Методическая разработка урока по обществознанию, 9 класс. «Административные правоотношения»
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

  

Планируемы образовательные результаты:

Предметные: определять, какую сферу общественных отношений регулирует административное право, в чем состоят  важнейшие черты административных правоотношений.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные-привлекать информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи;

логические- дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об административном праве.

Регулятивные: самостоятельно формулируют задание, определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки.

Личностные: понимают актуальность темы урока, умение опираться на свой социальный опыт, оценивать собственную учебную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_obshchestvoznaniyu_9_klass.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Шарнутовская школа им.Б.С. Санджарыкова»

Сарпинский район

Республика Калмыкия

Методическая разработка урока по обществознанию, 9 класс.

«Административные правоотношения»

Лиджиева Любовь Пюрвеевна,

учитель истории и обществознания

Тема урока: «Административные правоотношения».

Тип урока: изучение новой темы.

Планируемы образовательные результаты:

Предметные: определять, какую сферу общественных отношений регулирует административное право, в чем состоят  важнейшие черты административных правоотношений.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные-привлекать информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи;

логические- дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об административном праве.

Регулятивные: самостоятельно формулируют задание, определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки.

Личностные: понимают актуальность темы урока, умение опираться на свой социальный опыт, оценивать собственную учебную деятельность.

Образовательные ресурсы: презентация, рабочие листы, обществоведческие словари.

Цель урока: формировать у обучающихся представления о нормах административного права.

Методы и формы обучения: Метод- объяснительно- иллюстративный.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основное понятие урока: административное право.

План урока:

  1. Административное право.
  2. Понятия и черты административного правоотношения.
  3. Источники  административного права.
  4. Административное правонарушение.
  5. Административное наказание. Виды административных наказаний.
  6. Итог урока. Закрепление
  7. Рефлексия.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. «Мозговой штурм»:

- Учитель: Ребята, давайте вместе вспомним принцип правового государства.

Основной принцип- принцип разделения власти.

Вы хорошо знаете, что у каждой из ветвей государственной власти есть своя, строго определённая Конституцией РФ доля участия в управлении государством.

- Работа по схеме: Чем  занимается законодательная власть?  (Управление государством путём законодательной деятельности)

- А что является основной деятельности судебной ветви власти? (осуществляет правосудие)

- Существует ещё одна, особая ветвь государственной власти. Она называется  исполнительной. В чем суть этой ветви государственной власти?

– Она осуществляет прямое, непосредственное государственное управление во всех сферах жизни общества.

- Деятельность исполнительной ветви власти  строится на основе юридических норм, совокупность которых составляет особую отрасль в системе российского права – административное право.

- Итак, давайте вместе сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.

-На доске тема урока «Административные правоотношения» (слайд1).

  1. Административное право.

Прежде чем изучить данную тему, нам необходимо составить цель урока. Что мы хотели бы с вами узнать сегодня.( с учениками)

- Цель: понять что такое административное правоотношение.

- А теперь сформулируем задачи: нам надо  с вами познакомиться с понятиями урока, используя дополнительный материал и практические задачи.( работа с учениками)

- Прежде , чем приступить  к  изучению данной темы, давайте подумаем, что означает слово «администрация»

- Ответы (лат.слово. означает управление, руководство)

- А что такое право? (это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия)

2. Понятия и черты административного правоотношения.

-  Ребята,  вас на столах находятся рабочие листы. Прочитайте внимательно.

- Слайд 2: Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительной власти, в связи с деятельностью её органов, призванных осуществлять функции государства.

- Попытайтесь сформулировать определение, что такое административное правоотношения.

 - Все верно. А теперь запишем это понятие в рабочий лист: Административные правоотношения – это общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления и урегулированы нормами административного права.( слайд 2)

- Как вы думаете, что отличает нормы административного права от норм других отраслей права?

- Является  предметом регулирования.  Регулирует управленческие отношения, которые складываются в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства.

- Запишите это в рабочий лист. Нормы административного права носят властный, строго обязательный характер.  

- Нормы административного права охватывают все сферы жизни общества. Почему? Так как во всех сферах осуществляется управленческая деятельность.

-Как и любые правовые отношения, административные отношения имеют свою структуру. Как вы думаете, что может входить в их структуру?

Ответы.

- Правильно. Что же такое субъект правоотношений?  Ответы: Физические или юридические лица, государственные органы, т.е именно те, кто вступает в правовые отношения.

- А субъект? Ответы.

-Почему только человек является субъектом правоотношений? Правильно, ни животные, ни предметы, ни явления не могут быть субъектами, т.к. субъект должен быть правоспособным и дееспособным.

-Что же может являться объектом административных правоотношений? Объект - материальные или духовные блага, т.е. то ради чего субъекты вступают в отношения (недвижимость, деньги, ценные бумаги, интеллектуальная собственность)

- Содержание правоотношений- это субъективные права  (виды и меры возможных действий и поведения субъекта); юридические обязанности (вид должного поведения, предписанный государством тому, кто взаимодействует с носителем субъективного права)

- А сейчас попробуйте  сами  составить схему

«Содержание правоотношений» (слайд3)

Объект                                         Субъект                           Содержание  

Практическая часть.

-Предлагаю м данную структуру правоотношений разобрать на  практике.

В предложенных ситуациях попробуйте определить структуру правоотношений.

1.Гражданин К., возвращаясь из командировки домой на личном автомобиле, превысил установленную скорость на 15 км/ч и не остановился на запрещающем движении сигнале светофора. Инспекторы ГИББ преследовали его и принудили остановиться.

2. Сотрудники Роспотребнадзора  в результате проверки магазина установили факт реализации продукции, не соответствующей требованиям ГОСТа.

А теперь сами приведите примеры в соответствии с данной схемой.

3.Источники  административного права.

  1. Конституция РФ.
  2. Кодекс об административных правонарушениях или сокращенно Ко АП    РФ (рабочий лист).

4. Административное правонарушение.

1.Работа с документом.с.157 из Ко АП РФ, ст.2.1.

2.Прочитайте ст.2.1. подпункт 1. Выделите признаки административного права.

3.Записываем в рабочий  листок:

Признаки административного правонарушения: противоправность, виновность, наказуемость (слайд4)

-Иначе административные  правонарушения называют проступками. А чем проступок отличается от преступления?

( меньшей степенью опасности)

5.Административное наказание. Виды административных наказаний.

1.Как и другие отрасли права, административное право предусматривает различные виды наказания.

2.Работа с учебником, стр. 15. Виды административных наказаний (КоАП РФ)

3. На основе своих обществоведческих знаний приведите по 1 примеру, соответствующего виду административного  наказания.

(Вид наказания: пример)

1. Предлагаю дальше продолжить практическую часть нашего с вами урока.

Каждой группе  даны задания, в которых надо на основании  прочитанных фрагментов КоАП, необходимо заполнить таблицу.

Группа1.

В какой области общественной жизни происходит  административное правонарушение

Объект правонарушения

Субъект правонарушения

Последствия для общества

Наказание

Статья12.29.  Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения.

(Административные правонарушения в области дорожного движения)

Группа 1.

1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплат труда.

2.Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно  участвующим в процессе дорожного движения (за исключением водителя механического транспорта), влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.

3.Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опъянения, влечёт наложение административного штрафа в размере от одного до трёх минимальных размеров оплаты  труда.

Группа 2. Административные правонарушения за мелкое хулиганство (посягающие на общественный порядок и безопасность.)

В какой области общественной жизни происходит  административное правонарушение

Объект правонарушения

Субъект правонарушения

Последствия для общества

Наказание

Статья 20.1. Мелкое хулиганство.

  1. Мелкое хулиганство, т.е. нарушение общественного порядка, выражающее явное  неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплат труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
  2. Те же действия, сопряжённые с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, влекут наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток. (МРОТ 16242 руб.)

Ст. 20.2. 3. Организация либо проведение несанкционированного собрания , митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях , если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, влечёт наложение административного штрафа  в размере от десяти до двадцати минимальных размеров  оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5.Итог урока. Закрепление

1.Можно ли считать, что административное правонарушение является опасным для общества? Почему?

2.Какую сферу общественных отношений регулирует АП?

3.Какова структура АП?

4.Источник АП?

5.Признаки АП?

6.Виды административных наказаний.

6.Рефлексия.

1.Что для вас показалось сложным?

2. Что было интересно?

3. Домашнее задание: параграф 19, учить определения, составить ситуации по теме урока (по выбору в соответствии со статьями КоАП РФ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)

Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....

Методическая разработка урока по обществознанию для 9 класса "Гражданские правоотношения. Защита прав потребителей"

Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Гражданские правоотношения. Защита прав потребителя"  с использованием технологии составления ментальных  карт...

Разработка урока по обществознанию :Тема: «Семейные правоотношения» 9 класс.

Разработка урока по обществознанию :Тема: «Семейные правоотношения»      9 класс....

Методическая разработка урока по теме "Уголовно-правовые правоотношения"

Методическая разработка урока по теме "Уголовно-правовые правоотношения" в 9 классе....