Урок по обществознанию "На пути к жизненному успеху"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Вычерова Маргарита Васильевна

Цель урока: выявить составляющие жизненного успеха, пути его достижения.

Задачи урока:

·  осмыслить понятие “успех”, вывести формулу жизненного успеха;

·  способствовать формированию ценности трудовой деятельности, применению полученной информации в практической деятельности.

Тип урока: комбинированный

Форма: индивидуально-групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по обществознанию 6 класс667.76 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по обществознанию 6 класс.

Дата 17 марта 2021г.

Учитель: Вычерова Маргарита Васильевна.

Тема урока: «На пути к жизненному успеху».

Цель урока: выявить составляющие жизненного успеха, пути его достижения.

Задачи урока:

  • осмыслить понятие “успех”, вывести формулу жизненного успеха;
  • способствовать формированию ценности трудовой деятельности, применению полученной информации в практической деятельности.

Тип урока: комбинированный

Форма: индивидуально-групповая

Образовательные ресурсы:

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер;

- проектор;

- презентация к уроку.

Основные понятия:  успех, цель, труд, знания, мечта.

Метод:  «Системно-деятельностный подход по ФГОС»  с использованием форм:

- словесные  (эвристическая беседа, мини-дискуссия);

- наглядные  (таблица, формула успеха, кроссворд, демонстрация);

- практические (выполнение заданий, решение проблемных вопросов).

Планируемые результаты:

  • Предметные УУД: сформулируют понятие “успех”, выведут формулу составляющих жизненного успеха; получат возможность научиться работать с текстом учебника; анализировать схемы; решать учебный кроссворд; высказывать собственное мнение, суждения.
  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры-действия в новом учебном материале; работают в сотрудничестве с учителем.
  • Познавательные: ставят и формулируют тему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
  • Коммуникативные: проявляют умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
  • Личностные УУД: определяют целостный, социально-ориентированный выбор позитивного программирования своего жизненного пути.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация к учебной деятельности
  3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.
  4. Первичное усвоение новых знаний
  5. Физминутка
  6. Первичное закрепление
  7. Домашнее задание
  8. Рефлексия

Ход урока.

      1. Организационный момент. 

Учащиеся рассаживаются по группам. Один учебник на парте, рабочие тетради, ручки, дневник, учебник, словарь.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маргарита Васильевна. Сегодня урок обществознания у вас проведу я. По вашим лицам вижу, что настроение у вас хорошее. Давайте поработаем на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше.

      2. Мотивация к учебной деятельности. 

В начале урока обратимся к народной мудрости (слайд 2) Прочитайте, пожалуйста, изречения на слайде):

  •  Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому,  чтобы твоя жизнь имела смысл.
  • Самое сложное – это выбрать правильный путь и сделать первый шаг! Всё остальное на пути к успеху упирается в упорство.
  • Успех – это когда ты 9 раз упал, но 10 раз поднялся.

Как вы думаете, какое ключевое слово объединяет эти высказывания?

Ученики: главное слово – успех  (слайд 3).

Учитель: а теперь из разрозненных слов  на партах попытайтесь выстроить тему нашего урока «На пути к жизненному успеху» (слайд 4).

      3.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.

Учитель: давайте сформулируем цель урока.

Ученики:

- что такое жизненный успех? (слайд5)

- из чего состоит успех?

- как стать успешным?

Учитель: таким образом, цель нашего урока выяснять – как стать или быть успешным в жизни человеком – (слайд 6).

Запишем сегодняшнее число и тему  в тетрадь.

Продолжаем беседу. Поднимите руки, пожалуйста, те, кто хотел бы стать успешным в жизни человеком? (поднимают руки)

Ребята, а давайте узнаем лексическое значение слова успех. Поможет нам в этом толковый словарь русского языка С.И.Ожегова (слайд 7).

Ученики: успех - удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели.

Учитель: давайте запишем  определение в тетрадь.

4.  Первичное усвоение новых знаний

 Учитель:    работать нам предстоит в группах, поэтому давайте вспомним правила работы в группах (слайд 8).

C:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\1174509_1.jpeg

Ребята, возьмите облачко, на котором  написано «Что такое успех?».  Закончите фразу, выбрав одно существительное из всего многообразия. Обсудите в группе ответ и запишите только одно Ваше предположение. Один человек из группы должен будет аргументировать Ваш выбор (слайд 9).

Что такое успех?

______________

Ученики формулируют вывод: все мы разные и у нас разные потребности. Для одного человека его успех – это  хорошая семья, любимая работа и преданные друзья. Для другого – это карьера и богатство. У каждого свои приоритеты и ценности.  

Учитель: Привычка к труду помогает успеху.

Ребята, сейчас мы потрудимся над притчей «Две сохи» (слайд 10). Каждая группа осмыслит текст притчи самостоятельно. А затем мы ее проанализируем и сделаем выводы

C:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\img15.jpg

Учитель: в чем смысл притчи? Чему она учит?

Ученики: дают варианты ответов и приходят к выводу – труд красит человека, а лень портит.

Учитель: посмотрите, пожалуйста (на слайд11).

 Кто представлен на 1 фотографии? (Юрий Гагарин, космонавт), на 2- (Владимир Путин – президент),  на следующем слайде 4 (Евгений Плющенко – чемпион по фигурному катанию, заслуженный мастер спорта России) Юлия Липницкая  - русская фигуристка (17 лет)  чемпионка Европы 2014 года заслуженный мастер спорта, мастер спорта России международного класса).

Фронтальная работа: 

- можно ли этих людей назвать успешными? Аргументируйте свой ответ.

- какие качества личности позволили им стать успешными?  

  Давайте определим, какие качества помогают (красным цветом), а какие качества мешают (синим цветом) на пути к успеху  (слайд 12).

Дорисуйте стрелки на схеме.

Конфликтность

Характер

Отсутствие образования

Способность

Плохое здоровье

Путь к успеху

Терпение

Лень

Талант

Темперамент

Лживость

 

 Учитель: сравним поученные результаты с доской (слайд 13).

- Какие качества личности Вы отметили как способствующие успеху?

- Какие качества личности, на Ваш взгляд, мешают на пути к успеху? Аргументируйте свой ответ.  

  Вывод: мы разные и у нас разные потребности. Значит, и составляющие успеха у нас разные.  

Поработаем с учебником  (слайд 14) Стр. 44. Каждая группа  прочитает рубрику «Жил на свете человек» и подготовится ответить на вопрос:

  • Как ты думаешь, что помогло А.С. Норову добиться успеха в жизни?

 Учитель: для того, что бы стать  успешным человеком я вам предлагаю вывести коллективную формулу успеха (слайд 15).

Запись в тетради: Успех =

Итак, определим первое слагаемое успеха

 Что мы должны в первую очередь сделать? (Что перед собой  нужно поставить)

Цель в жизни должна быть всегда.

Иди, не бойся оступиться,

Ведь жизнь тебе не зря дана

А для того чтобы ее добиться. (Цель)

Успех- это прежде всего правильно поставленная цель (слайд 16).

  • Запись в тетради: Успех = цель +.

Учитель: определить оставшиеся 4 составляющие я предлагаю вам в группах самостоятельно.  Возьмите подсказки.

Работа в группах.  

 Успех едваль придет к лентяю -

К нему не легок, долог путь

И год за годом пролетая –

Трудяг к успеху приведут. (Труд)

  • Запись в тетради: Успех = цель + труд +

Без знаний добиться

Успеха нельзя

Учись, не ленись –

Всего ты добьешься тогда. (Знания)

  • Запись в тетради: Успех = цель + труд + знания +.

Учитесь, думайте, дерзайте.

И о мечте не забывайте

Она как путеводная звезда

К успеху приведет тебя. (Мечта)

  • Запись в тетради: Успех = цель + труд + знания + мечта +.

В жизни не сладко бывает, друзья

По жизни несложно порой оступиться.

Но если с тобою родня и семья

Ты многого можешь добиться (Близкие и родные)

Учитель: давайте посмотрим, что же у нас получилось (слайд 17).

  • Запись в тетради: Успех = цель + труд + знания + мечта + поддержка близких

4.  Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: ребята, посмотрите на формулу успеха и попробуйте сформулировать определение слова «УСПЕХ».

Ученики: успех – это осуществление намеченной цели, понимание и поддержка окружающих (слайд 18).

Учитель: давайте сравним получившееся определение со значением из словаря, записанное нами в начале урока. Вы дали более полное определение. Вы большие молодцы.

5.Физминутка (слайд 19).

Учитель: Пора отдохнуть. Повторяем за мной. Песня «Школа путь к успеху».

Пальчиковая гимнастика. Известно, что грецкий орех похож на мозг человека, а мозг постоянно требует тренировки. Учеными доказано, что талант каждого человека находится на кончиках пальчиков. Поэтому постараемся активизировать способности вашего мозга, а поможет нам в этом грецкий орех. Хорошо покатайте его по ладоням и пальчикам, почувствуйте прилив крови к пальцам. Молодцы.

6. Первичное закрепление.  

Ребята, сегодня у нас необычный кроссворд, некоторые буквы убежали, помогите мне отгадать зашифрованные слова (слайд 20-21).

КРОССВОРД

Б

Ц

Е

Л

Ь

Т

Р

У

Д

И

С

М

З

П

О

Д

Д

Е

Р

Ж

К

А

Е

Ч

И

З

Х

Т

Т

Е

Р

П

Е

Н

И

Е

А

А

Н

И

Я

 

Наш урок, ребята, подходит к концу. Спасибо вам за хорошую работу. Я уверена, что каждый из вас сегодня убедился в том, что именно от него зависит, какой будет его жизненная дорога: интересной, насыщенной, или скучной и бессмысленной.

    Учитель: домашнее задание - подготовить устное сообщение о человеке, который добился в жизни успеха, т.е. о близких людях, о соседях и так далее (слайд 23).

А вам, друзья, хочу сказать:C:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\hello_html_43b9f2cb (1).png

 «Себе ведь надо доверять,

 И сильно верить в свой успех,

И добрым другом быть для всех.  

Идите, думайте, дерзайте.

 И о мечте не забывайте.

Мечта, как птица, сквозь года.

 К успеху путь найдет всегда!  

7.Рефлексия.

А свое отношение к уроку отразите на смайлике. Поднимите смайлики и покажите их мне, я вижу, что вы довольны нашим уроком. А теперь наклейте их на плакат, на высоту, куда на ваш взгляд вы поднялись на нашем уроке по лестнице успеха. Дети рисуют на смайлике своё настроение и прикрепляют его на плакат.

Конец урока. Спасибо за внимание!

Что такое успех?

______________

Что такое успех?

______________

Что такое успех?

______________

Что такое успех?

______________

жизненному

жизненному

Конфликтность

Характер

Отсутствие образования

Способность

Плохое здоровье

Путь к успеху

Терпение

Лень

Талант

Темперамент

Лживость

Конфликтность

Характер

Отсутствие образования

Способность

Плохое здоровье

Путь к успеху

Терпение

Лень

Талант

Темперамент

Лживость

Конфликтность

Характер

Отсутствие образования

Способность

Плохое здоровье

Путь к успеху

Терпение

Лень

Талант

Темперамент

Лживость

Конфликтность

Характер

Отсутствие образования

Способность

Плохое здоровье

Путь к успеху

Терпение

Лень

Талант

Темперамент

Лживость

C:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\1174509_1.jpeg

C:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\1174509_1.jpeg

C:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\1174509_1.jpeg

C:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\1174509_1.jpeg

C:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\5f2ac332507df016c4445117f9d0d354.jpgC:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\5f2ac332507df016c4445117f9d0d354.jpgC:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\5f2ac332507df016c4445117f9d0d354.jpgC:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\5f2ac332507df016c4445117f9d0d354.jpgC:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\5f2ac332507df016c4445117f9d0d354.jpgC:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\5f2ac332507df016c4445117f9d0d354.jpg

C:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\5f2ac332507df016c4445117f9d0d354.jpgC:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\5f2ac332507df016c4445117f9d0d354.jpgC:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\5f2ac332507df016c4445117f9d0d354.jpg

C:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\5f2ac332507df016c4445117f9d0d354.jpgC:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\5f2ac332507df016c4445117f9d0d354.jpgC:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\5f2ac332507df016c4445117f9d0d354.jpg

C:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\hello_html_43b9f2cb (1).pngC:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\hello_html_43b9f2cb (1).png

C:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\hello_html_43b9f2cb (1).pngC:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\hello_html_43b9f2cb (1).png

C:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\hello_html_43b9f2cb (1).pngC:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\hello_html_43b9f2cb (1).pngC:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\hello_html_43b9f2cb (1).pngC:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\hello_html_43b9f2cb (1).png

Успех едваль придет к лентяю -

К нему не лёгок, долог путь

И год за годом пролетая –

Трудяг к успеху приведут.

Без знаний добиться

Успеха нельзя

Учись, не ленись –

Всего ты добьешься тогда.

Учитесь, думайте, дерзайте.

И о мечте не забывайте

Она как путеводная звезда

К успеху приведет тебя всегда.

В жизни не сладко бывает, друзья

По жизни несложно порой оступиться.

Но если с тобою родня и семья

Ты многого можешь добиться

C:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\img15.jpg

C:\Documents and Settings\Sea\Рабочий стол\Учитель года\img15.jpg

Группа 3         Группа 4

Группа 3          Группа 4

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "На пути к жизненному успеху".

Конспект урока обществознания для проведения в  6 классе. Разработка также  содержит электронную презентацию....

Урок обществознания в 6 классе На пути к жизненному успеху

Урок с использованием информационных технологий...

Урок обществознания в 6 классе "На пути к жизненному успеху"

Урок обществознания в 6 классе "На пути к жизненному успеху"...

План-конспект открытого урока "На пути к жизненному успеху"

Изучение нового материала по данной теме....

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс с использованием ЭФУ "На пути к жизненному успеху"

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс с использованием ЭФУ "На пути к жизненному успеху"...

План-конспект урока по обществознанию 6 класс "На пути к жизненному успеху"

Методическая разработка по обществознанию для 6 класса по теме "На пути к жизненному успеху"...

Технологическая карта урока обществознания "На пути к жизненному успеху" (6 класс)

Создать условия для формирования  у учащихся представлений о понятии «образ жизни», о составляющих жизненного успеха  1)познакомить учащихся со слагаемыми жизненного у...