План-конспект урока по теме: "Мастерство работника"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Савенко Георгий Алексеевич

План-конспект урока по Обществознанию для 7 класса по теме: "Мастерство работника".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pku._7_klass._obshchestvoznanie._masterstvo_rabotnika.docx239.85 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по предмету «Обществознание» по теме «Мастерство работника»

Предмет: Обществознание.

Учитель: Белов Егор Алексеевич.

Класс: 7 класс.

Тема: Мастерство работника.

Тип урока: Комбинированный.

Цели урока:

  1. Образовательные:
  • Сформировать у обучающихся представление о работнике как участнике экономических взаимоотношений и деятельности работника.  
  • Познакомить обучающихся с новыми для них понятиями.
  1. Развивающие:
  • Развить у обучающихся умение работать с различными источниками информации.
  • Развить у обучающихся умение анализировать произведения художественной живописи.
  1. Воспитательные:
  • Стимулировать устойчивый интерес у обучающихся к изучению Обществознания.
  • Сформировать у обучающихся экономическое воспитание.

Планируемые результаты обучения:

  1. Личностные:
  • Формирование и развитие у обучающихся познавательного интереса к изучению Обществознания.
  • Формирование у обучающихся экономического воспитания.
  1. Предметные:
  • Формирование у обучающихся целостного представления о работнике как участнике экономических взаимоотношений и деятельности работника.  
  1. Метапредметные:
  • Развитие у обучающихся навыка построения логических рассуждений, умозаключений и формирования выводов.
  • Формирование у обучающихся умения привлекать различные источники информации.
  • Развитие у обучающихся навыка анализа произведений художественной живописи.

Смысловые единицы знания:

План урока:

  1. «Дело мастера боится» (актуализирующий и мотивирующий модули урока).
  2. Из чего складывается мастерство работника.
  3. Труд и зарплата.
  4. Количество и качество труда.

Учебник: Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013. – 159 с.: ил., карт. – (Академический школьный учебник).

Модуль урока

Задачи модуля урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Учитель приветствует учащихся; проверяет готовность класса к уроку, создает благоприятную атмосферу.

Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.

2

Опрос домашнего задания.

Установление правильности и полноты знаний и умений учащихся, полученных на предыдущих уроках.

Учитель проводит проверочную работу в форме тестирования по материалам предыдущего урока (Приложение 1).

Учащиеся решают проверочную работу в форме тестирования по материалам предыдущего урока.

3

Актуализация.

Актуализировать информацию, изученную на прошлом уроке и понять, как она связанна с темой этого урока.

Рассказ учителя: «На прошлом уроке мы с вами усвоили что такое экономика и кто является ее основными участниками. Сегодня, используя уже полученные вами знания, мы попробуем познакомиться с таким понятием как «мастер» и тем, что касается его работы».

Вопрос учителя: «Подумайте и скажите, как вы понимаете, кто такой мастер»?

Учащиеся внимательно слушают учителя об актуальности информации, изученной на прошлом уроке и ее связи с темой данного урока.

Ответы учащихся на вопрос о том, как они понимают, кто такой мастер:

«Мастер – это руководитель отдельной специальной отрасли какого-либо производства, цеха. Например, сменный мастер, мастер сборочного цеха».

«Мастер – квалифицированный работник в какой-либо производственной области. Например, скрипичный мастер».

«Мастер – специалист, достигший высокого искусства в своем деле. Например, мастер искусств, мастер спорта».

«Мастер – человек, который умеет хорошо делать что-либо. Например, мастер рассказывать истории, мастер на выдумки».

4

Мотивация.

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, появление мотива и познавательного интереса.

Рассказ учителя: «Все определения данные вами верны, и они очень четко характеризуют мастера. Входе сегодняшнего урока мы постараемся углубить уже имеющиеся у нас знания. Мы рассмотрим из чего складывается мастерство работника, что влияет на формирование заработной платы и какой она бывает, узнаем о соотношении количества и качества труда».

Учитель демонстрирует учащимся слайд с темой и планом урока (Приложение 2).

Рассказ учителя: «Все, что мы с вами усвоим на сегодняшнем уроке поможет вам не только на дальнейших ступенях обучения, но и подготовят к сознательной, ответственной, а главное – мудрой жизни в обществе».

Учащиеся внимательно слушают учителя о цели учебно-познавательной деятельности на данном уроке, а также мотивируются на дальнейшее изучение темы.

Учащиеся записывают в тетрадях тему и план сегодняшнего урока.

Учащиеся внимательно слушают учителя о цели учебно-познавательной деятельности на данном уроке, а также мотивируются на дальнейшее изучение темы.

5

Изучение нового материала.

Вопрос учителя: «Как вы думаете, какими качествами или навыками должен обладать человек, чтобы стать мастером своего дела»?

Ответ учащегося на вопрос о том, какими качествами или навыками должен обладать человек, чтобы стать мастером своего дела:

«Для того, чтобы стать мастером своего дела человек должен обладать особыми знаниями, связанными с его деятельность, а также умения, навыками, позволяющими применять на практике свои знания».

Рассказ учителя: «Все верно. Мастерство формируется благодаря специальным знаниям, полученным в стенах училищ, колледжей, институтов, университетов и академий, а также благодаря практическим умениям и навыкам, которые формируются в процессе обучения. Мастерство работника является синонимом такого понятия как «квалификация работника». Слово «квалификация» (происходит от английского слова «quality», означающее качество, в смысле степени проявления достоинств) имеет несколько значений, но нас интересует лишь одно из них, а именно – степень готовности к какому-либо виду труда».

Учитель демонстрирует учащимся слайд с определениями терминов: «квалификация», «квалифицированный рабочий», «высококвалифицированный труд» и «малоквалифицированный труд» (Приложение 3).

Учащиеся внимательно слушают учителя о том, что формирует мастерство, а также знакомятся с новыми для них понятиями.

Учащиеся записывают в тетрадях определение терминов: «квалификация», «квалифицированный рабочий», «высококвалифицированный труд», «малоквалифицированный труд».

Вопрос учителя: «Внимательно посмотрите на представленные картины. Можем ли мы судить, что перед нами мастера своего дела? По каким признакам мы можем об этом судить? Какие качества мастеров смогли запечатлеть художники? Чем сюжет картины В.А. Тропинина отличается от сюжетов А.А. Пластова? Что в них общего»?

Учитель демонстрирует учащимся слайд с художественными произведениями (Приложение 4).

Ответ учащегося на вопросы по произведениям искусства В.А. Тропинина и А.А. Пластова:

«Да, мы можем судить, что художники изобразили мастеров своего дела. В.А. Тропинин изобразил девушку, вышивающую кружева. Данный вид деятельности требует не только практических умений, но и знаний своего дела. А.А. Пластов изобразил людей на сенокосе. В данном случае, от работников не требуется обладание специальными знаниями, однако необходимо практическое умение, позволяющее эффективно и безопасно выполнять свою работу. Как мне кажется, В.А. Тропинин смог запечатлеть такое качество мастера, как усердие и аккуратность, поскольку мы можем видеть, что вышивание кружев требует большого внимания и много сил. А.А. Пластов, в свою очередь, смогу запечатлеть то, что мастер приходится прикладывать много усилий для того, чтобы выполнить свою работу, то есть, он продемонстрировал нам упорство и усердие. Сюжет картины В.А. Тропинина очень сильно отличается от сюжета А.А. Пластова. В первую очередь, В.А. Тропинин изобразил всего одного работника, когда А.А. Пластов – группу людей. Также отличительной чертой является вид деятельности, выполняемый мастерами. В одном случае это ткачество, а в другом – сельское хозяйство. Однако, в этих картинах присутствуют схожести. Например, на обеих картинах изображены мастера своего дела, обе картины передают нам то, с каким усердием выполняется работа».

Рассказ учителя: «За выполнение какой-либо работы человек получает заработную плату - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Заработная плата может выплачиваться повременно и сдельно. В первом случае заработная плата выплачивается за отработанное время, а во втором – заработная плата зависит от количества произведенной продукции и объема выполненных работ, которые были заранее договорены и закреплены договором между работодателем и работником».

Учитель демонстрирует учащимся слайд с определением терминов: «заработная плата», «повременная заработная плата», «сдельная заработная плата» (Приложение 5).

Учащиеся внимательно слушают учителя о том, что такое заработная плата и каких видов она бывает.

Учащиеся записывают в тетрадях определение терминов: «заработная плата», «повременная заработная плата», «сдельная заработная плата».

Рассказ учителя: «На размер заработной платы влияет ряд факторов. Сейчас мы рассмотрим некоторые из них. Первый из них – качество и количество труда. Это главный принцип оплаты, при котором учитывается, как трудился работник и сколько он сделал продукции. Чем качественнее и производительнее труд, тем выше заработная плата. Второй фактор – сложность труда и уровень квалификации. Чем сложнее труд, тем дольше надо ему обучаться и тем выше оплата труда высококвалифицированных рабочих. Третий фактор – условия труда. На некоторых тяжелых, вредных производствах заработная плата компенсирует повышение нагрузки. Четвертый фактор – социальная значимость труда. Величина зарплаты может определяться тем, насколько данный труд нужен обществу. Государство стремиться поощрять тех людей, чей труд наиболее значим для страны. Пятый фактор – степень риска. Учитывается то, что в одних случаях работник может рисковать жизнью и здоровьем, в других – вложенными в дело деньгами. Шестой фактор – уникальность труда. Заработная плата отдельный работников чрезвычайно высока из-за их особого таланта и популярности».

Учитель демонстрирует учащимся слайд с факторами влияющими на заработную плату (Приложение 6).

Учащиеся внимательно слушают учителя о факторах, влияющих на размер заработной платы.

Учащиеся записывают в тетрадях факторы влияющие на формирование заработной платы.

 Рассказ учителя: «По объему произведенного продукта и затрачиваемого на труд времени можно судить о количестве труда работника. По качеству произведенной продукции и оказанных услуг можно судить о качестве его труда. Зная это, мы можем оценить производительность труда работника. Производительность труда – результативность (продуктивность) труда в процессе производства. Она измеряется количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведенной за единицу времени. Квалификация работника влияет на качество и количество труда. Высокая квалификация приводит к росту производительности труда, обеспечивает его качество».

Учитель демонстрирует учащимся слайд с определением термина «производительность труда» (Приложение 7).

Учащиеся внимательно слушают учителя о производительности труда и формуле ее расчета.

Учащиеся записывают в тетрадях определение термина «производительность труда».

6

Первичное закрепление пройденного материала.

Первичное запоминание информации, ее систематизация и обобщение, подведение итогов урока. Завершение мотивации, анализ изученного материала.

Рассказ учителя: «Сегодня мы постарались углубить уже имеющиеся у нас знания о мастерстве работника. Мы рассмотрели из чего складывается мастерство работника, что влияет на формирование заработной платы и какой она бывает, узнали о соотношении количества и качества труда. Для закрепления усвоенного материала давайте выполним несколько заданий».

Вопросы учителя:

«Подумайте, почему на некоторых изделиях можно увидеть имя мастера»?

«Как вы считаете, чем можно объяснить то, что одни люди более успешны в поиске работы, чем другие»?

Учащиеся внимательно слушают учителя об итогах урока, завершая мотивацию и анализ изученного материала.

Ответы учащихся на вопросы учителя:

«На некоторых изделиях можно увидеть имя мастера – клеймо. Это связано с тем, что подобное изделие выполнялось вручную и имеет очень высокое качество. Клеймя свое изделие, мастер идентифицирует себя со своим созданием, выступая гарантом качества».

«Как мне кажется, одни люди более успешны в поиске работы, чем другие. Это объясняется рядом факторов. Во-первых, степенью квалифицированности соискателя. Во-вторых, готовностью работать в различных условиях. В-третьих, личной заинтересованностью в получении той или иной работы».

7

Рефлексия.

Осознание изученного материала, самоанализ деятельности.

Предложить ученикам, анонимно, в двух-трех предложениях написать свои впечатления от проведенного урока и полученной информации.

По желанию, написать свое впечатление от проведенного урока и полученной информации.

8

Объяснение домашнего задания.

Инструктаж по правильному выполнению домашнего задания к следующему уроку.

Рассказ учителя: «Прочитайте в учебнике 2 параграф II главы (стр. 73-83). Ознакомьтесь с вопросами в конце параграфа и будьте готовы ответить на любой из них, аргументируя свой ответ, приводя какие-либо примеры. Дополнительно, добровольно, те, кто захотят могут написать небольшое эссе на тему: «Каким видом труда я хочу заниматься в будущем», аргументируя свою позицию знаниями, полученными в ходе школьного курса».

Учащиеся записывают в дневниках домашнее задание.

Приложение 1.

I вариант

Экономика – это

Производство – это

Обмен – это

Натуральное хозяйство – это

Потребитель – это


II вариант

Распределение – это

Потребление – это

Товарное хозяйство – это

Материальные экономические блага – это

Производитель – это

Приложение 2.

                                     

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.


Приложение 6.

Приложение 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...