Методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе"Гражданское общество и государство"
методическая разработка по обществознанию

Самсонов Олег Викторович

Методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе  по теме "Гражданское общество и государство"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе

Тема урока

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока

12.09.2021

Образовательные
ресурсы

 Презентация «Гражданское общество и государство»

 Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации»

План урока

1. Что такое гражданское общество.

2. Местное самоуправление.

3. Общественная палата

Цель урока

Способствовать формированию представлений о гражданском обществе

Формы и методы
обучения

Методы: частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Гражданское общество, общественная палата, местное самоуправление

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного
опыта / приобретенная компетентность

Научатся: определять основные признаки гражданского общества; объяснять различия между государственным управлением и местным самоуправлением.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Коммуникативная компетенция

Умеют: вступать в речевое общение; участвовать
в диалоге, работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать  вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Вре-мя
(мин)

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Формы
органи-
зации
совзаимо-действия
на уроке

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Организационный момент

3

Подготовка
учащихся
к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока, подводит учащихся к формулированию
целей урока

Записывают тему и план урока в тетрадь, формулируют цели
урока

Фрон-
тальная

Личностные: понимают
значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

Записи
в тетради

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме «Гражданское общество и государство»

Вопросы:

– Какие права и обя-
занности имеет граж-
данин?

– Может ли существовать общество без государства?

– Должно ли государство отвечать за все, что делается в обществе?

Высказывают свое мнение, приводят примеры, обосновывают суждения

Фрон-
тальная

Коммуникативные: планируют способы взаимодействия
с одноклассниками; обмениваются мнениями, понимают позицию друг друга, допускают существование различных точек зрения.

Познавательные:

общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя;

логические – приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Устный опрос


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

III. Изу-
чение
нового
мате-
риала

17

1. Презентация «Гражданское общество и государство».

2. Работа
с текстом
учебника,
с. 38–44.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради:
№ 2, 3, 4,
с. 21–23.

4. Работа
с документом, с. 46

1. Показывает слайды презентации, обращает внимание учащихся на основные признаки гражданского общества.

2. Формулирует
задание:

Прочитайте текст,  
разберите ситуации, выскажите собственное мнение.

3. Организует и конт-
ролирует работу.

4. Формулирует задание, готовит к обсуждению сложных дискуссионных вопросов:

– Для чего необходима общественная палата?

– Какую функцию она выполняет?

1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь.

2. Знакомятся
с текстом, выдвигают собственные суждения
и обосновы-
вают их.

3. Выполняют
задания в рабочих тетрадях.

4. Анализируют документ, делают выводы, дают развернутый обоснованный ответ

1. Индивидуальная.

2. Индивидуальная работа; фрон-
тальная
работа.

3. Индивидуальная.

4. Фронтальная

Познавательные:

общеучебные – умеют находить нужную информацию,
выделять главное;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания
и представления о гражданском обществе; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга,
понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия
с партнером.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу

1. Записи в тетради.

2. Устные ответы.

3. Задания в рабочей тетради.

4. Устные
ответы

IV. Первичное  осмыс-

ление
и закрепление

5

Ответы на вопросы рубрики «В классе
и дома»,
с. 47–48

Нацеливает учащихся
на творческое самостоятельное мышление

Публично высказывают свои суждения, приводят доказательства

Индивидуальная

Познавательные:

общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; 

логические – осуществляют
поиск существенной инфор-
мации (из материалов учеб-
ника, по воспроизведению
в памяти)

Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Вопросы:

– Каковы основные признаки гражданского общества?

– В чем заключается суть местного само-управления?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фрон-
тальная

Личностные: сохраняют
мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: осуществляют самостоятельный контроль
своей деятельности

Оценивание учащихся
за работу
на уроке

VI. Домашнее задание

3

§ 5. Выполнение заданий
в рабочей
тетради: № 5, 6, с. 23–25

Конкретизирует
домашнее задание

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная


 

Приложение

Федеральный закон «Об Общественной палате РФ»
(фрагмент)

Статья 2. Цели и задачи Общественной палаты.

Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;

2) выдвижения  и  поддержки  гражданских  инициатив,  имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;

3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации,
а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

4) осуществления в соответствии с настоящим Федеральным законом общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации <…>;

5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, и общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации <…>;

7) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций <…>;

8) осуществления международного сотрудничества в соответствии с целями и задачами, определенными настоящей статьей, и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и в других мероприятиях <…>.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)

Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс тема"Социальные различия в обществе"

"Благоразумен тот, кто не печалится о том,чего не имеет" Демокрит, древнегреческий философ...

Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по теме "Сущность человека как проблема философии"

Данная тема является ключевой в  курсе обществознания. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы совреме...

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс с использованием ЭФУ "На пути к жизненному успеху"

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс с использованием ЭФУ "На пути к жизненному успеху"...