Открытый урок по обществознанию в 6 классе
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Бирагова Евелина Бароновна

Открытый урок по обществознанию в 6 классе на тему "Общение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_uroka.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 6.

Предмет: Обществознание.

Учитель: Бирагова Евелина Бароновна.

Тема: Общение.

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с видами и правилами общения;
  2. создать условия для активной познавательной деятельности обучающихся;
  3. развивать их умение самостоятельно добывать знания, работать с разными источниками информации, трансформируя ее из одного вида в другой;
  4. формировать навык культурного общения.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формируемые УУД:

Познавательные:

  • находить информацию в различных источниках, перерабатывать ее, анализировать, делать выводы.

Регулятивные:

  • планировать и ставить цели деятельности; оценивать степень достижения результатов.

Коммуникативные:

  • понимать позицию другого человека;
  • излагать свое мнение, уметь его аргументировать и корректировать;
  • уметь слушать и слышать своих одноклассников, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, выражать свои мысли.

Личностные:

  • аргументированно оценивать свое и чужое поведение; уважительно относиться к позиции другого человека.

Планируемые результаты:

  • Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, в парах, навыков самоанализа своей деятельности; самооценки.
  • Предметные – осознание учащимися понятия общения, различий вербальных и невербальных средств общения; объективирование правил общения.
  • Метапредметные – развитие навыков ассоциативного мышления, навыков анализа различных источников информации, ее переосмысления и трансформации, приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.

Технология: элементы технологии проблемного обучения.

Методы и приемы: метод продуктивных заданий, методы развития ассоциативного мышления

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, учебник.

ХОД УРОКА

Название этапа

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

1

Организационный

этап

Мотивация к учебной деятельности.

Садитесь те, кто весел сегодня,

Садитесь те, кто грустит,

Садитесь те, кто общается с радостью,

Садитесь те, кто молчит.

 Возникновение у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность

2

Мотивация к учебной деятельности.

 Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия

  Хочу сегодняшний урок начать с истории.  «Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:
- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?
- Да, водицы испить.
- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»


Ребята, скажите, почему возникла конфликтная ситуация?

Чтобы вы посоветовали богатырю, чтоб избежать конфликта?

Как правильно назвать процесс, когда люди обращаются к друг другу, спрашивают, разговаривают.

Как вы думаете, а какое отношение имеет эта история и ваши советы к нашему уроку.

 

Отвечают на вопросы учителя.  

Ученики предлагают следующие ответы: вступить в диалог, поговорить, спросить.

 Ученики отвечают: общение

Учащиеся  выходят на тему урока.

3

Целеполагание

Сформулировать тему  урока. Поставить   цель урока.  

Правильно.  Тема урока «Общение». слайд № 2 

Что мы должны выяснить сегодня на уроке?

 Записывают тему  в тетрадь.

Формулируют цель урока.

Цель: Понять, что такое общение и   роль общения  в жизни людей.

4

Открытие нового знания

Развивать умение учащихся работать с понятиями

из словарей, учебной литературы, совершенствовать навыки работы в группах, умение отвечать на поставленные вопросы

 Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову общение. Составляет  на доске кластер.

 Вопрос учащимся: на основе этих слов мы можем дать определение термину «общение»? Что нам может помочь в данной ситуации?

 Раздает по группам разные  словари и формулирует задание: внимательно прочитать понятие из словаря и дополнить кластер. Напоминает ученикам правила работы в группе.   Контролирует выполнение работы.

Учитель делает вывод:

Слайд № 3
О
бщение ‒ это взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности.

 Итак,  мы выяснили, что такое общение, а что дает человеку общение?

При помощи чего человек может общаться, или какие средства общения использует  человек?  

Полностью и правильно на этот вопрос нам поможет ответить учебник стр. 68-70. Во время работы с учебником в тетради составить кластер «Средства общения» . (10 мин.)

Учитель контролирует работу учащихся.

 

В процессе выступления учитель демонстрирует слайд № 4 средства  общения.

Дополните свой кластер недостающими элементами.

 Называют свои ассоциации к понятию «общение».

 

Ответы учеников: учебник и словари.

В группах знакомятся с определениями термина  «общение», анализируют и  подбирают дополнения к составленному кластеру. Выводят свое  понятие.

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Ответы учащихся.

Самостоятельная работа -10 мин.

Выступление по проделанной работе.

Называют средства общения:

Речевое (вербальное)-

письменное и устное. В письменном  общении используют знаки и символы, а в устном голос, интонацию. Неречевое (невербальное), мимика, жесты, движения, взгляд, поза.

5

6

7

Первичное закрепление

Закрепление

Рефлексия.

 Полученную информацию  применить на практике

Обобщить полученные знания, сделать выводы

Соотнесение цели урока и результата

 Чтобы лучше понять способы общения поработаем в группах.  

Задание №1 Передать полученную информацию вербальным способом используя разную интонацию. Другие группы определяют, с какой интонацией произнесены фразы.

Контролирует выполнение работы учащихся в группах.

Какое средство общения мы использовали и чем его наполнили?

Физ. минутка под звуки леса. Слайд №5

За окном зима, а мы с вами отправимся в летний лес.

- идем по лесу, посмотрите вправо, влево, слышите, как красиво поют птицы.

-посмотрите на верх, сколько много над нами летает бабочек, давайте их поймаем (ловим бабочек)

-смотрите сколько цветов вокруг нас, давайте их собирать (наклоны)

- остановитесь, вдохните аромат этих цветов (несколько раз делаем вдохи и выдохи)

-а вот и пенек, присаживайтесь.

После прогулки по лесу, давайте вспомним, какой способ общения мы использовали.

Ну а теперь выполним задание №2 

Необходимо передать полученную информацию невербальным способом. Другие группы определяют, что хотели им сказать одноклассники.

Контролирует выполнение работы учащихся в группах.

Какие средства  общения использовали?

Каким способом общаться проще? Почему?

А вы в процессе общения, какими средствами пользуетесь?

Задание № 3 . Совместите вербальные и невербальные средства общения.

В каком случае вам понравился  больше процесс общения? Почему?

Какой вывод вы можете сделать после проделанной работы?

Ребята, сядьте, пожалуйста, друг к другу спиной и расскажите своему собеседнику, чем вы будете заниматься на выходных.

Вам удобно было общаться?

Почему?

Сложности, которые возникают в процессе общения - называются барьеры общения.

Что же может стать  барьером в процессе общения.

Слайд № 7

Давайте посмотрим с вами ералаш и определим, почему возникли сложности в процессе общения. Слайд №8

Так почему возникли сложности в процессе общения?

Чтобы вы посоветовали мальчику?

Ну а теперь давайте выясним,  насколько вы усвоили урок. В течении 2 минут каждая группа должна составить памятку «Правила общения»

Мне бы хотелось дополнить ваши правила словами писателя

М.М. Рощина: Слайд № 9
«Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не орать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.»

Лидеры групп получают задание. Организовать работу по оформлению памяток «Правила общения» и распространить  их среди учащихся 5-х классов.

Что вы узнали нового на уроке? Где вам пригодится эта информация?

Слайд №10.  Перед вами лесенка «понимания урока». Встаньте на ту ступеньку, которая соответствует вашему пониманию сегодняшней темы.

1 ступенька - Встаньте те, кто ничего не понял на уроке.

На вторую ступеньку - встаньте те, кто понял урок, но у него остались вопросы (если кто-то встал из учеников, говорят, что не понятно. Им объясняют одноклассники).

3 ступенька. – Встаньте те, кто все понял.

 Молодцы.

Объявление оценок.

Д/3. П.8. Оформить памятки

 

Самостоятельно работают в группах. – 2 мин.

1 группа. Задание 1.

Произнести фразу «Здравствуйте, я ваша тетя»

Гордо

Вопросительно

Радостно

2 группа.  Задание 1. 

Произнесите фразу «Спасибо, я уже наелся»

Не довольно

С благодарностью

Ехидно

3 группа. Задание 1.

Произнесите фразу «Молодец, придумал»

Весело

Равнодушно

Зло

Выступление групп.

Ответы учащихся.

Учащиеся выполняют упражнения.

Самостоятельная работа в группах -2 мин.

 Группа 1.Задание 2.

С помощью невербальных средств пробуют передать пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Группа 1.Задание 2.

С помощью невербальных средств пробуют передать пословицу «Слово не воробей, вылетит, не поймаешь»

Группа 3. Задание 2.

С помощью невербальных средств пробуют передать пословицу «Тише едешь, дальше будешь»

Выступление групп.

Ответы учащихся.

1 группа. Задание 1.

Произнести  и показать фразу «Здравствуйте, я ваша тетя»

Гордо

Вопросительно

Радостно

2 группа.  Задание 1. 

Произнести  и показать  фразу «Спасибо, я уже наелся»

Не довольно

С благодарностью

Ехидно

3 группа. Задание 1.

Произнести и показать фразу «Молодец, придумал»

Весело

Равнодушно

Зло

Выступление групп.

Ответы учащихся.

Учащиеся приходят, к выводу, что во время общения мы совмещаем вербальные  и невербальные средства, от этого процесс становится более понятным, интересным и запоминающимся.

Учащиеся выполняют задания.

Ответы.

Ответы учащихся.

Просмотр ералаша «Почему мы так говорим».

Ответы учащихся

Работа в группах – 2 мин.

Группы  знакомят класс со своей работой.

Учащиеся пополняют свои памятки понравившимися советами.

Учащиеся встают с места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по обществознанию 8 класс

Тема «Что такое человек?» Цели:  закрепить знания учащихся, полученные при изучении данной темы;            продолжить работу по формир...

конспект открытого урока по обществознанию 11 класс Семья в современном обществе

Данный урок практического варианта , личностно-ориентированный....

Открытый урок по обществознанию 5 класс "Гражданин России"

урок, посвящённый формированию представлений у обучающихся как о достойных гражданах России...

Открытый урок по обществознанию. 8 класс

Тема урока: Главные вопросы экономикиЭпиграф урока: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов»   Лоренс Питер.Цель ур...

Конспект открытого урока по обществознанию 7 класс. Тема: «Деньги их функции»

Урок составлен в рамках программы: авторской программой по обществознанию для 6 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбо...

Разработка открытого урока по обществознанию 7 класс Тема: «Кто стоит на страже закона»

Цель урока: способствовать формированию правового сознания; сформировать у обучающихся общее представление о правопорядке, о правоохранительных органах государства....