Использование материалов СМИ на уроках обществознания в 11 классе (профильный уровень)
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Волосатова Наталья Владимировна

Для уроков по темам «Демократия», «Выборы в демократическом государстве», «Человек в политической жизни» были использованы различные типы СМИ – телевидение, печатная пресса, радио. Однако сам круг источников, подходящий для использования на уроках в старшей школе, оказался очень ограниченным.

Среди большого количества разнообразных средств массовой информации, которые предлагают современные издательства, не все подходят для чтения в рамках образовательного процесса. Существует много публицистических материалов, а также теле- и радио-продуктов не гарантирующих объективный, профессиональный подход к освещению происходящих событий в стране и в мире. Предвзятое отношение редакторов и корреспондентов к инфоповодам может сформировать у читателя одностороннюю оценку описываемых явлений. В этой связи кажется целесообразным обратиться к тем изданиям, которые предлагают своей аудитории всесторонний анализ объекта журналистской деятельности. К таким источникам могут быть отнесены, в первую очередь, материалы качественной прессы. Среди них выделим продукты, например, ежедневных газет «Ведомости», «Независимая газета», журнала и телеканала «РБК», делового еженедельника «Профиль», ежедневного государственного издания «Российская газета». Из зарубежной прессы можно брать адаптированные переводные материалы американских и английских газет «The Times», «The New York Time», «The Washington Post», «The independent», немецкого журнала «Der Spiegel». Среди телевизионных программ на уроках обществознания можно использовать фрагменты таких передач, как: «Познер», «Действующие лица», «Парламентский час», «Специальный репортаж» на канале «Россия 24».

Информационные продукты радио, на наш взгляд, целесообразно использовать лишь в том случае, если у студии есть видеоформат вещания – подобное практикуют, например, радиостанции «Маяк» и «Радио свобода».

Приёмы работы с фрагментами средств массовой информации на уроках обществознания ограничены. В рамках образовательного процесса мы зачастую используем приём вопросов к предложенным источникам. Подобная форма работы едва ли формирует некоторые необходимые школьнику компетенции, в том числе не совершенствует его способности самостоятельно строить и уметь видеть причинно-следственные связи.

Стоит также отметить, что ведущая роль на смоделированных уроках по рассмотренным темам принадлежит учителю, которые сам подбирает материалы средств массовой информации и создаёт к ним задания. Такой подход не предполагает участие школьника в процессе конструирования своего образовательного процесса. Такой подход способствует пассивному восприятию информации учеником и не происходит развитие навыка самостоятельного поиска информации.

Используя материалы средств массовой информации на уроках обществознания, учитель и ученики получат всестороннюю, достаточно полную характеристику изучаемого политического явления. В ходе урока учащиеся не только смогут освоить теоретические положения, данные в учебнике, но и применят их на практике – в ходе работы с источниками информации, которые послужат наглядной иллюстрацией темы занятия. Такие занятия разнообразят процесс обучения, а также покажут ребятам значимость изучаемой теории.

Уроки обществознания с применением материалов средств массовой информации помогут сформировать у школьников ряд компетенций – учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и общекультурные, что будет способствовать реализации учителем компетентностного подхода, заложенного в основу федерального государственного образовательного стандарта.

В настоящее время многое меняется в государственной политике в области образования. В том числе, переосмысливаются подходы к формам изучения результативности обучения и критериям оценивания. Одна из тенденций этого направления – комплексные работы, позволяющие на материале одной работы оценить не только уровень знаний, умений и навыков по разным предметам, но и уровень сформированности компетенций у учащегося.

Воспользовавшись материалами учебника Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова, К.Г. Холодковского по обществознанию профильного уровня, нам удалось подобрать материалы средств массовой информации, доступные для понимания школьников. Прописанные задания к источникам, а также примеры работы учащихся с ними, позволяют учителю оперативно выстроить полноценный урок, который бы позволил не только выдать весь теоретический материал, но и подкрепить его наглядными примерами из общественной жизни. Занятия с применением медиаобразовательных технологий позволит также сформировать учебно-познавательные, коммуникативные, информационные и общекультурные компетенции у школьников, заявленные Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Преподавая обществознание с включением источников СМИ, учитель-предметник не только даст учащимся необходимый теоретический материал и сформирует необходимый багаж знаний для сдачи единого государственного экзамена по обществознанию, но и в целом позволит ребятам быть более компетентными в вопросах современного развития общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smi_na_urokah_v_11_klasse.docx81.17 КБ

Предварительный просмотр:

Параграф, тема урока

СМИ, используемое на уроке

Форма работы с источником (СМИ)

Тип, форма урока

Пример работы учащихся на уроке с использованием материалов СМИ

§24. «Выборы в демократическом обществе»

• Статья «Электоральная рациональность»

http://www.profile.ru/politika/item/126829-elektoralnaya-ratsionalnost

(«Профиль», выпуск №35, 17.09.2018);

(Время на работу 15 минут)

• Анализ статьи по вопросам:

1) Явка в Москве: какой тип политического участия характерен для жителей столицы?

2) Выборы в регионах: опираясь на текст, попробуйте выделить причины низкой или высокой явки в тех или иных субъектах? Какие факторы на это влияют?

3) Опираясь на материал статьи, подытожьте, из чего складывается политическая культура граждан?

4) Как бы вы объяснили тот факт, что явка избирателей  на выборах в одних демократических странах (например, в США) намного ниже, чем в аналогичных других (например, во Франции)?

Тип урока: Урок-изучение нового материала

Форма урока: Беседа

Учитель: Выяснив, как проходит избирательная кампания, какие этапы существуют, мы с вами сейчас более подробно рассмотрим сам процесс голосования и попробуем определить, кто же они - избиратели. Для того чтобы сделать работу более продуктивной и интересной, предлагаю нам поработать с периодическим печатным изданием. Статья, из которой мы узнаем, как вёл себя российский избиратель на осенних выборах 2018 года, называется «Электоральная рациональность». Ваша задача внимательно её прочитать и ответить на ряд вопросов (представлены на слайде презентации).

Ученики знакомятся со статьёй

Учитель: Итак, какие же факторы сказываются на поведении российского избирателя?

Ученики: На поведении избирателя оказывают такие факторы, как агитационная кампания в каждом конкретном регионе, проводившиеся в предвыборный период реформы, которые удовлетворили или не удовлетворили ожидания граждан, а также то, в какой форме проходили выборы – голосовать нужно было за конкретного кандидата или за партийные списки, последние менее популярны.

Учитель: Совершенно верно. На избирателя, на его выбор идти или игнорировать выборы, оказывает влияние множество факторов. Общие мы с вами рассмотрели. Давайте обратимся теперь к конкретному региону – например, к городу федерального значения – Москва. Какой тип политического участия характерен для жителей столицы?

Ученики: Для Москвы, в целом, характерна невысокая явка – только 30% избирателей пришли на избирательные участки, большинство жителей столицы выборы проигнорировали, из чего можно сделать вывод, что для горожан характерен абсентеизм.

Учитель: А что вы можете сказать про выборы в регионах?

Ученики: Регионы отличаются друг от друга методами администрирования, политической культурой, местными традициями, отсутствием или наличием наблюдателей на выборах и возможностями для административного вмешательства. Высокая явка, в связи со сложившейся политической традицией, наблюдалась, например, в Кемеровской области. Низкие явки в Иркутской области, Республике Саха.

Учитель: И какой же выводы делают социологи? Что характерно для типичного российского избирателя?

Ученики: Российский избиратель демонстрирует рациональное электоральное поведение, которое вообще характерно для избирателей. «Там, где нет интриги и неожиданности, он скорее склонен не прийти, – пояснила эксперт. – За исключением граждан, которые приходят вне зависимости от того, интересно им или нет, потому что вынуждены или считают это своим долгом. Там, где есть какая-то динамика, интрига и драматургия, там явка выше

Учитель: А какие тенденции наблюдаются в мире в этой сфере? Что мы можем сказать о других демократических странах? Сравните их с Россией?

Ученики: В разных государствах существуют различия в степени развития демократических ценностей граждан. Так, например, явка на выборах в США существенно ниже, нежели во Франции или Германии, связано это может быть с политической культурой, которая исторически сформировалась в этих странах.

§24. «Выборы в демократическом обществе»

• Статья «Постоянство – признак мастерства»

http://www.profile.ru/politika/item/124746-postoyanstvo-priznak-masterstva

 («Профиль», статья от 12.02.2018)

(Время на работу 15 минут)

Работа по рядам:

• Первый ряд читаете отрывок «Владимир Жириновский: русский флюгер»

• Второй ряд читаете отрывок «Григорий Явлинский: от ненависти до любви»

• Третий ряд читает отрывок «Владимир Путин: вверх по пирамиде Маслоу»

1) Проследите изменения во взглядах кандидата на пост президента РФ.

2) Попробуйте выделить причины, под влиянием которых политик был вынужден изменить свою точку зрения.

Тип урока: Урок-закрепление знаний

Форма урока:  Беседа

Учитель: Мы с вами изучили, как проходит избирательная кампания, из каких этапов она состоит. Давайте повторим их.

Ученики: Сначала решается вопрос о дате назначения выборов, затем начинается организационный этап, который включает в себя образование избирательных округов, составление списков избирателей. Происходит выдвижение и регистрация кандидатов на избираемый пост или выборную должность. После этого начинается предвыборная агитация, непосредственно сам процесс голосование и подведение итогов выборов.

Учитель: Хорошо.

Сейчас я предлагаю обратиться к средствам массовой информации. Попробуем на примерах трёх кандидатов на пост президента России разобрать, как менялись тезисы их избирательной кампании, и сколько процентов голосов они, в конечном итоге, получили. Материал, с которым мы будем работать, называется «Постоянство – признак мастерства».

Ученики читают предложенные фрагменты статьи по рядам. Отвечают на поставленный вопрос, чертят график результатов кандидата.

Учитель: Итак, первый ряд, что вы можете сказать о Владимире Жириновском, самом опытном участнике президентских гонок.

Ученики: Для каждой президентской гонки В. Жириновский менял ключевые свои тезисы, но образ, в целом, оказывался неизменен – борец за всё русское и национальное. В первую кампанию кандидат призывал наладить отношения с Западом, призывал перенять у них подлинные демократические ценности, также агитировал стремиться к богатству, так как не видел в нём ничего плохого. Однако в 2000-х г. произошла коренная смена тезисов: кандидат стал призывать отказаться от Западных структур, перестать равняться на Западные страны, появился тезис, что богатые должны платить налогов больше, чем рядовые россияне. Главный лозунг стал звучать, как «Всё отнять и поделить». Это позволило набрать кандидату рекордный для себя результат – 9,35% голосов избирателей.

График можно нарисовать следующий:

Учитель: Отлично! Давайте теперь разберём следующего кандидата от партии «Яблоко» - Григория Явлинского. Что же мы можем о нём сказать?

Ученики: Согласно статье, позиция Явлинского по внутренним вопросам на протяжении всех программ оставалась неизменной, она является достаточно проработанной и разъяснительной. Однако в каждой президентской гонке менялись тезисы по внешней политике. Как мы слышали от первого ряда, В. Жириновский от идеи дружбы с Западными странами пришёл к мнению о конфронтации с ними, идеи Г. Явлинского во всех избирательных кампаниях более устойчивы -  предлагает интегрировать Россию в клуб стран с развитыми экономиками и ОЭСР, войти в европейские политические, экономические и оборонные организации «в качестве полноправного члена». Однако, в целом, рейтингу кандидата данные изменения тезисов не добавляют, напротив он идёт по наклонной вниз.

Учитель: Хорошо. Двух кандидатов мы изучили. В статье приводится ещё третий – Владимир Путин. В ходе избирательной кампании 2018 года он выдвигался как самовыдвиженец, а что было до этого?

Ученики: В предыдущих гонках он участвовал от партии «Единая Россия».

Учитель: Верно. Как же менялись его предвыборные кампании?

Ученики: Ядром всех предвыборных кампаний были тезисы, направленные на улучшение жизни россиян, повышение благосостояния народа, заявлены разнообразные социальные программы, которые в последние годы реализуются через адресные, а не всеобщие цели. Однако на фоне внешней политики, поменялось отношение к Западным странам – если сначала предлагалось наращивать с ними сотрудничество, то теперь появилась антизападная составляющая всех публичных выступлений.

График итогов выборов для Путина можно изобразить следующим образом:

Учитель: Отлично. Мы с вами рассмотрели только трёх кандидатов, которые выдвигались на пост президента России в 2018 году, хотя всего их было восемь. Но давайте даже на примере этих трёх персоналиях, попробуем разобраться, что же влияло на взгляды и тезисы кандидатов?

Ученики: Для всех кандидатов свойственно изменение взглядов на внешнеполитический курс России. Однако здесь выделяется программа Явлинского, который в отличие от других своих соперников, шёл на последние выборы с идеей укрепления сотрудничества с Западными странами. Риторика остальных была противоположной. На это повлияли события Мировой арены, в частности, теракты, конфликт в Сирии, на Украине, западные санкции. Всё это сформировало образ Запада в глазах Россиян, а потому многие кандидаты постарались соответствовать этому. Возможно, это обычный просчёт и популизм. Также в ходе предвыборных кампаний затрагивались темы благосостояния народов России – проблемы бедности, жилищных условий, налогового бремени – все кандидаты на это реагировали, предлагая свои пути решения данных проблем, но разными методами. Учитель: Какой мы можем сделать вывод из всего сказанного?

Ученики: Любой кандидат, чтобы завоевать голоса избирателей, старается реагировать на те проблемы, которые остро стоят в обществе, и предлагает свои пути решения. Однако избирателю необходимо учитывать, насколько обещания кандидатов реализуемы на практике, так как за красивыми словами могут стоять невыполнимые в современных условиях задачи.

§16. «Демократия»

• Новостной сюжет «Центризбирком подвёл окончательные итоги выборов в Госдуму 7-го созыва»

https://www.newstube.ru/media/centrizbirkom-podvyol-okonchatelnye-itogi-vyborov-v-gosdumu-7-go-sozyva

(РИК «Россия 24», 23.09.2016)

• Задание для работы с источником:

1) Назовите основные итоги выборов в ГД VII созыва.

2) Как вы понимаете фразу «Конституционное большинство «Единой России»? К каким последствиям это может привезти? Хорошо это или плохо?

3) Обозначьте роль немногочисленных партий («КПРФ», «ЛДПР», «СР») и депутатов-одномандатников в ГД? Могут ли они повлиять на принимаемые законы?

4) Выборы в ГД VII созыва прошли по смешанной системе, подумайте, какие плюсы и минусы у этой системы есть?

Тип урока: Урок-повторение изученного материала

Форма урока: Беседа

Учитель: Чтобы вспомнить, что такое парламентаризм, какие партии существуют, обратимся к двум новостным сюжетам. Один материал касается выборов в нижнюю палату Федерального собрания России, другой – итогов выборов в Британский парламент. Сначала поработаем с первым. Ваша задача сейчас внимательно посмотреть видеосюжет и ответить наряд вопросов (представлены на доске).

Ученики смотрят новостной сюжет, делают пометки в тетрадях.

Учитель: Итак, каковы итоги выборов в Государственную думу России VII созыва?

Ученики: На выборах пятипроцентный барьер преодолели четыре партии, ещё две будут представлены депутатами-одномандатниками. Большинство мест -у партии «Единая Россия».

Учитель: У «Единой России» конституционное большинство – как вы понимаете эту фразу?

Ученики: Конституционное большинство в России – это две трети (более 300) мест в Госдуме у одной из партий.

Учитель: К каким последствиям это может привести?

Ученики: Согласно Конституции России, конституционное большинство позволяет вносить изменения в Конституцию РФ, преодолевать вето президента, выносить импичмент президенту страны. Также конституционное большинство в нижней палате Парламента позволяет без особых трудностей принимать законы, выгодные определённому кругу лиц, но по Конституции России, эти законы должны также пройти процедуру принятия в Совете Федерации и быть подписаны президентом.

Учитель: Конституционное большинство, с вашей точки зрения, это хорошо или плохо для развития парламентаризма в стране?

Ученики высказывают своё мнение с опорой на исторические факты.

Учитель: Какова же роль немногочисленных партий в Государственной Думе VII созыва? Подумайте, как могут они и депутаты-одномандатники повлиять на принимаемые решения?

Ученики высказывают свою точку зрения, с опорой на изученный материал.

Учитель: Выборы в ГД VII созыва прошли по смешанной системе, подумайте, какие плюсы и минусы у этой системы есть?

Ученики: Смешанная система подразумевает, что половину депутатов избирали по партийным спискам, остальных по одномандатным округам. При таком типе избирательной системы формируется репрезентативный парламент, который придаёт власти относительно стабильный характер. Избиратель имеет возможность выбирать конкретного кандидата. Однако партии не отражают интересы своих избирателей в полном объёме.

Учитель: Отлично! Мы с вами выяснили, что в России выборы в Государственную думу VII созыва прошли по смешанной избирательной системе, которая имеет свои достоинства и недостатки. По итогу выборов  у «Единой России» появилось, так называемое, конституционное большинство. Но есть другой пример. В 2017 году внеочередные выборы прошли в парламент Великобритании. Давайте с вами обратимся к информационному сюжету Первого канала, и определим, какой тип избирательной системы применялся в Королевстве, и какой тип парламента там сформировался.

Ученики смотрят новостной сюжет, делают пометки в тетрадях.

Учитель: Итак, какой же тип избирательной системы существует в Великобритании?

Ученики: Палата общин избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной избирательной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, т.е. избиратель голосует за одного кандидата, выдвинутого политической партией или путем самовыдвижения.  Депутатский мандат от округа получает только тот кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим претендентам.

Учитель: Что повлияло на голоса избирателей?

Ученики: Доверие к  правящей партии подорвали террористические акты на территории Соединённого королевства. Не помогла даже мощная агитационная кампания в день выборов.

Учитель: Каков итог выборов в Парламент?

Ученики: Консерваторы потеряли большинство мест, из-за чего возникла ситуация «Подвешенного парламента», когда у партии-победителя меньше половины мест. Для того чтобы сформировать правительство, партии большинства придётся вступать в коалицию со своими соперниками. Такое правительство не станет залогом стабильности для страны, так как придётся делить места, «торговаться» об условиях – всё это может растянуться надолго. Премьер-министру также придётся учитывать мнение оппозиции.

Учитель: Хорошо. Сделайте вывод по двум избирательным системам. На ваш взгляд, какая из них делает общество более стабильным?

Ученики отвечают на поставленный вопрос, высказывают своё мнение.

• Новостной сюжет «Британские консерваторы потеряли большинство в парламенте, оппозиция требует отставки премьера»

https://youtu.be/m6-On26Om9E

(Новости первого канала от 09.06.2017)

(Время на работу 15 минут)

• Задание для работы с источником:

1) Какой тип избирательной системы существует в Великобритании? По каким фактам из новостного сюжета вы сделали свой вывод?

2) Назовите факторы, которые повлияли на расклад сил в Британском парламенте?

3) Что вкладывается в термин «Подвешенное правительство»? Чем оно может быть опасно для страны?

§24. «Выборы в демократическом обществе»

• Новостной сюжет «Выборы Президента России 2018» [00:30-03:40]

https://youtu.be/fNI-Hq1EvKk

(Новости первого канала от 18.03.2018)

• Задание к видеосюжету:

1) Какие атрибуты избирательного процесса были представлены на избирательном участке?

2) Опираясь на новостной сюжет, дайте общую характеристику избирательной системы на выборах президента в России?

Сравните два типа избирательной системы и сами процессы голосования в двух странах  на основе просмотренного материала.

Тип урока: Урок-повторение изученного материала

Форма урока: Беседа

Учитель: Итак, мы с вами изучили типы избирательных систем и этапы избирательной кампании, включая процесс голосования. Давайте вспомним, какие атрибуты избирательного процесса представлены на выборах в России. Возьмём для примера, выборы президента России в 2018 г. Но для начала, напомните мне что такое «атрибут». Как вы понимаете данный термин?

Ученики: Атрибут – это существенный постоянный признак какого-то предмета или процесса.

Учитель: Отлично! Сейчас я вам включу новостной сюжет, ваша задача зафиксировать в своих тетрадях как можно больше продемонстрированных атрибутов.

Ученики смотрят новостной сюжет, делают пометки в своих тетрадях.

Учитель: Что вы записали?

Ученики: Список прикреплённых избирателей к данному участку, избирательный бюллетень, кабинки для голосования, урна для голосования или комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБы). Также к атрибутам выбора можно теперь отнести камеры видеонаблюдения, которые позволяют видеть, что происходит на любом избирательном участке в нашей стране через сеть Интернет.

Учитель: Верно. Все перечисленные вами атрибуты выборов мы обнаружим на каждом участке в России и в местах голосования в странах зарубежья. Исходя из просмотренного новостного сюжета, из знаний Конституции нашей страны, давайте попытаемся дать общую характеристику избирательной системы на выборах президента России.

Ученики: На выборах Президента России используется мажоритарная избирательная система. Голосование граждан проводится по единому федеральному избирательному округу. На выборах Президента РФ избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если же ни один из кандидатов по результатам выборов не был избран на должность Президента, то ЦИК России назначает повторное голосование на выборах Президента РФ. В них принимают участие те два кандидата, которые получили наибольшее число голосов избирателей в ходе первого тура выборов. Голосование является тайным, построено на принципе «Один голос – один избиратель».

Учитель: Хорошо. Вы дали верную характеристику избирательной системе на выборах президента России, но не стоит думать, что в каждой стране она одинаковая. Сейчас мы с вами посмотрим ещё один новостной сюжет про выборы президента в США, и ваша задача, найти отличия между двумя избирательными системами. Работать мы с вами будем по таблице:

Россия

США

Права кандидатов

Права избирателей

Ученики смотрят второй новостной сюжет «Выборы в США: голоса мертвецов и звездный подлог», заполняют таблицы в тетрадях.

Учитель: Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Итогом работы должна стать таблица (примерное содержание):

Россия

США

Права кандидатов

Равное избирательное право (исключения прописаны в Конституции РФ)

Неравное избирательное право (натурализованный гражданин США не может баллотироваться на должность президента США)

Ограничение расходов на избирательную кампанию кандидата на пост президента (400 млн. руб.)

Отсутствие предельного размера избирательного фонда кандидата на пост президента

Проведение праймериза не является обязательным

Праймериз обязателен

Права избирателей

Законодательно закреплён принцип тайного голосования

Не во всех штатах голосование является тайным

При прохождении процедуры регистрации на избирательном участке, каждому избирателю необходимо предъявить паспорт гражданина РФ

Не во всех штатах избирателя  просят предъявить документ, удостоверяющего личность, достаточно только назвать своё имя и фамилию

Все граждане обладают активным избирательным правом

Существуют ограничения для избирателей в некоторых штатах, где введён ценз осёдлости

Прямые выборы

Двухступенчатые выборы (система выборщиков)

• Новостной сюжет «Выборы в США: голоса мертвецов и звездный подлог»

https://russia.tv/video/show/brand_id/5206/episode_id/1391840/video_id/1536241/

(«Вести недели» от 30.10.2018)

(Время на работу 25 минут)

• Задание к видеосжету:

1) Назовите специфические черты американской избирательной системы на выборах президента США? Сравните её с избирательной системой в России на выборах президента.

§24. «Демократия»

§25. «Человек в политической жизни»

• Радио-выпуск «Российский парламентаризм – это миф?»

https://www.newstube.ru/media/rossijskij-parlamentarizm-eto-mif

(Радио «Свобода», передача «Лицом к событию» выпуск от 28.04.2018)

(Время на работу 30 минут)

• Вопросы для работы:

1) Какие оценки работы Государственной думы преобладают в ответах граждан России? Если бы вам задали корреспонденты вопрос «Как вы оцениваете деятельность российского парламента?», что бы вы ответили?

2) Как определяют гости уровень политической культуры в России? Согласны ли вы с такой оценкой?

3) Можно ли рассматривать повышение политической культуры, как часть совершенствования избирательной системы?

3) Что есть «честные выборы»? Можно ли их определить формулой «честный подсчёт голосов + сознательный выбор каждого избирателя»?

Тип урока: Урок-углубление знаний

Форма урока:  Круглый стол

Учитель: Дома вам необходимо было просмотреть радио-выпуск передачи «Лицом к событию», который посвящён теме парламентаризма в России. Прежде чем начать нашу работу, давайте ещё раз вспомним, что такое «парламентаризм»?

Ученики: Парламентаризм – это процесс становления и развития в государстве органов законодательной власти как самостоятельного политического института. Парламентаризм характеризует становление в государстве системы разделения властей, при которой три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная – сосуществуют согласно принципу «сдержек и противовесов».

Учитель: Всё верно. А теперь давайте приступим к обсуждению проблемы, затронутой ведущей программы. На дом вы также получили список вопросов, по которому должны были заранее подготовиться. Давайте поработаем с ними. Не забывайте, что когда вы говорите какой-то тезис, к нему необходим подтверждающий аргумент.

Ученики высказывают свои точки зрения, опираясь на имеющиеся у них знания, а также подкрепляют свои позиции конкретными фактами общественной жизни.

Учитель выступает в качестве модератора на круглом столе.

§25. «Человек в политической жизни»

• Статья «Падение президента»

http://www.profile.ru/politika/item/126982-padenie-prezidenta

(«Профиль», статья от 02.10.2018)

(Время на работу 10 минут)

• Задание к источнику:

1) Опираясь на прочитанную статью, дайте характеристику  политической культуры граждан Франции?

2) Определите тип политической культуры общества во Франции по классификации Г. Алмонда и С. Вербы, аргументируйте свою позицию.

Тип урока: Урок-закрепление изученного материала

Форма урока:  Беседа

Учитель: Нашу дальнейшую работу, мы с вами продолжим на основе материала СМИ. Сейчас вы получите статью «Падение президента», опубликованную в журнале «Профиль». Ваша задача внимательно её прочитать и ответить на два вопросы, которые вы видите на слайде. Для ответа вам потребуется вспомнить то, что мы изучали на прошлом уроке.

Ученики читают предложенный материал, делают пометки к себе в тетрадях

Учитель: Итак, какую же характеристику  политической культуры гражданам Франции вы можете дать?

Ученики: Они активны, принимают непосредственное участие в политической жизни через участие в митингах. На основе написанного, можно сделать вывод, что их участие автономное – их поведение свободное и добровольное. В зависимости от степени участия в политических процессах граждане Франции относятся к «Личности активиста», для которых свойственен интерес к политическим проблемам, информированность о них.

Учитель: А что вы можете в целом сказать о политической культуре французского общества? Давайте заодно вспомним определение этого термина.

Ученики: Политическая культура – это система убеждений, оценок и моделей политического поведения граждан, а также образцов коллективной жизни субъектов, включая функционирование общественных институтов. Она представляет собой единство трёх составляющих: знание о мире политики, система ценностей, способы практических политических действий. В соответствии с классификацией политической культуры по Алмонду  и Вербе, французское общество можно отнести к «культуре участия». Французы не лояльны к политическим институтам, относятся к власти критически, заинтересованы в политическом участии.

Учитель: Можете привести примеры, которые бы подтвердили, что во Франции сформирована «культура участия»?

Ученики: В 2018 году в Париже из-за социально-экономической политики Э. Макрона тысячи французов вышли на улицы с акциями протестов. Поводом к ним стало решение о повышении налога на бензин и дизельное топливо в стране.

Учитель: Отлично. Это яркий пример, который иллюстрирует тип политической культуры граждан страны. А как вы вообще поняли смысл названия «Падение президента»?

Ученики: Имеется в виду не буквальное падение президента Франции, а, скорее, падение его рейтинга. Те, кто голосовал за него на выборах, разочаровываются в политике Макрона, растёт негативное отношение к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию 11 класс(профильный уровень)

Эта программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников.  Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможно...

Обществознание 10 класс профильный уровень

Материал по учебнику Л.Н.Боголюбова 10 класс профильный уровень...

Тестирование по теме: «Человек и общество в ранних мифах и философских учениях», составлено по учебнику Л.Н. Боголюбова Обществознание 10 класс, профильный уровень.

Тест для  учащихся 10 профильного класса. по теме "Человек в ранних мифах и философских учениях". Подходит для проверки знаний учащихся по данной теме....

тематическое планирование курса обществознания 10 класс (профильный уровень)

материал содержит пояснительную записку к  тематическому планированию курса обществознания...

Презентация к уроку "Из истории русской философии", обществознание, 10 класс, профильный уровень.

Презентация предназначена для урока обществознания в 10 классе (профильный уровень). Презентация содержит биографические сведения, портреты и основные идеи русских философов с древних времен до XX век...

Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по теме "Сущность человека как проблема философии"

Данная тема является ключевой в  курсе обществознания. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы совреме...

Обществознание, 10 класс, профильный уровень. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество и человек».

Цель урока: Повторить и обобщить материал по разделу «Общество и человек».Задачи: Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, ...