Конспект открытого урока по теме "Трудовое право"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Куприянова Ольга Андреевна

Размещённый материал включает развёрнутый конспект урока для 9 класса по теме "Трудовое право".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_trudovoe_pravo.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого урока

по теме  «Трудовое право. Особенности труда несовершеннолетних»

Дата проведения: 11.12.2019 г.

Класс: 9

Введение

В связи с внедрением в образовательную практику нового федерального стандарта представляется необходимым пересмотреть традиционные подходы в преподавании обществознания, в особенности курса права. Изучение права должно быть направлено на повышение правовой культуры ученика, на становление его социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка,  а также на приобретение практических умений и навыков для разрешения конкретных жизненных ситуаций. На уроках, посвященных праву, учитель должен сформировать у учащихся определенные компетенции, ориентированные на их применение в реальной жизни, что позволит выполнить «государственный заказ» на подготовку молодёжи, активной, с развитой гражданской позицией и высокой правовой культурой. С другой стороны, знание основ права, возможность ориентироваться в правовом пространстве, знание и умение защищать свои права необходимо каждому человеку в ХХI веке»[1].

Необходимо отметить, что в современном российском обществе трудовые права несовершеннолетних нарушаются достаточно часто. Во многом такое положение дел связано с правовой неграмотностью подростков и их родителей, которые не представляют себе, как правильно оформляются трудовые отношения. На уроках обществознания, посвященных праву, возможно исправить подобную ситуацию и повысить уровень правовой культуры учащихся.

В свете всего вышеизложенного тема данной работы является актуальной, практико-ориентированной и отвечает современным образовательным концепциям.

Основная часть. Разработка урока

Основными целями данного урока являются:

1. Образовательные. Сформировать относительно целостное представление о трудовых правах несовершеннолетних; сформировать знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками одной из своих социальных ролей – роли работника; сформировать умение находить нужную правовую информацию и применять ее для решения практических задач; обобщать и систематизировать полученную информацию.

2. Воспитательные. Сформировать представление о праве как об одной из самых важных ценностей общества; сформировать представление о трудовой деятельности как об одной из самых значимых в жизни человека; сформировать умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы.

3. Развивающие. Сформировать умение взаимодействовать с другими учащимися в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; сформировать умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность; способствовать формированию правовой культуры учащихся.

В современной методике преподавания обществознания в школе актуальным является деятельностный подход. «Последовательно реализуемый деятельностный подход позволяет нам организовать системную учебную деятельность, в ходе которой учащиеся будут целенаправленно добывать и изучать значимую информацию и применять ее для решения поставленных проблем»[2]. В связи с этим урок по заявленной теме проводится в форме игры, что позволяет добиться вышеобозначенных целей и развить соответствующие компетенции. Активная и самостоятельная деятельность учащихся на уроке способствует развитию исследовательских умений, учит детей организовывать свою индивидуальную работу, а также работу в группе, позволяет усвоить, каким образом можно применить полученные знания на практике.

        Ход урока        

Урок-игра, посвященный трудовому праву несовершеннолетних, является вторым уроком в блоке «Трудовое право». На предыдущем уроке учащиеся знакомились с трудовыми правами взрослых людей и уже обладают определенными знаниями по этой отрасли права.

В начале урока учитель обозначает тему урока и вместе с учащимися выясняет, в чем же состоят цели урока, что нужно сделать для их достижения. Учащимся на 1 курсе СПО как раз уже исполнилось 14 лет. Они могут устроиться на работу, им важно приобрести практические навыки в этой области, поэтому учащиеся сами приходят к выводу, почему им необходимо изучить трудовые права несовершеннолетних.

Затем учащиеся делятся на три команды. Первые две команды – это адвокатские бюро. Учащиеся выбирают руководителя своего бюро и придумывают ему название. Затем определяется, кто из учащихся будет играть роль подростков, которые будут обращаться в адвокатские бюро по определенным правовым вопросам. Третья команда – эксперты в области права. По ходу игры они составляют обобщающую таблицу «Трудовые права несовершеннолетних» (см. Приложение 4) а в конце урока выводят ее на экран через проектор и делают итоговый вывод. У всех команд на столе лежит подборка статей ТК РФ (см. Приложение 2),  которые им необходимо использовать в ходе работы над заданиями.

В первое адвокатское бюро приходит подросток, который хочет на лето устроиться на работу курьером. Работодатель предложил ему подписать трудовой договор, но ребенок сомневается, правильно ли он составлен. Команда адвокатов получает трудовой договор с ошибками, которые необходимо исправить, используя статьи ТК РФ (см. Приложение 1)  .

Во второе бюро обращаются три подростка, которые уже устроились на работу, но столкнулись с определенными трудностями (см. Приложение 3)  . Основываясь на статьях ТК РФ, команде необходимо выяснить, в чем состоят нарушения трудового законодательства, как их исправить. Также адвокатам необходимо указать, куда еще может обратиться работник, в том числе и несовершеннолетний, для защиты своих прав.

После выступления обеих команд наступает черед экспертов, которые должны были заполнить обобщающую таблицу. Таблица выводится на экран, чтобы весь класс мог ее видеть, эксперты делают вывод. Затем учитель подводит итог урока и просит каждого учащегося самостоятельно оценить свою работу на уроке. В качестве домашнего задания учащимся можно предложить еще раз заполнить итоговую таблицу, но уже самостоятельно, основываясь на полученных знаниях.

Помимо вывода экспертов, завершить урок можно с помощью презентации «Знай свои права» которая сделана по примеру передачи «Своя игра». Такой вариант подходит, если урок обществознания сдвоенный. Также можно добавить в игру новые вопросы и провести внеклассное мероприятие, например, «Турнир знатоков права».

Заключение

В результате проведения данного урока у учащихся должны сформироваться следующие образовательные  компетенции: 1. Учебно-познавательные компетенции. Учащиеся овладевают знаниями в области трудовых прав несовершеннолетних и учатся их применять в конкретных жизненных ситуациях. Также повышается уровень правовой культуры учащихся.

2. Информационные компетенции. Учащиеся формируют навык поиска и отбора необходимой информации, а также ее применения для решения конкретных задач.

3. Коммуникативные компетенции. В ходе урока учащиеся овладевают способами взаимодействия с окружающими людьми, навыками работы в группе, навыками  правильного выражения своих мыслей, навыками аргументированно отстаивать  свою точку зрения.

4. Социально-трудовые компетенции. Под данными компетенциями понимается «владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, работника), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения»[3]. Учащиеся примеряют на себя роль работников, что позволяет им овладеть навыками поведения, характерными для данной социальной роли. Также учащиеся осознают значимость труда в жизни человека.

Приложение 1

Трудовой договор № 117

г. Москва                                           

     «_16__»__мая________2018__г.



Открытое Акционерное Общество «Издательство «Центурион», именуемое в дальнейшем "Работодатель", с одной стороны, и _____                ______, именуемый в дальнейшем "Работник", а вместе именуемые "Стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем:  


1. Предмет трудового договора

1.1. Работодатель поручает, а Работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности курьера.
1.2. Работник принимается на работу с испытательным сроком три месяца.

2. Обязанности Сторон

2.1. Работник обязан:
2.2.1. Добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него настоящим договором.
2.2.2. Бережно относиться к имуществу Работодателя, в том числе к находящимся в его пользовании оргтехнике и оборудованию, обеспечивать сохранность вверенной ему документации, а также к имуществу других работников.
2.3. Организация обязуется:
2.3.1. Выполнять условия настоящего договора, своевременно оплачивать труд Работника, решать вопросы социально-бытового обеспечения Работника и т. п.
2.3.2. Предоставить Работнику надлежащие условия, необходимые при выполнении им своих обязанностей, обеспечивать Работника средствами, материалами и оборудованием, которые необходимы при исполнении им условий настоящего договора.

4. Режим рабочего времени

 4.1. Работнику устанавливается шестидневная рабочая неделя продолжительностью 36 часов.

4.2. Размер доплат, надбавок и поощрительных выплат, уплачиваемых в случаях, предусмотренных действующим законодательством, определяется Правилами внутреннего трудового распорядка. 


5. Условия оплаты труда

5.1. Заработная плата Работника состоит двадцать тысяч рублей в месяц.
5.2. Заработная плата выплачивается один раз в месяц не позднее 25 числа каждого месяца.

7. Прекращение настоящего договора

7.1. Настоящий договор может быть по основаниям и в порядке, установленным трудовым законодательством Российской Федерации по инициативе Работодателя.

8. Заключительные положения

 8.1. Работник допускается к работе только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, ежегодно подлежит обязательному медицинскому осмотру. Обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств Работника.
8.2. Условия настоящего трудового договора имеют обязательную юридическую силу для Сторон. Все изменения и дополнения к настоящему трудовому договору оформляются двусторонним письменным соглашением.
8.3. Индивидуальные трудовые споры, не урегулированные Работником и Работодателем самостоятельно, рассматриваются в судебном порядке.
8.5. Трудовой договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу. 
 


9. Адреса и подписи Сторон

  

Работодатель:
___________________полное наименование___________________
ИНН ___________________________________ 

________должность лица, подписавшего трудовой договор________ 

_____ подпись________                      ________Ф. И. О.______   





М. П.

Работник:
Ф. И. О., год рождения___________________
паспорт _________________серия, номер, дата выдачи, кем выдан, код подразделения_________________________________

зарегистрирован по адресу: _______________________________________
ИНН __________________________________

Экземпляр трудового договора мною получен.

___________подпись_____________ 

 

Приложение 2

Статья 70. Испытание при приеме на работу

При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.

Испытание при приеме на работу не устанавливается для:

лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;

лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;

лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения.

Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций - шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом.

Статья 92. Сокращенная продолжительность рабочего времени

Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю;

для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю;

для работников, являющихся инвалидами I или II группы, - не более 35 часов в неделю;

для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном

Статья 267. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.

Статья 268. Запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет

Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).

Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

В случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

Статья 66. Трудовая книжка

Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

Статья 108. Перерывы для отдыха и питания

В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Статья 110. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.

Статья 125. Разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части. Отзыв из отпуска

По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.

Отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

Не допускается отзыв из отпуска работников в возрасте до восемнадцати лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Статья 136. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Статья 266. Медицинские осмотры (обследования) лиц в возрасте до восемнадцати лет

Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию).

Предусмотренные настоящей статьей обязательные медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя.

Статья 269. Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора

Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Статья 265. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет

Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

352. Способы защиты трудовых прав и свобод

Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

самозащита работниками трудовых прав;

защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

судебная защита.

Статья 133.1. Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

 

Приложение 3

Ситуации нарушения трудовых прав несовершеннолетних

1. 15-летнего подростка на время летних каникул приняли на работу в магазин в качестве грузчика с испытательным сроком 2 месяца. Трудовой договор заключен не был, трудовая книжка не оформлялась. Через два месяца подростка вызвал директор магазина и сообщил ему об увольнении.

2. 16-летний подросток целый месяц проработал в парфюмерно-косметическом магазине в качестве консультанта без оформления трудовых отношений. Подросток работал по 12 часов в сутки, при этом зарплату своевременно не получил.

3. 14-летний подросток без согласия родителей заключил трудовой договор с кафе быстрого питания. Был принят на работу в качестве младшего помощника повара. В заключенном трудовом договоре было сказано о том, что несовершеннолетний имеет право только на одну неделю оплачиваемого отпуска, не определялся режим работы, размер оплаты труда устанавливался ниже МРОТ, предусмотренного федеральным законодательством.

Приложение 4

Итоговая таблица «Трудовые права несовершеннолетних»

Трудовой договор

Трудовая книжка

Испытательный срок

Медицинский осмотр

Режим работы

Заработная плата

Отпуск

Увольнение


[1] Калуцкая Е.К. Право:проблемы и перспективы преподавания в современной школе // http://his.1september.ru/articles/2009/10/06

[2] Абдулаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта // Преподавание истории в школе. 2012. № 1.

[3] Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов  // http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по ОБЖ в 6 классе Тема: Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе

Конспект открытого урока по ОБЖ в 6 классе Тема: Общие правила безопасности во время активного отдыха   на природе. Тип урока: комбинированный (проверка домашнего задания и объясне...

Конспект открытого урока на тему "Золотое правило нравственности" (модуль "Основы светской этики") 4 класс

В конспекте  урока обозначены цель и задачи, указаны тип урока,  его вид, приемы и методы, используемые технологии, виды деятельности, планируемые результаты, оборудование урока; представлен...

Конспект открытого урока "Подросток и его права"

Ф.И.О.   Курова Елена Валентиновна, учитель истории и обществознания  ОУ: ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный  Предмет:    обществознание Класс:    7Т...

Главные правила ОБЖ (план-конспект открытого урока по ОБЖ в 5 классе)

Тема: «Главные правила ОБЖ».Цели и задачи урока:1)актуализировать знания о важности соблюдения правил безопасности;2)закрепить знания о правилах безопасности;3)ознакомить с важнейшими правилами безопа...

конспект открытого урока урока СБО 7 класс по теме"Домашняя аптечка,её состав. Термометр, правила пользования термометром".

Цель: образовательная – формирование знаний о составе, назначении домашней аптечки,  о способах хранения аптечки, о видах лекарств, о термометре, правилах пользования  им; формирование умени...

Конспект открытого урока по природоведению. Тема: Комнатные растения. Правила ухода за комнатными растениями.

Урок посвящен комнатным растениям, их значению в жизни людей,  правилам ухода за комнатными растениями, что поможет учащимся:·       расширить знания  о комнатных растен...

План-конспект открытого урока по теме «Правила дорожного движения»

Конспект урока, предназначенный для работы с обучающимися 1-2 курса среднего специального звена юридической направленности....