Урок обществознания в 6 классе по теме "Человек и его деятельность"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Яковлева Людмила Леонидовна

Урок составлен в соответствии с ФГОС ноаого поколения. Самоанализ урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема «Человек и его деятельность» (6 класс)

Цель урока: способствовать формированию представлений о деятельности как о типе поведения, свойственном только человеку, и его отличительных особенностях

Планируемые результаты обучения:

  • предметные: научатся формировать представление о деятельности человека, получат возможность научиться работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения;
  • личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания
  • метапредметные:

познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий;

коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Основные понятия: человек, деятельность, творчество, потребность, труд, знания, поведение, поступки

Оборудование: Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 111 с. (учебник для общеобразовательных учреждений); рабочая тетрадь.

Форма организации учебной работы: фронтальная (активное слушание, фронтальный опрос), индивидуальная, работа в парах

Метод: объяснительно - иллюстративный с элементами частично - поискового.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

Этапы и смысловые блоки урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания.

Приветствие:

- Добрый день, ребята! Посмотрите, пожалуйста, все ли необходимое есть у вас на столе: ручка, карандаш, тетрадь, учебник.

- Начинаем урок!

Приветствуют учителя, подготавливают необходимое оборудование к уроку.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу свои улыбки, подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Спасибо!

Внимательно слушают учителя

3. Изучение нового материала

3.1. Целевая установка

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

- Что объединяет поговорки?

  • «Не ошибается тот, кто ничего не делает»
  • «Веселись, играй, да дело знай»
  • «Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого»

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

На основе ответов учеников, формулирует тему урока.

- Тема сегодняшнего урока «Человек и его деятельность».

 (слайд 1-3)

- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня ответить?

- Сегодня нам предстоит ответить на такие вопросы как:

- что такое деятельность;

-познакомиться  с основными отличительными признаками деятельности человека от активности животных;

-познакомиться со структурой деятельности, и ее основными компонентами.

-рассмотреть основные виды деятельности: игра, учение, труд, общение, творчество;

- Какую роль играет деятельность в жизни человека? (слайд 4)

Слушают и пытаются самостоятельно сформулировать тему урока. Высказывают свое мнение. Выделяют слово дело, деятельность.

4.2. «Птицу узнают по полету, а человека – по работе».

- Посмотрите по сторонам. Нас окружают различные предметы, вещи.

- Кто создал все эти вещи?

- Совершенно верно. Человек создает все, чего нет в природе. В течение всей своей жизни  мы постоянно занимаемся какой - либо деятельностью. А все, что сделано человеком, является результатом его деятельности. Давайте выясним, что же такое деятельность? (слайды 5,6)

Деятельность – особый способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей (слайд 7)

Слушают внимательно учителя и отвечают на вопросы, записывают в тетради «деятельность». Работают с учебником.

(стр.48 – читают и находят)

4.3. «Пчела мала, да и та работает»

"Птицу узнают по полету, а человека - по работе

- Как вы поняли смысл этой пословицы?

- Занимаются ли животные трудовой деятельностью?

- Чем их поведение отличается от трудовой деятельности человека? (слайд 8, 9, 10).

 - Что лежит в основе их поступков? (слайд 11)

- Итак, именно трудовая деятельность человека является его отличием от животных.

Ответьте на следующие вопросы:

- Как вы считаете, легко ли человеку дается трудовая деятельность?

- Какие трудности приходится преодолевать человеку во время трудовой деятельности?

- Что обязательно должен включать человек во время трудовой деятельности?

Читают стр. 48 афоризм.

Слушают внимательно учителя и отвечаю на вопросы, работают с текстом учебника

4.4. Структура деятельности

Мы с вами выяснили, что человек создает своим трудом все, чего нет в природе, и если у него что-то не получается, то он будет думать, мыслить, пробовать несколько раз, пока это у него получится.

- Итак, чтобы начать любую деятельность, человеку нужна цель

- Практически всегда деятельность человека имеет цель. Давайте прочитаем отрывок из сказки Л.Кэролла «Алиса в стране чудес». Эпизод встречи Алисы и Чеширского кота.(слайд 12), стр. 50 учебника - чтение

Алиса спрашивает Чеширского кота:

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.

- Мне всё равно… - сказала Алиса.

- Тогда всё равно, куда и иди, - заметил Кот.

- Была у Алисы цель? Куда она придет? Что же такое цель?

- Значит, цель – это определенный результат, на достижение которого направлено действие человека. (Учитель рисует схему на доске).

- А что толкает человека на достижение цели? (Мотив).

- Что может выступать мотивом деятельности)

- Ребята, скажите, а с помощью чего можно осуществить деятельность?

Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели в процессе деятельности.

-Как вы думайте, какой следующий этап? Это сам процесс деятельности, состоящий из действий.

- По-вашему, самый последний этап в процессе деятельности какой?

Результат – это конечный итог.

Также основными элементами деятельности являются субъект и объект (схема).

-Давайте на примере вашей сегодняшней деятельности попробуем разобрать структуру деятельности.

- Человек занимается разнообразной деятельностью. Назовите основные виды деятельности. (Учитель дополняет, поправляет)

Игра. Труд. Учеба. Общение. Творчество. (Слайды 15-23)

Слушают внимательно учителя и отвечаю на вопросы, записывают в тетрадь схему, понятие «мотив», «цель», «средства достижения цели», «результат», основные виды деятельности

5. Закрепление

- Вот мы с вами и познакомились с сущностью деятельности человека.

- Выполнение заданий. (Слайды 24-35)

Отвечают на поставленные вопросы, делают в тетради, проверяют, получают жетоны за правильные ответы.

6. Итоги урока

Давайте вернёмся к цели нашего урока.

Цель нашего урока мы выполнили.

Благодарит детей за урок.

Оценивает работу учащихся.

7. Домашнее задание

Прочитать параграф 5 учебника, с. 48-53 .Задания «В классе и дома»  1-5 письменно в тетради

Записывают в дневник



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

1. Внешние связи урока.

Урок «Деятельность человека» является составной частью раздела «Человек в социальном измерении», следовательно, на данном уроке должны были решаться задачи, как данного урока, так и всего раздела в целом, в том числе такие как:

 -  развитие умения применять знания по теме деятельность

-  развития умения учащихся находить свои ошибки и исправлять их, что является метапредметным умением

2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

При постановке целей урока учитывались следующие факторы:

• возраст учащихся (11-12лет): психологические особенности подростков, а именно, важнейшее новообразование – появление чувства взрослости, самостоятельности «Я»; (учащиеся на уроке отстаивают свою позицию, используя мнения своих товарищей);

• достаточно высокий уровень обученности школьников (в том числе самостоятельной деятельности);

• техническое оснащение кабинета, позволяющее использовать наглядность материала, что  создает положительный настрой класса на урок;

• специфика темы урока «Детальность человека» (жизненность темы, простота в понимании, небольшой объем, объективный интерес учащихся к теме) в рамках обществоведческого курса «Обществознание»;

Помимо этого, мною на уроке использовался метод проверки выполнения работы по эталону (самопроверки), что является непосредственным инструментом, для обучения учащихся анализу своей собственной деятельности, совершенных ошибок и анализу причин совершения данных ошибок.

3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

I. Общая организация урока

Последовательность этапов урока, была четко соблюдена, время, отведенное на каждый этап, немного корректировалось в зависимости от интенсивности работы класса.

На уроке сочетала фронтальную форму работы с индивидуальной.

Все правила техники безопасности и санитарно-гигиенических норм были соблюдены.

Итог урока получился логичным, ответили на все итоговые вопросы и провели рефлексию.

II. Содержание урока

Считаю, что материал был подобран правильно, все вопросы и задания, которые применялись на уроке, относились непосредственно к теме урок.

Связь теории с практикой прослеживалась в приведении примеров из жизни, так как эта тема является достаточно реальной для понимания и применения на себя.

На мой взгляд, уровень знаний, умений и навыков учащихся находится на уровне выше среднего.

III. Методическая сторона урока и его оборудование

На уроке использовался компьютер, доска, транслировалась презентация.

4.  Функциональный анализ урока.

Поставленная цель урока была достигнута. Успешность занятия определили:

 - сотрудничество учителя и учащихся;

-  увлеченность содержанием учебного материала;

-  практический  характер деятельности;

-  оптимальная форма урока.

Обстановка на уроке была творческая, дети работали с увлечением. Было сотрудничество учителя с учеником, учитель контролировал работу учащихся, подбадривая их, вселяя уверенность в каждого ребенка.

5. Оценка конечного результата урока.

Анализ работ и ответов учащихся показал, что с заданием справились почти все ученики, присутствовавшие на уроке. Те ребята, которые совершали ошибки, тут же их объясняли и исправляли. Результаты выполнения заданий на уроке показали, что тема усвоена всеми учащимися.

Я думаю, что мне удалось решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения, избежать перезагрузки и переутомления учащихся; сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что объединяет поговорки? -Больше дела – меньше слов. -Всякая работа мастера хвалит. -Глаза боятся, а руки делают. -Кончил дело – гуляй смело. -Без труда нет плода. - Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого

Слайд 2

Человек и его деятельность

Слайд 3

ЦЕЛЬ УРОКА: - выяснить, что такое деятельность; -познакомиться с основными отличительными признаками деятельности человека от активности животных; -познакомиться со структурой деятельности, и ее основными компонентами; -рассмотреть основные виды деятельности: игра, учение, труд, общение, творчество; - определить, какую роль играет деятельность в жизни человека.

Слайд 4

1. Что такое деятельность? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - любое занятие человека, его труд

Слайд 5

2. Деятельность - это то, что присуще только людям Деятельность отличает человека от животных.

Слайд 6

Основные отличительные признаки деятельности человека от активности животных Животное не планирует свою деятельность Животное не может придумать для себя новую работу Животное не создает машины, облегчающие действия Животное не может усовершенствовать то, что сделано ЖИВОТНОЕ

Слайд 7

ЧЕЛОВЕК планирует свою деятельность ЧЕЛОВЕК может придумать для себя новую работу ЧЕЛОВЕК создает машины, облегчающие действия ЧЕЛОВЕК может усовершенствовать то, что сделано Основные отличительные признаки деятельности человека от активности животных ЧЕЛОВЕК

Слайд 8

Только человек способен к осознанной деятельности Животные руководствуются инстинктами

Слайд 9

3. Структура деятельности

Слайд 10

4. Основные виды деятельности 1. Игра 2. Учение 3. Труд 4. Общение 5. Творчество

Слайд 11

1. - Заполните пропуски в тексте, выбрав слова из предложенного списка. Слова даны в именительном падеже единственного числа. Обратите внимание, что слов в списке больше, чем пропусков, а значит, какие-то слова останутся неиспользованными. - Обычно в основе деятельности лежит какой-либо __А__, побуждающий человека к определённым поступкам. ___Б__ деятельности всегда является человек, предпринимающий шаги для достижения поставленной __В__. ___Г__ деятельности могут быть как неживые предметы, так и люди. Список слов: 1. цель 2. результат 3. объект 4. средство 5. субъект 6. мотив Выполни задания

Слайд 12

- Заполните пропуски в тексте, выбрав слова из предложенного списка. Слова даны в именительном падеже единственного числа. Обратите внимание, что слов в списке больше, чем пропусков, а значит, какие-то слова останутся неиспользованными. - Обычно в основе деятельности лежит какой-либо __6__, побуждающий человека к определённым поступкам. ___5__ деятельности всегда является человек, предпринимающий шаги для достижения поставленной __1__. ___3__ деятельности могут быть как неживые предметы, так и люди. Список слов: 1. цель 2. результат 3. объект 4. средство 5. субъект 6. мотив

Слайд 13

2. Какие 3 вида деятельности представлены в ситуации, изображенной на фотографии?

Слайд 14

3. Установите соответствие между характерными чертами и видами деятельности; к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца . Характерные черты Виды деятельности 1) Игра 2) труд А) цель: получить практически значимый результат; Б) осуществляется преимущественно для развлечения; В) осуществляется в воображаемой ситуации; Г) результат деятельности – специально созданный продукт; А Б В Г

Слайд 15

Установите соответствие между характерными чертами и видами деятельности; к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца . Характерные черты Виды деятельности 1) Игра 2) труд А) цель: получить практически значимый результат; Б) осуществляется преимущественно для развлечения; В) осуществляется в воображаемой ситуации; Г) результат деятельности – специально созданный продукт; А Б В Г 2 1 1 2

Слайд 16

4. Установите соответствие между характерными чертами и видами деятельности; к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца . Характерные черты Виды деятельности 1) общение 2) учение А)нацеленность, прежде всего, на приобретение новых знаний; Б)нацеленность, прежде всего, на обмен информацией ; В)предполагает формирование и развитие навыков, в том числе и необходимых для работы ; Г)процесс установления и развития контактов между людьми; А Б В Г

Слайд 17

Установите соответствие между характерными чертами и видами деятельности; к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца . Характерные черты Виды деятельности 1) общение 2) учение А)нацеленность, прежде всего, на приобретение новых знаний; Б)нацеленность, прежде всего, на обмен информацией ; В)предполагает формирование и развитие навыков, в том числе и необходимых для работы ; Г)процесс установления и развития контактов между людьми; А Б В Г 2 1 2 1

Слайд 18

5. Определите цель главного героя, средства ее достижения. Из каких конкретных действий состояла его деятельность ? «У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом."

Слайд 19

7. Выберите верные утверждения . Напишите в таблице «да» или «нет» 1. Человек , в отличие от животных, может определять цель своей деятельности. 2. Животные могут создавать и использовать орудия труда. 3. Только человек может трудиться в коллективе. 4. Общение позволяет координировать действия в других видах деятельности. 5. Деятельность человека всегда обусловлена инстинктами. 1 2 3 4 5

Слайд 20

Выберите верные утверждения . Напишите в таблице «да» или «нет» 1. Человек , в отличие от животных, может определять цель своей деятельности. 2. Животные могут создавать и использовать орудия труда. 3. Только человек может трудиться в коллективе. 4. Общение позволяет координировать действия в других видах деятельности. 5. Деятельность человека всегда обусловлена инстинктами. 1 2 3 4 5 да нет да да нет

Слайд 21

Продолжите предложения Когда у меня есть свободное время, я… Чтобы чувствовать себя полезным человеком, я готов… Хорошо, когда моя работа… Если у меня что-то не получается, я… У меня еще не хватает знаний о… Для того чтобы достичь успеха в учебе, мне нужно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"

Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе»  Целью урока является изучения деятельности как основного...

Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"

Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе»  Целью урока является изучения деятельности как основного...

Проектная деятельность на уроках обществознания 6 класс

Учебный проект по теме "Деятельность, которая полезна людям"....

многообразие человеческой деятельности урок обществознание 10 класс

многообразие человеческой деятельности урок обществознание 10 класс. урок с электронным учебником обществознание 10 класс авторыО.Б. Соболева, В.В. Баранов, С.Г. Кошкина, С.Н. Малявин...

Технологическая карта урока обществознания 10 класс на тему "Деятельность- способ существования людей"

Конспект урока обществознания в 10 классе посвящен изучению темы "Деятельность- способ существования людей". Данная тема является частью главы"Человек и общество" и раскрывает поня...

Презентация к уроку обществознания 6 класс Деятельность человека

Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др....

Конспект урока обществознание 6 класс.Человек и его деятельность

Конспект урока обществознание на тему: "Человек и его деятельность"...