Главные вкладки

    Конспект урока по теме "Экономическое развитие России в начале 20 века". 9 класс
    план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

    Угольникова Елена Владимировна

     

    Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XXвека, связанных со спецификой российского типа модернизации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekonomicheskoe_razvitie_rossii_v_nachale_20v._9_klass..doc722 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Экономическое развитие России в начале 20 века.

    Цель: сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XX века, связанных со спецификой российского типа модернизации.

    Основные знания: причины и формы проявления государственного вмешательства в экономику; влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности; особенности российского монополистического капитализма; роль докапиталистических форм производства в российской экономике; особенности развития сельского хозяйства в начале XX века; причины, обусловливающие низкую рентабельность сельскохозяйственного производства.

    Основные понятия: многоукладная экономика, монополистический капитализм, синдикат, трест, картель.

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    А) кроссворд. По горизонтали: 2. Большая группа людей в индустриальном обществе, отличающаяся друг от друга по роду занятий, величине дохода, власти и влиянию в обществе. 5. Вид городского транспорта в крупных городах. 6. Он нес службу на окраинах государства, но и занимался земледелием. 7. Процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. 8. Социально - правовые группы, каждая из которых отличалась своим положением, определенными правами и обязанностями и обязанностями в обществе. 9. Пилот аэроплана. 10. Процесс создания крупной, основанной на машинном труде промышленности. По вертикали: 1. В его руках была сосредоточена вся высшая власть в российской империи. 3. Право, имевшееся у Финляндии, самостоятельно осуществлять государственную власть. 4. Усиление влияния и роли городов в экономической и культурной жизни как близлежащей округи, так и в целом в государстве.

    Ответы. По горизонтали: 2. Класс. 5. Трамвай, 6. Казак. 7. Модернизация. 8. Сословие. 9. Авиатор. 10. Индустриализация. По вертикали: 1. Император. 3. Автономия. 4.Урбанизация.

    Б) тест.

    Тестовое задание. Продолжите предложения.

    1. Совещательный орган при царе назывался ... (Государственным советом).

    2. Царские регалии состояли из ... (короны, скипетра и державы).

    3. Государственные символы состояли из ... (государственных герба, знамени, гимна).

    4. Самым многочисленным сословием Российской  империи было  ... (крестьянство).

    5. Финансовая поддержка художников, композиторов, ученых называется ... (меценатством).

    6. К привилегированным сословиям относились ... (дворянство и духовенство).

    7. Главная проблема сельского хозяйства в Российской империи состояла в ... (крестьянском малоземелье).

    8. Центральными исполнительными органами Российской империи являлись (Комитет министров и министерства).

    9. За правильным функционированием судебных органов следил ... (Сенат).

    10. Дайте определение. Буржуазия — это ... (социальный слой России-империи, владевший собственностью на средства производства, то есть заводами и фабриками).

    В) фронтальный опрос.

    - Россия представляла собой среднеразвитую страну, обладающую значительным экономическим потенциалом. При этом ее экономическое развитие имело целый ряд особенностей, о которых и пойдет речь на уроке.

    III. Изучение нового материала.

    План:

    1. Российская экономика на рубеже 19 – 20 вв.
    2. Роль государства в экономике России.
    3. Иностранный капитал и развитие российской промышленности.
    4. Образование монополий в России.
    5. Сельское хозяйство.

    Задание: выяснить, каковы особенности экономического развития России в начале 20 века?

    1. Работа по карте. Внимательно рассмотри легенду карты и ответь на вопросы.

    - какие отрасли промышленности активно развивались в России в начале 20 века?

    - какие города были центрами развития металлообрабатывающей промышленности?

    - назовите центры развития пищевой промышленности.

    - какие города были центрами развития текстильной промышленности?

    - какие полезные ископаемые добывались в России?

    - как осуществлялись сообщение между главными промышленными центрами страны?

    - кто владел железными дорогами?

    - о каких новых явлениях в развитии промышленности свидетельствуют данные карты?

    1. Российская экономика на рубеже 19 – 20 вв.

     - как повлияла на развитие России реформа 1861 года?

    - какие последствия она имела?

    С одной стороны развиваются капиталистические отношения, с другой стороны сохраняются старые крепостнические отношения. Таким образом, Россия была обречена на постоянную борьбу между старым и новым. Этим определяются особенности российской экономики в начале 20 века.

    Быстрое развитие капитализма началось в России только после отмены крепостного права. Россия – среднеразвитая страна второго эшелона экономики. Экономика ее носила догоняющий характер.  С 1890 – х гг. Россия вступила в полосу промышленного подъема. Происходило увеличение промышленного производства, оформились новые промышленные районы, шло интенсивное железнодорожное строительство, стремительно росли города и численность городского населения. Это сильные стороны.

    К слабым сторонам относится: Россия оставалась аграрной страной, была низкая производительность труда, невысокий уровень производства на душу населения, нехватка капиталов, внешнеторговые обороты уступали оборотам ведущих стран.

    Запись в тетради: сравнительно позднее вступление в на путь индустриального развития.

    2. Роль государства в экономике России.

    - работа с учебником – страница 13 – 14.

    Задание: выяснить роль государства в экономике России в начале 20 века.

    - чем отличаются государственные предприятия от частных?

    - какие государства находились в собственности государства?

    - какими способами государство влияло на деятельность частных предприятий?

    - какова роль государства в экономике России в начале века?

    Запись в тетради: огромная роль государственного сектора экономики.

    3. Иностранный капитал и развитие российской промышленности.

    Работа с историческим документом – страница 14. «Из доклада министра финансов Витте»

    - чем обосновывает Витте необходимость притока иностранного капитала в Россию?

    - в какие районы страны иностранцы вкладывали свои капиталы?

    - почему производить продукции, на деньги зарубежных предприятий выгоднее было в России, нежели продавать эту же продукцию в готовом виде?

    Отечественное производство в значительной степени базировалось на иностранных капиталах, так как Россия с ее неисчерпаемыми запасами сырья и дешевой рабочей силой привлекала западноевропейских представителей буржуазии. Кроме того, иностранные инвестиции всячески поощрялись русским правительством. В результате в определяющих отраслях производства (горнодобывающая, металлообрабатывающая, машиностроительная) иностранные инвестиции превышали российские.

    Работа по вариантам:

    1 вариант – положительные последствия;

    2 вариант – отрицательные последствия.

    Роль иностранного капитала была неоднозначной:

    - инвестиции помогали развивать русскую промышленность;

    - приносили огромные прибыли;

    - Россия не попадала в полную зависимость от западноевропейского  капитала

    - свертывались возможности свободной конкуренции

    - закрепилась технико – экономическая отсталость страны

    - ужесточался налоговый гнет

    - усиливалась эксплуатация рабочих.

    Последствия:

    Прибыль, которую получали иностранцы, уходила за границу, и за счет этой прибыли решались социальные проблемы их страны:

    - сокращался рабочий день

    - создавалась система пенсионного обеспечения.

    1) русская буржуазия лишена такой возможности; таким образом, возрастала социальная проблема: рабочий класс был угнетен и открыт для революционной агитации.

    2) все это лишало буржуазию свободы маневра и делало ее еще более осторожной в борьбе за изменение государственного строя в России, так как революционно настроенный рабочий класс был для нее страшнее самодержавия.

    Запись в тетради: недостаток внутренних капиталов, привлечение иностранных инвесторов

    4. Образование монополий в России.

    Следующей тенденцией в развитии экономики России стал процесс образования монополий.

    Определение – страница 17.

    Запись в тетрадь: монополия – крупное хозяйственное объединение, сосредоточившее в своих руках большую часть производства и сбыта какого – либо сырья.

    В процессе монополизации в России историки выделяют несколько этапов:

    1)  в 80 – 90 – ее гг. 19 в. Возникли первые картели на основе временных соглашений о совместных ценах и разделе рынка сбыта. Происходило усиление банков;

    Определение – страница 17.

    Запись в тетрадь.

    2) в 1900 – 1908гг. в период кризиса и депрессии создаются крупные синдикаты, которые объединяли сбыт товаров, но уже в определенной степени вмешивались в развитие производства входящих в них предприятий.

    Определение – страница 18.

    Запись в тетрадь.

    Впоследствии возникают такие формы монополий, как тресты и концерны

    Определение – страница 18.

    Запись в тетрадь.

    Но в России основной формой монополий стали синдикаты.

    5. Сельское хозяйство.

    Практическая работа. Проанализировать данные таблиц и ответить на вопросы.

    Запись в тетради: сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян.

    IV. Закрепление.

    Каковы особенности экономического развития России в начале 20 века?

    - сравнительно позднее вступление в на путь индустриального развития.

    - особая роль государства, которое выступает инициатором экономических преобразований и финансирует промышленность и ж/д строительство.

    - недостаток внутренних капиталов для индустриализации, привлечение иностранных инвесторов, создание смешанных компаний.

    - протекционизм и активная таможенная политика в целях защиты отечественного производителя.

    - многоукладность промышленности, неравномерность развития ее отраслей.

    - отсутствие колоний, ограниченность сбыта товаров.

    - сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян.

    - острота социальных проблем, наличие социально неблагополучных слоев городской бедноты и безземельного крестьянства.

    V. Подведение итогов.

    - согласны ли вы с тезисом, что «для России начала 20 века была предопределена постоянная нестабильность»?

    На рубеже 19 – 20 вв. в России существовали элементы традиционных общинно - патриархальных отношений и новейшие формы капитализма, полуазиатская  деспотичная власть царя и развивающееся социально – демократическое движение, неграмотность, невежество основной части населения и подлинный расцвет культуры. Как могли ужиться эти противоположные явления в одном обществе?

    VI. Домашнее задание. Параграф. 2.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Россия в начале XX века» 9 класс

    Тема урока:  «Россия в начале XXвека» Цель: повторить, систематизировать и проверить знания учебного материала об историческом развитии России в начале XX века.Задачи:...

    Зачет по истории № 1(Россия в начале XX века). 9 класс вечерней школы.

    Материал зачета охватывает период истории России начала  XX века....

    Урок-презентация на тему "Программа модернизации России в начале XX века" (9 класс, история России).

    Презентация  содержит теоретический, фактический и иллюстративный материал по теме. Для проверки знаний или самопроверки предлагаются варианты тестовых и  развивающих заданий....

    Контрольная работа по истории "Россия в начале 21 века" 9 класс

    Контрольная работа состоит из 10 заданий различного типа....

    Зачет по теме "Россия в начале XX века", 9 класс

    Зачет составлен для опроса по теме "Россия в начале XX века"...

    Конспект урока по русскому языку "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

    В данной методической  разработке представлен конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" . в начале урока идет повторение материала: двоеточи...

    Конспект урока по теме «Политическая жизнь в 1907-1914 гг.» 9 класс

    ·              сформировать представление о гражданских правах, как социально-значимой ценности....