Конспект урока по теме Экономические системы, 10 класс, ФГОС
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Тохтобина Надежда Петровна

Идея урока

На основе сформированных умений сравнения и обобщения  охарактеризовать   экономическую систему и классифицировать типы экономических систем для формулирования и аргументации собственных суждений на поставленный проблемный вопрос:  Что вы выберите: полный карман денег и пустые прилавки магазинов или полные прилавки магазинов и пустой карман денег ?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_ekonomicheskie_sistemy_._10_klass.docx38.89 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Тема: Экономические системы, обществознание, 10 класс) раздел (раздел 3. Экономическая жизнь общества, Экономика — основа жизнедеятельности общества. 4 урок)

  Идея урока

На основе сформированных умений сравнения и обобщения  охарактеризовать   экономическую систему и классифицировать типы экономических систем для формулирования и аргументации собственных суждений на поставленный проблемный вопрос:  Что вы выберите: полный карман денег и пустые прилавки магазинов или полные прилавки магазинов и пустой карман?денег и пустые прилавки магазинов или полныеавки магазинов и пустой карман?»  

Планируемые результаты и проверка их достижения

Предметные результаты по обществознанию (базовый уровень)

Определять смысл, различать признаки научных понятий «экономическая система»

Классифицировать типы экономических систем;

Предметные результаты:

определять смысл понятия экономическая система; описывать типы экономических систем  по заполненной    на основе  текста и найденной информации таблицы.

раскрывать и характеризовать признаки типов экономических систем  при  ответе на проблемный вопрос.

Метапредметные результаты:

овладение базовыми логическими действиями

самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации;

развернуто и логично излагать свою точку зрения.

Учебная задача или учебная ситуация на учебном занятии

 

Задания:

-Один отечественный сатирик задал своим слушателям проблемный вопрос: «Что вы выберите: полный карман денег и пустые прилавки магазинов или полные прилавки магазинов и пустой карман?»  

-Отчего это зависит?

(- Какие понятия могут стоят  за проблемным вопросом?)

-Как этот вопрос может  быть связан с темой занятия?

Исследованием этого вопроса мы займемся на сегодняшнем уроке
(Обучающиеся высказывают свои точки зрения.)

Обучающиеся делают вывод о зависимости уровня жизни от типа экономической системы (в данном случае речь идет о командно-административной и рыночной системах), о важности типа экономической системы для социально-экономического и политического развития любого общества)

Организационно-информационный этап

Вспомним,  что же называют экономической системой?

Определение записывают в тетрадь.

Экономическая система – это форма организации хозяйственной жизни общества; определенный способ производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Любая страна имеет свою экономическую систему. Тем не менее, существуют признаки, по которым экономические системы можно классифицировать:

Это форма организации хозяйственной жизни общества как совокупность ответов на главные вопросы экономики: что, как  для кого производить.

 Изучение данного вопроса предлагаю через   заполнение таблицы.  

 Задания  по таблице  группам

1. Прочитайте текст и заполните  таблицу.

2.  Сравнить преимущества и недостатки и  сделать вывод.

 

Тип системы

 Основные черты

Преимущества

Недостатки

Страны

Традиционная

 Командно-административная

Рыночная

Смешанная

После заполнения таблицы каждая группа  делает вывод по таблице.

Смешанная-это такой тип общества, который объединяет все системы.  Главная роль отводится рынку, который испытывает на себе влияние деятельности государства, опыт и традиции страны.

 Вам представлены черты смешанной экономики  представлены для учащихся. (Фронтальная работа классом)  называют преимущества и недостатки  смешанной экономической системы.

Критерии оценивания таблицы:

2б – заполнен столбец с «3-5» чертами

1б- заполнен столбец с 1-2» чертами

2б - заполнен столбец с «3-5» преимущества

1б- заполнен столбец с 1-2» преимуществами

2б – заполнен столбец с «3-5» недостатками

1б- заполнен столбец с 1-2» недостатками

1б – заполнены 1-2 страны.

2б- аргументированный вывод к таблице.

1б- за  каждое названное преимущество и недостаток по смешанной экономике

 Итого: общее 13 баллов.

Вывод: в  заключении можно сделать вывод, что в ходе исторического развития человеческого общества сложились несколько типов (моделей) экономических систем, различающихся, прежде всего, путями и способами решения главных экономических проблем (что, как и для кого производить).

   Закрепление  материала.

1 Для рыночной экономики не характерно...Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) ориентация производителя на собственные потребности

2) самостоятельность предприятий в вопросах производства

3) конкуренция, как главный фактор повышения эффективности производства

4) директивное  планирование

5) государственное ценообразование.

2 Что является лишним в перечне? Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) капиталистическая система       3) смешанная система                 5) рыночная система

2) командная система                     4) традиционная система

3 Являются ли верными следующие утверждения о смешанной экономической системе? Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

_1_ Смешанную экономическую систему иначе называют переходной.

_2_ Хотя в условиях смешанной системы государство активно вмешивается в экономические отношения, но государственная собственность при этом не развивается.

_3_ Смешанная экономическая система развивалась в условиях перехода от традиционной экономики к рынку.

_4_ Для экономически развитых стран современного мира характерно наличие различных видов смешанной экономической системы.

_5_ Для смешанной системы характерно государственное регулирование экономических и социальных отношений.

4 Командную экономическую систему отличает...Выберите несколько вариантов

1) наличие единого экономического центра  2) сдерживание технического прогресса

3) преобладание государственной собственности на средства производства

4) ориентация производителей преимущественно на собственные потребности

5) равноправие всех форм собственности

 5 Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

                 ХАРАКТЕРИСТИКИ                         ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

    А) свободное ценообразование                                    1. традиционная

    Б) конкуренция производителей                                  2. командная

    В) трансляция хозяйственного опыта предков           3. рыночная

    Г) директивное государственное планирование

    Д) частная хозяйственная инициатива

 

6 Какие из приведённых ниже признаков отличают традиционную экономику? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. производство разнообразной сельскохозяйственной продукции

2. деятельность на основе хозяйственного опыта предков

3. аграрно-сырьевой характер хозяйства

4. слабое развитие товарно-денежных отношений

5. установление цен государственными органами

6. государственная собственность на все земельные ресурсы и средства производства

 

 7 В государстве Z большинство предприятий находятся в частной собственности, но существуют государственные и муниципальные предприятия. Какой из названных экономической системе присущи такие отношения собственности?

А) традиционной    Б) рыночной      В) командной      Г) смешанной

 

8. Соотнесите типы экономических систем и их характерные черты.

1) экономическая свобода производителей и потребителей

2) государственное регулирование экономических процессов

3) господство натурального хозяйства

4) господство государственной собственности

_А_ традиционная

_Б_ рыночная

_В_ командная

_Г_ смешанная

Ключ:

1 – 1,4,5

2 – 1

3 – 1-нет

      2-нет

      3-нет

      4-да

      5-да

4. 1,3

5 – 21331

  1. 2,3,4
  2. Б
  3. БГАВ

Итого:  11 б

Проблемный вопрос.  Один отечественный сатирик задал своим слушателям проблемный вопрос: «Что вы выберите: полный карман денег и пустые прилавки магазинов или полные прилавки магазинов и пустой карман?»  

Мы живём с вами в век конкуренции и рынка и прекрасно понимаем, что главное для всех стран, а для России особенно, найти своё место в этом мире и развиваться всё лучше и качественней.

Рефлексия.

  

Приложение 2.

Ф.И.------------------------------------------------------------------

Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале

Листы самооценки

1

Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал-9-10 баллов

Усвоил новый материал частично-7-8 баллов

Мало, что понял, необходимо ещё поработать-4-5 баллов

2

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой-9-10 баллов

Допустил ошибки-7-8 баллов

Не справился 4-5 баллов

3

Участие в презентациях

Учавствовал-9-10 баллов

Не учавствовал-4-5 баллов

4

Как работала подгруппа?

Дружно, совместно разбирали задания-9-10 баллов

Работа была вялая, неинтересная, много ошибок-4-5 баллов

5

Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания.

Д/З  Можно ли составить идеальный план развития экономики всей страны.

Выставление оценок.

  1. Связь методов, способов и средств обучения с достижением запланированных результатов

Комментарии для слушателей.

Урок начинается с проблемного задания, определения понятия «Экономическая система»,   в ходе урока  учащиеся самостоятельно отвечают через заполнение таблицы  и представление работы группы  определяют признаки,  преимущества и недостатки  типов экономических систем.

 

  1. Использование на уроке ЦОР (цифровых образовательных ресурсов)

При заполнении столбца таблицы  «Страна» можно использовать интернет ресурсы.

Работа с текстом

1 группа

Задание:  1. Прочитайте текст и заполните  таблицу.

2.  Сравнить преимущества и недостатки и  сделать вывод.

 

Тип системы

 Основные черты

Преимущества

Недостатки

Страны

Традиционная

ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная (или патриархальная) экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанной на общинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

В обществе наблюдается социально-экономический застой, отсутствие какого-либо прогресса.

В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс, низкий уровень жизни населения.

Данная экономика изолирована от внешних воздействий.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность – активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения. Традиционная экономика основана на традициях, передающихся из поколения в поколение. Эти традиции определяют, бывают товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях страны.    Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохраняется сегодня в ряде так называемых слаборазвитых стран, в которые технический прогресс проникает с большими трудностями, ибо он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих системах обычаи, традиции.

 Наблюдается относительная стабильность, так как жизнь предсказуема и каждый знает свою экономическую роль.

 

Отличительные черты:

  • крайне примитивные технологии;
  • преобладание ручного труда;
  • все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми  обычаями;
  • организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

2 группа

Задание:  1. Прочитайте текст и заполните  таблицу.

2.  Сравнить преимущества и недостатки и  сделать вывод.

Тип системы

Преимущества

Недостатки

Страны

Командно-административная

 

КОМАНДНАЯ  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

В СССР и ряде стран восточной Европы ранее господствовала  командная (плановая или  административно-командная) экономическая система – это тип экономической системы, при котором материальные ресурсы находятся в общественной собственности и распределяются централизованно, что обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием.

Характерными чертами плановой системы является государственная собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм этой системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Командная система способна концентрировать ресурсы для достижения глобальных целей (полеты в космос,  стройки всесоюзного значения)

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Предложение диктует спрос.

 Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

 Наблюдается низкая эффективность производства, невосприимчивость к научно-техническому прогрессу.

Централизованное распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентируется центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. В результате – практически отсутствует  безработица,  инфляция, в обществе нет заметного социального неравенства – деления на богатых и бедных.

 

Основные черты:

  • государственная собственность практически на все экономические ресурсы;
  • сильная монополизация и бюрократизация экономики;
  • централизованное, директивное экономическое планирование, тотальный государственный контроль как основа хозяйственного механизма.

3 группа

 

Задание:  1. Прочитайте текст и заполните  таблицу.

2.  Сравнить преимущества и недостатки и  сделать вывод.

Тип системы

Преимущества

Недостатки

Страны

Рыночная

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Самой распространенной в мире является рыночная экономика — такой тип экономики, при котором, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений, экономическая система опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.

Данный тип экономики обусловлен несколькими принципами, основанными на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.

Для рыночной экономики характерны свобода индивида и честное соревнование. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей.

Данный тип системы восприимчив к инновациям, эффективно распределяются ресурсы.

Свободная конкуренция ведет к возникновению монополий.

При рыночной экономике права на собственность являются нерушимыми, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство.

Роль государства заключается в эффективном регулировании хозяйства, его роль ограничена. Именно спрос (интересы потребителя) определяют (предложение)интересы производителя, а не государство. Отдельные сферы хозяйственной жизни регулирует только государство.

 Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер: от налоговой политики до ликвидации монополий через суд, и чем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству.

 Основные черты:

  • многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных видах;
  • развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;
  • ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;
  • изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);
  • рост уровня образования;
  • новое отношение к труду (творческое);
  • повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);
  • гуманизация экономики («человеческий потенциал»);
  • информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);
  • ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);
  • глобализация хозяйственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Экономическое развитие России в начале 20 века". 9 класс

Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XXвека, связанных со спецификой российского типа модернизации....

Конспект урока на тему: "Экономическая политика красных и белых"

Конспект урока на тему: "Экономическая политика красных и белых"; 9 класс; история России....

Презентация урока по теме "Экономические системы"

Презентация для интеракивной доски. Может служить конспектом при подготовке к экзамену....

Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»

Конспект урока: «Урок-размышление   по произведению  М. Пришвина «Кладовая  солнца»           Тема: Кто прав: Настя или Митра...

Конспект урока по литературе в 5 классе (ФГОС) по теме: А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) по теме: А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"....

Конспект урока по предмету Искусство 8 класс (ФГОС). Тема: Художественный образ - стиль - язык

Разработка урока для 8 класса по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой...