Методическая разработка урока по обществознанию для 8 класса «Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в экономических отношениях»
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Руденко Ольга Константиновна

Функциональная грамотность школьников в настоящее время позиционируется как условие функционирования современной системы образования. Ценностные характеристики функциональной грамотности заключаются в готовности обучающихся к деятельности; способности решать различные учебные задачи и жизненные проблемы; умении строить социальные отношения. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по обществознанию  для  8 класса

«Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в экономических отношениях»

Функциональная грамотность школьников в настоящее время позиционируется как условие функционирования современной системы образования. Ценностные характеристики функциональной грамотности заключаются в готовности обучающихся к деятельности; способности решать различные учебные задачи и жизненные проблемы; умении строить социальные отношения. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. 

Цель урока: углубление представления об экономике как важной сфере в жизни общества, ее основных проявлениях.

Задачи:

- подвести обучающихся к пониманию основ экономики: как хозяйство и науки,  функции экономической деятельности; роль экономики в жизни общества.

- развивать умения аргументировать и доказывать свою точку зрения, слышать и уважать мнение оппонента, умения строить переход от   знания отдельных фактов к их обобщению, экономический образ мышления, выделять основную мысль текста, развивать познавательный интерес;

- умение работать в группе, формирование финансовой грамотности, обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету

Формирование УУД:

Предметные УУД:

Должны узнать: понятия экономики как науки, хозяйства и сферы общественной жизни, структуру экономики, ее основные институты и агентов; Должны уметь: анализировать и классифицировать разнородные источники социальной информации по теме; воспитывать: выработку собственной позиции к проблемам экономики, формировать экономическую культуру.

регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке при изучении экономики;

познавательные - добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке;

коммуникативные - доносить информацию до участников образовательного процесса - оформлять свою мысль в устной и письменной речи, уметь  слышать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе отличную от своей;

личностные - формировать положительное отношение к процессу получения знаний;

Тип урока:  урок повторения и обобщения знаний

Оборудование: карточки с заданиями, использование ИКТ

Идея: формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление), овладение обучающимися умениями функционально грамотного человека

Этапы урока

Организационный этап

Целеполагание

Вниманию учащихся -  эпиграф урока (слайд презентации):

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда продукт имеет.

                        А.С. Пушкин

Обучающимся  предлагается подумать над поэтическим фрагментом и предположить, какова будет тема урока

Актуализация знаний

Работа с основным понятием темы

Формирование креативного мышления обучающихся, вид деятельности - раскрывают  новые стороны  изучаемых объектов.  

С этой целью на  подготовительном этапе урока была    организована    работа    в    группах   для выполнения задания, раскрывающего ключевые понятия темы:

- опора на знание учащихся;

- уяснение ключевых признаков, с учетом новой информации;

- введение научного определения понятия;

- установление связи данного понятия с другими, ранее усвоенными;

- оперирование понятием.

Вид деятельности - раскрывают  новые стороны  изучаемых объектов.  

Организация работы в группах:

  • выполнение иллюстративного задания, раскрывающего ключевые понятия темы

C:\Users\User\Desktop\Фото\1669280271864.jpg C:\Users\User\Desktop\Оренфест\Фото\1669358672786.jpg

Работа по теме урока

  1. Работа с текстом

        Формирование функциональной читательской грамотности направлено на формирование умений работать с текстом как источником информации - помочь ученику разобраться с выбором информации, научить его критически оценивать источник получения информации, выделять главное и второстепенное, факты и оценочные суждения.

        Задание урока, формирующее читательскую грамотность, включало виды деятельности: обучающиеся осмысливают текст, составляют план текста,  находят и извлекают информацию из текста:

- деление текста на смысловые части.

- выделение главного в прочитанном.

- выбор ключевых слов, словосочетаний.

- выбор из текста незнакомых слов, словосочетаний и выяснение их значений.

- составление простого плана.

- поиск ответов на поставленные вопросы.

- подтверждение        основных        положений        текста собственными  примерами.

«Потребность в жилье, в пище и ее приготовлении, надобность в одежде и множестве других вещей, которые имеют характер не только простой желательности, но и необходимости, приводят к тому, что жизнь человека чрезвычайно сложна. При этом человек привносит многообразие в свои потребности, а по мере того как вкус и полезность становятся  критериями оценки, и сами потребности оказываются подчинены вкусам. Удовлетворение потребности в конечном счете нацелено уже не на саму по себе потребность, а на вкусовые утонченности, характерные для культуры и даже моды, что в свою очередь порождает особые желания, а их великое множество. Когда люди привыкают к тому, чтобы пользоваться многим, у них это многообразие желаемого стремится куда-то в бесконечность…

Так разрастается сфера услуг для удовлетворения всевозможных желаний и прихотей. Потребности и средства их удовлетворения становятся бытием для каждого. Все это порождает определенную сферу взаимоотношений людей: необходимость одних людей ориентироваться на других, которые могут доставить им средства для удовлетворения их потребностей. Получая нужное мне от других, я должен производить нечто, что нужно им. Так ткется паутина хозяйственной жизни, где нити одних переходят к другим и наоборот, завязываются узелками экономической жизни общества, а ее стержнем являются потребности и труд.

Таким образом, всю историю цивилизации можно рассматривать как постоянную деятельность людей, ориентированную на  достижение материальных и духовных благ. Всякий нравственно оправданный успех в жизни есть успех труда. В конечном счете  всем, что человек потребляет, он обязан самому себе, своей собственной деятельности.  Труд человека, направленный на удовлетворение его потребностей и интересов, в такой же мере есть удовлетворение потребностей и интересов других, как и своих собственных, и удовлетворения своих потребностей он достигает лишь благодаря труду других.

Труд – это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества. Он порождает мир культуры, её ценностей, при этом он и сам выступает в виде феномена (необычного, исключительного факта, явления) культуры».

(По А.Г. Спиркину)

 Задания к тексту:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
  2. Что, по мнению автора, является стержнем экономической жизни общества? Как автор предлагает рассматривать историю  цивилизации?
  3. К какой группе потребностей традиционно относятся упомянутые в тексте потребности в жилье, в пище?  Назовите и проведите примеры  любых двух других групп потребностей.
  4. Автор отмечает, что многообразие желаемого стремится к бесконечности. Используя текст и  обществоведческие знания,  приведите  одно позитивное и одно негативное последствие этого  процесса.

Ответы:

  1. Смысловые фрагменты текста:

А) Многообразие потребностей человека.

Б) Сущность хозяйственной жизни. 

В) Роль труда в истории цивилизации.

Г) Понятие «труд»

Возможны иные формулировки пунктов плана.

  1. По мнению автора, стержень экономической жизни общества – потребности и труд.

Автор рассматривает историю цивилизаций как постоянную деятельность людей,  ориентированную на создание материальных и духовных благ.

  1. Упомянутые в тексте потребности в жилье, пище относятся к биологическим / материальным / естественным потребностям. Другие группы потребностей: социальные (в общении, совместном труде), идеальные / духовные (в познании мира и самого себя, поиске смысла жизни).
  1. Позитивное последствие: люди могут, с учетом индивидуальных запросов, склонностей, вкусов, удовлетворять свои желания. Интенсивно работает творческая мысль производителей благ, художников, дизайнеров и т.п.

Негативное последствие: неэффективно расходуются ограниченные ресурсы общества. У многих людей формируются мнимые потребности, удовлетворение которых причиняет вред физическому, нравственному здоровью этих людей.

Предложены  репродуктивные вопросы, нацеленные на умение обучающихся понимать тексты и выбирать из текста ответ на поставленный вопрос. Задание 4 более сложного уровня, его  выполнение связано с трансляцией социального опыта обучающегося.

  1. Работа со  статистическими данными. Обращение к личному социальному опыту обучающихся.

На подготовительном этапе урока была    организована    работа    в    группе  для выполнения задания  выявления многообразия современных профессий.  При выполнении задания группой обучающихся  были применены различные виды деятельности: поиск и анализ  информации из различных источников, проведен опрос одноклассников, работа со  статистическими данными. Результаты выполнения задания группой – составлены  диаграммы рейтинга профессий в стране и среди обучающихся класса.

3. Решение задач. Тип заданий - обучающий; виды деятельности обучающихся -  рассматривают и решают  задачи – ситуации (Экономический выбор и альтернативная стоимость).

Финансовая грамотность как интегративный компонент функциональной грамотности связана с управлением личными финансами и финансами своей семьи, принятием эффективных решений в реальных жизненных ситуациях:

- овладением  финансовой культурой, экономным  отношениям к деньгам, разумному  использованию денежных средств;

- умению  совершать отдельные финансовые операции (производить расчеты, распределять доходы, осуществлять подсчет расходов, анализировать их целесообразность и др.);

- способностью осуществлять в повседневной жизни доступные финансовые операции с учетом правовых норм.

Задание, формирующее умение корректировать расходы семейного бюджета с целью накопления средств.

         Иванов хочет отремонтировать квартиру. Он может нанять мастеров и заплатить им 15 тыс. р., а может все сделать сам, тогда ремонт будет стоить ему только 5 тыс. р. (цена материалов). Но придется взять отпуск без сохранения заработка. В день он зарабатывает 500 р.

Ответьте на вопрос:

- Какое максимальное число дней может потратить на ремонт Иванов, чтобы не нести убытки.

Решение:

Пусть x – число дней, потраченных на ремонт.

Если Иванов будет делать ремонт сам, то недополученный заработок составит: 500 × х

И ремонт обойдётся ему в сумму стоимости материалов и недополученного заработка: 500 × х + 5 000.

Чтобы не понести убытки, эта величина должна быть не больше альтернативной стоимости ремонта Иванова - 15 000 р., то есть не больше затрат на оплату труда наёмных мастеров.

Составим и решим неравенство:

500 × х + 5 000 ≤ 15 000

500 × х ≤ 10 000

х ≤ 20.

Итак, Иванов может потратить на ремонт максимум 20 дней.

Задание,   формирующее умение        рациональное        использование        имеющихся денежных средств для достижения финансовых целей.

Иван  отказался  от  работы  столяром  с  зарплатой  в  год  120  тыс.  р.,  от  работы  охранником  80  тыс.  р.  и  референтом  100  тыс.  р.  

Вместо  этого  он  поступил в  университет  с  годовой  платой  за  обучение  40  тыс.  р. 50%  оплаты  ему  компенсирует  завод,  где  работают  его  родители.

Ответьте на вопросы:

 -  Какова  альтернативная  стоимость  его обучения?

-  Какова  упущенная  выгода  обучения,  если  во  внимание  принимается первый  год?

Решение:

Экономисты  при  исследовании  экономических  процессов  и  явлений  предполагают,  что  человек  рационален.  Поэтому  наилучшим  видом  работы  для  Ивана  могла  быть  работа  столяром,  так  как  именно  она  приносит больше  денег  (120  тыс.  р.).  Это  и  будет  альтернативная  стоимость  его  оплаты  за обучение.  Другие  виды  работы  во  внимание  не  принимаются.

Упущенная  выгода  есть  недополученный  доход  +  прямые  затраты.

Недополученный  доход  = 120  тыс.  р.  Прямые  затраты  равны  40  тыс.  р.  минус  то,      что  берет  на  себя  завод  (50%  от  40  тыс.  р.),  т.е. 20  тыс.  р.:         40  тыс.  р. – 20  тыс.  р. = 20  тыс.  р.  Значит,  упущенная   выгода  равна: 120  тыс.  р. + 20  тыс.  р. = 140  тыс.  р.

Прочие  затраты  Ивана  неизвестны.  Поэтому  в  данном случае  альтернативная  стоимость  лучше  всего  оценивается  через  упущенную выгоду.

         Задание,  формирующее  умение  принимать  решение при выборе товаров и услуг, сравнивая и по отдельным характеристикам.

Путешествие  из  Санкт-Петербурга  в  Москву  занимает  8  часов  поездом и  3  часа  самолетом  (с  учетом  времени  поездки  в  аэропорт).  Стоимость  проезда поездом  1000  р.,  самолетом  - 2500  р.  В  путешествие  отправляются  трое  путешественников: А,  Б    и  В.  Часовая  ставка  оплаты  труда  путешественника   А  - 200  р.  в  час,  у  путешественника   Б  - 300  р.,  у  путешественника   В  - 500  р.  

Ответьте на вопрос:

- Каким  видом  транспорта  поедут  эти  путешественники?  

Решение:

1000    неизбежные  расходы,  так  как  какой  бы  транспорт  (поезд,  самолет)  они  не  выбрали,  меньше  затратить  не  удастся.  Поэтому  дополнительными  (предельными,  альтернативными…)  затратами  являются  2500  р. – 1000  р. = 1500  р.

Неизбежные  потери  времени  составляют  3  часа,  дополнительные  (предельные,  альтернативные)  потери  равны  8 – 3 = 5  часам.  Предметом  анализа  является  сопоставление  2-х  величин: 1500  р.  и  5  часов времени. 

Путешественник   А  за  эти  5  часов  заработает  лишь  1000  р. (200  р.  ×5  часов  = 1000  р.). Эти  его  альтернативные  издержки  меньше,  чем  дополнительные  затраты  на  покупку  авиабилетов  (1500  р.).  Значит,  для  него  рациональнее  (выгоднее)  поехать поездом.

Путешественник   Б за  эти  5 часов  может  заработать  1500  р. (300  р.  ×5  часов  = 1500  р.). Значит,  для  него  выгоднее  лететь  самолетом.  В  результате  полета  самолетом  он сэкономит  5  часов,  за  которые  может  заработать  1500  р.  Экономия  времени  дает  возможность  вернуть  затраченную  на  авиабилет  сумму.  Поэтому  с  точки зрения  рационального  поведения  потребителя,  ему  все  равно:  ехать  ли  поездом и  потерять  5  часов  времени  или  лететь  самолетом  и  «отработать»  перерасход денежных  ресурсов. 

Путешественник    В   следует принципу  «Время  –  деньги».  За  5  часов  он  может заработать  2500  р. (500  р.  ×  5  часов  = 2500  р.).  Это  значительно  больше  дополнительных  затрат  на  авиабилет.  Значит,  он  с  точки  зрения  рационального  поведения  полетит  самолетом.

Итак,  путешественник   А   поедет  поездом,  путешественник В   полетит  самолетом,  а путешественнику    Б  -все  равно  (ехать  поездом  или  лететь  самолетом).

4. Формирование глобальных компетенций. Тип задания -  проблемное, виды деятельности - обучающиеся анализируют  информацию, оценивают  подходы, перспективы.

Выполнение задания предполагает работу с текстом как источником информации – поиск ответа на поставленный вопрос (задание 1), подтверждение        основных        положений          текста собственными            примерами (задание 2).

 

«Национальная экономика складывается из отраслей промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы. Она во многом зависит от тех природных ресурсов, которыми наделила страну природа, от климатического пояса, в котором страна расположена, от численности её жителей. Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью  различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли промышленности (Япония, США, страны Западной Европы). В других, например в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей. Есть страны, в которых основой экономики служит сельское хозяйство, туризм.

Другой важнейший показатель оценки экономики государства — валовой внутренний продукт — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведённых экономикой страны за определённый период, как правило за год. По величине и ежегодной динамике ВВП можно судить о том, насколько эффективно функционирует экономика страны, какие тенденции в ней преобладают: ежегодный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, об улучшении благосостояния её граждан. Доля ВВП данного государства в мировом валовом продукте позволяет оценить, какую роль играет страна в мировом хозяйстве.

 Ещё один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он  отражает структуру использования валового внутреннего продукта: то, какие товары преобладают во внутреннем продукте страны, как происходит их распределение и потребление внутри общества, какое количество того или иного товара может позволить себе приобрести среднестатистический житель. 

Чтобы оценить уровень развития того или иного государства, необходимо проанализировать все эти и ещё многие другие показатели, поскольку национальная экономика — это сложный комплекс, состоящий из множества элементов, каждый из которых важен».

(По материалам энциклопедии для школьников)

Задания:

  1. Какие три показателя экономического развития рассмотрены в тексте?
  2. Объясните связь уровня экономического развития страны с имеющимися на её территории природными ресурсами. Всегда ли обилие природных ресурсов позитивно влияет на экономическое развитие? Кратко поясните свой ответ.
  3. Какие задачи экономического развития стоят перед современной Россией (вашим субъектом РФ, населённым пунктом)? Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые две задачи и дайте краткое пояснение каждой из них.

Выполнение задания предполагает работу с текстом как источником информации – поиск ответа на поставленный вопрос (задание 1), подтверждение        основных        положений        текста собственными            примерами (задание 2).

Выполнение задания 3 предполагало подготовительный этап. Данное задание  более сложного уровня, его  выполнение связано с развитием критического мышления, соотнесением информации из текста с реальной жизнью, формированием исследовательских навыков обучающихся.  

На заключительном этапе урока предложен креативный тип  задания:

- Используя обществоведческие знания и представленные ниже слова и словосочетания, составьте  рассказ из 6-7 предложений, раскрывающих тему «Экономика и ее роль в жизни общества».

Слова, словосочетания:  экономика,  потребности,  ресурсы, ограниченность ресурсов,  благосостояние общества,  свободные блага, экономические блага, экономический выбор

 Критерии оценивания

Обучающийся  составил 6-7 предложений

Использование большинства предложенных позиций

Предложения в рассказе логически связаны между собой, отражают заданную тему

Обучающие предлагается раскрыть  новые стороны  изучаемых объектов, опираясь на терминологию  темы урока.

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Лист самооценки обучающегося

Ф.И.

Критерии

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Активность на уроке  

(2 балла)

Вклад в работу группы (3 балла)

Выступление перед классом (3 балла)

Итоговый балл

«5»-8 баллов        «4»-6-7 баллов        «3»-5 и меньше

- я узнал…         я запомнил…        - я научился…        - я повторил…

- я затрудняюсь…

Домашнее задание  рубрика «Говорят мудрые» эссе – размышление:  

«Богатство – вещь, без которой можно жить счастливо, но благосостояние – это вещь, необходимая для счастья». Н.Г. Чернышевский, российский мыслитель, литератор

«Один родится с серебряной ложкой во рту, а другой – с деревянным половником». О. Голдсмит, английский писатель «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство». Б. Ауэрбах, немецкий писатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по технологии (6 класс) по теме: Урок "Шторы в интерьере" Опубликовано 29.08.2012 - 11:08 - Дятченко Светлана Николаевна

Урок предназначен для обучающихся 6 класса. Содержит все необходимые сведения об оформлении окон. Обучающиеся познакомятся с понятиями: интерьер, комфорт, уют; с новыми словами, связанными с миром што...

Методическая разработка по технологии (6 класс) по теме: Урок "Шторы в интерьере" Опубликовано 29.08.2012 - 11:08 - Дятченко Светлана Николаевна

Урок предназначен для обучающихся 6 класса. Содержит все необходимые сведения об оформлении окон. Обучающиеся познакомятся с понятиями: интерьер, комфорт, уют; с новыми словами, связанными с миром што...

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Методическая разработка "my home is my castle" к уроку в 7 классе

Методическая разработка "my home is my castle" к уроку в 7 классе, предназначена для работы на основе учебника Spotlight 7 класс...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Методическая разработка с рекомендациями и технологической картой для урока в 6 классе "Праздники в России, Шотландии и Англии" (Уровень углубленный).

Методическая разработка с рекомендациями и технологической картой для урока в  6 классе "Праздники в России, Шотландии и Англии" (Уровень углубленный)....

Методическая разработка по теме «Использование художественного текста на уроках рус-ского языка» (на базе урока русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное как часть ре-чи»)

Особенность урока состоит в том, что в процессе работы над текстом (Ю. Нагибин «Зимний дуб») школьники не столько повторяют имена прилагательные и находят их в тексте, сколько получают про...