Разработка урока по теме "Правоотношения" для 11 класса по обществознанию.
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Разработка урока содержит подробный анализ понятия "правоотношения" с разных сторон. При работе на уроке использованы приемы смыслового чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Правоотношения

Цель: 1. развитие умения анализировать правовые документы и правовые отношения в них; умение использовать различные источники информации;

Задачи.

  1. изучить понятие правоотношения, рассмотреть их признаки, состав, виды  и содержание правоотношений;
  2. развивать умения анализировать, использовать различные приемы поиска информации;

3. воспитание правовой культуры

План занятия

I.Организационный момент.

II.Изучение нового материала

1. Подведение к теме.

2. Понятие правоотношений

2. Состав правоотношений: субъекты и объекты.

3. Состав правоотношений: содержание.

4. Юридический факт

III.Обобщение

IV.Оценивание

Ход занятия

I.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок. Начнем с того что мы будем на уроке работать в группах. Кроме того мы попробуем использовать различные методы получения и изучения информации.

II.Изучение нового материала

1. Подведение к теме

Учитель: Перед вами лежат иллюстрации вам необходимо рассмотреть их и сделать предположения, какую тему мы сегодня с вами будем изучать. (приложение 1)

Что вы видите?

Сегодняшняя тема: Правоотношения

       Каждый человек  в течение своей жизни вступает в различные правоотношения. Даже сейчас вы как студенты находитесь в правоотношениях с администрацией педагогического  колледжа. У каждого из вас есть свои права и обязанности. Таким образом, тема правоотношений касается напрямую вашей жизни. Попробуйте привести свои примеры. ( работа в группах).

2. Понятие правоотношений

Учитель:  Исходя из названия, попробуйте рассказать ту  информацию, которую вы можете извлечь из него.

- связано с правом и отношениями

А  что значит отношения? Это связь

- в любых отношениях всегда есть тот кто в них вступает - субъекты, и то по поводу чего в них вступают- объекты, т.е есть субъекты и субъекты

-  а если это не простые отношения а правовые, то значит должны быть правила, которые регулируют эти отношения а так же права и обязанности.

Попробуем сформулировать определение правоотношений.

Правоотношения - это особая юридическая связь

между участниками социального общения, наделенными взаимно связанными правами и юридическими обязанностями.( Запишите) (слайд)

Каковы признаки правоотношений?

Правоотношение всегда характеризуется следующими признаками:

  • Наличием как минимум двух сторон (управомоченной и обязанной);
  • Правовой связью между ними через субъективные права и юридические обязанности (у обеих сторон);
  • Урегулированностью правовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения;
  • Обеспеченностью возможностью государственного принуждения (не обязательно путём применения мер юридической ответственности).

В зависимости от норм права, которые регулируют конкретные общественные отношения, правоотношения могут подразделяться на:

2. Состав правоотношений

Учитель: Рассмотрим правоотношения по составу.

Перед вами лежит пример договора купли продажи автомобиля, который иллюстрирует пример правоотношений.  Пожалуйста, внимательно прочитайте его и попробуйте выделить, что входит в состав правоотношения?

Это субъекты

объекты

и содержание. (слайд)

Рассмотрим прежде всего это субъекты.

Что значит субъект? (это учасник)

Субъекты правоотношений - это участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности.

Кто может быть субъектом правоотношений?

     1. Граждане соответствующего государства,(Могут ли иностранные граждане или лица без гражданства вступать в правоотношения?) а также иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды). Они могут быть участниками правоотношений в любых отраслях права, кроме международного публичного. Для иностранных граждан имеются определенные особенности в их правовом положении, связанном с отсутствием гражданства соответствующего государства (выборное право).
     
2. К организациям относятся:

  • государственные органы. Это субъекты, созданные для осуществления функций государства и обладающие властными полномочиями по осуществлению законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Это парламент, глава государства, правительства, министерства и ведомства, суды, органы надзора и контроля, администрация предприятий и учреждений.
  • юридические лица – организации. Это государственные предприятия, кооперативы, фирмы, хозяйственные объединения, фонды и другие субъекты имущественных правоотношений;
  • общественные объединения. Это профсоюзы, творческие союзы, научно-технические, спортивные и иные организации, вступающие в разного рода правоотношения.
  • государство. Оно - субъект права в международно-правовых, а также во внутренних государственно-правовых отношениях (например между Российской Федерацией и ее субъектами). Государство является стороной при приобретении и лишении гражданства, в выпуске государственных займов, лотерей, при решении дел о бесхозном имуществе, конфискации имущества и др.

- Но каждый ли индивид может вступать в правоотношения? Например, могут ли дети заключать сделки или вступать в брак. Или люди с психическими заболеваниями.

Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правосубъектностью.

Правосубъектность есть признаваемая государством способность быть субъектом права, правоотношений и включает в себя элементы: правоспособность и дееспособность.

Правоспособность - это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности.

- Скажите, с какого возраста индивид приобретает правоспособность?

Она начинается с момента рождения физического лица и прекращается смертью. Правоспособность не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом. В ней концентрируются те юридические права и обязанности, которыми может обладать субъект, однако это еще не значит, что он действительно обладает ими. Чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным.

Дееспособность - это признаваемая нормами объективного права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности.

Разновидностями дееспособности являются также сделкоспосбность (т.е. способность (возможность) лично своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность - предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

В силу естественных причин правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Содержание и объем дееспособности зависит от нескольких факторов:

а) возраст:

Законодательство всех стран определяет возраст гражданского совершеннолетия, по достижении которого личность становится дееспособной, то есть может своими действиями в полном объеме приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности (гражданская дееспособность). Равным образом законодательно определяется возраст политического совершеннолетия, с наступлением которого гражданин приобретает политические права и несет соответствующие обязанности (например, имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти; будучи депутатом, обязан отчитываться о своей деятельности перед избирателями). Наконец, во всех странах устанавливается возраст брачного совершеннолетия, когда человек может вступать в брак и в полном объеме осуществлять брачно-семейные права и обязанности; - состояние здоровья. Гражданские права и обязанности недееспособных или ограниченно дееспособных лиц осуществляют их опекуны;

- С какого возраста в РФ человек приобретает полную дееспособность?

б) родство:

Каких отношений это касается?

Это касается, прежде всего, брачно-семейных отношений. В цивилизованных странах закон запрещает заключение брака между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линиям, между полнородными и не полнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными. В ряде стран запрещается нахождение на государственной службе в одном и том же учреждении супругов, если один из супругов по службе подчиняется другому; -

в) законопослушность:

Лицо, совершившее преступление, при отбытии уголовного наказания в местах, ограничивающих его свободу, не в состоянии реализовать ряд гражданских, политических и других прав и обязанностей, составляющих его дееспособность;

Например, занимать государственные должности или работать в правоохранительных органах.

Все это определяет правовой статус индивида

Правовой статус индивида - вся совокупность прав и обязанностей, принадлежащих субъекту права

Давайте рассмотрим по поводу чего могут возникать правоотношения- объекты правоотношений.

Объект правоотношений - фактические действия сторон, на которые направлено содержание правоотношений.

Попробуйте привести примеры.

Условно можно выделить три основных вида объектов:

- материальные блага (деньги, вещи, ценности, заработная плата, собственность);

- нематериальные блага (здоровье, отпуска, награды, воинские звания, неприкосновенность жилища, неприкосновенность личности, тайна переписки, честь и достоинство) ;

- поведение или результат поведения (участие в выборах, допрос, обыск). Объектом правоотношения является, как правило, поведение обязанного лица и значительно реже - управомоченного. Например, объектом правоотношения будет являться обязанность подчиниться законным требованиям сотрудника милиции

3. Состав правоотношений: содержание

В состав правоотношений входит содержание правоотношений.

Изучим содержание правоотношений. (слайд)

В правоотношениях есть всегда есть 2 стороны, между которыми заключаются правоотношения. И каждая сторона  имеет те или  иные права или обязанности.

Таким образом, содержание правоотношений - это  субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений.

Рассмотрим содержание правоотношений на примере договора купли-продажи.(приложение 2) Прочитайте еще раз договор и выделите права и обязанности сторон.

«1. Продавец обязуется передать в собственность Покупателя, а Покупатель обязуется принять и оплатить автомобиль:, 3. Покупатель обязан принять и  оплатить стоимость  автомобиля, указанного в п. 1 настоящего договора, в течение пяти дней со дня подписания настоящего договора.

4. Автомобиль, отчуждаемый по настоящему договору, принадлежит Продавцу на праве собственности, что подтверждается паспортом транспортного средства, серия AD № 657892 выданного Видновским ГИБДД г. Москва "20" мая 2008 г.

5. Продавец обязуется передать автомобиль, указанный в п.1 настоящего договора, в течение пяти дней со дня  подписания настоящего договора.

Таким образом, содержание правоотношений включает в себя субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений. При  этом субъект от прав может отказаться, а обязанности являются обязательными. При этом праву одного субъекта соответствует обязанность другого субъекта. Например: Например, праву покупателя соответствует обязанность продавца пере дать ему вещь (покупку) после оплаты ее стоимости(обязанность покупателя), а продавец вправе потребовать соответствующую плату. По трудовому договору праву нанимателя (работодателя) требовать выполнения обусловленной работы соответствует обязанность работника выполнять такую работу. Праву работника на получение заработной платы соответствует обязанность нанимателя выплачивать ее в установленные сроки

И в случае не исполнения обязанностей наступает юридическая ответственность.

4. Юридический факт

Следующей форма работы называется инсерт

Вам даны варианты текста по теме. Ваша  задача прочитать его в группе и поставить следующие обозначения

+ - если вам информация уже известна

_ - если информация для вас новая

?- если у вас возникли вопросы или сомнения.(приложение 3)

Итак, какая информация из текста вам уже знакома?

Из той информации что вам уже знакома выделите самое главное.

Что оказалось новым?

Раскройте пожалуйста понятие юридический факт.

Юридический факт- это предусмотренные законом конкретные жизненные обстоятельства и факты, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений. (слайд)

О каких видах юридических фактов вы прочитали

III. Обобщение

На следующем задании вам предоставлены карточки с утверждениями . Представляем Вашему вниманию 3 утверждения о правоотношениях: обсудите в группах, согласны вы с ними или нет. Свою оценку вы строите на имеющихся у вас представлениях .

( приложение 4)

Последняя на сегодня методика. Это синквеин

Слово Синквэйн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, Синквэйн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания:

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  1. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  1. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами

                                  (глаголы,  деепричастия...)

  1. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  1. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы

Оценивание.

Перед вами лежал бланки (приложение 4) в которых вы должны поставить себе оценку по  тому насколько вами усвоен сегодняшний материал, затем  оценку ставит подгруппа по тому вкладу который каждый вложил в работу группы, ну а 3 оценку поставлю я. И в журнал поставлю средний балл.

        

Приложение 2

Договор № 1323-КП-ПР
купли-продажи автомобиля

г.Москва                                                                                                          02 сентября 2010

Саленко Павел Алексадрович проживающий по адресу г. Москва ул. Кирова строение 3 корпус 2 кв. 9, паспор серия 45 01 №66ХХ11, выдан 25 марта 2001 г. ОВД Марфино г. Москва именуемый в дальнейшем "Продавец", и Мальченко Руслан Валентинович проживающий по адресу г. Москва ул. ак. Павлова дом 14 кв. 35, паспор серия 45 03 № 14ХХ15, выдан 25 мая 2003 г. ОВД Медведково г. Москва именуемый в дальнейшем "Покупатель", заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Продавец обязуется передать в собственность Покупателя, а Покупатель обязуется принять и оплатить автомобиль:

 Марка, модель: Mazda RX-7

 Регистрационный знак № С 065 МК 99 RUS

 Идентификационный номер (VIN) JAU ZZZ7AZ MA654789

 Год выпуска: 2008 г.

 Двигатель № NET— 2,0 НС ОНС 77 кВт

 Кузов № EXZ15-0023408

 Цвет: Сафари

2. Стоимость автомобиля составляет 900000 (девятсот тысяч) рублей.

3. Покупатель обязан принять и  оплатить стоимость  автомобиля, указанного в п. 1 настоящего договора, в течение пяти дней со дня подписания настоящего договора.

4. Автомобиль, отчуждаемый по настоящему договору, принадлежит Продавцу на праве собственности, что подтверждается паспортом транспортного средства, серия AD № 657892 выданного Видновским ГИБДД г. Москва "20" мая 2008 г.

5. Продавец обязуется передать автомобиль, указанный в п.1 настоящего договора, в течение пяти дней со дня  подписания настоящего договора.

6. До заключения настоящего договора автомобиль, указанный  в п.1 настоящего договора, никому не продан, не заложен, в споре и под арестом не находится.

7. Настоящий договор составлен в двух экземплярах - по  одному для каждой из сторон.

Продавец

Покупатель

Саленко Павел Алексадрович

Мальченко Руслан Валентинович  

г. Москва ул. Кирова строение 3 корпус 2 кв. 9 

г. Москва ул. Сухонская дом 25 кв. 48

Паспор серия 45 01 № 66ХХ11, выдан 25 марта 2001 г. ОВД Марфино г.Москва

Паспорт серия 45 03 № 14ХХ15, выдан 25 мая 2003 г. ОВД Медведково г. Москва

Саленко П.А. (подпись)

Мальченко Р.В. (подпись)

Приложение 3

8.1. Понятие и виды правоотношений

В процессе реализации права возникают правоотношения - урегулированные правом волевые общественные отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. В правоотношениях, представляющих собой индивидуализированную правовую связь, конкретизируются предписания юридических норм, превращаясь в права и обязанности персонально определенных лиц, органов организаций. Они возникают в целях достижения либо охраны того или иного реального блага, приобретения материальной либо духовной ценности.
     Правоотношения охраняются и защищаются государством своими принудительными средствами.
     Виды правоотношений могут быть выделены по разным основаниям.

  1. В системе права правоотношения делятся на:
  • конституционные;
  • гражданско-правовые;
  • семейные;
  • уголовные и прочие правоотношения.
  1. По функциям права правоотношения делятся на:
  • регулятивные, которые связаны с установлением позитивных прав и обязанностей и их реализацией (трудовые, пенсионные отношения, осуществление избирательного права и т.д.). Они представляют собой нормальное явление в жизни общества, являются формой осуществления норм права;
  • охранительные, которые возникают в результате нарушения правовых предписаний, и их цель - защита существующего правопорядка, возмещение причиненного вреда, наказание правонарушителей. Таковы, например, отношения, возникающие между государством, его правоохранительными органами, с одной стороны, и личностью - с другой, в случае совершения ею преступления.
  1. По методам регулирования все правоотношения делятся на:
  • управленческие, основанные на властных взаимоотношениях субъектов (директор завода и работник, командир воинского подразделения и его подчиненный);
  • договорные, для которых характерно равенство сторон, автономное положение их относительно друг друга (взаимоотношения коммерческих фирм).
  1. В зависимости от взаимоотношений субъектов правоотношения делятся на:
  • относительные, в которых четко определяются и управомоченный, и обязанный субъект (договор купли-продажи, трудовое правоотношение и др.);
  • абсолютные, в которых персонально определено лишь управомоченное лицо, а обязанными являются все остальные субъекты, призванные воздерживаться от посягательств на интересы управомоченного (право собственности, авторские правомочия и др.).
  1. По времени действия правоотношения делятся на:
  • длящиеся (трудовые, служебные);
  • разовые, однократные (участие в выборах, договор мены).
  1. В зависимости от характера правоотношений можно выделить:
  • материальные, устанавливающие содержание прав и обязанностей (брачно-семейные, пенсионные);
  • процессуальные, регулирующие порядок разрешения конкретных дел (разрешение трудовых споров, уголовно-процессуальные отношения).
  1. По составу участников правоотношения делятся на:
  • двусторонние, возникающие между двумя субъектами (договор аренды);
  • многосторонние, где есть три или более участников (купля-продажа через посредника).

8.2. Содержание правоотношения

В правоотношении участвуют как минимум два субъекта, один из которых является носителем субъективного права, а другой - юридической обязанности.

  1. Субъективное право как вид и мера дозволенного поведения предполагает:
  • возможность определенного поведения со стороны управомоченного субъекта (возможность распоряжаться купленной вещью);
  • возможность требовать определенного поведения со стороны других обязанных лиц (требование поставить продукцию по договору поставки);
  • возможность обратиться в суд или другой компетентный орган за защитой своего нарушенного или оспариваемого права.
  1. Юридическая обязанность есть вид и мера должного поведения, которое проявляется:
  • в необходимости совершить конкретные положительные действия (позитивная обязанность). Пример позитивной обязанности - заплатить налоги, явиться на призывной пункт;
  • в воздержании от каких-либо поступков (негативная обязанность). Пример негативной обязанности - не посягать на чужую вещь, авторское право другого лица.

8.3. Юридические факты

Это предусмотренные законом жизненные обстоятельства и факты, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений. Кроме того, с их наличием связывается приобретение правосубъектности лицом или органом. Так, с достижением совершеннолетия возникает полная гражданская дееспособность лица, факт регистрации фирмы означает ее создание

Юридические факты обычно делятся на:

  • события - факты, возникающие независимо от воли участников правоотношения. В свою очередь, они подразделяются на абсолютные, которые полностью не зависят от воли человека (наводнение, естественная смерть человека и др.), и относительные, которые вызываются деятельностью людей, но их последующее развитие и результаты не зависят от их воли и желания (рождение ребенка, производственная авария и т.д.);
  • юридические состояния - длящиеся жизненные обстоятельства, служащие основанием для наступления юридических последствий (нахождение на иждивении, наличие стажа работы для получения пенсии и др.);
  • деяния - определенные волеизъявления, результат сознательной деятельности людей. Среди них можно выделить:
  • правомерные деяния (соответствуют правовым предписаниям). Среди правомерных деяний следует выделить юридические акты, т.е. те действия людей, которые совершаются ими со специальным намерением вызвать юридические последствия. Это акты применения права (решение суда о разделе имущества, приказ о приеме на работу и др.), сделки и соглашения (договоры аренды, купли-продажи и др.), а также заявления и жалобы (исковое заявление в суд, кассационная жалоба, заявление о приеме в ВУЗ и др.).
         В отличие от юридических актов другой вид правомерных деяний -
    юридические поступки не направлены специально на возникновение правоотношений, но влекут согласно закону те или иные правовые последствия (находка, приобретение авторского права и др.).
  • неправомерные деяния (правонарушения) также делятся на несколько видов:
  • преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные);
  • принятие незаконных актов. Часто для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений требуется не один юридический факт, а целая их совокупность (юридический состав). Так, для вступления в брак необходимы достижение определенного возраста, заявление будущих супругов о регистрации брака и акт его регистрации в органах ЗАГСа.

Приложение 4

Представляем Вашему вниманию 5 утверждений о правоотношениях: обсудите в группах, согласны вы с ними или нет. Свою оценку вы строите на имеющихся у вас представлениях .

  1. Правоотношения –есть юридическая связь.
  2. В состав правоотношений входят субъекты , объекты и содержание правоотношений
  3. Правоотношения возникают только в результате приобретения материальной или духовной ценности.
  4.  При правоотношениях выполнение права не влечет за собой выполнение обязанности.
  5. Дееспособность входит в понятие правоспособность

Приложение 4

Представляем Вашему вниманию 5 утверждений о правоотношениях: обсудите в группах, согласны вы с ними или нет. Свою оценку вы строите на имеющихся у вас представлениях .

  1. Правоотношения –есть юридическая связь.
  2. В состав правоотношений входят субъекты , объекты и содержание правоотношений
  3. Правоотношения возникают только в результате приобретения материальной или духовной ценности.
  4.  При правоотношениях выполнение права не влечет за собой выполнение обязанности.
  5. Дееспособность входит в понятие правоспособность

Приложение 5

Моя оценка за урок

Фамилия И.О. студента_____________________________________________-

Оценивание группы

Самооценка по усвоению материала урока

Оценка преподавателя

ГБОУ СПО « Сибайский педагогический колледж»

Методическая разработка урока по учебной дисциплине « Основы права» по теме « Правоотношения»

 Методическая разработка учебного занятия по дисциплине

Крюкова Рената Рамилевна

преподаватель общественных дисциплин

Заявка на участие в Конкурсе

Образовательное учреждение

ГБОУ СПО «  Сибайский педагогический колледж»

Автор

Крюкова Рената Рамилевна

Название работы

Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Основы права» по теме « Правоотношения»

Номинация

Методическая разработка по учебной дисциплине

Контактный телефон

( 34775)3-47-85

89373190723

19.02.2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "Учимся писать эссе по обществознанию"

Данный урок посвящен формированию  умения написания эссе...

методическая разработка урока "Учимся писать эссе по обществознанию"

Урок посвящен формированию умения написания эссе...

Урок в 9 классе по обществознанию. Тема урока: " Конституционные права человека"

Урок призван помочь учителю эффективно изучить конституционные прва человека. Параллельно идет приобретение навыков проектной деятельности, написание эссе, работы с документами....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Методическая разработка проведения урока в 9 классе по обществознанию. Тема урока: "Участие граждан в политической жизни"

Цели и задачи урока:формирование политической и правовой культуры учащихся;раскрыть содержание публичной жизни гражданина, его взаимоотношений с государственной властью;помочь учащимся получить конкре...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию

Методическая разработка  к уроку обществознания в 9 классе на тему "Семейные правоотношения"...

Разработка урока (конспект и презентация) по обществознанию в 5 классе на тему "Наша Родина - Россия"

Разработка открытого урока на тему "Наша Родина - Россия" в 5 кл. по предмету обществознание (составлен по требованиям ФГОС).Разработка урока включает в себя конспект и презентацию....