Программа+КТП 11 класс Электив Человек.Общество. Мир. 1 ч
рабочая программа по обществознанию (11 класс)

Беделева Елена Юрьевна

Программа+КТП 11 класс Электив Человек. Общество. Мир. 1 ч в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по обществознанию «Человек. Общество. Мир»

для учащихся 11 класса А социально-экономический профиль

МБОУ ЦО № 44 г. Тулы

2021-2022 уч. г.

Пояснительная записка

  Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Человек.  Общество. Мир» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089); программы по обществознанию для 10-11 классов (Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др, базовый уровень).  Данный курс предназначен для учащихся 11-х классов. Программа курса ориентирована на  повторение, систематизацию, обобщение  курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся в перспективе к сдаче ЕГЭ.

           Учебный  план школы  предполагает на изучение  элективного курса «Человек.  Общество. Мир»  34 часа в   год - 1  час в неделю. Актуальность программы определяется тем, что при гуманитарном подходе к образованию признаётся не набор информации, усвоенной учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над знанием отдаётся пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным личным опытом. Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор умений (общеучебных и предметных), а также приобретение опыта исследовательской деятельности 

             Курс построен по модульному принципу, который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащегося и различные маршруты освоения предложенного содержания. Основная функция учителя в данном курсе состоит в

«сопровождении» учащегося в познавательной деятельности, коррекции ранее полученной информации, помощи в извлечении из полученных ранее знаний тех, которые актуализируются в данном курсе. Немаловажным является и то, что курс в целом выстраивается как система актуализированного диалога, что обеспечивается активным использованием современных методов обучения и современных коммуникативных технологий.

           В целях гражданско-патриотического воспитания, повышения мотивации, формирования активной гражданской позиции  курс предусматривает творческую деятельность, выраженную в учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Курс ориентирует на активную самостоятельную поисковую работу по широкому кругу выделенных в сотрудничестве ученика и учителя проблем, лично значимых для учащихся и стимулирующих творческий поиск. Курс способствует росту уверенности ученика в своих силах, активному использованию своего субъектного опыта, углублению знаний по выбранным темам

Цели  элективного курса: 

  1. освоение  системы обществоведческих знаний  и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической  подготовки  к ЕГЭ.

2.  формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в  мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем, традиций.

Задачи курса: 

  • На основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания систематизировать и обобщить предметные знания учащихся.
  • Способствовать воспитанию учащихся в духе гражданского патриотизма, правосознания, активной жизненной позиции.
  • Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, исследовательской и проектной деятельности.
  • выделять разные виды взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;
  • знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом); 
  • психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации. 
  • формирование умения анализировать позицию автора текста; перекодирование  информации,  т.е.  превращать  текст  в  таблицы,  графики, схемы; вести дискуссию, слушать и слышать оппонентов.
  •  выработка у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени; 
  •  дать представление о современных глобальных проблемах человечества, способах и перспективах их решения, помочь им на пороге их взрослой жизни научиться критическому анализу ситуаций и различных точек зрения. 

Рабочая программа по элективному курсу «Человек. Общество. Мир» для учащихся  11-х классов составлена и разработана на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089  «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования».
  3. Приказ Минобрнауки России от 09.03.2014 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».  
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  5. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
  6. Примерная Программа: Сборник нормативных документов. Федеральный компонент Государственного стандарта, рекомендованный Министерством образования и науки в РФ, - М,, 2016
  7. Авторская программа О. И. Волошиной, А.П. Логунова, А.Б. Шатилова, А.В. Юдельсон «Человек – общество – мир». - Москва, Современное образование, 2018

Используемый учебно-методический  комплекс:

 Для учащихся:

  1. Обществознание: Полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А. Баранова. Изд. перераб. и доп. – Москва, АСТ: Астрель, 2019.
  2. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. -  Москва 2019
  3. Обществознание: глобальный мир в 21 веке:10-11 классы: кн. для учителя\ Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров, К.В. Симонов\; под ред. Л.В. Полякова. - М., 2017
  4. Паршев А. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остаётся здесь\А. Паршев. - М., 2019
  5. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России\ В.Ю. Сурков. – М., 2019
  6. Тойнби А. Постижение истории\ А. Тойнби. – М., 2018

Для учителя:

1. Обществознание: глобальный мир в ХХ1 веке:10-11 классы: кн. для учителя\ Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров, К.В. Симонов\; под ред. Л.В. Полякова.- М., 2017.

2. Маслова Е. В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: практическое пособие. – М., Аркти, 2018.  

3. Пентин А. Учебные исследования и проекты // Директор школы. - 2019. - №2 .- С.47 -52

4. Баранов В.А. Практикум по обществознанию. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm-Образовательные ресурсы Интернета - обществознание.
http://www.hpo.org – Права человека в России
http://www.chelt.ru – журнал «Человек и труд»
http://www.ant-m.ucoz.ru/ -"Виртуальный кабинет истории и обществознания"
http://www.mon.gov.ru – Министерство просвещения;
http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»
http://www.rusedu.ru/- Архив учебных программ и презентаций
http://pedsovet.org/ -Всероссийский Интернет – педсовет
http://www.uchportal.ru/ -Учительский портал

http://www.it-n.ru– российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://vvvvw.som.fio.ru– сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Видеопроектор
  3. Демонстрационный экран для проектора
  4. Презентации и видеоуроки https://infourok.ru по темам курса;

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами: – частично-поисковый, исследовательский, проектный, дистанционное обучение (платформы  Zoom, Sferum)

Оценивание результатов освоения элективного курса: будет производиться на основании выполнения заданий формата ЕГЭ по курсу обществознания с анализом текста по предложенным вопросам и написанием творческих работ, эссе. Оценивание «зачёт-незачёт».

Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.

Требования к результатам обучения и освоения содержания элективного курса:

Личностные результаты выпускников, формируемые при изучении содержания курса:

  • осознание принадлежности к мировому культурному пространству;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение исторических основ развития мировой и российской цивилизаций;

  • осознания необходимости о сохранении и преумножении  национального и мирового культурного и социального наследия.

Метапредметные результаты характеризуются умениями:

  • определять сущностные характеристики изучаемого объекта, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать объекты по указанным критериям;

  • объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах;
  • обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлекать необходимые сведения из источников, созданных в разных знаковых системах;

  • работать с текстами различных стилей и др.

Предметные результаты освоения выпускниками программы:

  • знание различных подходов к исследованию проблем человека и общества;
  • знание особенностей обществоведческих наук и их отличительные черты от наук других циклов;

  • умение сравнивать и устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками явлений в общественной жизни, различать в информации факты и мнения, аргументы и выводы.

     В результате изучения элективного курса «Человек. Общество. Мир» ученики 11-го  класса научатся:

- понимать основные обществоведческие  категории и термины для более глубокого осмысления окружающей социальной и политической действительности;

- формировать понимание закономерностей общественного развития, способностей к объективному восприятию информации, её анализу и обобщению;

- формировать способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- знания  содержания мировоззренческих и социально значимых проблем, закономерностей развития общества и мышления;

- использовать полученные знания и умения для более глубокого осмысления действительности. Выбора рациональных путей ее преобразований,

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: умения ориентироваться в мире социальных, политических, правовых, нравственных и эстетических ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию.    

       В результате изучения данного элективного курса «Человек. Общество. Мир» ученики 11-го  класса

получат возможность научиться:

- умению ориентироваться в мире политико-правовых, социальных, нравственных и эстетических ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;    

- знанию места и роли человека в системе общественных отношений, сущности основополагающих процессов и явлений в обществе;

- умению уважительно относиться к культурным традициям, проявлять расовую, национальную и религиозную терпимость;

- умению владения навыками самосовершенствования и саморазвития, соблюдения морально- этических норм социума;

- умению понимать и анализировать социально значимые проблемы и процессы;

- умению анализировать научную и социально-политическую литературу, применять понятийно-категориальный аппарат, прогнозировать возможное развитие социальных проблем и процессов в будущем;

Требования и критерии оценивания: 

Результаты ответов оцениваются: «зачет, не зачет»

- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

- полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

       При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

       Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа.

       Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа.

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся.

Тестирование:

Оценка «5» -  100% - 80%

Оценка «4» -  79% - 60%

Оценка «3» - 59% - 45%

Оценка «2» - менее 45%

 

Содержание элективного курса «Человек. Общество. Мир» 11 класс (34 ч)

Введение (1 ч) Человек. Общество. Мир.

  

Тема 1. Человек. (7 ч) 

Природа человека. Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

Тема  2. Общество. (16ч) 

Общество как совместная жизнедеятельность людей.   Общество и общественное сознание Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система.

Социум как особая часть мира. Функции и подсистемы общества. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества.

Типология обществ. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества, их характерные черты.

 Духовная жизнь общества. Искусство и духовная жизнь. его формы, основные направления. Эстетическая культура. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Непрерывное образование и самообразование

Тенденции духовной жизни современной России

  

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Социальная сфера общества. 

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. 

Экономическая сфера общества 

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и экономическая наука.. Взаимовлияние экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления. защита прав потребителя. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Рынок труда. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Международная торговля. Глобальные проблемы экономики.  

 

Политико -правовая сфера общества .

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы и политические партии. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс,  участие. Политическая культура.   

Право как особая система норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения.  Правосознание. Правовая культура.

 

Тема. 3. Мир. (10 ч)

Процессы глобализация и становление единого человечества.   Последствия процесса глобализации: позитивные и негативные. основные факторы единства современного человечества. Глобальные проблемы человечества. Причины возникновения. Основные направления решения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира.

Что нас разделяет. Культура: понятие, многообразие, формы. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Религия и язык как явление культуры. Мировые религии. религия и современный мир. Культурные различия и современные конфликты.

Учитесь мыслить глобально. Феномен мирового лидерства. Россия в глобальной конкуренции. Европейский союз и его миссия. Китай на пути к глобальной державе.

XXI век и новые угрозы для человечества. Глобальная безопасность в современном мире.

Экономика и экология.

Власть в информационном обществе. Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. Успешность в информационную эпоху. Информация и демократия. Информация и власть. Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом. Государство и свобода СМИ. Свобода СМИ и международный терроризм. Всемирная информативно-коммуникативная сеть.

Россия и " русский мир". Особенности русской политической культуры.  Собирание русских земель и изменение политической культуры. Революции в России. Политическая преемственность в российской истории. Политическая система современной России. Россия -президентская республика. Президент. Парламент. Устройство исполнительной и судебной власти.

Россия в глобальном мире: вызовы и задачи.

Итоговое повторение. Человек. Общество. Мир.

 Учебно-тематическое планирование элективного курса «Человек. Общество. Мир» (1 ч в неделю - 34 ч)

11 класс А      социально-экономический профиль        

2021-2022 уч. гг.

Раздел

Всего часов

Теория

Практика

1.

Введение. Человек. Общество. Мир. 1 ч

1

1

 

Человек. 8 ч

2

Человек как результат биологической и социальной эволюции

1

 

1

3

Человек  как творец и творение культуры

1

1

 

4

Потребности и интересы  человека. Познание и знание

2

1

1

5

Деятельность и мышление

2

1

1

6

Свобода и ответственность личности

1

1

 

Общество. 16 ч

1

Общество. Общественное сознание.

1

1

 

2

Социум как особенная часть мира

1

1

 

3

Общество, природа, культура

1

1

 

4.

Типология обществ

1

 

1

5

Духовная жизнь общества

3

2

1

6

Социальная сфера общества

3

2

1

7

Экономическая сфера жизни общества

3

2

1

8

Политико-правовая сфера жизни общества

3

2

1

Мир. 10 ч

1

Глобализация и глобальные проблемы человечества

1

1

 

2

Что нас разделяет: культура, религия

2

1

1

3

Учитесь мыслить глобально.

2

2

 

4

XXI век  и новые угрозы для человечества

1

1

 

5

Власть в информационном обществе

1

1

 

6

Россия и "русский мир"

1

1

 

7

Россия в глобальном мире: вызовы и задачи

2

1

1

 

Итого:

34 ч

24

10

  

Календарно-тематический план  элективного курса

«Человек-Общество-Мир»

11 класс  А  социально-экономического профиля (1 ч в неделю - 34 ч)                  2021-26 уч.гг.

 

Количество часов

Тема

Дата

Д/з

1

1

Введение. Человек. Общество. Мир. (1 ч)

1 неделя

ндивидуальные задания по кодификатору  ЕГЭ

2

1

ЧЕЛОВЕК. (8 ч).

Человек как результат биологической  и социальной эволюции

2 неделя

 

теория,термины  по теме

3

1

Человек  как творец и творение культуры

3 неделя

 теория,термины  по теме

4

1

Потребности и интересы  человека

4 неделя

теория,термины  по теме

5

1

Познание и знание

5 неделя

таблица,теория,термины  по теме

6-7

2

Деятельность и мышление

6-7 недели

 теория,термины  по теме

8

1

Свобода и ответственность личности

8 неделя

эссе, теория,термины  по теме

9

1

ОБЩЕСТВО. (16 ч) 

Общество. Общественное сознание.

9 неделя

 

теория,термины  по теме

10

1

Социум как особенная часть мира

10 неделя

 теория,термины  по теме

11

1

Общество, природа, культура

11 неделя

термины

12

1

Типология обществ

12 неделя

таблица, теория,термины  по теме

13

1

Духовная жизнь общества. Искусство

13 неделя

 эссе, теория,термины  по теме

14

1

Духовная жизнь общества. Наука. Образование

14 неделя

 теория,термины  по теме

15

1

Тенденции духовной жизни современной России

15 неделя

эссе, теория,термины  по теме

16-18

3

Социальная сфера общества.

   16-18 недели

теория,термины

19-21

3

Экономическая сфера жизни общества

 19-21 недели

теория, термины

22-24

3

Политико-правовая сфера жизни общества

 22-24 недели

 теория,термины  по теме

25

1

МИР. (10 ч)

Глобализация и глобальные проблемы человечества

25 неделя

теория,термины  по теме  

26

1

Что нас разделяет и объединяет: культура.

26 неделя

 теория,термины  по теме

27

1

Что нас разделяет и объединяет:  религия

27 неделя

эссе , теория,термины  по теме

28

1

Учитесь мыслить глобально. Феномен мирового лидерства

28 неделя

 теория,термины  по теме

29

1

Россия в глобальной конкуренции

29 неделя

 теория,термины  по теме

30

1

ХХ1 век  и новые угрозы для человечества

30 неделя

 теория,термины  по теме

31

1

Власть в информационном обществе

31 неделя

 теория,термины  по теме

32

1

Россия и "русский мир"

32 неделя

 теория,термины  по теме

33

1

Россия в глобальном мире: вызовы и задачи

33 неделя

 теория,термины  по теме

34

1

Итоговое повторение. (1 ч). Человек. Общество. Мир.

34 неделя

  

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по вариативному курсу "Человек-Общество-Мир" (11 класс)

Рабочая программа по вариативному курсу "Человек-Общество-Мир" (11 класс)...

Программа элективного курса "Человек. Общество. Мир." 9 класс

Программа элективного курса "Человек. Общество.Мир." 9 класс....

Конспект урока обществознание 6 класс Тема «Человек. Общество. Природа»

Тема «Человек. Общество. Природа»Цели:1. Объяснить значение понятий: «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», ...

Программа+ КТП Электив Человек.Общество.Мир. 10 кл. 1 ч

Программа+КТП Электив Человек.Общество.Мир. 1 ч...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ЧЕЛОВЕК - ОБЩЕСТВО - МИР"

Актуальность  изучения  программы заключается в возможности использовать  приобретенные знания и умения в практической  повседневной  деятельности  для полноценного...

Программа курса внеурочной деятельности по обществознанию «Человек-общество-мир» для обучающихся 10-11 классов

Программа внеурочной деятельности "Человек - Общество - Мир" предназначена для обучающихся 10-11 классов. Программа направлена на формирование и развитие профессионального самоопределения ст...

Дополнительная образовательная программа "Человек.Общество.Мир."

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Человек.Общество.Мир.» социально-педагогической направленности предназначена для получения обучающимися дополнительных знаний ...