Тема: «Мужественность и женственность - основа взаимоотношений юношей и девушек».
классный час по психологии (9, 10, 11 класс)

Топчий Наталья Владимировна

Тема: «Мужественность  и женственность  -  основа  взаимоотношений  юношей  и девушек».

Составитель: Топчий Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания МАОУ «Гимназия № 25» ГО Ревда

Цель: формирование  правильных представлений  о женственности  и мужественности. Углубление  знаний  учащихся  о психологических,  нравственных различий между мужчиной и женщиной .

Задачи:

  1. Научить  анализировать  свой характер, выражать  свои чувства.
  2. Стимулировать   стремление учащихся к самопознанию, саморазвитию, самореализации.
  3. Воспитание  чувства  ответственности такта,  уважительности.

 

 

     Данное мероприятие рекомендуется проводить с учащимися 10 –х классов.

Для  старшеклассников  рассматривается актуальная проблема формирования идеалов мужественности и женственности у современных юношей и девушек. Идеалы мужественности - женственности – это идеализированные представления о поведении, чувствах, качествах мужчин и женщин, изменяющиеся вместе с раз­витием общества. В них запечатлены общечеловеческие и национальные ценности. Они определяют требования к духовному содержанию, поведению, деятельности человека определенного пола и выполняют в воспитании, прежде всего, нормативно-оценочную и регулятивную функции.

Данное мероприятие способствует улучшению взаимоотношений между юношами и девушками.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл приложение33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мужественность  и женственность  -  основа  взаимоотношений  юношей  и девушек».

Составитель: Топчий Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания МАОУ «Гимназия № 25» ГО Ревда

Цель: формирование  правильных представлений  о женственности  и мужественности. Углубление  знаний  учащихся  о психологических,  нравственных различий между мужчиной и женщиной .

Задачи:

  1. Научить  анализировать  свой характер, выражать  свои чувства.
  2. Стимулировать   стремление учащихся к самопознанию, саморазвитию, самореализации.
  3. Воспитание  чувства  ответственности такта,  уважительности.

     Данное мероприятие рекомендуется проводить с учащимися 10 –х классов.

Для  старшеклассников  рассматривается актуальная проблема формирования идеалов мужественности и женственности у современных юношей и девушек. Идеалы мужественности - женственности – это идеализированные представления о поведении, чувствах, качествах мужчин и женщин, изменяющиеся вместе с развитием общества. В них запечатлены общечеловеческие и национальные ценности. Они определяют требования к духовному содержанию, поведению, деятельности человека определенного пола и выполняют в воспитании, прежде всего, нормативно-оценочную и регулятивную функции.

Данное мероприятие способствует улучшению взаимоотношений между юношами и девушками.

Ход классного часа.

Мужчина и женщина - это две ноты, без которых струны человеческого сердца не дают правильного и полного аккорда.

Д. Мадзини

        Слайд 2.

  1. Вступление.

  Социологи уже сумели установить, какие жизненные ценности выходят на первый план у современного поколения женщин! Если перевести вопрос в практическую плоскость, то его можно поставить иначе: за что сейчас женщины, прежде всего, любят мужчин?

Исторически сложилось так, что мужчина привык считать первейшей своей особенностью силу, потому что именно она помогала ему выполнять функции воина-защитника, добытчика, кормильца-поильца. Сила же утверждала его превосходство над женщиной. Но вот что любопытно: по данным опросов, девушки на первое место среди качеств,  своих желательных спутников жизни ставят такое, как интеллигентность. Под этим качеством понимается нравственная развитость мужчины, его воспитанность, наличие вкуса, умение сопереживать, короче говоря, подразумевается развитый духовный мир. На первые места выходят в разных опросах также такие качества, как чуткость, трудолюбие, чувство юмора, искренность, наличие хорошей специальности, чувство равноправия, заботливое отношение к семье и детям, стремление к всестороннему совершенствованию, разумная воля, вера в себя. Иначе говоря, физическая мощь мужчины вольно или невольно отодвигается на более отдаленный план, происходит замещение понятий. Представление о мужских достоинствах преобразуется, получает иное наполнение: на место силы кулака приходит сила интеллекта. И когда социологи интегрируют, обобщают,  сводят воедино многообразные представления нынешних женщин о том, каким видится им в идеале нынешний мужчина, они сходятся на том, что женщина по-прежнему стремится видеть в мужчине силу, но теперь уже,  прежде всего духовную, нравственную, интеллектуальную, без которой он не может быть опорой в многосложной современной действительности и не может быть для женщины образцом человека, идеалом.

 Б. Окуджава «Ваше величество женщина» (видеоролик)

Слайд 3, 4

- Посмотрите на картины.

- Кого вы видите на этом портрете?

- Какое настроение  выражает картина?

- Веками человеческий мир  состоял  из мужчин и женщин. Слабый и сильный пол.

2. Основная часть.

-  Как вы думаете, чему будет посвящена наша беседа?

Слайд 5.

- Действительно разговор пойдет о очень важных человеческих качествах: мужественности и женственности. «Какой он мужественный человек! Как она женственна, прелестна!». Часто мы слышим эти слова, но не задумываемся над их значением.

Слайд.6.

- А как вы понимаете значение этих слов?

Мужественность - обладающий  мужеством, храбростью, присутствием духа в опасности. 

Женственность – с качествами свойственным женщинам, мягкостью, нежностью, изяществом.

- Можно ещё достаточно  добавить качеств к этим словам. На доске вы видите два схематичных  рисунка: мужчины и женщины. Сейчас каждый из вас возьмет карточку,  на которой записано человеческое качество. Ваша задача решить, к какому рисунку вы добавите это качество.  Качества:  обязательность, решительность, физическая сила, мудрость, сдержанность, трудолюбие, грация, изящество, скромность, терпеливость, доброта, воля, логика, ум, нежность, чувство собственного достоинства, уважение к девочке, уважение к мальчику, гордость, честь, верность, аккуратность, твёрдость, храбрость, уверенность в себе.

-Давайте проанализируем ваши решения.

Посмотрите девушки, как хорошо понимают вас юноши. Они знают, что вы обидчивы, изящны, аккуратны. Посмотрите, они выбрали мягкость, изящество, умение успокоить. Это мужской идеал женщины. Все девушки ему соответствуют?

Слайд 7.

Французский философ Ж. Ж. Руссо сказал: «Когда женщина бывает до конца женщиной, она представляет больше ценности, нежели когда она пытается сыграть роль мужчины».

Слайд 8.

 «Если хочешь писать о женщине, обмакни перо в радугу и смахни на него пыльцу с крыльев бабочки». Горький.

«Женщина должна иметь: добродетель в сердце, скромность на нем, сладость в устах, а работу в руках».

А теперь девушки выберут и прикрепят мужские качества.

Посмотрите, что ценят в юношах наши девочки волю, терпение, храбрость твердость и т.д. Это женский идеал мужчины. Все юноши соответствуют этим качествам?

Слайд 9.

Девочки сейчас прочитают об этом стихотворение Р. Гамзатова  Чтобы рвануться в схватку.

Чтобы рвануться в схватку, у мужчины
Есть только две достойные причины.
И первая: родной страны защита,
Граница, чья пред недругом закрыта.

Вторая — долг, что предками завещан,
Мужчинам всем повелевает он:
Собой, рискуя, защищайте женщин,
Как на дуэлях пушкинских времен.

Чтоб песню спеть, от века у мужчины
Есть только две достойные причины.
И первая: любовь к земле родимой,
Которая вошла нам в плоть и в кровь.

И сделалась звездой неугасимой.
Вторая — это к женщине любовь!

Давайте сравним мужчин и женщин. Женщина более хрупкая, мягкая, красивая, аккуратная, эмоциональная.

Мужчина более решителен, уверен, надежен, силен, благороден.

Женщина более душевная.  Душа женщины – источник любви.

 Мужчина – источник силы. Значит, мужчина должен быть 1-м на физическом уровне, а женщина – 1-й на душевном.

Сильный становится сильнее, когда поддерживает более слабого: мужчина – женщину физически, а женщина – мужчину душевно. Это и есть единство, гармония, лад.

- Все девушки и юноши обладают нужными качествами от рождения?

- Нет, они учатся этому у взрослых.

Слайд 10.

В педагогическом наследии В.А. Сухомлинского есть источник мудрости «Письмо к сыну», «Письмо к дочери». В этих письмах он касается самых важных для юношей и девушек вопросов: любви, чистоты, преданности, благородства, материнства и отцовства.

Предлагаю вам познакомиться с одним из писем к дочери и сыну.

Добрый день, дорогой сын!

Ты просишь “научить, как же уважать в девушке женственность”, просишь разъяснить, что такое женственность. Я очень рад, что это тебя волнует. Помни, что отношение к женщине является мерой нравственности.  “На основании этого отношения,- писал К. Маркс,- можно, следовательно, судить о ступени общей культуры человека” [20]. Хам в отношении к женщине — хам во всех отношениях. Женственность — это самое высокое выражение человеческой красоты, в этой красоте — рождение новой жизни, развитие, цветение и увядание того, что было прекрасно. Носитель и творец жизни, женщина глубже всего воплощает высоконравственное отношение к будущему человечества. Уважать женщину — это значит уважать жизнь. Подлинная женственность как сочетание красоты духа и тела родилась в трудовом народе. Кроме красоты, в представление о женственности трудовой народ вложил также мысль о женской слабости как о моральном праве на уважение и заботу со стороны мужчины. Женская красота все больше становится повелительницей человеческой красоты вообще. Если женщина понимает и ценит в себе свою особую роль в становлении новой жизни, она не может быть некрасивой. Сколько есть девушек, не обладающих броской внешней красотой, но в то же время очаровывающих своей обаятельностью именно потому, что они женственны. Умей видеть и ценить, прежде всего, эту женскую красоту. Женственность — это высшее воплощение нравственной чистоты и благородства, высокого человеческого достоинства. Эти черты проявляются в целомудренном отношении ко всему, что связано с ее нравственно-эстетическими отношениями с мужчиной. Неуважение мужчины ко всему, что составляет интимную сторону этих отношений, глубоко оскорбляет высоконравственную женщину. С наступлением материнства женственность расцветает во всей своей силе и красоте. Помни, что чем выше нравственность мужчины, тем больше в отношениях с ним задает тон женщина, разумно используя свою женственность для усиления своего нравственного авторитета в семье. В хорошей семье женщина-мать вообще является нравственным руководителем и повелителем и чем больше покоряется ее воле муж-отец, тем лучше для воспитания детей. Это ты должен, как говорится, зарубить себе на носу. Женственность — это духовная сила женщины, сила, воспитывающая не только детей, но и мужа. Ты хорошо видишь и понимаешь это на примере нашей семьи. Если бы не мать, вы, дети, не были бы чуткими к добру и злу, человечными, отзывчивыми. Природа и исторический процесс развития человечества возложили на женщину более тонкую, более изящную работу, чем на мужчину. И нет ничего удивительного, что в женщине нам нравится физическая слабость. Но эта черта приобретает положительный оттенок лишь тогда, когда физическая слабость сочетается с большой духовной силой. В этом сочетании — обаяние женственности. Волевая стойкость, последовательность, единство слова и дела в управлении семьей, в воспитании — и детей, и мужа — все это обеспечивает ведущую роль женщины-матери в утверждении доброго имени семьи…

Желаю тебе крепкого здоровья и бодрого духа. Обнимаю и целую тебя.

Твой отец.

Дорогая дочь!        d        .

Я не устану повторять: женщина – властелин и повелитель в любви. Она главная могучая сила, воспитывающая настоящего мужчину. Я тысячу раз убежден, что мужество и мужественность женщины творит духовное богатство, благородство, красоту, преданность и верность мужчины. Ты спросишь: а как же стать властелином и повелителем в любви, как постигнуть мудрость и мужественность любви? В чем корни этой могучей силы?

Девочка, девушка, женщина с молоком матери должна впитать в себя ту истину, что любовь – это ответственность. В первую очередь ответственность, а потом уже радость, в том числе счастье интимных отношений. И счастье любви – в огромной ответственности за человека. Я считаю важнейшим законом воспитания то, чтобы в школе и в семье царил дух ответственности человека за благо, счастье, радости, судьбу и жизнь другого человека. Чтобы уже маленький ребенок понимал и сердцем чувствовал: каждый его шаг, каждый поступок отражается, отзывается в духовной жизни того, кто рядом с ним: товарища, отца, матери, учителя, совершенно незнакомого «чужого» человека. Чтобы спокойным и счастливым человек чувствовал себя лишь тогда, когда он не причинил зла, обиды, беспокойства другому человеку. Чтобы и маленький ребенок, только что переступивший школьный порог, и подросток, и юноша не могли спать спокойно, зная, что они своим неосторожным прикосновением принесли боль чьему-то сердцу. Это и есть, дорогая доченька, то, что я называю творением сил для любви.

Творить эти силы в человеке должен другой человек – более сильный и богатый духовно, более сердечно щедрый. Но каждый должен быть также и воспитателем самого себя. Мудро и мужественно умеет любить только тот, кто умеет заставить себя чувствовать рядом с собой человека, откликаться на тончайшие движения его души. Только эмоционально тонкий, чуткий, сердечный, добрый человек может быть по-настоящему требовательным и непримиримым, нетерпимым к злу, беспощадным к легкомыслию, духовно-психологическому рабству  подлости.

Дух ответственности человека за человека – это целая сфера школьной жизни, об этом я когда-нибудь напишу тебе...

- О каких важных мужских и женских качествах говорит В. А. Сухомлинский?

- Как должны выстраиваться отношения между мужчиной и женщиной?

- Какой бы вы задали вопрос В.А. Сухомлинскому?

А сейчас я хочу предложить вам игру «Вопрос – ответ»

Игра «Вопрос-ответ»

У юношей и девушек есть целый ряд вопросов друг к другу, которые так нелепо задавать, но спросить-то хочется! Все вопросы задаются письменно и анонимно, индивидуально или группами по 3-4 чел. Единственное условие - вопросы не должны быть адресованы лично. Отвечать можно от себя или от имени своей половины группы.

Слайд 11.

Выводы. Подведение  итогов.

Вопросы

1.  В чём предназначение мужчины?

2. Какие образы имеет мужественность?

3. Что такое женственность, какие образы её символизируют?

4. Какие свойства присущи настоящей женственности?

5. Что теряет в своём облике девушка, ведя себя недостойно?

Слайд 12.

Рефлексия, обратная связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки. Тема урока: Можем ли мы увидеть музыку? (Мужественные, героические образы в искусстве)

Тема урока: «Можем ли мы увидеть музыку?».               На первый взгляд эти два вида искусства (музыка и живопись),  с...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА тема: «Влияние занятий оздоровительной аэробикой на развитие основных физических качеств у девушек старшего школьного возраста»

Две первые глава дипломаДИПЛОМНАЯ  РАБОТАтема: «Влияние занятий оздоровительной аэробикойна развитие основных физических качеств у девушек старшего школьного возраста»...

Сценарий открытого мероприятия на тему «Профессия мужественных людей»

Сценарий посвящён встрече обучающихсяв объединении с работниками МЧС, пожарными 34 ПСО....

Инновационный проект на тему: «Контрольно – измерительный прибор для подсчета результатов в силовой гимнастике у девушек»

Трудно переоценить значение спорта в жизни современного человека. Спорт - это здоровье. Спорт - это зрелище. Спорт, в конце концов, - это бизнес. В напряженном темпе сегодняшней жизни немаловажное зна...

Классный час на тему «Мужественные подвиги достовернее слов (А.Суворов)».

Данный классный час поможет воспитать чувство патриотизма и пробудить интерес к Инициативе "Горячее сердце"....

Внеклассное занятие на тему: "Мужественность."

Внеклассное занятие на тему: "Мужественность."...

Исследовательская работа на тему "Занятия фитнесом для девушек 16-18 лет с использованием современных компьютерных технологий"

Предоставляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему "Занятия фитнесом для девушек 16-18 лет с использованием современных компьютерных технологий"...