Внеурочное мероприятие по обществознанию Богатство страны
план-конспект занятия по обществознанию (8, 9 класс)

внеурочное мероприятие по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_meropriyatie_po_obshchestvoznaniyu.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ново-Онохойская  основная общеобразовательная школа»

Внеурочное  мероприятие

в рамках предметной недели по обществознанию

Тема: Богатство страны

                                   Составила:  Архипова В.А.,

                                                  учитель истории и   обществознания

2020 г.

         Всем известно, что подростки любят участвовать в различных соревнованиях, и это необходимо учитывать в их учебной деятельности и при организации внеклассной работы. Олимпиады, конкурсы, игры, викторины, предметные недели    отражают  подготовку учащихся по школьной программе, развивают  творческую инициативу, экономическое мышление, помогают определиться  в будущей профессии.

         Урок «Богатство страны»  может быть проведен среди  учащихся  8-9 классов

         По типу  это урок   обобщения и систематизации знаний. Опирается на обширные межпредметные связи (литература, история, обществознание, геометрия,  география)  и интегративное мышление. В методической основе  лежат  педтехнологии  на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые педтехнологии, проблемное обучение.  Основным  ведущим методом урока   является   метод дидактической игры. Это активная  учебная деятельность, коллективная, целенаправленная.  Игровая учебная деятельность  обладает  важным свойством: в ней  познавательная деятельность  учеников представляет   самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная, таким образом,   информация порождает новую, которая в свою очередь, влечет за собой  следующее звено, пока не будет  достигнут конечный результат обучения. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения (приемы проблемного метода, словесный (закрепляющая беседа), наглядный, практический (воспроизводящие упражнения)).

Цель урока: сформировать целостное  представление о взаимосвязи составляющих факторов богатства страны.

Задачи:

образовательные – показать проблемы, существующие в современной экономике России; объяснить их причины и возможные  пути решения;

 развивающие – развивать способность применять имеющиеся знания; по-новому оценивать информацию, активизировать мышление, расширить кругозор, умение делать выводы.  

воспитательные - воспитывать чувство гордости за свою страну, дружбы и взаимопомощи при  групповой работе, повысить интерес к предмету.

По окончании урока  любознательным учащимся  можно предложить следующие  проекты работ по:

литературе –  «Образ страны  глазами классиков и современников»;

истории  -  «Экономические реформы проводимые в России и Японии. Вчера и сегодня».

математике  – «Пирамиды» (их значение и свойства).

географии  – «Природные ресурсы» (ресурсообеспеченность  страны, альтернативные  источники энергии).

экономике –  «Экономические системы»  и т.д.

При разработке использованы материалы: Е.Н. Травин Уроки экономике в школе, Ярославль, Академия развития, Академия холдинг, 2003г.

I.  Учитель.      Зачастую можно слышать, что экономика в школе это новомодный и экзотический предмет.  Готова опровергнуть это мнение. Послушайте  отрывок из школьной характеристики известного ученика одной из петербургских школ  начала  XIX века:

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть судить умел о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет…

Как правило, ученики хором отвечают: О-НЕ-ГИН!  Стоит отметить их эрудицию и активность в начале урока.

Учитель. Мы не случайно обратились к строкам Пушкина, ибо темой урока могут быть его слова – «Как государство богатеет».  

Запишем тему урока: Богатство страны.

II. Учитель. Ребята, напомните мне основные факторы производства.

(в курсе экономики  эта тема изучается в самом начале).

Ученики:  Природные ресурсы (экономический термин  - земля);

                   Средства производства (экономический термин -  капитал);

                   Рабочая сила (экономический термин -  труд).

На доске появляются  аппликации понятий

Учитель. Сейчас мы с вами  станем производителями двух стран,  а каких вы узнаете сами:  1) эта страна самая большая по площади (Россия)

            2) эту страну называют Страной восходящего солнца (Япония)

Через мгновение страны угаданы, и класс  разделен на две команды. Пространство кабинета реорганизовано  на два рабочих сектора: один для «россиян», другой для «японцев».

Учитель. Мы с вами будем производить бумажные пирамиды. Задача: построить как можно большую и крепкую пирамиду.  Но соревноваться мы будем  в реальных условиях, ибо Япония  - это Япония, а Россия – это Россия. Какая из стран богаче по вашему мнению?

Ученики. Россия… Япония…

Учитель. Начнем с природных ресурсов. Кто богаче?  

Ученики. Конечно Россия!

Учитель. Докажите.

Ученики актуализируют полученные знания из курсов география 8 класса (физическая география России) и 9 класса (география России население и хозяйство) и, как правило, доказывают это утверждение  (команда» россиян» испытывает гордость за свою страну.)

Учитель. И команда «россиян» получает богатейшие сырьевые ресурсы – 4 листа ватмана! Из них, пожалуй, можно построить самую высокую  в мире пирамиду. Кстати, какая пирамида в Египте считается самой большой?  

Актуализация  знаний по истории.

А бедная ресурсами Япония получает только 1 лист ватмана. Перед «японцами» почти неразрешимая задача.  

Но в мире все в равновесии. Что можно сказать о японских  средствах производства?

Ученики наперебой рассказывают о компьютеризации, электронике и автоматизации японских производств.

Учитель. Все верно.   Наша  «Япония»  получает новейшие средства  строительства пирамид: линейки,  транспортиры, ножницы и карандаши, циркули и скотч.  А «богатая» Россия только набор скрепок – орудие  XIX  века! Какая же  страна богаче теперь?

Ученики. Япония… Россия…

Учитель. Пусть вопрос  разрешит игра.  Команды готовы?  За работу!

Игра началась. Пока команды творят, стоит проконтролировать их совместную работу. Важно, чтобы из процесса строительства никто не выпадал.

Учитель  (подходя к «японцам»).  Добрый день! В эфире «Клуб путешественников». Мы находимся  в Стране восходящего  солнца, у подножия Фудзиямы.  Местные умельцы увлечены строительством. Скажите, Саша-сан, как вам работается?

Учащиеся  легко вступают в диалог.

Учитель.  Переберемся в Россию. В эфире программа «Вести».  Мы – в огромном цехе огромного завода города Урюпинска.  Тысячи рабочих мучаются над заданием. Работа кипит. Спросим  у бригадира Ивана Иваныча,  выполняет ли он план?

«Иван Иваныч». Не уверен.

Учитель. Строительство завершается. Подводим итоги. Перед вами «японская» пирамида.

«Японская» пирамидка всегда выходит небольшой, но очень крепкой и аккуратной. Настоящая – «made in Japan».

Учитель. Прекрасно. Отличная работа. Молодцы, ребята! За отличную работу и оценки отличные! Все получают  заработанные «5».  

А вот пирамида наших мастеров. Пирамидище российского производства – модель всего нашего  строительства: огромная, но незаконченная; неровная  и неустойчивая; «могучая и бессильная».

(Иронично).  Да… Строительство века…Творение очумелых ручек. Откуда только эти ручки выросли? Вам самим не стыдно за дело рук своих? Согласитесь друзья, это «двоечка».  

Конечно, учитель несправедлив!  Дети не виноваты в том, что по жребию им достались столь примитивные «орудия труда». Они сделали, все  что могли, и даже больше! Но сейчас задача учителя – быть максимально несправедливым, ибо важно спровоцировать  настоящее переживание. Это – обязательное условие игры. Это то, что превращает игру в урок. Это то, что делает экономику эконософией! Переживая, ученики осознают категории урока (богатство – бедность) не только логически, но и эмоционально. Урок усваивается гораздо глубже, а игра, вплетаясь в личное переживание каждого, оказывается очень серьезным делом.

III. Учитель. Игра окончена. А теперь давайте  вместе проанализируем ее итоги. Скажите,  какая же страна богаче?

Ученики.  Россия богаче сырьем, но в Японии лучше технологии… Япония имея небольшой набор природных ресурсов, с помощью высоких технологий производства сумела добиться высочайших результатов. Россия  богата природными ресурсами, неразумно, нерационально тратит их…

Учитель. Верно. (Обращаясь к «россиянам»). А какие чувства испытывали вы во время игры?

Ученики. Обиду… Несправедливость… Унижение…  Стыд…

Учитель. Стыд?!

Ученики. Стыд! За то, что мы такие богатые,  но очень бедные.

Учитель. Вы знаете, ведь еще сто лет назад с вами был согласен полностью Некрасов:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь…

Учитель. (Обращаясь к «японцам»). А ваши чувства?

Ученики. Удовольствие… Радость… Досада…

Учитель. Почему досада?

Ученики. Могли бы сделать больше, а бумаги не хватило.

Все готово к определению главного вывода игры. Наступает момент истины урока, который свяжет все его  части: игру в пирамиды и логико-эмоциональный анализ в концовке урока.

Учитель. Вспомните все, что мы узнали на уроке, и решите, что должно сделать общество, чтобы страна стала богаче? Несете ли вы ответственность за богатство страны?

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Богатство страны"

Презентация является приложением к элективному курсу "Основы экномических знаний". Дается алгоритм проведения занятия по теме "Богатство страны"...

Внеурочное мероприятие посвящения в ученики "Первоклассное путешествие по Стране Знаний"

Традиционное внеурочное мероприятие посвящения в ученики рекомендовано для учащихся 1-х классов. В методическом  материале предствлены   интерактивные методики обучения....

Внеурочное мероприятие для учащихся 7-ых классов - викторина "Англоязычные страны"

Материал содержит полное описание хода проведения викторины, раздаточный материал для команд, ключи для жюри, презентацию для проведения мероприятия....

Методическая разработка внеурочного мероприятия «Как встречают новый год в других странах»

Методическая разработка внеурочного мероприятия «Как встречают новый год в других странах»...