

  1. Купюра

А) денежная единица страны, используемая в данном государстве

Б) денежный знак (бумажные деньги) с обозначенной на ней номинальной стоимостью

В) особый товар, используемый в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров

Ответ:

1

2

3

Приложение 2.  Ресурсы семьи

- Какие семейные ресурсы перечислены ниже?

Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учится в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.

Приложение 3. Доходы семьи.

Какие из перечисленных источников доходов относятся к фиксированным, а какие к переменным?

В выходные семья решила поехать в санаторий. Для этого было решено набрать сумму денег, которая позволит выкупить путевки на всех членов семьи без ущерба для семейного бюджета. В начале недели бабушка получила пенсию. Во вторник папа отремонтировал автомобиль соседей и получил за это денежное вознаграждение, а в среду ему выплатили ежемесячную заработную плату и премию по итогам месяца. Целую неделю дети разносили рекламные проспекты и тоже внесли свой вклад в семейный бюджет. Вошла в бюджет и зарплата мамы, которая была чуть меньше обычной, так как ее предприятие закупило новое оборудование, но не успело его запустить в производство. Так к концу недели нужная сумма для семейного отдыха была набрана.

Приложение 4. В помощь юному социологу

Памятка «Юному социологу»:

1. Подойдя к опрашиваемому, необходимо:

поздороваться;

представиться (назвать имя, класс, школу);

рассказать о целях социологического опроса;

попросить ответить на вопросы.

2. Получив согласие, попросить представиться (не настаивать, если опрашиваемый не хочет назвать фамилию и имя), сообщить возраст, профессию.

3. Задать вопросы, как можно подробнее записать ответы.

4. Поблагодарить и попрощаться.

5. Если человек не хочет вступать в беседу, вежливо извиниться перед ним и отойти.

Виды семейных ресурсов

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Возраст

Место работы

Ответ на вопрос: «Ваши основные источники семейных доходов»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по теме "Семья"

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по теме "Семья"...

Технологическая карта урока "Семья" во 2 классе по учебному предмету "Английский язык" по УМК "Английский язык" под редакцией Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, Ж. Перрет

Технологическая карта урока позволяет спланировать урок поэтапно, распределить материал так, чтобы частное и целое излагаемого материала были поняты и усвоены учеником максимально глубоко....

технологическая карта урока "моя семья" в 6 классе.

Введение и закрепление новых слов по теме "Семья". Разработка урока по ФГОС....

Технологическая карта . Урок 65. В.Г.Короленко. В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ. ДВЕ СЕМЬИ-ДВЕ СУДЬБЫ.Урок общеметодологической направленности 5 класс

Технологическая карта .  Урок 65. В.Г.Короленко. В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ.  ДВЕ СЕМЬИ-ДВЕ СУДЬБЫ.Урок общеметодологической направленности 5 класс...

Технологическая карта урока Моя семья, 5 класс

технологическая карта урока английского языка по теме "Моя семья", в 5 классе, разработанная по учебнику Spotlight-5. Урок-повторения и обобщения полученных знаний. к уроку прилается авторск...

Технологическая карта урока урока французского языка по теме "Семья"

Данная технологическая карта урока разработана с учетом всех требований ФГОС к уроку иностранного языка...

Технологическая карта урока «Право. Семья. Ребенок» 2021г.

Технологическая карта урока  «Право. Семья. Ребенок»...