Доклад по финансовой грамотности
статья по обществознанию

Рассадина Татьяна Викторовна

В современных условиях расширения использования финансовых услуг, появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными. Личная финансовая безопасность становится важным фактором финансового благополучия людей, что признано официально на государственном уровне. В сентябре 2017 года Правительством Российской Федерации была принята Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг.

Согласно Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы "финансовая грамотность" - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния» [6, с.3]

Финансовая грамотность - сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте. Важно отметить, что финансовая грамотность предполагает необходимость эффективного реагирования на постоянно изменяющиеся личные и внешние социально-экономические и политические обстоятельства.

Очевидно, что начинать формирование финансовой грамотности нужно уже в школе, где усваиваются знания, необходимые для будущей жизнедеятельности. Формирование готовности обучающихся к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соответствующих знаний – одна из насущных общественных потребностей, для удовлетворения которой школы вводят в учебный план новые предметы, курсы, модули, открывают профильные классы, разрабатывают программы дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_fin.gramotnosti.docx387.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Хоринская средняя общеобразовательная школа №1

имени Дармы Жанаевича Жанаева»

Тема доклада: «Формирование и оценивание финансовой грамотности учащихся»

автор : Рассадина Татьяна Викторовна учитель истории и обществознания

Хоринск

2021

Тема доклада: «Формирование и оценивание финансовой грамотности учащихся»

Здравствуйте, коллеги!

Тема моего выступления «Формирование и оценивание финансовой грамотности учащихся» И, конечно же в начале своего выступления я не могу не затронуть определение понятия «финансовая грамотность».

Финансовая грамотность – это способность использовать знания и навыки управления финансовыми ресурсами для обеспечения собственного благосостояния и финансовой безопасности.

Именно, способность использовать знания и навыки управления финансовыми ресурсами.

Каким образом мы можем формировать эту способность у обучающихся?

►в рамках учебных предметов через междисциплинарные задания;

► в рамках предмета «Обществознание» на уровнях основного общего образования и среднего общего образования;

► в рамках элективных / факультативных курсов «Финансовая грамотность»;

► в рамках выполнения индивидуального проекта.

Я работаю в сельской средней школе, поэтому чаще всего формирование способности «Финансовой грамотности» происходит в рамках учебных предметов через междисциплинарные задания .

В следствии этого приходится искать новые инструменты развития интереса к финансовой грамотности у обучающихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Инструментарий развития интереса к финансовой грамотности на уроке:

► интерактивные методы обучения: кейс-метод, деловые и ролевые игры;

► контекстные, прикладные задачи;

► проектные задания.

Примеры заданий по финансовой грамотности на уроках.

Условия задачи: С каждым годом воды расходуется все больше и больше, а ее запасы ограничены. Рост расхода воды связан с возросшими гигиеническими стандартами, использованием кухонных, стиральных машин и другой техники. Люди вынуждены очищать уже использованную воду, что очень дорого.

► Задания 1. Приоткроем водопроводный кран, чтобы вода едва капала (2-3 капли в секунду). Подставим под кран сосуд. Рассчитайте, какова будет потеря воды из одного крана за 1 минуту, за 1 час, за 1 день?

► Задание 2. Что экономнее: принимать ванну, используя 100-120 л воды, или душ, расходуя 20-60 л воды в минуту, при условии, что под душем вы будете мыться 10 минут?

«Покупка онлайн билетов»

Возможное применение: Урок истории 5 класс : «Александр Македонский и его завоевания» (с Македонией и личностью А. Македонского ученики познакомились на предыдущем уроке «Греция подчиняется Македонии»). Тексты по финансовой грамотности представлены в виде скриншота покупки онлайн билетов.

hello_html_m1fbbd8a7.png

Задача учеников ответить на вопросы:

  1. Что вы видите на экране? (покупка онлайн билетов)
  2. Куда отправляется самолет? (Скопье)
  3. Мы с вами видим, что нам предложено два билета с отправкой в одно и тоже время. Но цена билета разная. Почему? ( разное время полета)
  4. Какова цена билетов? Как вы считаете, это дорого для бюджета вашей семьи? Почему? Можете ли вы приобрести онлайн билеты? (возможны различные ответы)

hello_html_mc893578.png

Учащиеся охотно включаются в проектную \ исследовательскую деятельность по финансовой грамотности. Тем проектов и исследовании в данной области великое множество. Я приведу лишь пару примеров.

Проект «Пластиковые карты»

Ребятам предлагается понаблюдать в течение недели, в каких случаях их родители расплачиваются пластиковыми картами, а в каких - наличными деньгами. Результаты наблюдений представляются в виде таблицы, оформленной на листе ватмана формата А3.

Проект «Банки моего района»

Предлагается выяснить, какие банки находятся в районе их дома. Найдите в Интернете сайты этих банков, а на них условия, которые они предлагают вкладчикам. Вклады могут отличаться по размеру, сроку и величине процентов Попробуйте понять, от чего зависит величина процентов. Полученную информацию также учащиеся представляют в виде таблицы.

    В рамках внеурочной и внешкольной деятельности по финансовой грамотности можно обратиться к игре. Не секрет, что игра - самый эффективный способ чему-то научиться, в том числе грамотно управлять деньгами. Ролевая игра в "Магазин" с продавцом-кассиром и покупателями, популярная настольная игра "Монополия", любые компьютерные стратегии с необходимостью добывать и распределять ресурсы для развития, а также симуляторы жизни, в которым нужно управлять личными финансами, например, "The Sims 3" - все они заставляют детей думать, считать, планировать и учиться на ошибках. Этим и хороша игра: цена ошибки, даже самой большой, остается виртуальной, в то время как полученные выводы и навыки ребенок может использовать в реальной жизни. Таких игр очень много в сети Интернет.

1) "Финансовый футбол» Эта игра, разработанная компанией VISA и Российской экономической школой, составлена в виде викторины. Верные ответы на вопросы в области управления личными финансами позволяют игроку продвинуться к воротам противника, чтобы забить гол. На сайте также есть четыре обучающих модуля, которые можно бесплатно изучить: о сбережениях, бюджете, кредите и пластиковых картах.

2) "Portfolio". Еще одна игра Российской экономической школы на портале о финансовой грамотности знакомит игрока с различными вариантами инвестиций: банковский депозит, ценные бумаги, паевые инвестиционные фонды (так называемые ПИФы), долевой бизнес. В начале игры у вас есть 1 000 000 рублей, и каждый год необходимо продумывать свой инвестиционный портфель. Игра длится 10 лет и каждый год показывает новые возможности, раскрывая их преимущества и недостатки.

3) "Путь к финансовому успеху" Игра, разработанная Волгоградским государственным университетом, позволяет развить навыки управления своими доходами и расходами. В процессе игры хорошо усваиваются психологические особенности финансового поведения, что позволяет его рационализировать. Цель игры - достичь финансового успеха, купив в магазине все ценности, обеспечивающие повышение уровня зарплаты.

4) "Жизнь и кошелек" Еще один текстовый квест разработали специалисты из компании ПАКК. В отличие от предыдущих игр, "Жизнь и кошелек" не является онлайн-игрой. Архив с ней можно скачать и играть, пытаясь соблюсти баланс между жизненными расходами, доходами и счастливой жизнью.

Таких игр очень много.

Современное общество живет в мире, где деньги и связанное с ними финансовое благополучие имеют свое исключительно важное место в системе человеческих ценностей. Социализация подрастающего поколения в нашей стране осуществляется в условиях становления механизмов рыночной экономики, в которой финансовая грамотность является неотъемлемой компетенцией каждого человека, обязательной составляющей современной жизни, подобно стремлению вести здоровый образ жизни, непрерывно повышать профессиональную квалификацию и образовательный уровень. Финансовая грамотность дает человеку, сумевшему овладеть ею, ощутимое преимущества в обеспечении благополучия себя и своей семьи.

Большое спасибо за внимание! У меня все.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Доклад на тему: «Функциональная(финансовая) грамотность»

Функциональная грамотность на ступени общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результатЯ считаю, что в связи с объективно изменившимися условиями в образовании и главная ...

Доклад "Формирование финансовой грамотности в Математике ( в урочной и внеурочной деятельности)"

В этой статье показана необходимость и возможность формирования у учащихся финансовой грамотности при изучении математики.Ключевые слова: финансы, финансовая культура, финансо...

Доклад по финансовой грамотности

Финансовая грамотность как компонент функциональной  грамотности: подходы к разработке учебных заданий...

Доклад на педагогическом совете "Финансовая грамотность обучающихся"

Актуальность материала в связи с необходимостью ознакомить коллег с учебными  темами в рамках ФОП по обществознанию...