ПОЗНАНИЕ ЕГЭ
тест по обществознанию (11 класс)

Баранова Светлана Викторовна

Тестовый материал для контроля знаний 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тест для контроля знаний 26.54 КБ

Предварительный просмотр:

 «Познание. Методы познания»

В XVI в. польский учёный Н. Коперник с помощью расчётов доказал, что Земля и другие планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Это открытие представляет собой

1) экспериментально обоснованный факт 2) научный вывод

3) обобщение данных повседневных наблюдений 4) результат социального познания

«В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». Данное утверждение является примером

1) народной мудрости 2) обобщения данных наблюдения

3) научного знания 4) образного мышления

Вывод «Вода разлагается на водород и кислород» является результатом

1) наблюдения 2) эксперимента 3) моделирования 4) обобщения повседневного опыта

Какой метод получения знаний используется преимущественно на эмпирическом уровне научного познания?

1) объяснение существующих взаимосвязей 2) проведение эксперимента

3) научное моделирование 4) обоснование гипотез

Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?

1) обоснование гипотез 2) объяснение закономерностей

3) описание предметов и явлений 4) обобщение в форме теорий

Верны ли следующие суждения о процессе познания?

А. Только благодаря органам чувств человек овладевает истинными знаниями.

Б. Научное познание всегда протекает независимо от чувственного опыта.

Верны ли следующие суждения о формах познания?

А. Рациональное познание включает в себя использование понятий и теорий.

Б. Отделить существенное от несущественного в изучаемом предмете человек может на уровне чувственного познания.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Компьютерное моделирование; 2) научное наблюдение; 3) социальный эксперимент; 4) историческая аналогия; 5) метод познания.

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.

1) Умозаключение; 2) ощущение; 3) представление; 4) суждение; 5) планирование; 6) описание.

Найдите и запишите цифры, под которыми указаны термины, выпадающие из этого ряда.

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.

1) Поведение; 2) ощущение; 3) предложение; А) восприятие; 5) понятие; 6) суждение.

Найдите и запишите цифры, под которыми указаны термины, выпадающие из этого ряда.

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к методам познания.

1) Суждение; 2) выдвижение гипотез; 3) эксперимент; 4) измерение; 5) наблюдение; 6) восприятие.

Найдите и запишите цифры, под которыми указаны термины, выпадающие из этого ряда.

Установите соответствие между признаками и видами познания, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

А) логическая обоснованность

1) мифологическое

Б) доказательность

2) научное

В) опора на верования

Г) проверяемость

Д) эмоциональная окрашенность

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.

1) Умозаключение; 2) память; 3) представление; 4) восприятие; 5) понятие; 6) внимание.

Найдите и запишите цифры, под которыми указаны термины, выпадающие из этого ряда.

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к методам познания.

1) Суждение; 2) выдвижение гипотез; 3) эксперимент; 4) измерение; 5) наблюдение; 6) восприятие.

Найдите и запишите цифры, под которыми указаны термины, выпадающие из этого ряда.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Чувственное познание; 2) познавательная деятельность; 3) субъект познания; 4) объект познания; 5) рациональное познание.

Научное познание, в отличие от других видов познавательной деятельности,

1) экспериментально и теоретически обосновывает выводы 2) опирается на накопленный опыт

3) использует метод рассуждений 4) опирается на данные наблюдений

В2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «наука».

1) Логичность; 2) субъективность; 3) системность; 4) обоснованность; 5) доказательность; 6) эмоциональность.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

Какой метод получения знаний используется преимущественно на эмпирическом уровне научного познания?

1) наблюдение 2) выдвижение гипотез 3) создание идеальных моделей 4) отвлечение от второстепенного

Установите соответствие между методами и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

МЕТОДЫ

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ)

А) наблюдение

1) теоретический

Б) описание объекта

2) эмпирический

В) эксперимент

Г) формулирование закона

Д) объяснение существующих взаимосвязей

Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИЗНАКИ

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ)

А) доказательство положений

1) эмпирический

Б) сбор фактов

2) теоретический

В) описание наблюдаемых явлений

Г) формулирование научной проблемы

Д) выдвижение гипотез

Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

А) формулирование научных законов

1) теоретический

Б) объяснение сущности изучаемых явлений

2) эмпирический

В) выдвижение гипотез

Г) наблюдение изучаемых явлений

Д) проведение количественных измерений

Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений

2) выдвижение и обоснование гипотез

3) фиксация обобщений в виде законов

4) получение количественных данных об изучаемом объекте

5) разработка научных теорий

6) объяснение существующих взаимосвязей

Найдите в приведённом ниже списке методы эмпирического уровня научного познания (исследования). Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) наблюдение 2) описание предметов и явлений 3) научное моделирование

4) сбор и первичная обработка фактов 5) обобщение данных 6) выдвижение гипотез

Знания, соответствующие предмету познания, называют

1) истиной 2) умозаключением 3) критерием познания 4) справедливостью

Истинным можно считать лишь то знание, которое

1) достаточно для успешного ведения дел 2) очевидно и его нельзя представить иначе

3) основано на доверии к авторитету великих учёных 4) соответствует объекту познания

Истинное знание, в отличие от ложного,

1) интерпретирует социальные явления 2) соответствует предмету познания

3) выявляется только в результате наблюдения 4) всегда имеет практическую направленность

Истинное знание, в отличие от ложного,

1) является результатом наблюдения 2) соответствует предмету познания

3) описывает предмет и явления 4) основывается на доверии к авторитету великих учёных

Истинное знание, в отличие от ложного,

1) добывается в ходе познавательной деятельности 2) имеет широкие возможности для распространения 3) изложено с помощью специальных терминов 4) соответствует самому предмету познания

Истинное знание, в отличие от ложного,

1) добывается в ходе познавательной деятельности 2) имеет широкие возможности для распространения

3) изложено с помощью специальных терминов 4) соответствует самому предмету познания

Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой

1) теоретически обоснованное знание 2) исчерпывающее знание о предмете

3) вывод, подтверждённый историческим опытом 4) знание, меняющееся по мере развития возможностей познания

Абсолютная истина, в отличие от относительной, представляет собой

1) обоснованную гипотезу 2) конкретное знание 3) исчерпывающее знание 4) объективное знание

О каком характере истины свидетельствует высказывание: «Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок»?

1) о научном 2) об абсолютном 3) об относительном 4) об очевидном

Верны ли следующие суждения об истине?

1. Истинные знания отражают субъективное отношение к миру.

2. Истинные знания всегда соответствуют представлениям большинства людей.

3. Объективность истины выражается в независимости знания отпристрастий и интересов исследователя.

4. Объективность истины заключается в получении такого знания, которое соответствует предмету изучения.

5. Истинное знание представляет собой результат познавательной деятельности.

6. Истинное знание всегда нуждается в экспериментальной проверке.

Описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности являются непосредственной целью

1) искусства 2) образования 3) науки 4) морали

Какая черта отличает науку от других отраслей культуры?

1) художественное выражение отношения к миру

2) предложение законченной мировоззренческой системы

3) вера в существование сверхъестественных сил

4) теоретическое обоснование законов развития природы и общества

Что отличает науку от других отраслей духовной культуры?

1) отражение реальности в образах и символах

2) выражение субъективного отношения к миру

3) опора на идею сверхъестественного вмешательства

4) выявление сущности общественных и природных явлений

Научное познание непосредственно направлено на

1) формирование практических навыков 2) раскрытие смысла жизни

3) создание новых материальных ценностей 4) выявление закономерностей существования и развития мира

Научные знания отличаются от обыденных тем, что они

1) передаются из поколения в поколение

2) предполагают проверку истинности полученных сведений

3) формируются на основе наблюдений

4) отражают окружающую действительность

Институт растениеводства внедрил в практику сельскохозяйственных предприятий морозоустойчивые скороспелые сорта растений. Какую функцию науки иллюстрирует данная деятельность института?

1) мировоззренческую 2) познавательную 3) производственную 4) прогностическую

Какую функцию науки иллюстрирует исследование вредных для человека вирусов в целях разработки новых лекарственных препаратов?

1) просветительскую 2) мировоззренческую 3) социальную 4) культурную

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам понятия «наука».

1) Творчество; 2) образность; 3) системность; 4) обоснованность; 5) эмоциональность; 6) доказательность.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научногопознания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) проведение контрольных измерений

2) выдвижение и обоснование гипотез

3) создание логической модели изучаемого объекта

4) описание изучаемых явлений

5) проведение научного эксперимента

6) объяснение существующих взаимосвязей

Теорема Пифагора - одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Её открытие произошло на основе наблюдений.

2) Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.

3) Для её описания использован метод теоретического объяснения.

4) Она изложена специальным языком математики.

5) Она сложна для самостоятельного изучения.

6) Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.

Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?

1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости

2) сбор статистических данных путём анкетирования

3) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей

4) описание случаев социальной дифференциации населения

5) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов

6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости

Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) субъективный характер используемых суждений

2) доступная форма изложения

3) экспериментальная проверка результатов

4) опора на авторитет

5) взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней

6) разработка специального понятийного аппарата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Искусство - способ познания себя и мира""

Курс предлагается учащимся 7 кл.  Программа явилась поиском  новых путей эстетического воспитания  средствами музыки, искусным владением слова....

грамота познание и творчество

мой ученик занял 3 место...

Методы научного познания.

1 урок в 10 классе.  Содержание урока посвящено изучению методов познания природы как объекта изучения физики....

Научные методы познания: теоретический и экспериментальный.

Элективный курс "Научные методы познания: теоретический и экспериментальный". Содержание курса посвящено изучению методов познания природы как объекта изучения физики. Курс интегрирован с матема...

Ненаучное познание. Социальное познание.

Визуальный ряд к уроку в 10 кл. по обществознанию соц.-гум. профиля....

Презентация к уроку обществознания "Познание мира. Познание самого себя".

Данный материал презентации можно использовать в качестве образовательного ресурса на уроке обществознания в 6 классе....

Познание как процесс получения истины. Познание и практика

План-конспект учебного занятия по ОГСЭ.01 Основы философии...