Урок в деятельностном подходе по теме: Гражданин. Обществознание
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)

Урок в деятельностном подходе по теме: Гражданин. Обществознание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanin._deyatelnostnyy_podhod.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Мухаматуллина В.А

Учитель истории и обществознания

Тема

Гражданин России

Класс

5 Б

Цель урока

Деятельностная: научиться подводить под понятие на основе темы Гражданин России.

Содержательная: формирование у учащихся представление о человеке как гражданине России, формирование представлений о правах и обязанностях граждан.

Воспитательная: способствовать формированию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека»

Планируемые результаты урока (предметные и метапредметные)

Предметные: научиться работать с понятием гражданин

Метапредметные:

Познавательные: умение работать с информацией, анализировать, обобщать, давать определения понятий, выделять главное в тексте

Коммуникативные: умение сотрудничать в совместной деятельности, учитывать мнения и стремиться к координации мнений в сотрудничестве, формулировать свое мнение и позицию

Регулятивные: анализировать собственную работу, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

В результате урока ученики будут:

знать: определение слова- гражданин

уметь: применять полученные знания для решения практических задач

владеть: навыками работы с понятием и применять их на практике

Критерии оценивания

Отлично: Учащийся принимал активное участие во всех этапах урока. Грамотно и логично построена речь. Ошибки практически отсутствуют. Четко и правильно дает определения и раскрывает содержание понятий. Обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит необходимые примеры. Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания. Хорошо: Раскрыто основное содержание материала. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины. Ответ самостоятельный. Допущены незначительные нарушения в речи. Допускается 1-2 ошибки, которые сам же исправляет или недочеты.

Удовлетворительно: Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, непоследовательно. Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры.

Неудовлетворительно: Основное содержание учебного материала не раскрыто. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определении понятий.

Тип урока:

Изучение нового материала

Подход, в котором разработан урок

Деятельностный

Основное содержание темы:

Работа с понятием «Гражданин России»

Образовательные ресурсы (оборудование урока):

Учебник по обществознанию 5 кл. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванов.

ИКТ, презентация Раздаточный материал.

Организационная структура урока (ход урока)

Этапы урока / время

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащихся

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Промежуточные результаты

Орг. Момент

1 мин

Здравствуйте! Присаживайтесь.

Сегодня на уроке нам предстоит новая тема урока.  

(Учитель за ранее рассаживает всех школьников и делит на 3 группы).

Приветствие учителя.

Слушают.

Введение учащихся в ситуацию,

требующую выполнения действия

(актуализация, мотивация)

3 мин

Начну урок со строк, вы внимательно слушаете, затем ответим на вопрос.

Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын!

Итак, как вы думаете о чем сегодня пойдет речь?

Молодцы. Итак, тема нашего урока «Гражданин России»(слайд2 )

Слушают

Ожидаемые результаты:

-кто такой гражданин –патриот…Значение понятий

-определить права и обяз. Гражданина

-что значит быть патриотом

 

С помощью строк обучающие смогут узнать тему урока, ответить на вопросы учителя.

Умение анализировать, применять полученные знания

Постановка учебной проблемы
(формулировка цели урока)

1 мин

Ребята, вы знаете, кто такой Гражданин? и что значит быть достойным Гражданином..

Спасибо. Но для того, чтобы дать правильное определение понятию Гражданин, нам необходимо, наверное, определить цель урока?

Давайте вместе подумаем, как можно формулировать цель урока.

-Верно.

Ответы учащихся.

-Да

-Познакомиться с понятием Гражданин России –значение

-Определить права и обязанности Гр.

-Что значит достойный гражданин.

Построение образа результата

осваиваемого действия

18 мин

Хорошо. Цель мы поставили. А теперь представим, что урок уже закончился, и что у нас есть в результате?

Правильно. Мы узнаем, что значит понятие «Гражданин», права и обязанности, определим,  что значит БЫТЬ ДОСТОЙНЫМ ГРАЖДАНИНОМ РОДИНЫ.

Ребята, вы знаете, что такое понятие?

Хорошо. Давайте посмотрим на слайд.

(слайд 3).

Вот мы с вами дадим определение «Гражданин», но как мы узнаем, правильно мы составили определение или нет? Нам для этого нужно выделить какие-то правила или требования к нашему результату?

Итак, давайте вместе попробуем определить эти требования.

Как вы думаете, каким определение должно быть?

Значит, 1. Понятие должно быть информативным.

Можем ли мы давать определение неизвестному через неизвестное?  Например, шар – это круг?

Хорошо, значит 2. Это определения должны быть понятны и доступны.

Когда мы будем выделять признаки предмета, как вы думаете, 2-х признаков хватит?
Например, солнце – горячее, желтое? Мы достаточно полно раскрыли это понятие?

Правильно. 3- Признаки достаточные и нелишние.

 И самое главное,4.  это наличие родового и видового признака.

Итак, (на слайде 4) у нас получились требования к нашему действию.

 

Но прежде чем начать давать определение понятию «Гражданин», необходимо разобрать алгоритм или этапы дачи определения, т.е. выделить те шаги, которые необходимы, осуществить при даче определения понятию.

Попробуйте в группах, определить наши шаги.

Давайте обсудим, что у вас получилось.

(На слайде 5).  

Итак, мы с вами разобрали требования и алгоритм наших действий.

-Узнаем, кто такой Гражданин своей Родины-дадим определение понятию.

-определение какого-либо предмета

-описание предмета

-да

-Полным, логичным

-нет, не можем

-оно должно быть понятным

-нет, нужно достаточные признаки выделять

Смотрят  презентацию.

Обсуждение в группах.

Ожидаемые результаты:

-выделить признаки

-определить род и вид

-составить определение полное

Совместная работа с учителем.

Обсуждение.

С помощью беседы смогут высказывать свою точку рения, приходить к общему

умение сотрудничать в совместной деятельности, учитывать мнения и стремиться к координации мнений в сотрудничестве, формулировать свое мнение и позицию

Умение высказывать свою точку зрения

Построение плана достижения

результата.

 1 мин

Сейчас, вы будете работать в группах.

Каждой группе необходимо будет составить свое понятие «Гражданин России».

После выделения требований и алгоритма, школьники приступают к выполнению действия.

умение работать с информацией, анализировать, обобщать, давать определения понятий, выделять главное в тексте

Выполнение действия.

7 мин

Приступим к работе. У каждого на парте лежат листочки (Приложение 2). Внимательно прочитайте их, а затем постарайтесь сами составить свое определение.
Не забывайте, что необходимо следовать нашим требованиям и алгоритму.

На это задание даю вам 5 минут. Приступайте.

Работа в группах. Читают раздаточный материал и составляют свое определение понятию Гражданин.

С помощью работы, в группах обучающие смогут составить свое определение по требованиям и алгоритму.

умение сотрудничать в совместной деятельности, учитывать мнения и стремиться к координации мнений в сотрудничестве, формулировать свое мнение и позицию.

Оценка и обсуждение  результата и способа выполнения  действия

7 мин

Итак, каждая группа представит свое понятие.

Скажите, как вы думаете, полные ли у вас определения? Имеется родовой и видовой признак? Все ли правильно вы сделали?

-Тогда, давайте еще раз, следуя требованиям, вы подкорректируете свое определение.

Ожидаемые результаты:

- ГРАЖДАНИН – ЖИТЕЛЬ СТРАНЫ, КОТОРЫЙ ПРИЗНАЁТ ЕЁ ЗАКОНЫ, ЛЮБИТ ЕЁ, гордится ЕЮ. Вместе с нею переживает ее горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой

-

-Нет

Представляют свои определения понятию.
Слушают другие группы и сопоставляют свои определения с другими.

Умение анализировать собственную работу, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

Коррекция способа действия.

5 мин

Давайте послушаем 1 группу, что в итоге получилось у них.

Итак, значит Понятие гражданин включает в себя такие слова как:

Патриотизм

Боль за родную природу

Высокая нравственность

Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Каждая группа снова представляет уже подкорректированные определения.

Гражданин – это лицо, наделённое гражданством, а гражданство, в свою очередь, — это устойчивая, нерушимая связь, основанная на праве, которая выражается наличием взаимных прав, обязанностей и ответственности. Таким образом, гражданство – это правовой режим, при котором человек является гражданином определённого государства. В конституционном праве гражданство выступает в качестве института, закреплённого в основном законе страны – конституции.

Корректируют свои определения, основываясь на требования и алгоритм действия.

Высказывание своей точки зрения

Организация д/з.

1 мин

Записываем домашнее задание. На следующий урок, вам необходимо
Прочитать параграф 13. Стр.111 и ответить устно на вопросы в конце параграфа.

-Следующий урок начнем с проверки домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Рефлексия.

2 мин

Скажите, все ли удалось нам на уроке?

Достигли цели занятия – освоение способа подведение под понятие?

Какие ошибки были допущены?

На что стоит обратить в следующий раз?

Всем спасибо за урок. До свидания.

-Да

-да

-не сразу было понятно, как составлять определение

-алгоритм

-требования

С помощью рефлексии, как учитель, так и школьники узнают, что получилось у них на уроке, а что нет

анализировать собственную работу

   

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он не жил на огромной планете. Место это называется « малой родиной». У кого-то малая родина – большой город, крупнейший промышленный центр, а у кого-то – это маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу маленькой речушки. И где бы не жил человек его всегда тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, знакомые, здесь его корни. Вот какие пословицы появились у народа о Родине.

ВСЯКОМУ МИЛА СВОЯ СТОРОНА.

На чужой стороне и весна не красна.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Дома и стены помогают.

Родимая сторона- мать. Чужая – мачеха.

Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять свои обязанности граждан». С.Смайлс, английский писатель.

Что значит быть гражданином России?

Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П. — "... одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств.

Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.

Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей.

Быть гражданином России – это значит:

-иметь права, установленные юридическими нормами;

-получать от государства гарантии соблюдения прав;

- быть государству в чем-то обязанным.

Почему мы стали гражданами России? Потому что родились здесь, потому что родители граждане России. В гражданство могут и принять. Это право есть у любого человека с 18 лет. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства. Документ, подтверждающий гражданство РФ – паспорт. У вас у всех есть такой документ? Он выдается гражданам России в 14 лет.

Конституция Российской Федерации (фрагменты) Глава 2. Права и свободы человека и гражданина. Статья 44  3.  Каждый  обязан  заботиться  о  сохранении  исторического  и  культурного  наследия, беречь памятники истории и культуры.  Статья 57  Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.  Статья 58  Каждый  обязан  сохранять  природу  и  окружающую  среду,  бережно  относиться  к природным богатствам.  Статья 59  2.  Защита  Отечества  является  долгом  и  обязанностью  гражданина  Российской Федерации.  Статья 60  Гражданин  Российской  Федерации  может  самостоятельно  осуществлять  в  полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Конституция Российской Федерации (фрагменты) Глава 2. Права и свободы человека и гражданина. 2.  Основные  права  и  свободы  человека  неотчуждаемы  и  принадлежат  каждому  от рождения.  3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно  нарушать права и свободы других лиц.  Статья 20  2.  Каждый имеет право на жизнь.  Статья 22  2.  Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.  Статья 41  2.  Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.  Статья 42  Каждый  имеет  право  на  благоприятную  окружающую  среду,  достоверную информацию о ее состоянии.  Статья 43  2.  Каждый имеет право на образование

  Что значит быть гражданином России? В процессе своего исторического развития человек стал частью общества. Вне социума ни один из нас жить не может за исключением некоторых случаев, таких как, например, аскетизм. Во времена Античной Греции самым страшным наказанием было изгнание из общины. Это свидетельствует о том, что человек попросту не может жить без своих сородичей. Сегодня многие люди современной России задаются вопросом: «Что значит быть гражданином страны?» Ведь гражданами можно назвать большую часть российского населения, которое владеет паспортами РФ, но получение этого документа ещё не делает человека настоящей частичкой великого народа. Гражданин – это человек наделённый качеством патриотизма, глубоким осознанием своей нерушимой связи с великим народом России.

Качества достойного гражданина В последнее время очень модным стало присуждать звание достойного, почётного жителя, гражданина, человека и т. п. Тем не менее, совершенно непонятно, по каким критериям люди решают, что значит быть достойным гражданином. Достоинства любого человека перед своим государством проявляются, прежде всего, в терпимости ко всем негативным изменениям в политической и социальной жизни. Немаловажное значение играет чувство любви к своей стране. Ведь именно на её территории каждый получил жизнь, знания, возможность саморазвития. Конечно, не у каждого из нас есть терпимость, патриотизм, глубокая любовь к родине. Отсюда следует вопрос о том, что значит быть гражданином? Сегодня тенденции во многом изменились, поэтому человек общества, достойный гражданин не обязан обладать абсолютно всеми перечисленными качествами, достаточно, чтобы он проявлял хотя бы малейшие попытки повлиять на жизнь своего государства. Также основное значение имеет стойкость ко всем неурядицам и невзгодам, которые могут возникнуть в процессе исторического развития любой страны.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  1. Слово «гражданин» происходит от русских слов «горожанин», «городской житель».

В XIX веке звание почётного горожанина присваивалось за особые заслуги купцам, военным и гражданским чиновникам.

Это звание сохранилось и сегодня. Например, почётным гражданином Москвы в 1896 году стал П.М. Третьяков за дар Москве Художественной картинной галереи, а в 2008 году В.А. Садовничий, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, за вклад в развитие российского образования.

             2.Гражданство — устойчивая правовая связь человека и государства, закрепленная правами и обязанностями.

             3.Гражданин – член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.

             4. Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

Свое понятие

Гражданин России – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по английскому языку на основе системно-деятельностного подхода по теме «Увлечения»

В основе разработки данного урока лежит деятельностный подход, который предполагает включение обучающихся в активную деятельность на уроке, повышение их мотивации, а  также  активизацию их м...

Урок математики в 5 классе на основе системно - деятельностного подхода по теме "Деление на десятичную дробь".

Урок формирования у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия по теме «Деление на десятичную дробь"на основе метода рефлексивной самоорганизации....

Урок с элементами системно- деятельностного подхода по теме "Двоичная система счисления"

Цели урока:Образовательные: формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Двоичная система счисления”, осознанное понимание представления чисел в двоичной системе счисления, перевода десятичных...

Роль алгоритмизации в развитии обучающихся в контексте реализации деятельностного подхода в процессе обучения обществознанию

В статье рассматривается роль алгоритмизации учебного процесса в контексте деятельностного подхода,  описываются виды учебной деятельности по обществознанию, актуальные в парадигме современного о...