Подготовка обучающихся к ОГЭ-2023 по обществознанию
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс)
Методическая разработка предназначена для учителей обществознания, может быть полезна ученикам 9 классов и их родителям. Содержит пояснительную записку и учебно-тематический план, который можно использовать как раздаточный материал для выстраивания индивидуального маршрута ученика при подготовке к ОГЭ. Родители и ученики не всегда представляют объем материала, который должен быть усвоен учеником, так как в 9 классе программа изучения предмета содержит лишь разделы "Право" и "Политика". Данная разработка поможет восполнить этот пробел. Темы взяты из Кодификатора тем по обществознанию, созданного ФИПИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_oge_kleymenova.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
План подготовки к ОГЭ- 2023 по обществознанию
Учитывая небольшое количество времени, отводимое на прохождение курса обществознания в 9 классе (35 часов, 1 час в неделю), необходимо вести более интенсивную и плотную подготовку к сдаче Основного государственного экзамена.
Цель: подготовить выпускников 9 класса для успешной сдачи основного государственного экзамена.
Задачи плана:
- повысить уровень знаний учеников;
- формировать умения и навыки решения типовых тестовых заданий, выполнять задания повышенной и высокой сложности.
- знакомить со структурой и содержанием контрольно - измерительных материалов по предмету;
- формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Структура экзаменационной работы ОГЭ отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.
Проверяются широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни обществ.
Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация,
систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого
уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность. Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 24 задания. Часть 1 содержит 16 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 8 заданий с развёрнутым ответом. Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме.
Темы, которым планируется уделять особое внимание в курсе обществознания 9 класса:
«Человек и общество» и «Сфера духовной культуры» (задания 2–4), «Экономика» (задания 6–9, при этом задание 6 проверяет знание основ финансовой грамотности), «Социальная сфера» (задания 10, 11), «Сфера политики и социального управления» (задания 13, 14), «Право» (задания 16–18).
Особое внимание следует уделять работе над форматом экзаменационных заданий, выработке умений находить общее и различия в понятиях и явлениях социальной жизни, находить соответствия между фактами и явлениями по обществоведческой тематике, умений анализировать статистические данные и делать выводы, исходя из этого анализа. Важным представляется вырабатывать у учащихся умения и навыки по анализу текста (задания 21 - 24), формулировать свои выводы и излагать их письменно.
Индивидуальный план занятий для подготовки к ОГЭ по обществознанию
в 2022 – 2023 учебном году
№ | Тема | Форма/вид работы | Срок выполнения |
Раздел I. Нормативно - правовые документы по предмету | |||
1 | Сайт ФИПИ. ОГЭ 2023 г. Демоверсия, кодификатор, спецификация. Справочник Баранова П.А. Типовые варианты ОГЭ – 2023, под редакцией О.А. Котовой, Т.Е. Лисковой | Ознакомление с перечнем тем по Кодификатору на сайте ФИПИ | Ноябрь |
Раздел II.«Сфера политики и социального управления» | |||
2 | Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество и правовое государство. | Теория пройдена в ходе занятий в соответствии с КТП по предмету. Индивидуальное изучение по справочнику П.А. Баранова | Сентябрь-октябрь |
3 | Практическое решение заданий по теме: Открытый банк заданий ОГЭ на сайте ФИПИ | индивидуально, самостоятельно | ноябрь |
4 | Практическое решение заданий с помощью ЦОК (проверочные работы Якласс) | индивидуально и в группе под контролем учителя | октябрь |
5 | Контроль результатов работы учащихся | решение работы https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=B7T3hDLpeUqwTZeV6lSfXg | ноябрь |
Раздел II «Право» | |||
6 | Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних | Теория изучается в ходе занятий по обществознанию в соответствии с КТП по предмету. Индивидуальное изучение по справочнику П.А. Баранова. | ноябрь-декабрь |
7 | Практическое решение КИМ по теме: Открытый банк заданий ОГЭ на сайте ФИПИ | индивидуально, самостоятельно | ноябрь-декабрь |
8 | Практическое решение заданий с помощью ЦОК (проверочные работы Якласс) | индивидуально и в группе под контролем учителя | декабрь-январь |
9 | Контроль результатов работы учащихся | решение работы 1 https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=IctJecKuCEKofDtHHnpzEA решение работы 2 https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=G8NO-SwITUi9cc3TF5OXOQ | январь |
Раздел III «Экономика» | |||
10 | Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платёжная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств, семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. | индивидуально, самостоятельно (справочник П.А. Баранова) | январь-февраль |
11 | Практическое решение КИМ по теме: Открытый банк заданий ОГЭ на сайте ФИПИ | индивидуально, самостоятельно | январь |
12 | Практическое решение заданий по теме с помощью ЦОК (проверочные работы Якласс) | индивидуально и в группе под контролем учителя | февраль |
13 | Контроль результатов работы учащихся | решение работы 1 https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=gz0gSkGfgkqJYC_-ia3z0Q решение работы 2 https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=On-lnbkWrEKVcfSRr8xJKA | февраль |
Раздел IV «Социальная сфера» | |||
14 | Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. | индивидуально, самостоятельно (справочник П.А. Баранова) | февраль-сер.марта |
15 | Практическое решение КИМ по теме: Открытый банк заданий ОГЭ на сайте ФИПИ. | индивидуально, самостоятельно | февраль |
16 | Практическое решение заданий по теме с помощью ЦОК (проверочные работы Якласс) | индивидуально и в группе под контролем учителя | март |
17 | Контроль результатов работы учащихся | решение работы https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=GBQvxkkEN0evw3RE6JxkWA | март |
Раздел V «Человек и общество» | |||
18 | Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. | индивидуально, самостоятельно (справочник П.А. Баранова), повторение материала за 8 класс на консультации учителя | март |
19 | Практическое решение КИМ по теме: Открытый банк заданий ОГЭ на сайте ФИПИ. | индивидуально, самостоятельно | март |
20 | Практическое решение заданий по теме с помощью ЦОК (проверочные работы Якласс) | индивидуально и в группе под контролем учителя | март |
21 | Контроль результатов работы учащихся | решение работы https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=alQUwwzJZESDsSFYKhEYtg | март |
Раздел VI «Сфера духовной культуры» | |||
22 | Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность | индивидуально, самостоятельно (справочник П.А. Баранова), повторение материала за 8 класс на консультации учителя | апрель |
23 | Практическое решение КИМ по теме: Открытый банк заданий ОГЭ на сайте ФИПИ, работа в сборнике Котовой,Лисковой | индивидуально и в группе под контролем учителя | апрель |
24 | Контроль результатов работы учащихся | решение работы https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=TRpHf_3kt0aaEXgdi6jgrg | апрель |
Раздел VII «Решение КИМ» | |||
25 | Практическое решение КИМ по ОГЭ-2023 | тренировочные варианты на сайте https://soc-oge.sdamgia.ru/ индивидуально | апрель-май |
26 | Практическое решение КИМ по ОГЭ-2023 | решение КИМ -2023 сборника Котовой, Лисковой в группе под контролем учителя | апрель-май |
27 | Участие в пробном экзамене | формат ОГЭ | по расписанию |
Раздел VIII «Психологическая и организационная подготовка» | |||
28 | Работа с нормативными документами: правила для участников ГИА; правила заполнения бланков; инструкция по выполнению работы; | консультации учителя | в течение года |
29 | Индивидуальная встреча с родителями учащихся, требующих педагогической поддержки. | беседа, составление плана работы | в течение года |
30 | Психологическая подготовка к экзамену: режим дня и организация познавательной деятельности, порядок выполнения заданий, формирование положительного настроя на решение заданий как привычного образа действий | консультации учителя индивидуально и в группе | в течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обучающе- тестирующие системы с использованием Интернет – технологий при подготовке обучающихся к ЕГЭ по истории и обществознанию»
Создан аннотированный список ссылок Интернет- ресурсов для прохождения учащимися 9-11-х классов он-лайн тестирования при подготовке к егэ по истории и обществознанию...
Методические рекомендации по использованию проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию
На уроках и во внеурочной деятельности применяю проектную технологию, которая способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся. Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят ...
Организационно-методические основы эффективной подготовки обучающихся к ЕГЭ по истории и обществознанию .
Технология подготовки обучающихся к ЕГЭ по обществознанию.Задание типа С8 - Составление детализированного плана....
Программа подготовки обучающихся 11-го класса к ЕГЭ по обществознанию
Программа подготовки содержит все основные разделы: направления и содержание деятельности, сроки реализации, анализ результатов, календарно-тематическое планирование, методические рекомендации и ...
Система подготовки обучающихся к ГИА по обществознанию
Система подготовки обучающихся к ГИА по обществознанию включает авторскую методику работы...
Программа подготовки обучающихся к ОГЭ по обществознанию
Программа, на основе которой проводится подготовка учащихся к ГИА....