Выступление на РМО учителей истории и обществознания
презентация к уроку по истории (8 класс)

Бирук Людмила Петровна

Выступление на РМО  учителей истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация на РМО1.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель истории Бирук Л.П.,МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» Проблемное обучение на уроках истории

Слайд 2

Процесс интенсивного обучения, прежде растянутый практически на всю человеческую жизнь, теперь сконцентрирован в 8-15 лет, за которые нужно успеть вместить в себя постоянно нарастающий объём знаний. Удаётся это не всем, что не очень хорошо. Но ещё хуже то, что даже те, кому удалось, в большинстве своём становятся лишь «кладовой истин» и «хранилищем знаний». Лекарство в данном случае одно – необходимо учить ребёнка думать, применять те методы обучения, которые развивали бы в нём способности к самостоятельному выявлению закономерностей, получению новых знаний.

Слайд 3

Учащийся во ФГОС второго поколения предстаёт как субъект самостоятельной учебно-познавательной деятельности, а учитель – как организатор, стимулирующей эту деятельность обучающей среды. Каждый ученик создает собственное содержание образования в индивидуальном темпе и на выбранном уровне сложности, предъявляемое в форме творческих продуктов деятельности. Как результат – становление субъектной позиции в обучении, наличие у учащихся познавательного интереса, опыта творческого мышления, решения практических задач, ориентация на внутреннюю сторону успеха – личностный рост и жизненную самореализацию.

Слайд 4

В формировании данных навыков в процессе школьного образования важную роль играет технология проблемного обучения . Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Слайд 5

Активная самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя по разрешению проблемных ситуаций, в результате чего происходит творческое овладение знаниями Проблемное обучение

Слайд 6

Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире.

Слайд 7

Формула проблемного обучения Проблемные ситуации + Самостоятельная активная деятельность = Творческое овладение знаниями

Слайд 8

Проблемная ситуация - состояние интеллектуального затруднения. Проблемный вопрос - противоречие, разрешаемое посредством размышления. Проблемность - противоречивость объекта , недостаточность знаний. Проблематизация - способы и средства постановки проблем.

Слайд 9

. Неизвестное (новое знание, которое ученик должен открыть его сам). Познавательная потребность, основанная на противоречии между жизненным опытом детей и историческими фактами и законами. Прошлый опыт, достигнутый уровень знания и развития. Структура проблемной ситуации

Слайд 10

Ситуация неожиданности - проблемная ситуация «с удивлением». Ситуация предположения. Различные точки зрения на один и тот же вопрос. Ситуация выбора. Предложение рассмотреть проблему с различных позиций. «Яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.). Способы создания проблемных ситуаций

Слайд 11

Четыре уровня проблемного обучения I уровень - несамостоятельная (обычная) активность. II уровень - полусамостоятельная активность. III уровень - самостоятельная активность. IV уровень - творческая активность.

Слайд 12

Общие функции проблемного обучения: - усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности; - развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся; - формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основы).

Слайд 13

Специальные функции - воспитание навыков творческого усвоения знаний ; - воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы; - формирование и накопление опыта творческой деятельности .

Слайд 14

Ведущие методы Диалогический метод ; Эвристический метод ; Исследовательский метод .

Слайд 15

Внутренняя часть структуры проблемного урока возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы; выдвижение предположений и обоснования гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблемы.

Слайд 16

4) Превращение США в мировую державу. 4) Гражданская война в США – путь к мировой державе? 3) Советская страна в 1945 – 1953 гг. 2) Начало Великих географических открытий. 3) Советская страна в 1945-1953 гг – апогей сталинизма или торжество победившего народа? 2) Можно ли считать географические открытия европейцев Великими? 1) Распад колониальной системы. 1) Можно ли было остановить распад колониальной системы? Темы уроков по истории

Слайд 17

Схема организации учебной деятельности по разрешению проблем Выдвижение гипотез, поиск способов решения проблемы Постановка и осознание проблемы Проверка и доказательство гипотез Решение проблемы, общий вывод, рефлексия

Слайд 18

1) задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события. Например, одни историки говорят о внезапном нападении фашистской Германии на Советский Союз, другие же заявляют, что И.В. Сталин знал о готовящейся войне, третьи – о намерении И.В. Сталина нанести превентивный удар по Германии. Противоречие налицо. Задача учащихся – доказать одну из точек зрения, причем можно разделить класс на группы и работать одновременно по всем трем точкам зрения. А после обсуждение свести группы в дискуссии, что разнообразит и обогатит урок.

Слайд 19

2) Задачи на противоположные высказывания одного человека. Так, В.И. Ленин в 1919 г. резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 г. был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля. 3) Задачи на анализ факта, события. Например, говоря о Февральской революции 1917 года, можно обратить внимание учащихся на то, что в России всегда царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечество». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на его защиту, и Николая II смахнули с престола, как пушинку. Почему так произошло? Вот вопрос, который заставит обратить учеников внимание на глубинные причины революции, отвлекшись от поверхностных наслоений.

Слайд 20

Проблемный вопрос Клише для составления проблемных вопросов: чем можно объяснить… может ли это служить доказательством… есть ли взаимосвязь между… можно ли утверждать, что… что изменилось, если бы… какие условия необходимы, чтобы… каким образом это могло повлиять на…

Слайд 21

1. Берётся историческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение учащихся (условие задачи) 2. Осуществляется поиск альтернативного ему положения (факта, события, идеи), содержащего противоречие (учебное, кажущееся, реальное) в сопоставлении с первым. 3. На основе обоих положений формулируется проблемный вопрос. Алгоритм составления проблемных задач

Слайд 22

Ценностью проблемного урока является то, что ученик воспринимает материал по схеме: ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю.

Слайд 23

Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным. Я просил возможность летать… А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал. Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы, чтобы я научился их решать. Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно. Притча


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...

Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания. Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания

    Я убеждена, что общественные науки существуют не для того, чтобы их изучать в подростковом возрасте, а для того чтобы учёные-обществоведы, используя научные знания о социуме, ввод...

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Выступление на РМО "Проектная деятельность по истории и обществознанию". Презентация и текст выступления на РМО. Курбан О. Н.

Выступление на РМО "Проектная деятельность по истории и обществознанию". Презентация и текст выступления на РМО. Курбан О. Н....

Выступление на РМО учителей истории и обществознания на тему: «Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке обучающихся к ГИА по истории и обществознанию.»

Выступление на РМО учителей истории и обществознания на тему: «Применение  дистанционных образовательных технологий при подготовке обучающихся  к ГИА по истории и обществознанию.»...