Рабочая программа по обществознанию 10 класс 2021- 2022 учебный год
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Гавриловская Маргарита Михайловна

Обучающийся  научится:

Человек. Человек в системе общественных отношений

–Выделять черты социальной сущности человека;

–определять роль духовных ценностей в обществе;

–распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

–различать виды искусства;

–соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;7

–выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

–выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

–раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

–различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

–выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

–анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и

последствия;

–различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

–выявлять особенности научного познания;

–различать абсолютную и относительную истины;

–иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

–выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности

в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

–выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и

самообразования в жизни человека.

Общество как сложная динамическая система

–Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в

единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

–выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию,

иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;

–приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,

аргументировать свои суждения, выводы;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10.doc273.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коммунаровская средняя общеобразовательная школа филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения  Шороховской средней общеобразовательной школы Исетского района Тюменской области

РАССМОТРЕНО

на заседании КМО

протокол № 1 от

«30» августа2021 г

СОГЛАСОВАНО

заведующий филиала

____ ____ Р.Р.Мещеров

«30» августа2021 г

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора школы №208 от

«31» августа2021 г

Рабочая программа

по обществознанию

10 класс

2021-2022 учебный год

(основное общее образование)

Составитель: Гавриловская М.М,

 учитель обществознания

п. Коммунар

2021г.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные:

– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных

жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к

личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

–готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе

самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

–готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,

собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по

отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе

осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

–готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в

соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,

потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной

деятельностью;

–принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,

ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому

здоровью;

–неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

–российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в

поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского

народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

–уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой

край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к

государственным символам (герб, флаг, гимн);

–формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской

Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором

национального самоопределения;

–воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих

в Российской Федерации.

–гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского

общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и

правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие

гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

–признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат

каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения4

прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и

гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в

соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

–мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной

практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,

осознание своего места в поликультурном мире;

–интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к

договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

–готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,

затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной

самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

–приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,

религиозным убеждениям;

–готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,

ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,

национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

–нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,

толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести

диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и

сотрудничать для их достижения;

–принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное

отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

–способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том

числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,

ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других

людей, умение оказывать первую помощь;

–формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности

к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения

общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,

милосердия и дружелюбия);

–развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,

взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и

других видах деятельности.

–мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости

науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о

передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в

научных знаниях об устройстве мира и общества;

–готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении

всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной

профессиональной и общественной деятельности;

–экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам

России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние

природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и

навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред

экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;5

–эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного

быта.

–ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей

семейной жизни;

–положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация

традиционных семейных ценностей.

–уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

–осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных

жизненных планов;

–готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности

участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

–потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,

добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой

деятельности;

–готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних

обязанностей.

–физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в

жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического

комфорта, информационной безопасности.

Метапредметные: 

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно

определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,

собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и

морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и

жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые

для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,

оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения

поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.6

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять

развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и

познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать

и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления

существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных

источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений

другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного

суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск

возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со

стороны других участников и ресурсные ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Предметные: освоения учебного предмета «Обществознание»

В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего

общего образования:

Обучающийся  научится:

Человек. Человек в системе общественных отношений

–Выделять черты социальной сущности человека;

–определять роль духовных ценностей в обществе;

–распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

–различать виды искусства;

–соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;7

–выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

–выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

–раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

–различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

–выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

–анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и

последствия;

–различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

–выявлять особенности научного познания;

–различать абсолютную и относительную истины;

–иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

–выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности

в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

–выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и

самообразования в жизни человека.

Общество как сложная динамическая система

–Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в

единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

–выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию,

иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;

–приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,

аргументировать свои суждения, выводы;

–формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях

глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.

Экономика

–Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

–конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;

–объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов

спроса и предложения;

–оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение

основных участников экономики;

–различать формы бизнеса;

–извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях

развития современной рыночной экономики;

–различать экономические и бухгалтерские издержки;

–приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;

–различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и

роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;

–различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для

экономики в целом и для различных социальных групп;

–выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их

взаимодействия;

–определять причины безработицы, различать ее виды;

–высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в

области занятости;

–объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения

экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;8

–анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих

экономических интересов;

–приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

–высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической

политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;

–различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста:

ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);

–различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

Социальные отношения

–Выделять критерии социальной стратификации;

–анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре

общества и направлениях ее изменения;

–выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на

примерах социальные роли юношества;

–высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность

самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;

–выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения

конфликтов;

–конкретизировать примерами виды социальных норм;

–характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции

социального контроля;

–различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия

отклоняющегося поведения для человека и общества;

–определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной

ситуации с точки зрения социальных норм;

–различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;

–выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры

способов их разрешения;

–характеризовать основные принципы национальной политики России на современном

этапе;

–характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие

на формирование института современной семьи;

–характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном

обществе;

–высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую

ситуацию в стране;

–формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного

общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;

–осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по

актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы,

рационально решать познавательные и проблемные задачи;

–оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций

толерантности.

Политика

–Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;

–различать политическую власть и другие виды власти;9

–устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической

деятельности;

–высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;

–раскрывать роль и функции политической системы;

–характеризовать государство как центральный институт политической системы;

–различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов

различных типов в общественном развитии;

–обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах,

признаках, роли в общественном развитии) демократии;

–характеризовать демократическую избирательную систему;

–различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;

–устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать

ценностный смысл правового государства;

–определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;

–конкретизировать примерами роль политической идеологии;

–раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;

–формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма

в современном обществе;

–оценивать роль СМИ в современной политической жизни;

–иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;

–различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического

участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

Правовое регулирование общественных отношений

–Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

–выделять основные элементы системы права;

–выстраивать иерархию нормативных актов;

–выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

–различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в

ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с

реализацией гражданами своих прав и свобод;

–обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина,

выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных

обязанностей;

–аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать

способы защиты экологических прав;

–раскрывать содержание гражданских правоотношений;

–применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях,

прогнозируя последствия принимаемых решений;

–различать организационно-правовые формы предприятий;

–характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

–давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов

семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

–находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в

образовательные организации профессионального и высшего образования;

–характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

–иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

–извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках

различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);10

–объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав

человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

Человек. Человек в системе общественных отношений

–Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной

жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

–применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной

деятельности и повседневной жизни;

–оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;

–характеризовать основные методы научного познания;

–выявлять особенности социального познания;

–различать типы мировоззрений;

–объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в

понимании природы человека и его мировоззрения;

–выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.

Общество как сложная динамическая система

–Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни

общества и общественным развитием в целом;

–выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и

перспективы общественного развития;

–систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине

общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах

(текст, схема, таблица).

Экономика

–Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;

–выявлять противоречия рынка;

–раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;

–раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;

–обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;

–различать источники финансирования малых и крупных предприятий;

–определять практическое назначение основных функций менеджмента;

–определять место маркетинга в деятельности организации;

–применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и

производителя;

–оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;

–раскрывать фазы экономического цикла;

–высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов

глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать

оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;

–извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового

экономического развития, экономического развития России.11

Социальные отношения

–Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;

–высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность

самореализации молодежи в современных условиях;

–анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных

конфликтов;

–выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных

конфликтов;

–толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим

общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;

–находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в

современном обществе;

–выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе

анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;

–выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на

имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;

–анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

Политика

–Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и

гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;

–выделять основные этапы избирательной кампании;

–в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;

–отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного

самоуправления;

–самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности

политических лидеров;

–характеризовать особенности политического процесса в России;

–анализировать основные тенденции современного политического процесса.

Правовое регулирование общественных отношений

–Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в

разных сферах общественных отношений;

–перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;

–характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;

–ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;

–выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

–применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни,

прогнозировать последствия принимаемых решений;

–оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия

закону;

–характеризовать основные направления деятельности государственных органов по

предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в

противодействии терроризму.

  1. Содержание учебного предмета.

Глава I. Общество

Тема 1.1. Построение понятия «общество в широком и в узком смыслах». Выявление базовых характеристик общества: динамичности, системности, самодостаточности, нелинейности, незавершённости и альтернативности развития. Характеристика взаимодействия общества и природы.

Тема 1.2. Выявление основных подсистем общества: экономической, социальной, духовной, политической. Характеристика общественных отношений. Построение понятия «социальный институт». Определение базовых социальных институтов.

Тема 1.3. Определение понятия «исторический тип общества». Характеристика традиционного общества. Анализ исторических и современных моделей традиционного общества. Использование знаний истории.

Тема 1.4. Анализ исторических условий, необходимых для перехода к индустриальному обществу. Характеристика индустриального общества. Анализ исторических и современных моделей индустриального общества. Использование знаний географии и истории.

Тема 1.5. Анализ экономических, политических, социальных условий, необходимых для формирования постиндустриального общества. Характеристика постиндустриального общества. Анализ современных моделей постиндустриального общества.

Тема 1.6. Определение понятий «прогресс» и «регресс». Классификация видов прогресса. Характеристика критериев общественного прогресса. Построение понятия «способ общественного развития». Формулирование понятий «революция», «эволюция». Анализ исторической и современной практики революционного и эволюционного способов развития. Определение понятия «реформа». Выявление признаков модернизации.

Тема 1.7. Построение понятия «многообразие современного мира». Характеристики проявления многообразия современного мира. Построение понятия «единство современного мира». Выявление тенденций развития: глобализации, интеграции.

Тема 1.8. Определение понятия «глобальные проблемы». Характеристика видов глобальных проблем: политических, социально-экономических, демографических, экологических. Анализ причин и прогнозирование последствий распространения и усугубления глобальных проблем.

Тема 1.9. Тематический контроль

Глава II. Человек

Тема 2.10. Анализ взглядов на происхождение человека. Раскрытие смысла теорий происхождения человека (научные теории, теологическая теория, теория палеовизита).

Тема 2.11. Построение модели биологической и социальной эволюции человека. Характеристика потребностей человека: биологических, социальных. Выявление социальной сущности человека (речь, мышление, творчество, деятельность). Построение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».

Тема 2.12. Формулирование понятия «мышление». Определение сущности мировоззрения. Характеристика видов мировоззрения: научного, художественного, религиозного, мифологического. Установление связи типа мировоззрения с историческими эпохами.

Тема 2.13. Построение модели деятельности. Классификация видов деятельности: трудовой, учебной, познавательной, общения, игровой; материальной и духовной деятельности; созидательной и разрушительной.

Тема 2.14. Построение понятия «творчество». Характеристика творческой деятельности в науке, искусстве, политике, экономике. Определение свободы как необходимого условия творчества и свободы в юридическом смысле. Построение понятия «ответственность». Определение видов ответственности.

Тема 2.15. Построение понятия «самопознание». Выявление структуры самопознания. Выявление различных целей и смыслов жизни человека. Построение понятий «самореализация» и «самоопределение».

Тема 2.16. Тематический контроль

Глава III. Духовная культура

Тема 3.17. Построение понятия «культура». Определение функции культуры. Характеристика видов культуры по различным

критериям: элитарной, народной, массовой; доминирующей, субкультуры, контркультуры. Анализ существующих видов и их распространения в современном обществе.

Тема 3.18. Построение понятия «форма культуры». Раскрытие смысла понятия «искусство». Анализ подходов к пониманию Сущности искусства. Определение видов искусства и характеристика исторической роли искусства. Определение понятия «эстетика».        ,

Тема 3.19. Построение понятия «религия как форма культуры». Характеристика видов первобытных религий: анимизма, тотемизма, мифологии, фетишизма,        магии, шаманизма. Выделение особенностей национальных религий. Характеристика национальных религий: иудаизма, индуизма, синтоизма, конфуцианства, даосизм.

Тема 3.20. Выделение особенностей мировых религии. Исторические условия зарождения буддизма, иудаизма, христианства (православие, католицизм, протестантизм (кальвинизм, лютеранство, англиканство)), ислама. Характеристика особенностей распространения мировых религий в России.

Тема 3.21. Характеристика понятия «обычай». Определение понятия «традиция». Выявление роли традиций для сохранения культурного наследия. Формулирование понятия «мораль». Определение понятия «этика».

Тема 3.22. Построение понятия «познание». Определение структуры познания. Определение абсолютной и относительной истины. Выявление критериев истины. Определение сути эмпирического способа познания. Определение сути рационального познания. Выявление различных видов познания: обыденного, научного, художественного, религиозного.

Тема 3.23. Построение понятия «наука» в современном смысле. Характеристика эмпирических методов: наблюдения, эксперимента. Характеристика рационалистических методов: анализа, синтеза, дедукции, индукции, обобщения, сравнения, классификации и др. Определение структуры современного научного знания.

Тема 3.24. Построение понятия «образование». Характеристика российской системы образования: дошкольное, общее (начальная школа, средняя школа, старшая школа), профессиональное (начальное, среднее, высшее), послевузовское (аспирантура, Докторантура), дополнительное образование. Выявление основных тенденций развития современного образования (гуманизация, гуманитаризация, интеграция и др.).

Тема 3.25. Тематический контроль

Глава IV. Экономика

Тема 4.26. Построение понятия «хозяйство». Построение понятия «экономика». Характеристика потребностей человека и способов их удовлетворения. Выявление основных проблем экономики. Определение понятия «благо как способ удовлетворения потребностей». Характеристика факторов производства.

Тема 4.27. Определение понятия «собственность» и её видов: общинной, частной, государственной, личной, муниципальной. Построение понятия экономической системы. Характеристика типов экономических систем: традиционной, рыночной, командно- административной, смешанной.

Тема 4.28. Построение понятия «рынок». Формулирование закона спроса и предложения. Построение модели рыночного равновесия.

Тема 4.29. Тематический контроль

Глава V. Социальная сфера

Тема 5.30. Построение модели социальной структуры. Характеристика социальных отношений. Формулирование понятия «социальная общность» и определения признаков социальной общности. Формулирование понятий «страта» и «социальная стратификация». Характеристика систем социальной стратификации: рабства, кастовой, сословной, классовой.

Тема 5.31. Определение понятия «социально-этническая общность». Анализ исторических форм складывания социально этнических общностей: семьи, рода, клана, племени. Анализ проблем межнациональных отношений. Характеристика межнациональных отношений в России.

Тема 5.32. Определение понятий «социальная роль» и «социальный статус». Характеристика видов социальных статусов: врождённых, приобретённых. Построение понятия «социальная мобильность». Определение направлений социальной мобильности: вертикальной (восходящей и нисходящей) и горизонтальной и каналов социальной мобильности.

Тема 5.33. Построение понятия «социальные нормы». Выделение особенностей и видов (позитивное, негативное) девиантного поведения. Определение понятия «социальный конфликт». Определение путей разрешения социальных конфликтов. Построение понятий «социальный контроль» и «социальные санкции». Характеристика видов социальных санкций: позитивных, негативных; формальных, неформальных.

Тема 5.34. Построение понятия «семья». Характеристика исторического развития семьи. Выделение функции семьи в обществе. Определение видов семьи: патриархальной, демократической; нуклеарной, расширенной, полигамной. Выявление тенденций развития социальных институтов семьи и брака.

Тема 5.35. Выявление особенностей и роли молодёжи как особой социальной группы. Анализ проблем взаимоотношений поколений.

Тема 5.36. Тематический контроль

Глава VI. Политическая сфера

Тема 6.37. Определение понятий «политика», «власть», «политическая коммуникация», «политическая система».

Тема 6.38. Построение понятия «гражданское общество». Выделение признаков и структуры гражданского общества. Построение понятий «правовое государство» и «социальное государство».

Тема 6.39. Построение понятия «политическая партия». Характеристика видов политических партий (по идеологии, по способам организации). Формулирование понятий «общественно- политическое движение», «профессиональный союз», «общественная организация», «группа давления», «лобби».

Тема 6.40. Формулирование понятия «избирательная система». Характеристика видов избирательных систем (мажоритарная (абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства), пропорциональная, смешанная).

Тема 6.41. Определение понятия «политическое поведение». Характеристика политического участия (лидеры, активисты, последователи, лидеры мнения) и абсентеизма. Формулирование понятий «политическое лидерство» и «политическая элита».

Тема 6.42. Тематический контроль

Глава VII. Право как особая система норм

Тема 7.43. Построение понятия «право как социальная норма». Характеристика функций права. Построение понятия «норма права». Характеристика структуры права (гипотеза, диспозиция, санкция). Определение понятий «правовой институт», «подотрасль права», «отрасль права», «система права».

Тема 7.44. Построение понятия «форма (источник) права». Характеристика различных видов источников права (правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт (закон, подзаконный акт)).

Тема 7.45. Построение понятий «правомерный» и «неправомерный поступок». Характеристика видов правонарушений (преступление, проступок (административный, гражданско-правовой, дисциплинарный)). Определение понятия «юридическая ответственность». Характеристика видов юридической ответственности: уголовной, гражданско-правовой, материальной, дисциплинарной. Соотнесение вида ответственности и мер наказания.

Тема 7.46. Тематический контроль

Глава VIII. Итоговое повторение

  1. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

№ урока

Наименование разделов, тем

Количество часов

Общество

4  

1

Типология обществ.

1

2

Типология обществ.

1

3

Общество как сложная динамическая система.

1

4

Общество как сложная динамическая система.

1

Человек

11

5

Природа и человек.

1

6

Природа и человек.

1

7

Человек как духовное существо.

1

8

Человек как духовное существо.

1

9

Деятельность – способ существования людей.

1

10

Деятельность – способ существования людей.

1

11

Познание и знание.

1

12

Познание и знание.

1

13

Человек в системе социальных связей.

1

14

Человек в системе социальных связей.

1

15

Общество и человек.

1

Духовная культура

8

16

Культура и духовная жизнь общества.

1

17

Культура и духовная жизнь общества.

1

18

Наука. Образование.

1

19

Наука. Образование.

1

20

Мораль. Религия.

1

21

Мораль. Религия.

1

22

Искусство и духовная жизнь.

1

23

Искусство и духовная жизнь.

1

Экономика

4

24

Роль экономики в жизни общества.

1

25

Роль экономики в жизни общества. ФГ. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1

26

Экономическая культура.

1

27

Экономическая культура.

1

Социальная сфера

14

28

Социальная структура общества.

1

29

Социальная структура общества.

1

30

Социальное взаимодействие.

1

31

Социальное взаимодействие.

1

32

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

1

33

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

1

34

Нации и межнациональные отношения.

1

35

Нации и межнациональные отношения.

1

36

Семья и быт. ФГ. Какие налоги мы платим

1

37

Семья и быт. ФГ. Статьи семейного и личного бюджета.

1

38

Социальное развитие и молодёжь.

1

39

Социальное развитие и молодёжь.

1

40

Духовная и социальная сферы общества.

1

41

Духовная, социальная и экономическая сферы общества.

1

Политическая сфера

11

42

Политика и власть.

1

43

Политика и власть.

1

44

Политическая система.

1

45

Политическая система.

1

46

Гражданское общество и правовое государство.

1

47

Гражданское общество и правовое государство.

1

48

Демократические выборы и политические партии.

1

49

Демократические выборы и политические партии.

1

50

Участие гражданина в политической жизни.

1

51

Участие гражданина в политической жизни.

1

52

Политическая сфера. ПВ. Личность сельскохозяйственной культуры.

1

Право как особая система норм

10

53

Право в системе социальных норм. ПВ. Самостоятельное решение проблемы познавательного, личного, профессионального или социального характера.

1

54

Право в системе социальных норм.

1

55

Источники права. ФГ. Какие бывают источники доходов

1

56

Источники права.

1

57

Правоотношения и правонарушения.

1

58

Правоотношения и правонарушения.

1

59

Современное российское законодательство.

1

60

Современное российское законодательство.

1

61

Предпосылки правомерного поведения.

1

62

Предпосылки правомерного поведения.

1

Итого  повторение

6

63

Общество в развитии. ПВ. Человек, который знает и владеет современными  информационно – коммуникационными  технологиями, использует их в личных целях и в своей профессиональной деятельности.

1

64

Общество в развитии.

1

65

Общество вступило в ХХI век.

1

66

Общество вступило в ХХI век. ПВ. Современный хозяин на земле.

1

67

Подготовка к контрольной работе.

1

68

Промежуточная аттестация.  Тестирование в форме ЕГЭ

1

Приложение к рабочей программе по обществознание

№ урока

Тема урока

Дата

план

Факт

1

Типология обществ.

2

Типология обществ.

3

Общество как сложная динамическая система.

4

Общество как сложная динамическая система.

5

Природа и человек.

6

Природа и человек.

7

Человек как духовное существо.

8

Человек как духовное существо.

9

Деятельность – способ существования людей.

10

Деятельность – способ существования людей.

11

Познание и знание.

12

Познание и знание.

13

Человек в системе социальных связей.

14

Человек в системе социальных связей.

15

Общество и человек.

16

Культура и духовная жизнь общества.

17

Культура и духовная жизнь общества.

18

Наука. Образование.

19

Наука. Образование.

20

Мораль. Религия.

21

Мораль. Религия.

22

Искусство и духовная жизнь.

23

Искусство и духовная жизнь.

24

Роль экономики в жизни общества.

25

Роль экономики в жизни общества. ФГ. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

26

Экономическая культура.

27

Экономическая культура.

28

Социальная структура общества.

29

Социальная структура общества.

30

Социальное взаимодействие.

31

Социальное взаимодействие.

32

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

33

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

34

Нации и межнациональные отношения.

35

Нации и межнациональные отношения.

36

Семья и быт. ФГ. Какие налоги мы платим

37

Семья и быт. ФГ. Статьи семейного и личного бюджета.

38

Социальное развитие и молодёжь.

39

Социальное развитие и молодёжь.

40

Духовная и социальная сферы общества.

41

Духовная, социальная и экономическая сферы общества.

42

Политика и власть.

43

Политика и власть.

44

Политическая система.

45

Политическая система.

46

Гражданское общество и правовое государство.

47

Гражданское общество и правовое государство.

48

Демократические выборы и политические партии.

49

Демократические выборы и политические партии.

50

Участие гражданина в политической жизни.

51

Участие гражданина в политической жизни.

52

Политическая сфера. ПВ. Личность сельскохозяйственной культуры.

53

Право в системе социальных норм. ПВ. Самостоятельное решение проблемы познавательного, личного, профессионального или социального характера.

54

Право в системе социальных норм.

55

Источники права. ФГ. Какие бывают источники доходов

56

Источники права.

57

Правоотношения и правонарушения.

58

Правоотношения и правонарушения.

59

Современное российское законодательство.

60

Современное российское законодательство.

61

Предпосылки правомерного поведения.

62

Предпосылки правомерного поведения.

63

Общество в развитии. ПВ. Человек, который знает и владеет современными  информационно – коммуникационными  технологиями, использует их в личных целях и в своей профессиональной деятельности.

64

Общество в развитии.

65

Общество вступило в ХХI век.

66

Общество вступило в ХХI век. ПВ. Современный хозяин на земле.

67

Подготовка к контрольной работе.

68

Промежуточная аттестация.  Тестирование в форме ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога психолога на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа педагога психолога....

Рабочая программа по алгебре 9класс, 2021-2022 учебный год

основе  обучения  математики  лежит  овладение  учащимися  следующими  видами  компетенций:  предметной,  коммуникативной,организационной и обще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2021-2022 учебный год 6 А класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   по литературе на 2021-2022 учебный год    6 А класс...

Рабочие программы по обществознанию на 2021-2022 учебный год

Рабочие программы по обществознанию на 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа по истории на 2021/2022 учебный год. 7 класс. Базовый уровень.

Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО. Содержание соответсвует Историко-культурному стандарту, линейному принципу исторического образования. Курс новая история расчитан на 28 час,, история Р...