Урок-семинар «Человек как духовное существо» (обществознание, 10 класс)
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Открытый урок-семинар разработан и дан  в период прохождения краевого семинара по СДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Разъезженская СОШ»

Ермаковского района Красноярского края

Урок-семинар разработан и дан Карташевой Ольгой Анатольевной, учителем истории и обществознания в период прохождения краевого семинара по СДО.

Урок-семинар «Человек как духовное существо»

(обществознание, 10 класс)

Цели семинара:  

  1. Образовательно - развивающие цели
  1. Усвоение обучающимися новых знаний: осознание духовно – нравственных ориентиров мировоззрения, его роли в деятельности человека.
  2. Применение обучающимися опорных понятий: мораль, совесть, долг, категорический императив, идеал, ценности, патриотизм, гражданственность, мировоззрение.
  3. Развитие у обучаемых УУД:
  • познавательных: смысловое чтение; анализ определений, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений;
  • регулятивных: определение познавательной цели, оценка и самооценка результатов учебного труда;
  • коммуникативных: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  
  1. Развитие у обучающихся различных умений:  аргументированно, с гуманистических позиций давать моральную оценку событий и делать моральный выбор, анализировать материал на основе причинно-следственных связей.

II. Воспитательные цели:

2.1 Формирование у обучающихся мировоззрения на основе суждений и  выявления философских категорий: причина – следствие, сущность – явление.

2.2. Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, нравственно - этическое, моральное оценивание личности.

План семинара

  1. Чем объяснить, что мораль ценности и идеалы составляют духовные ориентиры личности?
  2. Почему духовный мир и мировоззрение человека является его жизненным стержнем?

К каждому вопросу семинара составить не менее 5 вопросов суждений.

Заявка на оценку для домашнего задания (по анкете обратной связи);

«5» - 25 баллов и более (13 вопрос и более);

«4»- 20-24 балла (10 – 12 вопрос);

«3»- 15 – 19 баллов (7-9 вопросов).

Список рекомендуемой литературы к семинару

  1. Учебник обществознание 10 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова.
  2. Учебник обществознание 10 класс под редакцией А.И. Кравченко.
  3. Википедия. Словари.

Необходимо отметить, что учитель тоже должен составить анкету обратной связи со своими вопросами-суждениями к каждому вопросу плана, причём у учителя должно быть больше вопросов, чем он задал ученикам. Это даёт возможность учителю во время выступления докладчиков следить за тем, насколько раскрыта тема, на какие важные вопросы не прозвучал ответ. После того, как выступающему будут заданы вопросы учениками, сделаны дополнения, высказаны возражения, учитель может задать те вопросы-суждения, ответы на которые, на его взгляд, необходимо рассмотреть на семинаре. Также данные вопросы учитель может оставить на домашнее задание классу, если никто не смог ответить на них на семинаре.

Тема: «Человек как духовное существо».

  1. Первый вопрос семинара: Чем объяснить, что мораль ценности и идеалы составляют духовные ориентиры личности?

1. Почему Адам Смит назвал совесть самым ужасным из чувств?

2. Чем объяснить, что духовная жизнь людей охватывает всё богатство чувств и достижение разума?

3. Почему моральные категории носят биполярный характер?

4. Вследствие чего одно из правил библии получило название «золотое правило» нравственности?

5. В каком случае человек проявляет патриотические чувства?

6. Каким образом Кант характеризует категорический императив?

7. Чем объяснить, что духовную жизнь людей охватывает всё богатство чувств и достижением разума?

8. Чем объяснить, что мораль регулирует общение и поведения людей?

9. Чем объяснить, что нормы и правила морали формируются историческим путём.  

  1. Почему духовный мир и мировоззрение человека является его жизненным стержнем?

1.Чем объяснить, что некоторых людей называют бездуховными?

2. Каким образом понятия мировоззрение, миропонимание, миросозерцание связанны между собой?

3. Чем объяснить, что мировоззрение даёт человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоритической деятельности?

4.Чем объяснить, что мировоззрение складывается под влиянием окружающих  нас людей?

5. Как доказать, что духовность это высший уровень развития и само регуляции зрелой личности?

6. Каким образом обыденная мировоззрения связана с религиозным и научным?

7. Каким образом понятие патриотизм связано с понятием гражданственность?

8. В каком случае человек проявляет патриотические чувства?

В приведённой анкете обратной связи, конечно, вопросов больше, чем требовалось в задании. Во-первых, эта анкета составлена учителем, который при подготовке к семинару должен предусмотреть все возможные варианты вопросов, сформулированных обучаемыми. Необходимо предусмотреть, что ученики могут сформулировать вопросы  «разного качества»: глубокие вопросы (помогающие вскрыть сущностные особенности изучаемого материала, побуждающие к анализу его содержания, установлению, причинно-следственных связей), поверхностные, формальные (несущественные) вопросы, ответы на которые не будут способствовать осознанию обучающимися, жанровых или содержательных особенностей произведения, фактические вопросы, переключающие внимание школьников с анализа произведения на его пересказ, а также  вопросы с нарушением структуры суждения, которые анализируются участниками  семинара (они доказывают нарушение структуры вопроса-суждения), но не допускается для ответа выступающими, т.е. «снимаются» учителем или арбитрами, согласительной комиссией.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Анкета обратной связи.

Ф.И._________________________________________________Класс_______Дата_______

Учебная дисциплина___________________________________________________________________

Тема семинара:_____ «Человек как духовное существо»____________________

Составлено вопросов - суждений:__________________Зачтено вопросов:_____________________________________________________________________

Оценка (за домашнее задание):______________________________________________________________________

I. Первый вопрос семинара:___ «Чем объяснить, что мораль, ценности и идеалы составляют духовные ориентиры личности?»__________

Вопросы суждения:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                        

II. Второй вопрос семинара:_ «Почему духовный мир и мировоззрение человека является его жизненным стержнем?»_        __        ____________

Вопросы-суждения:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек как духовное существо

Презентация по обществознанию для 10 класса...

Человек как духовное существо

Поурочная разработка по обществознанию 10 класс...

ЧЕЛОВЕК, КАК ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО.

План-конспект двух уроков обществознания в 10 классе "Человек как духовное существо",позволяющих  помочь учащимся в осознании духовно-нравственных ориентиров человека и их роли в деятельност...

Конспект урока на тему: Человек как духовное существо 10 класс

Цели: Дать более глубокие знания о специфике духовного мира человека и особенностях протекания его духовной жизни, показать важность мировоззрения в формировании духовного мира человека.Тип урока: ком...

План- конспект урока по теме: «Человек как духовное существо».

Разработка к уроку  обществознания в 10 классе...

Практическая работа по обществознанию 10 класс Человек как духовное существо

Материал для работы по учебнику Боголюбова. Можно использовать как проверку домашнего задания по данной теме...

Презентация по обществознанию 10 класс (базовый уровень) на тему "Человек как духовное существо"

Данная презентация поможеть учителю провести наглядный урок по обществознанию в 10 классе (базовый уровень) на тему  "Человек как духовное существо"Наглядность подачи материала способст...