Обществознание 8 класс КОНСПЕКТЫ
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Михайлов Алексей Алексеевич

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie_8_klass.docx117.91 КБ

Предварительный просмотр:

Обществознание 8 класс (Боголюбов)

Глава I. Личность и общество

§1.Быть личностью

Биологическое и социальное в человеке – две стороны человеческой сущности. Первая – природное, телесное, живое в человеке, связанное с его организмом. Второе – свойства и качества человека, которые формируются и проявляются в обществе.

Индивид – (от латинского неделимое, особь) – отдельно взятый представитель рода человеческого

Индивидные признаки: цвет глаз, рост, членораздельную речь, разум и способность к деятельности и т.д.

Индивидуальные признаки: отпечатки пальцев, тембр голоса, походка и т.д.

Человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное, становясь личностью (личность - человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми, обществом, государством).

Положительные качества личности: трудолюбие, мужество, патриотизм, справедливость, великодушие, доброта и т.д.

Отрицательные качества личности: эгоизм, подлость, трусость, малодушие и т.д.

        Личность предполагает своего взгляда на мир, т. е.мировоззрение (мировоззрение – система взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности).

Фазы становления личности:

  1. Адаптация (от лат приспособление) – человек усваивает правила группы.
  2. Индивидуализация – человек ищет средства и способы свое индивидуальности.
  3. Интеграция (от лат. восстановление) – человек становится членом группы, стремясь найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам.

Процесс становления личности называется социализацией.

Агенты социализации – факторы, помогающие становлению личности – семьи, ровесники, сверстники, друзья, приятели; к ним также относятся школа, армия, государство, церковь, средства массовой информации, политические партии и общественные организации, которые помогают человеку усвоить нормы правомерного и социально одобряемого поведения.

Ближайшее окружение (агенты) человека: семья, родственники, сверстники, друзья, приятели.

Формальное окружение человека: организации и учреждения, например, школа, армия, государство, церковь, средства массовой информации, политические партии и общественные организации.

Процесс социализации бесконечен.

§2. Общество как форма жизнедеятельности людей

Общество – совокупность способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя взаимозависимость.

Или, общество – это всё человечество в его истории, современности и перспективе.

Структура общества: малые (до 7 чел.)  и большие группы.

Взаимосвязи и взаимозависимости, в которые люди вступают в процессе своей деятельности, называются общественными отношениями (общественные отношения – относительно устойчивые связи между индивидами, большими и малыми группами, этносами и другими объединениями людей во всех сферах человеческой деятельности).

Основные сферы общества:

1.Экономическая включает в себя промышленное и с/х производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

2.Социальная  - слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семья, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.

3.Политическая – государственная власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.

4.Духовная – наука, нравственность, религия, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры.

        На сохранение целостности общества и регулирование разнообразных отношений между людьми направлены социальные нормы (социальные нормы – признанные правила, образцы поведения или действия индивидов, социальных групп или это правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества).

Формы социальных норм:

  1. Форма дозволения – разрешение вести себя определённым образом
  2. Форма предписания – указание на требуемые действия.
  3. Форма запрета – указания на действия, которых не следует совершать.

К социальным нормам относятся:

 Древнейшие социальные нормы – обычаи и традиции.

Ступени развития общества:

1.Традиционное (аграрное) общество:

-  характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии,

- решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа – жрецам либо церкви и армии.

2.Индустриальное общество:

- преобладает промышленное производство,

- решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам;

- в центре социальной организации находятся не церковь и армия, а корпорация (акционерная компания).

3.Постиндустриальное общество:

-производство ориентировано не на объёмы, а на качество продукции, на потребителя,

-особое значение имеют квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве,

- главным фактором в производстве является научно-технический прогресс, информационные технологии,

- ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское (всестороннее) образование,

- в экономике сфера услуг преобладает над производством товаров,

- возрастает роль государства в контроле за технологическими и социально-экономическими изменениями.

§3. Развитие общества

Пути развития общества:

1.Эволюционный путь – постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества.

2. Социальные  революции (сторонники марксизма) – качественный скачок в развитии общества путем смены общественного строя.

Пути сознательного преобразования общества:

1.Революция – резкий, скачкообразный путь развития общества; движение «снизу».

2.Реформы – более мягкий характер воздействия на общественные отношения, большая продуманность и организованность со стороны властей, движение «сверху».

Особенности современного общественного развития:

1.Заметное ускорение его темпов

2.Глобализация (глобализация – стадия планетарного развития, характеризующаяся возрастанием взаимовлияния стран и народов)

3. Информационные  революции.

        Общемировые глобальные проблемы появились в середине ХХ в в связи с угрозой ядерной войны.

Глобальные проблемы – проблемы, затрагивающие интересы всех государств и народов мира, ныне живущих и последующих поколений, требующие для своего решения объединённых усилий всех стран:

- экологические проблемы;

- проблемы исчерпания природных материалов;

- проблемы предотвращения ядерной войны;

- проблемы народонаселения (демографическая),

- проблемы мирового терроризма и т.д.

Глава  2. Сфера духовной культуры

§4. Сфера духовной культуры

Отличие духовной сферы от других сфер общества:

1.Она имеет сложную структуру.

Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) – сфера, которая включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т.е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.

        Духовные ценности отличаются от ценностей материальных особой долговечностью.

        Потребности людей в духовных ценностях безграничны.

2.Созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий

3. Достижения духовной культуры создаются, сохраняются, распространяются и потребляются при посредстве многочисленных специализированных учреждений.

Виды культуры личности:

1. Внешняя культура -  проявляется в с возданных человеческими руками неодушевлённых предметов

2.Внутрення культура – превращается в достояние и богатство человека.

§5. Мораль

Мораль – особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

Или, мораль – это совокупность особых духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде.

Особенность морали – мораль регулирует отношения человека к другому человеку с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости.

Добро – всё хорошее, полезное, что помогает жить, защищает жизнь

Моральные качества: милосердие, честность, трудолюбие, справедливость и т.д.

Нравственность – это совокупность людских правил поведения.

Безнравственный – так говорят о человек, который совершает дурные поступки, не соблюдает правила поведения в обществе: лжёт, оскорбляет людей и др.

Отличие морали от нравственности:

- мораль – это мысли, идеи о том, как нужно правильно, по-доброму поступать,

- нравственность – это уже практические поступки людей.

Общечеловеческие духовные ценности, главные моральные нормы: не делай другому того, чего себе не желаешь («золотое правило морали»); почитай старших; не убивай, не развратничай, не воруй, не лги, не завидуй, не посягай на чужое.

Моральный идеал:

 – человечность, гуманизм (гуманизм – человечность, признание достоинства и самоценности личности, её свободы и права на счастье и вместе с тем обязанность их соблюдать). Библия: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

- гражданственность (гражданственность – моральная ценность, которая выражает политическое и правовое положение человека, а также его моральную обязанность по отношению к Отечеству) и патриотизм (патриотизм – моральная ценность, в которой выражено чувство любви к Отечеству, забота о его интересах и готовность защищать от врагов).

§6.Долг и совесть

Моральный долг: искра Божья (верующие), врождённый закон (учёные).

Долг связывает человека с другими людьми:

- во-первых, вступая в отношения с окружающими, мы приобретаем тем самым определённые объективные (независимые от нашего личного желания)обязанности;

- во-вторых, на человека ложится ответственность – объективная необходимость эти обязанности выполнять.

Виды долга:

1.Общественный долг – это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять Часто общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер.        

2. Моральный долг – это когда человек превращает требования морали в личную задачу. Он сам знает о моральных требованиях, сам себе эти требования предъявляет и практически следует им в жизни без подсказок и принуждения.

Совесть - внутренний моральный самоконтроль, придирчиво проверяющий, как мы выполняем свой моральный долг.

§7. Моральный выбор – это ответственность

Моральный выбор – это когда человек не только внутренне выбирает своё моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором.. Или, моральный выбор – это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям.

Моральная ответственность – ответственность перед собственной совестью.

Свобода – возможность и способность делать сознательный выбор, поступать по своему усмотрению и нести полную ответственность за последствия своих поступков.

Суть морали – высокая требовательность к себе.

Библия: «Воздастся каждому по делам его».

§8. Образование

Образование – процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям человеческого общества.

Ст.1 Закона «Об образовании»: «Российская Федерацияь провозглашает область образования приоритетной», т.е. образование имеет  преобладающее значение.

Основные элементы системы образования в РФ (согласно Закона «Об образовании»):

- Общеобразовательная:

1) дошкольное образование (до 6 лет)

2) начальное образование (1-4 кл.)

3) общее основное образование (9 кл.)

4) среднее (полное) общее образование (11 кл.)

- Профессиональная:

1) начальное профобразование (училища, лицеи)

2) среднее профобразование (техникумы, колледжи)

3) высшее профобразование (институты, университеты, академии)

4) послевузовское профобразование (аспирантура, академии и т.д.).

        Требования времени – непрерывность образования (непрерывное образование – процесс образования, охватывающий всю жизнь человека от детства до старости), самообразование (чтение, изучение литературы).

§9. Наука в современном обществе

Наука – сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке в нём.

Наука – это:

- особая система знаний,

- особая сфера деятельности,

-  специализированные объединения людей (система организаций и учреждений)

Элементы научных знаний:

  1. Естествознание: учение о природе, естественные науки)
  2. Технознание: учение о технике, технические науки)
  3. Человековедение: учение о человеке, гуманитарные науки).

В систему научных знаний входят:

- научные факты, доказанные и подтверждённые наблюдениями, экспериментами,

- законы и теории,

- методы получения научных знаний – методы наблюдений, экспериментов, расчётов, доказательств,

- используются особые знаки (формулы, символы, обобщённые понятия).

§10. Религия как одна из форм культуры

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.

        Любая религия неразрывно связана с верой.

Особенности религиозной веры:

- убеждённость в существовании сверхъестественных сил,

- убеждённость в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека,

- убеждённость в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

Роль религии в жизни общества:

  1. Регулирует поведение людей,
  2. Воспитывает человека,
  3. Определённый взгляд на мир,
  4. Снимает тяжёлое психологическое состояние человека,
  5. Способна избавить человека от одиночества,
  6. Объединяет общество.

Религиозные организации и объединения:

1.Церковь

2. Секты

Свобода совести  право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать. Или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма (атеизм – отрицание существования бога, отказ от религиозных верований).

Виды религий:

- христианство: православие и католицизм

-ислам

-буддизм

-иудаизм.

Конституция РФ Глава 2, ст. 28: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Реализация этого принципа:

- все религии на территории нашей страны являются равноправными, отсутствует государственная, официальная  религия;

- государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ,

- в современной России церковь отделена от государства, т.е. государство не вмешивается во внутреннюю жизнь религиозных организаций,

-Российское законодательство предусматривает равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению основного, среднего и профессионального образования.

Глава 3. Экономика

§11 «Экономика и её роль в жизни общества»

Потребности – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.

Виды потребностей:

  1. Материальные (еда, одежда, жилище)
  2. Духовные (чтение книг, посещение театров, музеев, путешествие)
  3. Потребности в труде, образовании, охране здоровья
  4. Социальные (в дружбе, любви, лидерстве, самоуважении)

Цель удовлетворения потребностей – создание условий для жизни и деятельности людей

Потребностей людей безграничны.

Для создания благ необходимы ресурсы, т.е. от франц. «Вспомогательное средство»– запасы, источники чего-либо.

Ресурсы ограничены и их никогда не хватает для удовлетворения потребностей.

Ограниченность ресурсов – недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества.

        Средства, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, называют благами.

Блага – всё, что является полезным для человека, ценится им как средство удовлетворения его потребностей.

Виды благ:

  1. Свободные (чаще природные), не требующие производственных затрат.
  2. Экономические блага – средства удовлетворения человеческих потребностей, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве, т.е. те, которые производят.

а) предметы потребления – экономические блага, предназначенные для удовлетворения личных потребностей (продукты питания, жильё, одежда)

б) средства производства –блага, используемые для производства других экономических благ (производственное оборудование, производственные здания, сырьё, транспорт, энергоресурсы, информационные ресурсы).

Экономический выбор – выбор варианта, который кажется людям наилучшим, приносит им больше выгоды по сравнению с затратами.

Альтернативная стоимость -  цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо.

Задачи:

§12 «Главные вопросы экономики»

Главные вопросы экономики:

  1. Что производить?
  2. Как производить?

Экономическая эффективность означает получение данного объёма продукции при наименьших затратах ограниченных ресурсов.

  1. Для кого производить?

Пути решения обществом главных вопросов экономики:

  1. Согласно заведённым издавна обычаям (по традиции);
  2. Путём отдачи распоряжений и приказов «сверху вниз» (командными методами);
  3. С помощью рынка.

Экономическая система  - совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики.

Экономическая система способствует решению задачи эффективного использования ограниченных ресурсов. Основная задача экономической системы – привести в соответствие безграничные потребности и ограниченные возможности членов общества через решение вопросов: что, как и для кого производить?

  1. Традиционная экономика – экономическая система, в которой обычаи и традиции определяет практику использования ограниченных ресурсов.

Основана на:

-  широком использовании ручного труда,

- отсталой технологии,

- общинном ведении хозяйства,

- натуральном обмене.

Основные вопросы экономики решаются в соответствии с обычаями и традициями (всё делать так, как раньше).

  1. Командная экономика – экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, выступающим организатором хозяйственной деятельности общества.

Её характеризует:

          - государственная собственность на средства производства

        - централизованное планирование производства, распределение и потребление материальных благ

        - все ресурсы находятся в руках государства.

        Главные вопросы экономики планирует государство из единого центра на основе приказов (директив), законов, плановых заданий. Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ.

  1. Рыночная экономика - способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании.

Признаки:

-основные ресурсы производства и его результаты находятся в руках частных лиц

- каждый самостоятельно  принимает экономические решения в соответствии с собственными интересами и потребностями: потребитель с целью получения большей пользы от потребления товара, производитель с целью получения большей прибыли (производиться будут только те товары, которые приносят прибыль)

- применяются новые технологии производства

Главные вопросы экономики являются результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке (рынок - 1) место купли-продажи товаров и услуг; 2) совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена товаров и услуг). В экономическом смысле рынок – это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена, а также условий, благодаря которым продавцы и покупатели находят друг друга и могут совершать сделки.

  1. Смешанная экономика – современное хозяйство, в котором активную роль в решении основных экономических вопросов играют как рынок, так и государство.

§13 «Собственность»

Имущественные отношения – это прежде всего отношения по поводу собственности.

Имущественные отношения – это отношения между людьми, возникающие по поводу имущества; в основе таких отношений лежит право на собственность.

Договорные отношения – это вид имущественных отношений (вы платите – вас везут);

- купли-продажи: платите – получаете товар, платите за квартиру (тоже договорные отношения); берёте в долг или одалживаете, брать в аренду помещение и т.д.

Собственность – принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определённым лицам – собственникам; юридическое право на такую принадлежность, на владение, пользование и распоряжение объектом собственности.

Экономическая категория собственности – форма собственности на средства производства (землю, орудия и предметы труда).

Юридическая категория собственности – правомочия её субъектов на владение, пользование и распоряжение.

Право собственности – совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность материальных благ конкретным людям и хозяйственным организациям.

Владение – фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на вещь.

Пользование – это извлечение из имущества полезных свойств.

Распоряжение – возможность изменений его принадлежности, состояния, назначения, включая полную или частичную передачу прав на него другим лицам.

Субъектами права собственности, т.е. собственниками в нашей стране могут быть граждане (физические лица) и юридические лица (Предприятие, школа и др.), государство и органы местного самоуправления.

        Запрещается иметь в собственности физических лиц различные виды оружия, если на него нет права регистрации, наркотики, яды и некоторые другие.

Формы собственности:

1) частная собственность – принадлежность средств производства и результатов производства только отдельному субъекту собственности (физические и юридические лица);

2) общественная собственность – принадлежность средств и результатов производства всему обществ; результаты общего труда коллективно присваиваются всеми работниками. Общественная собственность менее эффективна по сравнению с частной, имеющей ответственного хозяина и стимулы к её рациональному использованию.

3) коллективная собственность – собственность членов трудового коллектива. Собственник – коллектив, а его члены имеют право на определённую часть дохода (товарищества, кооперативы).

4) государственная собственность:

- федеральная (принадлежит РФ):ресурсы континентального шельфа (части подводной окраины материков, прилегающей к берегам суши), территориальные воды, морская зона РФ, природные воды, объекты историко-культурного и природного наследия, художественные ценности, государственная казна, золотой запас, имущество Вооружённых сил и т.д.

- собственность субъектов РФ (республик, областей, краёв, городов федерального значения, автономных округов, автономных областей).

5) муниципальная собственность - это имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям, от имени которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления (например, школа).

6) собственность религиозных организаций

7) собственность общественных организаций.

        

Все формы собственности равноправны.

Как стать собственником:

1)  купил что-то, обменял на что-то, изготовил что-то, вырастил что-то;

2) получение наследства по завещанию;

3) приобретение в законном порядке право собственности на имущество, не имеющее собственника;

4) члены кооперативов, внёсшие свой пай-взнос, становятся собственниками жильё, гаража, дачи и т.д.

        На страже права собственности стоит государство – закон, на страже которого стоят правоохранительные органы государства.

§14 «Рыночная экономика»

Характерные черты рыночной экономики:

- свободный обмен между продавцами и покупателями, стимулированный выгодой от сделки;

- частная собственность на экономические ресурсы;

- материальная ответственность участников рыночного обмена за результаты самостоятельно принятых решений.

 Рынок (в экономическом смысле) – система экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена.

Условия нормальной деятельности рынка:

1)Конкуренция – соперничество между участниками экономической деятельности за наиболее выгодные условия купли-продажи на рынке. Это главный мотор рыночной экономики. Конкуренция позволяет создавать новые и долее дешёвые товары и способы их производства, более совершенные технологии.

2) Свобода предпринимательской деятельности

3) Свободное ценообразование

        В условиях рынка производитель подчиняется очень влиятельной силе – диктатуре цен.

Как «рождается» рыночная цена:

Спрос – это желание потребителя купить конкретный товар, подкреплённое способностью оплатить покупку.

        Спрос находится в обратной зависимости от цены. Чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар.

Факторы, влияющие на спрос:

- цена товара;

- наличие денежных средств у покупателей;

- полезность товара (например, погода);

- мода на товар;

- - качество товара.

Предложение – это желание и возможность производителя продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.

        Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать (закон предложения).

Факторы, влияющие на предложение:

-  цена товара;

- количество затрат на выпуск продукции (больше затраты – меньше продукции, и наоборот).

Соотношение спроса и предложения на рынке постоянно меняется.

Рынок отвечает на главные вопросы экономики: что?, как?, для кого?.

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену.

Равновесная цена – цена, по которой заключается реальная сделка (соглашение) купли-продажи на рынке.

        Равновесная (рыночная) цена  позволяет уравновесить спрос и предложение на выгодном для участников ранка уровне: производители продают товар с прибылью, потребители приобретают его по требуемому качеству и цене. Если цена товар будет выше равновесной. То излишек товара нельзя будет продать и продавцы будут вынуждены снижать цену до уровня равновесной цены. Если цена будет назначена ниже равновесной, то товар тут же будет распродан, но спрос останется неудовлетворённым и соответственно цена на данный товар будет расти до равновесного уровня.

        Главный принцип рынка – сделка должна быть выгодной и продавцу, и покупателю.

§15 «Производство – основа экономики»

Производство – это процесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей.

Производственные ячейки: заводы, фабрики, ферма, кооператив и т.д.

Отрасль экономики – совокупность предприятий, учреждений, организаций, производящих однородную продукция или услугу.

Отрасли, производящие                Отрасли, производящие услуги      

материальные блага

        Целью производства является продукт. Продукт – результат экономической деятельности, воплощённой в вещах и услугах.

Товар – продукт труда, произведённый для продажи.

Свойства товара:

1)потребительская стоимость, т.е. способность быть полезным, нужным людям;

2) меновая стоимость, т.е. способность обмениваться на другие товары.

Группы товаров в зависимости от назначения:

1) средства производства (станки, рабочие здания, оборудование)

2) предметы потребления (продукты питания, одежда).

Услуги – экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом.

        Услуга в отличие от товара не обладает вещественной формой; потребляется в момент её производства, в то время как товар сначала производится, потом потребляется.

                Сфера услуг, как и любое производство, построена по отраслевому принципу.

Факторы производства – основные ресурсы, используемые в процессе производства:

  1. Земля (природные ресурсы): полезные ископаемые, леса, вода, растительный и животный мир, собственно земля (пахотные земли, место размещения производственных зданий и сооружений).
  2. Труд – «человеческий капитал»: физические и умственные усилия, способности и умения, здоровье и квалификация работников.
  3. Капитал – это созданные людьми средства производства: здания и сооружения, машины и инструменты, оборудование.
  4. Предпринимательские способности.

       Во второй половине ХХ в. появился ещё один источник богатства – информация (тот, кто владеет информацией, владеет миром).

        Одним из показателей эффективности использования ресурсов (ресурсы ограничены) является величина производительности этих ресурсов.

Производительность труда – количество товаров и услуг, произведённых на единицу израсходованных производственных ресурсов.

Показатели роста производительности:

а) увеличение выпуска при использовании того же количества ресурсов,

б) сохранение прежних объёмов производства при использовании меньшего количества ресурсов.

        Росту производительности труда способствуют:

1.Разделение труда – разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными производителями (пример, внедрение Генри Фордом в производство сборочного конвейера).

2. Специализация – это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции (учителя-предметники в школе,

в Узбекистане – хлопок и т.д.).

§16. Предпринимательская деятельность

Предпринимательство – самостоятельная, инициативная деятельность людей, осуществляемая на свой риск, под свою ответственность и направленная на получение прибыли.

Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над расходами на производство и реализацию этих товаров.

Ст.34 Конституции РФ даёт право на «свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом деятельности. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами, достигшими возраста 18 лет, на свой страх и риск и под имущественную ответственность.

Отличительные признаки предпринимательской деятельности:

- хозяйственное новаторств,

- экономическая свобода участников,

- инициатива и поиск,

- риск и угроза потерь.

Экономическая свобода – возможность для участников хозяйственной деятельности выбора форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, способов потребления благ и распределения доходов.

Главный принцип рыночной экономики: «Каждому человеку должно быть представлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает всё общество» (А.Смит)

Значимые для общества функции предпринимательской деятельности:

1.Предпринимательство способствует привлечению крупных денежных средств в самые разные отрасли народного хозяйства, что способствует развитию национальной экономики в целом.

2. Способствует созданию многочисленных рабочих мест.

3. Являются крупнейшими и основными налогоплательщиками (налоги – основной источник государственных доходов).

Организационные формы предпринимательства:

1.Фирма – коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.

        Деятельность осуществляется с обязательной регистрацией, с привлечением наёмных работников.

Цель фирмы –получение прибыли и её максимизация через удовлетворение потребности общества в необходимых товарах и услугах.

2. Индивидуальная трудовая деятельность  - осуществляется с обязательной регистрацией, без привлечения наёмного труда.

Формы рыночного предпринимательства:

1.Индивидуальное частное (единоличное) предприятие – предприятие, принадлежащее гражданину на правах частной собственности.

2. Товарищество – объединение двух или более лиц для организации и совместного ведения дела.

3. Акционерное общество – хозяйственная организация, созданная на основе объединения денежных средств участников, посредством выпуска и продажи акций.

       Акция – ценная бумага, свидетельствующая о вложении её владельцем капитала в акционерное общество и подтверждающая его право на получение части прибыли от этого общества.

      По объёму производства и численности занятых ведущее место принадлежит крупным предприятиям, но основой экономики по численности предприятий остаётся мелкий бизнес.

Малое предприятие – предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным  числом работников и незначительным объёмом выпускаемой         продукции.

        Максимальная численность работников на таких предприятиях:

- в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 чел.

- в сельском хозяйстве и научно- технической сфере – 60 чел.,

- в оптовой торговле – 50 чел.

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 50 чел.

        К субъектам малого бизнеса относятся индивидуальные предприниматели: хозяева магазинчиков, мастерских ремонта обуви и т.д.

        Преимущества малого бизнеса:

- не требует больших вложений,

- не боится риска и быстро реагирует на изменение рыночного спроса,

- имеет незначительные расходы на аппарат управления,

- возможность быстрой окупаемости расходов,

- обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжается выпускаемой продукцией и прибылью, самостоятельно определяет формы и размеры оплаты труда, вступает в объединения с другими предприятиями, может выпускать акции и т.д.

        Свой рост крупные предприятия начинают с малого бизнеса.

        

§17 «Роль государства в экономике»

Зачем экономике государство:

1)Решает проблемы безработицы (В погоне за прибылью предприниматели внедряя новые технологии, сокращают рабочие места)

2)Защищает экономические интересы потребителей и малого предпринимательства из-за появления крупных фирм, которые навязывают рынку необоснованно высокие, выгодные им цены.

3)Сглаживает социальное неравенство между людьми, т.к. свободная конкуренция привела к крайностям в распределении доходов, в результате произошло расслоение населения на бедных и богатых

4)Решает проблему охраны окружающей среды, т.к. в погоне за прибылью фирмы не заботятся об ограниченности ресурсов.

Задачи, решаемые государством в экономике:

- перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций,

- защита прав собственности,

- перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом,

- забота о том, чтобы каждый, кто может и хочет работать, имел работу,

- регулирование трудовых отношений,

- организация производства общественных благ, предоставляемых государством всем гражданам на равных началах (например, оборона, общественный транспорт, мосты и дороги, охрана здоровья и окружающей среды, освещение улиц, бесплатное образование и т.д.).

         Основным источником средств для решения этих задач являются налоги.

Налог – обязательный платёж, взимаемый государством с каждого производителя товара и услуг, владельца того или иного имущества и иных получателей дохода.

Виды налогов:

1)прямые налоги (налагаются непосредственно на потребителей) взимаются с какого-то дохода или имущества в установленном размере (зарплата, премии, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности, налог на имущество– налог на землю, квартиру, транспортное средство  и т.д.).

        Прямыми налогами не облагаются: пенсии, стипендии, доходы от вкладов в банк.

        С января 2001 г. в нашей стране установлена единая ставка налога на доходы с физических лиц в размере 13%.

Подоходный налог – обязательный платёж, взимаемый государством с доходов физических и юридических лиц.

2)косвенные налоги – это налоги на продажу товаров и услуг (по отношению к доходу), таможенные пошлины, т.е. плата, взимаемая с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи.

        Косвенные налоги являются добавочными налогами к прямым налогам.

Государственный бюджет - финансовый план государства, отражающий его доходы и расходы на определённый период.

        Государственный бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение. Имеет юридическую силу.

        Государственный бюджет состоит из:

- доходной части (показывает, откуда поступают средства на финансовую деятельность государства). Состоит из статей дохода (источники поступления средств бюджета.

- расходную часть (показывает, на какие цели направляются государственные средства). Состоит из  статей расхода (на что эти средства тратятся).

Статья расхода государственного бюджета:

- национальная оборона,

- государственная поддержка различных отраслей экономики,

- поддержание правопорядка и обеспечение безопасности,

- содержание органов государственного управления,

- погашение государственного долга.

- финансирование государственных предприятий социальной сферы, прежде всего здравоохранения, образования, социального обеспечения.

Государственный долг – сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам:

-  внешний долг (выплаты, производимые иностранным гражданам, фирмам, государствам, по долгам государства, сделанные ранее),

- внутренний долг (взятый у населения своей страны, например, через продажу облигаций государственных займов).

Облигация – документ, удостоверяющий факт получения денег в долг, гарантирующий срок его возвращения и выплату владельцу облигации определённой суммы за использование одолженных денег.

 

Если в государственном бюджете:

- доходы равны расходам, то это сбалансированный бюджет,

- доходы больше расходов, то это профицит бюджета (или положительное сальдо),

- доходы меньше расходов, то это дифицит бюджета (или отрицательное сальдо).

Способы решения проблемы дефицита бюджета:

- сократить статья расхода (могут привести к забастовкам),

- сократить расходы на содержание госаппарата (могут привести к взятночеству, привилегиям)

- брать долг у населения  (приведёт к потере доверяя у населения)

- взять долг у других стран ( большие %% ложатся на плечи граждан)

- выпуск (эмиссия) необеспеченных денег (приведёт к инфляции, росту цен)

- привлечь другие источники, например, резервный фонд.

§18 «Распределение доходов»

Совокупный доход граждан:

  1. Заработная плата
  2. Государственные выплаты
  3. Доход от собственности
  4. Доход от предпринимательской деятельности
  5. Наследство

Минимальную величину дохода, достаточную для приобретения необходимых для жизни человека товаров и услуг, характеризуют:

1) Прожиточный минимум – стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека.

2) Потребительская корзина – перечень необходимых продуктов питания и непродовольственных товаров  услуг (жилищно-коммунальные и транспортные). В РФ в потребительскую корзину включено 35 наименований товаров и услуг.

        Минимальный уровень потребности определяет такой показатель, как черта бедности (уровень бедности). У кого доходы меньше прожиточного минимума, тот живёт за чертой бедности.

        Неравенство доходов обусловлено неодинаковой ценностью и неодинаковым объем находящихся в их собственности факторов производства.

        Чем больше неравенство доходов, тем больше поляризация доходов. Из-за этого возникает реальная угроза для стабильности общества.

        Государство за счёт своих средств стремится снизить разницу в доходах различных групп населения и обеспечить социальную защиту малоимущих.

Экономически меры социальной поддержки населения:

1)Социальные выплаты и социальное обслуживание (стипендии, пенсии, пособия, льготы, компенсации на жилье – субсидии и т.д.)

2)Помощь малоимущим гражданам в увеличении заработанных средств:

- закон устанавливает минимальный размер оплаты труда, надбавки за сверхурочную работу, в ночную смену, в праздничные дни и т.д;

- государство стремится обеспечить льготные условия для ведения малого и среднего бизнеса;

- государство оказывает помощь предприятиям, на которых работают инвалиды. Молодёжь.

3) Помощь безработным (выходные пособия при увольнении, пособия по безработице; повышаются меры по повышению занятости населения).

§19 «Потребление»

Потребление – использование благ (товаров и услуг) в целях удовлетворения потребностей.

Основные проявления экономики:

  1. Производство
  2. Распределение
  3. Обмен
  4. Потребление

Т.е., потребление является конечной целью всякого производства.

Потребителями являются: человек, семья, фирма, государство.

Виды потребления:

  1. Производственное – расходование, использование ресурсов в процессе производства. (Когда потребителями выступают сами производства, государство, т.е. они используют ресурсы для производства)
  2. Непроизводственные – конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей.

А) личное (индивида, семьи)

Б) общественное (коллектив людей)

На семейное потребление влияют:

- потребности людей в разнообразных товарах и услугах,

- необходимость оплаты предметов потребления и разнообразных услуг.

        С увеличением дохода происходит увеличение потребления.

        Дорогостоящие товары и услуги люди могут приобретать за счёт сбережений –средств, накопленных для будущего потребления.

Расходы семьи делятся на:

- обязательные ( питание, одежда, обувь, хозяйственные товары, лекарства, транспорт, квартплата, оплата электроэнергии, газа, отопления, других коммунальных услуг; налоги и платежи по заключённым договорам).

- произвольные.

На специфику потребительских расходов семьи влияют:

- состав и возраст членов семьи,

-вкусы,

- привычки, - интересы, культурный уровень семьи.

        Одним из способов сбережения семьи является страхование, которое направлено на защиту имущественных интересов граждан при наступлении страховых случаев.

Страхование – экономические отношения, включающие образование специального фонда средств для возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями, путём выплаты страховых сумм.

        Для получения страховых услуг гражданином или организацией необходимо заключить страховой договор страхования и приобрести страховой полис, содержащий условия и правила страхования.

        В большинстве стран создаются специальные фонды социального страхования, отчисления в которые делаются работниками, предпринимателями и государством:

  1. Пенсионное страхование

В Российской Федерации существует два вида пенсий: трудовая пенсия в соответствии с законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пенсия по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с законом "О государственном пенсионом обеспечении".

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи — в целях компенсации вознаграждений кормильца, утраченных в связи с его смертью.

Разделяют три вида трудовых пенсий:

- трудовая пенсия по старости. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

- трудовая пенсия по инвалидности,

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению (государственная пенсия) — ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов, работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.


        Пенсии выплачиваются за счёт:

  1. Обязательных взносов граждан (обязательное пенсионное страхование) или
  2. За счёт добровольных отчислений: воспользовавшись услугами частного пенсионного фонда или страховой компании, можно накопить сумму, которая в старости прибавится к государственной пенсии.

Виды негосударственной дополнительной пенсии:

  • Можно заключить договор страхования, дающий право на ежемесячную пожизненную дополнительную пенсию.
  • Можно заключить договор страхования, дающий право на ежемесячную пенсию на 10, 15, 20 или 30 лет (по желанию) с момента достижения пенсионного возраста.
  • Можно заключить договор на пенсионное страхование с одноразовой выплатой всей суммы.

2)Медицинское страхование – обеспечивает оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам.

- обязательное,

- добровольное.

3) Обязательное страхование автогражданской ответственности (владельцы транспортных средств).

4) Добровольные  программы личного страхования:

- страхование жизни, гарантирующие страховые выплаты при травмах, несчастных случаях;

- смешанное страхование жизни, сочетающее страхование от несчастного случая со сбережением и накоплением денежных средств;

- страхование имущества (от пожаров, затоплений, краж и других рисков).

        Несмотря на суверенитет потребителя (экономическое свободное, независимое поведение), права потребителя защищает государство, которое заботится  о производстве качественных товаров и услуг.

Закон «О защите прав потребителя»:

1)Потребителю обязательно должны предоставляться, во-первых, все сведения об изготовителе товара, а во-вторых, полная информация на языке той страны, где она реализуется.

2)Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом,

-соразмерного уменьшения покупной цены,

- замены на товар аналогичной марки,

- замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены,

- расторжения договора купли-продажи.

3) По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

§20 «Инфляция и семейная экономика»

Инфляция – процесс обесценивания денег, который проявляется в форме роста цен на товары и услуги.

        Благополучие семьи зависит от уровня доходов семьи.

Виды доходов в рыночной экономике:

1) Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени.

2) Реальный доход – количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы.

        Реальные доходы напрямую зависят от номинальных и роста цен. Чем больше рост цен, а номинальные доходы те же, тем меньше реальные доходы.

        Если зарплата работающих растёт пропорционально росту цен, то семья ничего не потеряет.

        Если человек получает фиксированные доходы (пенсия, стипендия, бюджетные работники – врачи, учителя, работники культуры), то при росте цен человек пострадает от инфляции.

Способы поддержания семьёй своих реальных доходов в условиях инфляции:

  1. Разместить сбережения в банке под проценты.

Сбережения – часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление.

Процент – цена, уплачиваемая собственнику денег за использование заёмных средств в течение определённого времени.

  1. Приобретение недвижимости (дача, квартира, земельный участок), т.к. рост цен на объекты недвижимости, как правило, опережает рост инфляции.
  2. Покупка ювелирных изделий, произведений искусства.
  3. Страхование жизни, имущества.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам:

1)открытие и ведение банковского счёта;

Виды вкладов (депозитов):

- вклады до востребования (могут быть изъяты вкладчиком в любое время),

- срочные вклады (помещаются на определённый срок под проценты).

Виды счетов:

- сберегательный (для сбережений граждан),

- для проведения платежей (например, оплаты квартиры, налога и т.д.).

2) купля-продажа иностранной валюты;

3) предоставление кредитов:

Кредит – предоставление денег или товаров в долг на определённый срок, как правила, с уплатой процентов и на условиях возвратности.

Банковский кредит – денежная сумма, выдаваемая банком на определённый срок на  условиях возвратности и оплаты определённого процента.

Виды кредитов частным лицам:

- личные займы (без указания цели займа),

- потребительский кредит – это кредит, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителям с рассрочкой платежа. Он позволяет потреблять товары и услуги до того, как покупатель в состоянии их оплатить. Используется для приобретения имущества, оплаты обучения, лечения и др.

§21 «Безработица, её причины и последствия»

Конституция РФ ст.37.:

1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещён.»

Трудовой кодекс РФ (ст.2):

-признаёт право каждого работника на справедливые условия труда, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.

        В условиях рыночной экономики:

- труд носит добровольный характер,

- экономическая свобода производителей (свобода принятия решения о найме и использовании работников),

- добровольность занятости (работник обладает свободой выбора наиболее выгодного варианта приложения своего труда).

        Это способствует возникновению такого связанного с занятостью явления, как безработица.

Безработица – социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти работу.

Трудоспособные граждане (лица 16 лет и старше, желающие работать):

  1. Занятые (Занятость – деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, доход),
  2. Безработные - трудоспособные граждане, которые не имеют работы и стабильного заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.

Признанному безработным выплачивается пособие (максимальный размер пособия ограничен уровнем средней заработной платы по стране или в регионе).

Уровень безработицы = число безработных/трудоспособное население х 100%.

Уровень безработицы в экономически развитых странах составляет 5-6%.

Причины безработицы:

1)Изменение потребительского спроса на товары и услуги:

-в погоне за прибылью, предприниматели внедряют новые технологии, требующие меньшего числа работающих.

- в связи с применением новых технологий исчезает потребность в определённых профессиях.

-не соответствует квалификация работника требованиям нового оборудования.

2) Поиск или ожидание получения рабочего места  гражданином (при переходе на другую работу, выпускники профессиональных учебных заведений.

3) Спад производства (характеризуется сокращением производства и потребления):

- закрываются предприятия по производству непопулярных товаров.

- сезонная безработица (сельское хозяйство, строительство, курорты).

Экономические  последствия безработицы:

1)потери  Госбюджета(Выплата пособий, недополучение подоходного налога с заработной платы влечёт за собой потери по возможному фонду оплаты труда безработных, т.е. недоплученная заработная плата)

2) несозданный экономический продукт, что влечёт снижение общего объёма производимых в стране экономических благ.

3) сокращение потребительского спроса, т.к. зар/плата основной источник дохода граждан. Это препятствует благосостоянию граждан.

Социальные последствия безработицы:

1)Человек лишается важного источника дохода – заработной платы.

2) Человек теряет квалификацию.

3) Человек теряет чувство уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение, может ухудшиться его физическое и психическое состояние.

4) В поисках заработка безработный может пополнить преступную среду.

Роль государства в обеспечении занятости:

1) Создание условий для занятости:

- создание условий для переподготовки и повышения квалификации работников (деятельность центров профориентации, учебных центров),

- предоставление информации о потребностях фирм в работниках и содействие в трудоустройстве безработных (ярмарки вакансий, молодёжные биржы труда, поддержка изданий по вопросам трудоустройства)

2) Реализация мер социальной защиты от безработицы:

- выплата пособий по безработицы,

- организация общественных работ,

- для помощи молодёжи государство  предоставляет льготы по уплате налогов фирмам, использующим преимущественно труд молодых, создаёт центры обучения по наиболее востребованным профессиям.

3) Создана Федеральная государственная служба занятости населения.

4) Государством принята специальная программа поддержки малого предпринимательства которая помогает открыть и сделать успешным собственное дело.

§22 «Мировое хозяйство и международная торговля»

Мировое хозяйство – взаимосвязанные и взаимодействующие хозяйства разных государств, функционирующие по согласованным правилам.

Международные экономические организации:

- Международный валютный фонд (МВФ)

- Всемирный банк,

- Всемирная торговая организация (ВТО) и др.

Членство в ВТО позволяет стране:

- участвовать в выработке новых международных соглашений в области торговли,

- строить свои экономические отношения со всеми странами на общих правилах, добиваясь отмены существующих до сих пор ограничений в торговле отдельными товарами российского производства.

Международная торговля – совокупность торговых связей и внешнеторговых отношений между торгующими друг с другом государствами.

Внешнеторговая операция - государственная политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт.

Или, внешняя торговля – торговля между странами, состоящая из импорта (ввоза) и экспорта (вывоза).

        Объём внешнеторговой деятельности страны, измеряемый в денежном выражении, называется внешнеторговым оборотом. Он равен сумме стоимостей экспорта и импорта за определённый период.

Международное разделение труда – специализация отдельных стран на производстве определённых видов продукции, которыми эти страны обмениваются.

Россия участвует в международном разделении труда главным образом как постащих энергетических ресурсов (нефти, природного газа), черных и цветных металлов, удобрений, лесобумажной продукции.

Внешнеторговая политика:

- протекционизм – поддержка собственных производителей путём ограничения доступа иностранных товаров на рынок данной страны или повышение их цен (повышается таможенная пошлина),

- фритрейдерство (т.е., свободная торговля),

- меркантилизм (накопление денег в государстве путём увеличения собственного производства и превышении вывоза товаров над ввозом).

        В современных условиях внешняя торговля расширяется, но главной задачей является повышение конкурентоспособности собственной экономики путём вложений в передовые технологические идеи, развитие перспективных отраслей.

Обменные курсы валют.

Валюта – денежная единица какой-либо страны, находящаяся в обращении внутри страны.

Валютный курс – цена  денежной единицы данной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

Виды курсов валют:

1)Фиксированный – устанавливается национальным центральным банком или международными органами валютного паритета.

        Паритет покупательной способности – соотношение между денежными единицами различных стран по количеству товаров, которые можно купить за денежную единицу (например, сейчас 1 доллар стоит 75 рублей).

2)Биржевой курс валют – устанавливается на валютной бирже в результате торгов между теми, кто продаёт, и теми, кто покупает валюту.

        Превышение спроса над предложением позволяет продавцам валюты поднять курс и установить его на том уровне, на котором по этому курсу покупатели готовы будут купить необходимую им валюту.

        Для того чтобы курс национальной валюты оставался стабильным по отношению к другим валютам или возрастал, экономика страны должна быть конкурентоспособной.

Глава 4. Социальная сфера

§23. Социальная структура общества

Социальная структура – совокупность устойчивых связей между людьми, занимающими определённые статусы, между социальными группами.

Социальные группы образуют иерархическую систему: высшие, средние, низшие классы (страты).

        Для современных экономических стран графической моделью выступает ромб: 60% населения составляют средние слои населения.

Основные критерии разделения общества на страты:

- доход,

- власть,

- образование,

- престиж.

        На верхних позициях социальной лестницы концентрируются богатство, власть, престиж, часто представители высших классов имеют и хорошее образование.

 Социальная мобильность – изменение положения человека или группы в обществе, переход от одной социальной позиции к другой.

Виды социальной мобильности:

1)горизонтальная – связана с изменениями социального положения в пределах одной и той же страты (городской житель переезжает в деревню);

2) вертикальная – выражается в движении по ступеням социальной лестницы (рабочий – мастер –директор).

        Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые группы (например, положение дворянства из истории).

Признаки социальной группы:

- наличие взаимодействия между некой совокупностью людей,

- регулирование отношений определёнными правилами, ожиданиями соответствующего поведения,

- осознание своей принадлежности к данной группе и признание этого другими.

Типы социальных групп:

1)в зависимости от численности большие (классы, народность, социальные слои, профессиональные группы, политическая партия и др.) и малые 5-7 человек (семья, ученики одного класса, члены спортивной секции, группа коллег по работе, устойчивая дружеская компания).

2)по характеру взаимодействия членов группы друг с другом первичные (члены группы устанавливают непосредственные личные контакты каждый с каждым) и вторичные (преобладают опосредованные связи);

3) формальные (если группа имеет свою конкретную общественную задачу, свою структуру, разделение функций, отделение руководства от непосредственных исполнителей, например, коллектив предприятия) и  неформальные (члены группы связаны одним интересом;  здесь нет начальников и подчинённых, ценят за душевные качества, а не за производственные результаты, например, семья, группа рыболовов) – её можно считать малой и первичной.

        Бывает, что формальная и неформальная группы совпадают (дружный школьный класс).

        Малые первичные неформальные группы очень важны для каждого человека: под их влиянием (в первую очередь семьи) начинается усвоение социальных норм.

Исторические типы семей:

1)Традиционная семья. В таком случае на одной территории чаще всего проживает несколько поколений (кроме молодой семьи, родители, бабушки-дедушки). В таком случае жена зависит от мужа, выполняет все домашние обязанности. Главная обязанность мужчины (который также является главой семьи) – обеспечить материальное благополучие.

2)Нетрадиционная семья. Ее еще в истории называют эксплуататорской. В таком случае женщина трудится наравне с мужчиной (это произошло в эпоху привлечения дам к общественному труду, а также во время возникновения первых феминистических течений). Работу же на производстве представительницы слабого пола вынуждены совмещать с домашними обязанностями и воспитанием детей.

3)Эгалитарная (равная) семья. Это вид современных отношений между участниками брака. В таком случае мужчина и женщина равно задействованы в общественных отношениях. При этом все домашние обязанности также делятся поровну. Для такой семьи также характерна эмоциональная насыщенность (любовь, дружба, ответственность, взаимоуважение).

Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:

  • нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
  • расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

  • матриархат — власть в семье принадлежит женщине;
  • патриархат - во главе стоит мужчина;
  • эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

Типы семей в зависимости от составляющих:

  • - двухпоколенными (родители и дети)
  • - трёхпоколенными (родители родителей – родители - дети)
  • - четырёхпоколенными и т.д.
  • - полными (мать, отец, ребёнок)
  • - неполные (мать и ребёнок)

Виды семьи в зависимости от количества детей.

- Инфертильная семья (в которой нет детей).

- Однодетная семья.

- Малодетная семья (речь идет о семье, в которой детей недостаточно для природного прироста населения, т. е. двое).

- Среднедетная семья (3-4 ребенка).

- Многодетная семья (пять и более малышей).

        

Функции семьи:

  • репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства — главная функция семьи;
  • воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
  • хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  • экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
  • функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:
  • духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;
  • социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

Социальный конфликт (в пер. «столкновение»)

Ступени конфликта:

1.Возникновение конфликтной ситуации

2.Осознание конфликта

3.Проявление конфликтного поведения

4.Углубление конфликта

6.Разрешение конфликта

Варианты поведения в конфликтной ситуации:

1.Сотрудничество-направлено на поиск такого решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны.

Решение проблемы: беседа, переговоры, согласование, объединение, обращение за помощью).

2.Компромисс -  близок к первому варианту. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон.

3.Приспособление –если одна из сторон стремится сгладить противоречия путём односторонних уступок, поступиться своими интересами.

4.Избегание –стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая, но и не настаивая на своём немедленно (уклонение, отсрочка, юмор, притворство, желание спрятаться).

Инцидент – случай, происшествие, недоразумение

Причины социальных конфликтов:

- споры по поводу территорий,

- противоречия на религиозной почве,

- ущемление прав какой-либо нации,

- социальное и экономическое неравенство и др.

Виды конфликтов:

- локальные (затрагивающие отдельные стороны общественной жизни);

- масштабные (охватывающие значительные сферы или даже всё общество, например, революция),

- глобальные (в них втягиваются большинство государств мира).

Отрицательная сторона социального конфликта – нарушают сложившийся уклад жизни.

Конструктивная (положительная) сторона социального конфликта – конфликт сигнализирует о назревших противоречиях, при умелом его разрешении происходит улучшение ситуации, открываются возможности для дальнейшего развития.

§24. Социальные статусы и роли

Социальный статус – социальная позиция человека в обществе или группе, наделяющая его определёнными правами и обязанностями.

Пример, подросток 15 лет, сын, внук, брат в своей большой семье, гражданин России, ученик средней школы, житель города, капитан школьной футбольной команды.

Пример, женщина, русская, 35 лет, служащая, имеет высшее образование, учитель, мать, жена и др.

Виды статусов:

1)- приписанный (предписанный) – принадлежит человеку от рождения и

- достигаемый – является результатом прилагаемых усилий (образование, материальное положение, политическое влияние, деловые связи, квалификация и др.)

2)Или, прирождённый (пол, этническая принадлежность, раса) и

- приписываемый (тоже приобретается от рождения или будет обязательно признан обществом, но не носит биологического характера, пример, член королевской семьи с рождения приобретает определённые титулы).

Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным человеком.

Социальная роль – ожидаемое от человека данного социального статуса поведения.

Пример, ожидаемое поведение учащегося – посещать школу, учить уроки, уважительно относиться к учителям и т.д.

        Общество, его различные группы и организации мерами поощрения и наказания, т.е. различными санкциями, поддерживают поведение, предписанное социальной ролью. Пример, мужчина не уступил место женщине – осудят, ученик хорошо выступил на олимпиаде – получил грамоту или похвалу.

Группы в зависимости от возраста: дети, подростки (12-16 лет), молодёжь (17-25 лет), люди зрелого (среднего) возраста (25-60 лет), пожилые (610-74 лет) и старики (75 и выше).

Группы в зависимости от пола: мужчины и женщины. В основе половых различий лежат биологические, анатомические черты.

Составляющие половой принадлежности, которые определяются не природой, а обществом, называются гендер – социальный пол.(Гендерное воспитание – например, мальчик должен защищать, девочка – домохозяйка.) 

        Для современного общества характерно изменение гендерных ролевых установок: женщина – руководитель предприятия, прокурор, космонавт; мужчина воспитывает детей и др.

§25. Нации и межнациональные отношения

 

Этническая группа – общность, члены которой имеют объединяющие их устойчивые особенности культуры (общий язык, религию, общие черты материальной и духовной культуры, представления об общности происхождения и исторической судьбы, общие черты психологического склада) и сознание своего отличия от других подобных общностей.

Типы этнических общностей:

1) племя – первоначальный тип общности,

2)народность – появилась с появлением государств (в период рабовладельческого и феодального общества),

3) нация – возникла с развитием экономических связей внутри народности и между народностями. Людей одной нации объединяет общность экономических связей, территории, культуры, языка, им присущи черты национального характера.

Ст.26 Конституции РФ: «Каждый вправе свободно определять свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принуждён к определению и указанию его национальной принадлежности.»

Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает, и который поэтому является для него родным, по традициям и обычаям, которые он соблюдает, по культуре, которая ему наиболее близка.

        Международное право содержит такие нормы:

1)в тех странах, где существуют этнические, языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды, а также пользоваться родным языком;

2)всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т.е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.

3)Согласно законам России: «Уголовное наказание влечёт за собой всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности».

Раса — исторически сложившаяся группа людей, имеющая общие физические особенности: цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, строение век, очертания головы и другие. Раньше принято было деление рас на «чёрную» (негры), желтую (азиаты) и белую (европейцы), но теперь эта классификация считается устаревшей и неполной.

§26. Отклоняющееся поведение

Отклоняющееся поведение – поведение, которое не согласуется с социальными нормами.

Группы отклоняющегося поведения:

1)на уровне отдельных личностей (подросток стал курить),

2)в малых социальных группах (пьющие родители перестали заботиться о малолетних детях),

3) на уровне государства (за предоставление необходимого документа чиновник вымогает взятку).

Алкоголизм – хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков, ведущее к физической, психической, социальной деградации личности.

Наркомания – болезненное, часто непреодолимое влечение к наркотическим средствам, приводящее к глубокому истощению психических и физических сил человека, к разрушению его личности.

Дефицит государственного бюджета – превышение государственных расходов страны над государственными доходами.

Жизненные ценности и ориентиры – ценности, признаваемые человеком в качестве важных, значимых для выстраивания перспективы собственной жизни и отношений с другими людьми, обществом, государством.

Конкурентоспособность товара – способность товара выдержать сравнение с этм по ценам не ниже среднерыночных.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – законодательно устаналиваемый минимум оплаты труда наёмного работника.

Общественные блага – товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.

Ответственность – способность действовать сознательно, всегда понимать, как отзовутся твои действия на других, предвидеть возможные последствия каждого своего шага.

Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над расходами на производство и реализацию этих товаров.

Смысл жизни – философские размышления о цели, предназначении, содержании и направленности жизни, своего места в мире.

Специализация – сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции.

Субсидия – помощь в денежной или натуральной форме, предоставляемая государством гражданам и хозяйственным организациям, местным органам власти, другим государством.

Экономика – хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путём создания необходимых благ, условий и средств существования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обществознание 7 класс Конспект урока Социальный портрет молодежи

Разработка урока Обществознания 7 класс по теме Социальный портрет молодежи. Предполагает групповую работу детей, направленную на анализ материалов СМИ. Цель: создать портрет современной молодежи....

Обществознание 7 класс Конспект урока Социальный портрет молодежи

Разработка урока Обществознания 7 класс по теме Социальный портрет молодежи. Предполагает групповую работу детей, направленную на анализ материалов СМИ. Цель: создать портрет современной молодежи....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...

Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении.

Конспект урокапо физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении. Основные задачи:1.Совершенствование ловли и передачи мяча на мес...

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»

Конспект урока.  Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности  гражданина РФ.»Тип урока: комби...

Предмет: Обществознание Класс: 9 класс Тема урока: Религия

ЦельФормирование ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по освоению новых знаний о  религии как одной из форм культуры. ЗадачиОпределять сущностные характеристик...