Технологическая карта урока
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)

Ушакова Юлия Михайловна

Технологическая карта ,урока по обществознанию для 5-6 классов. По теме традиции и обычаи народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта 5- 6 класс31.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Технологическая карта урока «Традиции и обычаи »

1. Общая часть

Предмет

Обществознание

Класс

5-6

Тема урока

«Традиции и обычаи сословий»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Чтить духовные традиции народа, связывать исторические и  культурные понятия в целостную картину

Выявление главного, обобщение, группировка, сравнение.

П. Самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в

устной или письменной форме; извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений.

Р. Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова; умение структурировать знания.

К. Изложение своего мнения; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего coвременному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, духовным  ценностям казачества; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Цель урока

Формирование у обучающихся понимания, что вековые традиции  сословий, их жизненные поступки, обычаи держатся на силе нравственных законов, православных традициях.

Задачи

воспитыватьу обучающихся уважение к старшему поколению через знакомство   с  народными традициями семей;

способствоватьпониманию  обучающимися личной ответственности каждого человека пред членами своей семьи, обществом через работу с пословицами и поговороками ;

создать условия для понимания обучающихся, что только через труд, труд на благо других, создание доброй атмосферы вокруг себя, служение обществу и своему Отечеству, можно прожить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Художественно-педагогическая и нравственная идея занятия:

Помни, брат, что у сословий:
Дружба - обычай;
Товарищество - традиции;
Гостеприимство – закон

Средства ИКТ, раздаточный  материалиспользуемые на уроке

Компьютер, проектор, экран, электронная презентация, карточки для рефлексии, рисунки , атрибуты быта.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Посмотрите, пожалуйста, на тему нашего сегодняшнего занятия: «Традиции воспитания».

Самостоятельное осмысление : «традиция», «воспитание», совместное обсуждение. Есть ли традиции в вашей семье?

- Сегодня мы познакомимся , с традиции и обычаями сословий.

Личностные:

Мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету.

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование темы и цели.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

2 мин

Самоопределение к деятельности

Учитель - Сегодня мы обсудим, что такое  сословия? Даём определение. Какие были сословия? Мещане, казаки, дворяне,  крестьяне. А так же их жизнь, традиции воспитания детей и обычаи.

У-А кто такие казаки?

Д- формулируют своё понятие

У- Казаки- люди вольнолюбивые, независимые, гордые Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Скажите, пожалуйста, какие главные  три правила

ХОРОМ:

Старикам уважение

Гостю- всё почтение

А женщине- любовь.( Слайд)

Учитель . - Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. Теперь подумаем, кто же такие крестьяне?СловокрестьянинврусскомязыкепоявилосьпослеКрещенияРуси. Этимологическионосвязаноссуществительнымкрестипервоначальноназывалокрещеного человека. Впервыйразназваныкрестьянамиземледельцывграмоте1391г. ВДревнейРуси  (доконцаXVв.) крестьянебылиличносвободны. СконцаXVв., когдачастьземельперешлавчастноевладениебогатыхбояр. Русская крестьянская семья – уникальный «организм», где детей воспитывали без посторонней помощи, опираясь на неписаный свод законов – простых и удивительно мудрых. Так и шел этот процесс из века в век и из села в село, разве что с небольшими расхождениями.

Учитель-Ну и ещё одно сословие, которое мы обсудим :Дворяне. Ваши предположения? Слово дворянин образовано от существительного двор в значении «монарх, царь, его семья и приближенные к ним лица». Первоначально дворяниномназывали человека, находящегося на службе у князя, при его дворе. В XI-XIII вв. из дворян сформировалось сословие. С XV в. дворяне стали получать за службу землю становились помещиками.

Все знают, что основой воспитания детей в русской деревне был труд. Труд этот воспринимался ребенком не как тяжкая обуза, а как демонстрация своего все возрастающего статуса, приближения к взрослости. Наградой за этот труд всегда было признание значимости сделанных дел, похвала, демонстрация результатов семье, друзьям, соседям. Ребенок выступал не в роли слуги взрослых, а как младший товарищ в общем деле. Не похвалить его за сделанную работу, проигнорировать – было немыслимо: видимо, долгий опыт поколений внушил людям то, что это эффективное подкрепление воспитания трудолюбия.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Познавательные: осуществляют поиск

необходимой информации.

Личностные: проявляют самостоятельность в поиске решения задачи

Коммуникативные: умеют слушать и

слышать, отвечать на поставленные

вопросы.

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

30 мин

1 группа детей (Казаки), показывают сценку(с атрибутами) и презентацию(5-7минут) В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. На Руси всегда спрашивали благословления своих родителей. Замечали, что без родительского благословления  ничего не ладилось и не получалось.

В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Как казаки обращались к отцу и матери?

(К отцу и матери обращались только на Вы).

1 группа детей - Обычай уважения и почитания старших по возрасту требовал выполнения особых правил. Что это за правила?

  1. Казаки и родители
  2.  Отношение к старшим
  3.  Казаки и гости

1 группа детей- Что не разрешалось делать в присутствии старших?

Класс-(Не разрешалось сидеть. Не разрешалось разговаривать, прерывать разговор старших. Не разрешалось курить).

Учитель - Какие еще правила соблюдали казаки?

Класс-(Нельзя было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти. Старым и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу). Как говориться в 5 Заповеди Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

1группа детей -Ив каждой семье старались чтить и исполнять данную заповедь, потому что казаки считали, что сначала он не уважает  родителей, потом перестает любить Родину, затем отрицает мать-Церковь и постепенно доходит до отрицания Бога. Все это взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на Церковь — веру в Бога — и на семью. Семья, почитание старших, обычаи и традиции (переводится с латинского — передача) скрепляют общество, делают народ сильным.

Учитель- Молодцы, ребята. Отличная презентация На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни.

Выходит 2 группа детей(Крестьяне)-Показывают свою сценку(атрибуты),презентация. Обучение новым трудовым навыкам происходило терпеливо, и занимался им тот, у кого было на это время, бабушка, старшие дети. В хозяйстве в семье моей тети я видела исправные, тщательно сделанные и обновляемые по мере износа детские инструменты: в наборе детских граблей, например, были самые разные – как для семилетнего, так и для тринадцатилетнего ребенка. Среди детских инструментов не было опасных – детских кос не существовало. А лопата с детской рукоятью – пожалуйста. Поручение ребенку непосильного или опасного дела считалось блажью.

Во время обучения тому или иному делу на первом месте, конечно, стоял пример. Но и времени на слова не жалели.

Когда навык осваивался, занятие почти автоматически становилось обязанностью. Но дети этого не боялись, поскольку в семейном коллективе все умели всё, и всегда было кому подстраховать, заменить.

3 группа детей(Дворяне).Показывают презентацию.Дворянство являлось сословием привилегированным и служилым одновременно. Это рождало в душе дворянина сочетание чувства избранности и чувства ответственности. Отношение к военной и государственной службе связывалось у дворянина со служением обществу России. Девиз - "Служи верно, кому присягнешь".«Дворянское воспитание» представляет собой не педагогическую систему, не особую методику, не своды правил, а образ жизни, стиль поведения, которые усваивались детьми сознательным и бессознательным образом в ходе формирования привычки путём подражания. Традиции в воспитании дворянских детей не обсуждались, а соблюдались, поэтому важность приобретало не наличие теоретических предписаний, а использование принципов, реально проявляющихся в бытовых условиях, поведении, живом общении. Отношение к детям в дворянских семьях Отношение к детям в дворянских семьях отличалось требовательностью, строгостью и жёсткостью, что определялось нормами, зафиксированными в традициях, в дворянском кодексе чести. Обучение и воспитание детей в основном проходило дома по строгому расписанию: ранний подъём, уроки и разнообразные занятия. Соблюдение порядка детьми контролировалось гувернёрами. За проступки следовало строгое наказание, система наказания включала: оставление без сладостей, без прогулки, детей ставили в угол или на колени, иногда использовались розги. Но в дворянских семьях иногда строгость и требовательность к детям сочетались с любовью к ним. В случаях, когда в семье были хорошие наставники, предъявлявшие требования к поведению, хорошим манерам, но детям там было легко, в доме царила весёлая, доброжелательная атмосфера.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации из материалов рассказа учителя, электронных ресурсов; выделяют

необходимую информацию, извлекая ее из услышанного, увиденного в результате анализа делают вывод.

Коммуникативные: способность

работать в групах; готовность слушать

собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками.

Регулятивные: оценивают свои знания,

выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить.

Личностные: имеют желаниевыполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определенных правил.

Познавательные УУ)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Личностные УУД.

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Коммуникативные: оценка действий сверстников; умение оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с грамматическими  и синтаксическими нормами родного языка; умение высказывать свое мнение на основе личностных ценностей.

Коммуникативные УУД.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Регулятивные УУД

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопрос

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

3 мин

Викторина  

Учитель: А что , ребята, выузнали про сословия?

Вопросы: 1. На какое время присваивалось звание “казак”? (Звание было пожизненным)

2. С какого времени юношу призывали на службу? (с 17 лет)

 3. Как называется движение, которое лошадь имеет с рождения без специального обучения.(Аллюр)

 4. Как назывался небольшой отряд казаков, выезжающих на службу? (Казачий караул)

5. Кто такие дворяне?

6. Какие вы знаете воинские казачьи звания? (Есаул, подъесаул, урядник, воевода)

 7. Как называлось холодное оружие, которым пользовался казак на службе? (Шашка)

Коммуникативные:

уважают всех участников диалога, контролируют действия друг друга.

Регулятивные:

контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

Познавательные: выделяют необходимую информацию, анализируют, сравнивают, делают выводы.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

3 мин

Учитель: У каждого из вас за спиной на стуле разрезная картинка, сложите ее . Прикрепите их к нашей доске,. Дети по очереди прикрепляют , садятся на места, на доске появляется надпись: ЛЮБО). Учитель: Ребята, что за слово получилось? Как вы его понимаете? Правильно, так говорили казаки, когда им что-то нравилось, было хорошо. Любо ли вам было на уроке? (Прикрепите по сердечку- если , то что вы услышали на сегодняшнем занятии, вас заинтересовало, если было скучно, то прикрепите пустой квадратик, в знак того , что зря потрачено время.

Регулятивные: осознают важность приобретения новых знаний.

Познавательные:

оценивают процесс и результаты своей деятельности.

Личностные: осознают

важность полученных знаний.
Коммуникативные: умение высказывать свое мнение на основе личностных ценностей.

Домашнее задание

2 мин.

1.. Презентация о небесных покровителях  казачества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...