Тема: «Предпринимательская деятельность» Урок обществознания 8 класс
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Шимон Татьяна Юрьевна

 Понятия «предприниматель», «фирма», «предпринимательство»; выяснить,  какими качествами должен обладать предприниматель; обсудим значение предпринимательской деятельности. Познакомимся с видами и формами предпринимательства.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Предпринимательская деятельность» 8 класс

Цели и задачи

  • объяснить значение понятий : предпринимательство, фирма, товарищество, акционерное общество;
  • выяснить причины, которые побуждают людей заниматься или не заниматься предпринимательством и бизнесом;
  • обсудить проблемы, которые существуют в развитии предпринимательства и бизнеса в России;
  • формировать исследовательские навыки.

Ожидаемые учебные результаты

Учащиеся должны:

  • Прослеживать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии;
  • Работать информационными текстами, решать проблемные задания;
  • Вырабатывать навыки исследовательской деятельности и  работы в парах.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация.

Форма урока: урок-исследование.

Ход урока:

I. Мотивационный блок.

  1. Содержательная и организационная часть.

Сегодня у нас урок обществознания. Я надеюсь, что наше общение с вами сегодня будет не только полезным, но и интересным. Итак, начинаем наш урок.

        Скажите, пожалуйста, чем, по вашему мнению, занимается человек, изображённый на фотографии?

Как вы это определили? По каким признакам?

Может теперь вы сможете сформулировать и тему нашего урока?

Учитель: Тема нашего урока – «Предпринимательская деятельность».

На занятии мы будем объяснять значение понятий «предприниматель», «фирма», «предпринимательство»; выяснить,  какими качествами должен обладать предприниматель; обсудим значение предпринимательской деятельности. Познакомимся с видами и формами предпринимательства. В ходе урока постараемся выразить своё отношение к миру бизнеса и задуматься над соотношением материальных и нравственных интересов в области рыночных отношений

План изучения нового материала

  1. Предпринимательство.
  2. Личностные качества предпринимателя.
  3. Значение предпринимательской деятельности.
  4. Виды предпринимательства.
  5. Формы предпринимательства.

II Опрос

Чтобы разобраться  с новым материалом давайте вспомним тему прошлого урока.

Двое ребят работают по карточке. Остальные со мной.

Какие  ресурсы или факторы необходимы для осуществления производства?

Какой фактор появился во второй половине  XX века ? ( информация)

Проблема по стр.123 говорят мудрые

Если можно использовать в качестве капитала свои идеи и ресурсы своей страны, значит, можно использовать в качестве капитала свой труд». Ф.Райт ,американский архитектор

III Проблемная часть.

Учитель: Еще совсем недавно обеспеченные люди, предприниматели ассоциировались у нас с красным пиджаком и золотой цепью толщиной в палец. Многие пожилые люди и сегодня критически относятся к тем, кто успешно развивает свою хозяйственную деятельность. Другие же, наоборот, всячески приветствуют появление подобных людей, отмечая их работоспособность, энергию, самостоятельность.

МЫ ВИДИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В НАШЕЙ ЖИЗНИ.МЫ ПОКУПАЕМ У НИХ ПРОДУКТЫ, ТОВАРЫ И УСЛУГИ.

        Но люди относятся к предпринимателям по-разному. Почему?

Чья же позиция более справедлива? Кто же из них прав? Кого бы вы поддержали в этом споре? А может быть, у вас иное мнение на этот счет? Предпринимательство – это хорошо или плохо?

Именно об этих вопросах и пойдет речь на нашем занятии.

Основная часть.

II.Информационный блок.

Учитель: Слова «предприниматель», у нас на слуху. Что же такое предпринимательская деятельность? Каковы их отличительные черты? Кто может заниматься бизнесом? Ваши ассоциации со словами со словами «бизнес» и «предпринимательство». (Версии записываются на доске).

Задание

Попробуйте дать определение понятию «предпринимательская деятельность».  (Выслушиваются версии ребят и подводятся итоги обсуждения).

Итак, предпринимательство – это важный признак рыночной экономики. Запишем в наши словари новое определение.

Предпринимательство – это не запрещенная законом, связанная с риском, самостоятельная,  инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

Замечательно заниматься предпринимательством, иметь собственный бизнес, стабильный доход. Но все ли люди хотят быть предпринимателями?

На прошлом уроке  я вам предложила примерить на себя роль социолога  и провести исследование. Среди учеников и взрослых людей.

Итоги исследования

Хотите ли вы стать предпринимателем и иметь собственное дело?

Варианты ответа:

  • Однозначно да
  • Однозначно нет
  • Ещё сомневаюсь

Делаем вычисления и вывод о том, какой процент опрошенных хотел бы заниматься предпринимательством.

Как показывают исследования, даже в экономически развитых, благополучных странах предпринимательством занимаются не более 10% населения. В среднем же число людей, имеющих предпринимательские способности 7-8%

Кто же он такой – предприниматель?

Перед вами раздаточный материал, прочитайте и выясните ответ на этот вопрос

Предприниматель - лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, частным бизнесом.

Гражданин Российской Федерации может быть предпринимателем, если он достиг возраста 18 лет и не признан судом полностью или частично недееспособным.

Давайте назовём качества, которыми должен обладать предприниматель. И предположим, почему не все люди хотят стать предпринимателями. А некоторые от всей души желали бы этого, но не могут начать свой успешный бизнес?

Качества предпринимателя:

  • Стремление к успеху, упорство.
  • Инициативность.
  • Умение ставить задачи и находить нестандартные решения.
  • Смелость, способность пойти на риск, разумный авантюризм и в то же время реально оценивать ситуацию.
  • Самостоятельность.
  • Иметь строгие нравственные устои (честность, порядочность, верность слову).
  • Аскетичность в повседневной жизни, бережливость.
  • Быть упорным в труде.
  • Уметь управлять, быть способным организовать себя и других.
  • Быть эрудитом, обладать знаниями во многих областях, и быть способным пополнять их всю жизнь.
  • Быть щедрым, быть способным помогать другим, т.е. быть меценатом, спонсором, оказывать благотворительность.

Вернёмся  к поднятой в начале урока проблеме: почему предпринимателей иногда не любят?

А нужно ли предпринимательство обществу и государству? Или это занятие приносит только выгоду и удовлетворение самому предпринимателю?

Чтобы ответить на этот вопрос можно воспользоваться помощью учебника. С 125.

Значение предпринимательства для экономики государства:

  1. Предприниматель создает рабочие места.
  2. Предприниматель платит налоги и этим повышает благосостояние государства.
  3. Стремясь получить прибыль, предприниматель вносит новшества

в процесс производства (новые товары, услуги, технологии и т.д.)

Итак, мы с вами выяснили, что предпринимательство имеет большое положительное значение для жизни общества и государства.

Деятельность предпринимателей осуществляется в различных организационно-правовых формах, но основной из них является фирма.

Фирма – это коммерческая организация , приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.

  • Создаются на добровольной основе, по желанию граждан;
  • Предпринимательская деятельность без регистрации запрещена;
  • Предпринимательство, осуществляемое без привлечения наёмного труда – индивидуальная трудовая деятельность;
  • Предпринимательство с привлечением наёмных работников – предприятие (фирма).

Рыночное предпринимательство «строится на трёх китах»: ИЧП, хозяйственном товариществе и АО. СТР 128

Организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности

Формы

Сущность

Преимущества

Индивидуальное предприятие

Предприятием владеет один собственник, который ведет бизнес самостоятельно и полностью несет риск убытков

Простота организации, ведения дела и ликвидации. Высокая степень свободы.

Товарищество

Объединение нескольких собственников.

Большие возможности развивать производство.

Акционерное общество

Организация, созданная на основе объединения денежных средств посредством продажи акций.

Большие финансовые возможности. Может осуществлять крупные проекты.

Бизнес бывает:

  • Крупный - свыше 500 чел.
  • Средний- до 500 чел
  • Малый- до 100 чел

Дайте характеристику малому бизнесу стр 129-130

Заключительная часть.

III.Аналитический блок.

IV.Рефлексивный блок.

Задание

Ваш друг решил организовать собственное дело. Пришел к вам посоветоваться, как избежать ошибок. Он набросал план своих действий. Проверьте его, и исправьте ошибки, и предложите дополнительные шаги по улучшению бизнеса.

План действий будущего предпринимателя

  1. Строгая дисциплина на работе.
  2. Установление низких цен на продукцию фирмы.
  3. Риск ради получения большой прибыли.
  4. Четкий план работы фирмы.
  5. Организация хорошего отдыха для сотрудников фирмы.
  6. Увольнение работников за любую ошибку в работе.

Подведение итогов занятия. Возвращаемся к проблеме Предпринимательство – это хорошо или плохо?

Учитель: Предпринимателями не рождаются. Чтобы успешно освоить предпринимательство и бизнес, необходимо приложить много усилий и быть готовым к преодолению трудностей. Организация бизнеса требует:

  • Конкретных идей;
  • Наличие капитала;
  • Активных и продуманных действий;
  • Профессиональных менеджеров.

Задание

Подходят ли для предпринимателя пословицы: «Работа не волк, в лес не убежит», «Поленился – хлеба лишился», «Под лежачий камень вода не течет»? Своё мнение аргументируйте.

Домашнее задание: выучить & 16 учебника, с 131 в классе и дома  вопр.1-2

 Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/559885/

http://moi-mummi.ru/load/predmety_estestvennogo_cikla/ehkonomika/urok_predprinimatelskaja_dejatelnost/36-1-0-1096

http://900igr.net/prezentatsii/ekonomika/Formy-i-vidy-predprinimatelskoj-dejatelnosti/Formy-i-vidy-predprinimatelskoj-dejatelnosti.htm

Карточка №1

Дай определение:

Производство:

Услуга:

Товар:

Карточка № 2

Проанализируйте виды ресурсов с помощью таблицы. поставь знак +

Земля

 труд

капитал

 Земледелец

Пашня

Инвестиции

 Залежи руды

Предприниматель

 Деньги

Трактор

Менеджер

  Карточка № 3

Проанализируйте виды ресурсов с помощью таблицы. поставь знак +

Земля

 труд

капитал

 Шахтер

Залежи каменного угля

Акции

 Лес

Принятие решений

 Золото

Трактор

Реклама


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания в 8 классе по учебнику Боголюбова Тема: «Предпринимательская деятельность»

Цели и задачи·         объяснить значение понятий : предпринимательство, фирма, товарищество, акционерное общество;·...

разработка урока обществознания по теме "Предпринимательская деятельность" 8 класс

Урок разработан с использованием  технологии критического мышления....

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...

Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...

Рабочий лист по теме "Предпринимательская деятельность"

Рабочий лист может быть использован учителем на уроках обществознания в 8 классе по теме "Предпринимательская деятельность". Задания в рабочем листе разработаны в соответствии с требованиями...