Проектная деятельность в школе
методическая разработка по обществознанию (10 класс)

Вероника Михайловна Дровникова

Презентация для педсовета, можно использовать на вводном занятии по предмету "Индивидуальный проект" в старших классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность

Слайд 2

Основные понятия Исследовательская деятельность учащихся – выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.

Слайд 3

Основные понятия Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.

Слайд 4

Характеристики Выделение в учебном материале проблемных точек; Развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез ; Развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа первоисточников; Работа с первоисточниками , свидетельствами при разработке версий; Развитие навыка анализа одной версии в качестве истинной.

Слайд 5

Дошкольное образование сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности.

Слайд 6

Основная школа развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности.

Слайд 7

Старшая школа развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения

Слайд 8

Цель Учащегося - получение представлений о том или ином явлении; Руководителя - развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы, занимать исследовательскую позицию.

Слайд 9

Формы реализации Проблемное ведение уроков; Специальные учебные предметы; Курсы на основе выполнения проектов; Исследовательский подход при проведении экскурсий; Реализация общешкольных проектов; Реализация походов и экспедиций; Проведение конференций; Тематические клубы.

Слайд 10

Роль учителя В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово – за ребенком, последнее – за учителем Коллингс

Слайд 11

Роль учителя создавать среду, провоцирующую (делающую необходимым) учащегося на самоопределение и самоуправление в принятии решения; выстраивать диалогическое (а не монологическое) общение с учениками; провоцировать учеников на появление вопросов и желание поиска на них ответов;

Слайд 12

Роль учителя выстраивать доверительные отношения с учащимися на основе договора и взаимной ответственности; учитывать интересы и мотивации ребенка; давать учащемуся право на принятие значимых для него решений; развивать у самого себя «открытое мышление ».

Слайд 13

Типы работ Проект направлен на создание того, чего еще не существует и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Цель: создать… построить… достичь .… Исследование направлено на то, чтобы узнать что-то новое о предметах и явлениях вокруг нас — подчас хорошо знакомых и обыденных. Цель: выявить… установить… изучить…

Слайд 14

Типы работ Реферативные - с бор , представление и анализ информации по конкретной заданной теме.

Слайд 15

Типы работ Экспериментальные - постановка эксперимента, иллюстрирующего известные в науке законы и закономерности .

Слайд 16

Типы работ Натуралистические – наблюдение, описание, отбор образцов по заранее определенной методике, диагностика материала в соответствии с методикой.

Слайд 17

Типы работ Проектные - постановка цели, достижение и описание заранее спланированного результата. Исследовательские - решение задачи с заранее неизвестным результатом, осуществляемое на основе наблюдений, описаний, экспериментов и анализа полученных данных.

Слайд 18

Тренинг Реферативные: «Современные представления о проблеме глобального потепления климата». Натуралистические: «Видовой состав эпифитных лишайников N - ского урочища» . Экспериментальные: «Исследование яркости свечения вольфрамовой проволоки в зависимости от ее температуры ». Проектные: «Комплексный проект очистки и восстановления N - ского пруда ». Исследовательские: «Оценка качества воды реки Чермянки по фитопланктону ».

Слайд 19

Формулировка темы Выбору темы исследования предшествует наиболее творческий этап сотрудничества педагога и ученика – выявление, активизация и фиксация любопытства и интереса ученика к проблеме.

Слайд 21

Алгоритм формулирования темы 1. Выбор области исследования. Формулирование надпроблемы из общего «интересно всё». Первое ограничение пространства замысла и дальнейшей деятельности. «Оценка состояния окружающей среды Поволжья» или «Традиции коренного народа Бурятии» 2. Определение цели работы. Цель может быть исследовательской, а может быть проектной. Руководитель должен четко определиться, к какому типу будет относиться его работа. «Определить уровень загрязненности реки N- ской » — иссл . «Разработать проект очистки реки N- ской …» — проект. «Изучить и описать особенности традиционных семейных праздников…» — иссл . «Разработать проект проведения фестиваля…» — проект.

Слайд 22

Алгоритм формулирования темы 3. Задачи - это сформулированные необходимые этапы. Решение задач последовательно приводит к достижению поставленной цели. Задачи это не хронологически расставленные задания, а различные качественные составляющие исследуемой проблемы. 1) определить значимые параметры — показатели загрязненности реки N- ской … 2) апробировать и отработать метод биотестирования реки N- ской … 3) провести отбор проб и их первичную обработку на характерных и фоновых станциях 4) оценить вклад стоков с полей в общую картину загрязнения… 4. Выбор объекта исследования рассматривается как конкретизация области исследования. Выбор объекта позволяет перейти от планирования общей схемы к созданию плана исследования. N- ская речка превращается в речку с конкретным названием, особенностями рельефа, гидрологии, береговой растительности и т.д. Традиционные семейные праздники будут изучаться в поселке Хойтогол

Слайд 23

Алгоритм формулирования темы 5. Выбор предмета исследования определяется как адекватностью к цели исследования, так и реальными методическими возможностями исследователя. Выбор предмета исследования в значительной мере связывает цель исследования и собственно исследовательскую деятельность. Из всей совокупности показателей загрязнения мы выбираем: оценку содержания тяжелых металлов, биологическое потребление кислорода и биоиндикацию по конкретным гидробионтам… Из всех традиционных праздников мы выбираем свадебный обряд, и выделяем для изучения национальные и общие российские традиции. 6. Гипотеза формулируется как утверждение, истинность или ложность которого может быть установлена в ходе планируемой работы. «Сооружение дамб и малых плотин, а также стоки с обрабатываемых полей являются значимыми причинами в загрязнении реки N- ской .» «Традиционная составляющая свадебного обряда в значительной мере связана с кочевым образом жизни коренного населения пос. Хойтогол »

Слайд 24

Алгоритм формулирования темы 7. Определение метода (методов) исследования связывает «исследование как проект» и «исследование как реализацию проекта». Определение методов исследования непосредственно следует за выделением предмета исследования и конкретизирует задачи. Тяжелые металлы мы будем определять методом атомной абсорбции, биологическое потребление кислорода — скляночным методом по Винклеру . Особенности свадебного обряда мы будем фиксировать, используя метод включенного наблюдения, а также устного интервью, при диагностике эмпирического материала будет применен метод сравнительного и исторического анализа.

Слайд 25

Алгоритм формулирования темы 8. В итоге получилось громоздкое название, в котором, тем не менее, содержится важная информация о планируемом исследовании. Руководителю исследовательской работы (вместе с учащимися) рекомендуется пройти полный цикл формулировки темы, поскольку этот процесс предваряет ход дальнейшей работы. «Исследования окружающей среды Поволжья на примере оценки загрязненности N- ской речки тяжелыми металлами и органическими соединениями в результате смывов с полей и застойных явлений, связанных со строительством плотин и дамб, определяемых физико-химическими, аналитическими и биоиндикационными методами».

Слайд 26

Этапы Выбор и формулирование темы Обсуждение цели, задач и гипотезы Ознакомление с литературой Промежуточный отчет о работе Подбор и освоение методов Выполнение собственных исследований Работа с уточненным списком литературы Обработка и обсуждение результатов Оформление работы к презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Исследовательская и проектная деятельность в школе"

Статья "Исследовательская и проектная деятельность в школе"...

Проектная деятельность в школе

О зарождении метода проектов и о его роли в сегодняшнем образовании...

Организация проектной деятельности в школе на уроках технологии

Работа освещает основные аспекты проектной деятельности в школе. Я предлагаю свою методику работы над проектом на уроке, включающую в работу весь класс. Применимо в работе на уроке начиная с 6 класса,...

Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»

Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...

Ассоциированные школы ЮНЕСКО. Проектная деятельность в школе

Проект «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» (ПАШ) был инициирован ЮНЕСКО в 1953 году. Российская сеть ассоциированных школ сформировалась чуть позднее, в 1957 году, что не помешало ей органи...