Рабочая программа "Программа МОСКВОВЕДЕНИЕ 7 класс"
рабочая программа по обществознанию (7 класс)

Сатаев Николай Михайлович
  • Специфика работы по программе «Москвоведение» заключается в том, что ребёнок выходит в город, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, с транспортом, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
  • Занятия по предмету «Москвоведение» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
  • В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.
  • Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетается с фронтальными и групповыми.
  • Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moskvovedenie_7_kl_sl_str_sataev_2ch.docx42.95 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида №108»

Адрес юридический: 119331, г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корпус 2, 3.

Почтовый адрес: 119421, г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корус 2,3,

тел/факс (499) 132-55-38

УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР ГБОУ ШКОЛА

№108

________________________

БАЖАНОВА ГП.

«__» ___________________2021Г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА

«МОСКВОВЕДЕНИЕ»

«7» КЛАСС

СЛОЖНАЯ СТРУКТУРА ДЕФЕКТА

РАЗРАБОТАЛ УЧИТЕЛЬ ДЕФЕКТОЛОГ: САТАЕВ Н.М.

МОСКВА

2021


Содержание учебной программы:

1) Пояснительная записка

2) Цели и задачи программы

3) Общая характеристика учебного предмета.

4) Личностные и предметные результаты

5) Содержание программы

6) Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов.

7)  КТП «МОСКВОВЕДЕНИЕ»

8) Материально-техническое обеспечение

 

1) Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение проекта

Программа курса разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014.
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
  • Закон «Об образовании»
  • Адаптированное основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ Школа № 108
  • Положении о рабочих программах отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москва специальной (коррекционной) школы-интернат 8 вида № 108, реализующего ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)
  • Положении о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации, обучающихся ГБОУ города Москвы «Специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида № 108.

          Курс «Москвоведение» актуален и востребован. Он несет в себе образовательный потенциал, обеспечивая обучение, воспитание и развитие личности, расширяя возможности дружеского общения учащихся на занятии и за его пределами. Важным является то, что занятия по курсу создают условия для социальной адаптации детей с УО, знакомя их не только с историей Москвы, но и со стратегиями жизни человека в мегаполисе. Школьники начинают знакомство с малой Родиной, самым близким уголком Москвы – школа, дом, двор. Ученики учатся бережно относиться к природным богатствам Москвы, использовать знания на практике, заботиться об окружающих. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («символика») объясняют лишь небольшую часть: герб, флаг, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт. Дети изучают историю любимого города, знакомятся с памятниками архитектуры, одеждой, творчеством, ремеслом людей в старину. Изучение Кремля и Красной площади показывает мощь и красоту нашего города, воспитывает патриотизм. В курсе довольно много практических заданий, которые позволяет школьникам приобрести социально-полезные умения, связанные с умением ориентироваться в городе, умением построить план и маршрут прогулки, использованием возможностей социальных институтов города.

2) Цели и задачи программы:

Цели программы:

  1. формирование уважительного отношения к России и к своему родному городу, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  2. формирование понимания целостности окружающего мира, элементарных правил современной жизни;
  3. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  4. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Целесообразность изучения данного курса определяется необходимостью воспитания патриотических и гражданских чувств у юных москвичей, пробуждение и осознание чувства гордости за причастность к великой истории и культуре своего народа через знакомство с

Задачи программы:

  • сформировать у школьников представление о Москве как городе, имеющем ярко выраженные особенности;
  • пробудить интерес учащихся к изучению исторического прошлого и настоящего города;
  • приобщить детей к отечественной культуре и истории;
  • создать условия для появления у учащихся чувства причастности к истории города и его современности, выражающегося в знании своего города, городских традиций, памятников истории и культуры;
  • создать условия для самоидентификации учеником себя в качестве жителя Москвы, представление о Москве как о своей малой Родине и пр.

3) Общая характеристика учебного предмета.

  • Специфика работы по программе «Москвоведение» заключается в том, что ребёнок выходит в город, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, с транспортом, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
  • Занятия по предмету «Москвоведение» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
  • В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.
  • Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетается с фронтальными и групповыми.
  • Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.

4) Личностные и предметные результаты:

  Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты: 

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • проявление чувства уважения к своей Родине, к своей малой Родине, в том числе через знакомство с отечественным наследием;
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре живущих в Москве разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций.
  • представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
  • мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
  • интерес к новому учебному материалу, способам решения поставленных задач и пр.;
  • личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России и Москвы;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Коммуникативные учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Предметные результаты освоения

Предметные результаты освоения АООП планируются учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных областей и конкретных учебных предметов и заносятся в СИПР.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных (предполагаемых) результатов образования данной категории обучающихся.

  Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП должны рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.

5) Содержание программы:

раздел

Кол-во часов

Содержание, понятия раздела

1

«Москва - наш город»

15

часов

Кто основал Москву? Как Москва стала Москвой.

Родословная москвичей. Как Москва стала столицей

Герб и флаг Москвы Главная площадь Москвы Большая Москва.  У стен Кремля

Прогулка по Кремлю  Мемориал в Александровском саду Московская  архитектура

Городская природа  Московский зоопарк

Реки Москвы

Московские музеи и театры.

2

«Путешествие в прошлое Москвы»

13 часов

В лесном краю московском. Москва деревянная

Прогулка по древней Москве. Красная площадь.

Московские сады. Как выглядели москвичи в старину. Как жили москвичи в древности.

Как жили русские цари-государи. Обряды домашней жизни. Праздники, забавы, игры и игрушки москвичей в далёком прошлом.  «Ученье- свет, а неученье –тьма». Государев печатный двор.

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

3

«О чём рассказали названия московских улиц»

11

часов

План Москвы. Московские кольца. Как появились московские улицы. Город мастеров. Иноземные жители Москвы. Природа Москвы на плане города

Дела давно минувших дней. Недаром помнит вся Россия. В грозные годы. Имена знаменитых людей в названиях улиц Москвы. Что рассказал план Москвы о районе

6) Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов.

  Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания АООП.

  При организации оценки знаний детей с выраженной умственной отсталостью мы исходим из такого критерия как достигнутый ими минимальный уровень (с учетом и опорой на индивидуальные и психо - физические особенности обучающегося), необходимый для привития социального опыта, так как никакие нормированные стандарты невозможно с максимальной точностью примерить к ребенку с тяжелой формой патологии, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго индивидуальны.

  При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.

Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.

  Перевод обучающегося в следующий класс (ступень) осуществляется по достигнутому им минимальному уровню, индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и специфических образовательных потребностей каждого обучающегося требования к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.

ОЦЕНКА

«5»

«4»

«3»

«2»

Выставляется ученику за устные ответы, если он:

Обнаруживает                понимание пройденного                        материала. Самостоятельно                        или                        с                                помощью учителя        может                сформулировать        и обосновать        ответ. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет                сам                                или                        с                                помощью учителя.        

Дает ответ в целом соответствующий                требованиям, но                затрудняется        в формулировании отдельных понятий и        определений.        Исправляет                        их        с помощью учителя. Исправляет их с помощью учителя.

Обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, излагает                материал (ответ, вопрос) с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи, но старается показать, что знает и делает                это помощью                учителя; нуждается                в постоянной                        помощи учителя. Делает ошибки, но показывает активность в действии.

Обнаруживает                незнание большей, или                                наиболее существенной, части изученного        материала. Не        всегда                        в                состоянии понять        и                        ответить        на поставленный вопрос. Делает грубые ошибки в изложении материала, не                использует помощь учителя.

7) КТП «МОСКВОВЕДЕНИЕ»

«Москва - наш город»

  1. Большая Москва
  2. Кто основал Москву?
  3. Как Москва стала Москвой.
  4. Родословная москвичей
  5. Как Москва стала столицей
  6. Герб и флаг Москвы
  7. Главная площадь Москвы
  8. У стен Кремля
  9. Прогулка по Кремлю
  10. Мемориал в Александровском саду
  11. Московская  архитектура
  12. Городская природа
  13. Московский зоопарк
  14.  Реки Москвы
  15. Московские музеи и театры.
  16. В лесном краю московском.
  17. Москва деревянная
  18. Москва деревянная.
  19. Прогулка по древней Москве.
  20. Красная площадь.
  21. Московские сады.
  22. Как выглядели москвичи в старину.
  23. Как жили москвичи в древности.
  24. Как жили русские цари-государи.
  25. Обряды домашней жизни.
  26. Праздники, забавы, игры и игрушки москвичей в далёком прошлом.
  27. «Ученье- свет, а неученье –тьма»
  28. Государев печатный двор.
  29. «Не красна изба углами, а красна пирогами»
  30. В лесном краю московском.
  31. Москва деревянная
  32. Москва деревянная.
  33. Прогулка по древней Москве.
  34. Красная площадь.
  35. Московские сады.
  36. Как выглядели москвичи в старину.
  37. Как жили москвичи в древности.
  38. Как жили русские цари-государи.
  39. Обряды домашней жизни.
  40. Праздники, забавы, игры и игрушки москвичей в далёком прошлом.
  41. «Ученье- свет, а неученье –тьма»
  42. Государев печатный двор.
  43. «Не красна изба углами, а красна пирогами»
  44. План Москвы
  45. Московские кольца
  46. Как появились московские улицы
  47. Город мастеров
  48. Иноземные жители Москвы
  49. Природа Москвы на плане города
  50. Дела давно минувших дней
  51. Недаром помнит вся Россия
  52. В грозные годы
  53. Имена знаменитых людей в названиях улиц Москвы
  54. Что рассказал план Москвы о районе
  55. Повторение. Как Москва стала столицей
  56. Повторение. Герб и флаг Москвы
  57. Повторение. Главная площадь Москвы
  58. Повторение. У стен Кремля
  59. Повторение. Прогулка по Кремлю
  60. Повторение. Реки Москвы
  61. Повторение. Московские музеи и театры.
  62. Повторение. В лесном краю московском.
  63. Повторение. Москва деревянная
  64. Повторение. План Москвы
  65. Повторение. Московские кольца
  66. Повторение. Как появились московские улицы
  67. Повторение. Город мастеров
  68. Повторение. Иноземные жители Москвы

8) Материально-техническое обеспечение.

Базовый учебники

Комплект: Н.А. Горелова и Н.М. Поникарова. Москвоведение. АНО ИЦ «Москвоведение».  ОАО «Московские учебники». Москва:

  1. Поникарова Н. М. Москвоведение. Москва – наш город. Учебник для 2 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение» ОАО «Московские учебники», 2005;
  2. Горелова Н.А. Москвоведение. Путешествие в прошлое Москвы. Учебник для 3 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2005.
  3. Горелова Н.А. Москвоведение. О чём рассказали названия московских улиц. Учебник для 4 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2005.

Методическое обеспечение

1.  Программа интегративного курса «Москвоведение».

  1. Сборник научно-методических статей. Вып. 2. Организация краеведческой работы / Ред.-сост. А.В. Святославский. М.: МИОО, 2007;
  2. Козленко С.И., Святославский А.В. Московский региональный компонент школьного курса истории. М.: МИОО, 2004;

Дидактическое обеспечение

  1. Цифровой ресурс «Телешкола»
  2. Медиатека мультимедийных образовательных ресурсов, соответствующие тематике программы по москвоведению
  3. Самостоятельно изготовленные мультимедийные пособия.
  4. Медиатека «Уроки Кирилла и Мефодия»
  5. Географические карты, таблицы

ТСО

Проектор, интерактивная доска, компьютер, индивидуальные макбуки для учащихся,

Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектов стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Держатели для схем и таблиц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....