Методическая разработка урока по обществознанию "Познай самого себя" 6 класс
методическая разработка по обществознанию (6 класс)

Методическая разработка урока по обществознанию "Познай самого себя" 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания

ГБОУ средней школы № 296

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 Коваленко Т.Б.

Методическая разработка к уроку  обществознания

Тема: «Познай самого себя»

Класс: 6

Цель: сформировать представления воспитанников о роли самопознания в жизни человека

Задачи урока:

Образовательные: познакомить воспитанников с понятием «самопознание», «самооценка», показав их роль в познании мира и жизни человека.

Развивающие: формирование ценностно-смысловой, общекультурнойкоммуникативной, учебно-познавательной компетенции, компетенции личностного самосовершенствования путем освоения: личностных УУД на основе знакомство с понятием «самооценка»; освоение регулятивных УУД на основе оценки предложенных мнений прогнозирования развития совей личности; освоение познавательных УУД на основе анализа высказываний исторических деятелей, психологов, педагогов, драматургов; освоение коммуникативных УУД на основе построения дискуссии, аргументации собственной позиции, культуры ведения диалога.

Воспитательные: в процессе изучения темы способствовать формированию критического отношения к себе, показав неоднозначность причин и поступков человека.

Формируемые понятия: труд, учеба, общение, игра, познание мира, познание самого себя, самосознание, способности человека, самооценка, потребности.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности
  2. Актуализация знаний.

1. Какой период жизни человека называется переходным?

2. Почему именно подростковый возраст принято считать переходным?

3. Кого принято считать подростками?

4. Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других периодов?

5. Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством?

  1. Как вы считаете, нужно ли учить мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?
  1. Постановка учебной задачи.

Ответы на вопросы рубрики «Обсудим вместе»:

  1. Что значит найти себя?
  2. Каковы ваши слабые и сильные стороны?
  3. Как вы понимаете выражение «зарыть свой талант»?
  4. Можно ли достичь желаемого, если мобилизовать все свои силы и возможности?

5. Нужно ли торопиться стать взрослым?

2. Обсуждение высказывание Л.Н. Толстого

«Что я такое? С тех пор как существуют люди, они отвечают на это не словами, то есть орудием разума, а всей жизнью». ( Л.Н.Толстой)

1 . Как вы понимаете это высказывание Л.Н. Толстого?

2. Почему человеку так важно осознавать своё «Я»?

3. Почему важно осознавать, чем человек отличается от других?

4. Как вы думаете, почему именно с этого высказывания мы начинаем наш урок?

5. Можно ли считать эпиграфом урока?

ЗАПИСЬ темы урока.

  1.  Изучение нового материала.

Вступительная беседа

Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть. (Т. Манн)

Крылатое выражение «Познай самого себя» имеет древнее происхождение. Мысль о познании самого себя разъяснял и распространял древнегреческий философ Сократ (в 5 в. до н.э.). По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь вместе в храме Аполлона в Дельфах, начертали это изречение над входом в храм. Таким образом, этот мудрый завет сохранился для потомков.

А ведь многие люди и сами для себя загадка. Они не понимают своих поступков, высказываний, а иногда и собственных мыслей. Они могут часами разговаривать о своих родителях, братьях, сёстрах или друзьях, но если им необходимо рассказать что-то о себе, начинают спотыкаться на каждом слове.

Я знаю, как на мёд садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет всё губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю всё, но только не себя, -

писал в XV веке французский поэт и бродяга Франсуа Виньон.

- Уж, не про нас ли это?

- И в самом деле, что мы знаем о себе?

Тренинг «Немного о себе». (Учащиеся по очереди берут по одной карточке и продолжают фразы, начало которой написано в ней).

- А вообще, что это такое «познать себя» и так ли это важно?

Познать себя – значит ответить на вопросы: Какой я? Почему я такой? Каким хочу стать?

«Тот, кто познал других, учён.

Тот, кто познал себя, мудр»

(ЛаоЦзы)

Что можно узнать о себе? (физические возможности, состояние здоровья, таланты, способности, характер, волю, темперамент, вкусы, привычки, сильные и слабые стороны.)

- Как узнает человек о себе?

- Какие виды деятельности?

ЗАПИСЬ:

Познание самого себя – это- исследование способностей и возможностей, поиск вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать.

Каждый должен ПОЗНАТЬ СЕБЯ, свои сильные и слабые стороны, и научиться преодолевать последние. «Все неприятности в мире происходят от людей, которые сами не знают, кто они, или претворяются что они - это не они». (Л. Хелман, драматург).

Выписать слева свои достоинства (со знаком «+»), а справа – недостатки (со знаком «-»):

+ -

добрый

трудолюбивый

чистоплотный

весёлый

любознательный

терпеливый

люблю родителей

много друзей

несамостоятельный

застенчивый

обидчивый

часто болею

иногда обманываю

сутулый

несобранный

плохо учусь и т.д.

-Какие качества, которые хотели б в себе изменить?
- Имеется ли идеал, образец, которому бы вы хотели подражать, соответствовать?

«Признавшись в своей слабости человек становится сильным» (О. Бальзак)

Умение задуматься над собой, своими достоинствами и, в первую очередь, недостатками – это уже хорошо, ибо это уже первый шаг к работе над собой.

ЗАПИСЬ: Самосознание – это осознание самого себя.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих качеств и своего места среди людей.

Самооценка: завышенная, правильная, заниженная. (с. 39)

Выполнить задание «Лесенка» с.39. Выбрать свое место и обосновать.

- Какой она должна быть? (Правильная, объективная).

Величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди-

писал Великий русский писатель Пришвин.

«Самая большая ошибка – полагать, что ты не способен ошибаться» (Т. Карлейль)

- Что можно посоветовать людям с разной самооценкой?

Чтение учащимися «Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой»,

- «Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой», «Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой»,

- Зачем вообще нам нужна правильная самооценка? (узнать призвание, выбрать профессию, избежать ошибок и разочарований, правильно вести себя с окружающими, не браться за невыполнимые дела, правильно определить цель в жизни).

- Как правильно оценить себя?

«Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». И.В. Гете

Работа с учебником на с. 40. Выписать, как правильно оценить себя.

  1.  Первичное осмысление

Работа с учебником. Рубрика « Учимся узнавать и оценивать себя» с. 45

        6.   Итоги урока. Рефлексия

- Зачем человек познаёт себя?

- Влияет ли самооценка на поведение человека?

- Нужно ли сравнивать себя с другими?

  1.  Домашнее задание.

Параграф 4. Задание «Проверь себя» к параграфу «Познай самого себя» № 1,2,3,4 – устно. Письменно в рабочей тетради к параграфу «Познай самого себя» № 4, 5,6,7,8*


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....