Конспект урока по теме "Экономическое развитие России в начале 20 века". 9 класс
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Угольникова Елена Владимировна

 

Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XXвека, связанных со спецификой российского типа модернизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomicheskoe_razvitie_rossii_v_nachale_20v._9_klass..doc722 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экономическое развитие России в начале 20 века.

Цель: сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XX века, связанных со спецификой российского типа модернизации.

Основные знания: причины и формы проявления государственного вмешательства в экономику; влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности; особенности российского монополистического капитализма; роль докапиталистических форм производства в российской экономике; особенности развития сельского хозяйства в начале XX века; причины, обусловливающие низкую рентабельность сельскохозяйственного производства.

Основные понятия: многоукладная экономика, монополистический капитализм, синдикат, трест, картель.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

А) кроссворд. По горизонтали: 2. Большая группа людей в индустриальном обществе, отличающаяся друг от друга по роду занятий, величине дохода, власти и влиянию в обществе. 5. Вид городского транспорта в крупных городах. 6. Он нес службу на окраинах государства, но и занимался земледелием. 7. Процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. 8. Социально - правовые группы, каждая из которых отличалась своим положением, определенными правами и обязанностями и обязанностями в обществе. 9. Пилот аэроплана. 10. Процесс создания крупной, основанной на машинном труде промышленности. По вертикали: 1. В его руках была сосредоточена вся высшая власть в российской империи. 3. Право, имевшееся у Финляндии, самостоятельно осуществлять государственную власть. 4. Усиление влияния и роли городов в экономической и культурной жизни как близлежащей округи, так и в целом в государстве.

Ответы. По горизонтали: 2. Класс. 5. Трамвай, 6. Казак. 7. Модернизация. 8. Сословие. 9. Авиатор. 10. Индустриализация. По вертикали: 1. Император. 3. Автономия. 4.Урбанизация.

Б) тест.

Тестовое задание. Продолжите предложения.

1. Совещательный орган при царе назывался ... (Государственным советом).

2. Царские регалии состояли из ... (короны, скипетра и державы).

3. Государственные символы состояли из ... (государственных герба, знамени, гимна).

4. Самым многочисленным сословием Российской  империи было  ... (крестьянство).

5. Финансовая поддержка художников, композиторов, ученых называется ... (меценатством).

6. К привилегированным сословиям относились ... (дворянство и духовенство).

7. Главная проблема сельского хозяйства в Российской империи состояла в ... (крестьянском малоземелье).

8. Центральными исполнительными органами Российской империи являлись (Комитет министров и министерства).

9. За правильным функционированием судебных органов следил ... (Сенат).

10. Дайте определение. Буржуазия — это ... (социальный слой России-империи, владевший собственностью на средства производства, то есть заводами и фабриками).

В) фронтальный опрос.

- Россия представляла собой среднеразвитую страну, обладающую значительным экономическим потенциалом. При этом ее экономическое развитие имело целый ряд особенностей, о которых и пойдет речь на уроке.

III. Изучение нового материала.

План:

  1. Российская экономика на рубеже 19 – 20 вв.
  2. Роль государства в экономике России.
  3. Иностранный капитал и развитие российской промышленности.
  4. Образование монополий в России.
  5. Сельское хозяйство.

Задание: выяснить, каковы особенности экономического развития России в начале 20 века?

1. Работа по карте. Внимательно рассмотри легенду карты и ответь на вопросы.

- какие отрасли промышленности активно развивались в России в начале 20 века?

- какие города были центрами развития металлообрабатывающей промышленности?

- назовите центры развития пищевой промышленности.

- какие города были центрами развития текстильной промышленности?

- какие полезные ископаемые добывались в России?

- как осуществлялись сообщение между главными промышленными центрами страны?

- кто владел железными дорогами?

- о каких новых явлениях в развитии промышленности свидетельствуют данные карты?

1. Российская экономика на рубеже 19 – 20 вв.

 - как повлияла на развитие России реформа 1861 года?

- какие последствия она имела?

С одной стороны развиваются капиталистические отношения, с другой стороны сохраняются старые крепостнические отношения. Таким образом, Россия была обречена на постоянную борьбу между старым и новым. Этим определяются особенности российской экономики в начале 20 века.

Быстрое развитие капитализма началось в России только после отмены крепостного права. Россия – среднеразвитая страна второго эшелона экономики. Экономика ее носила догоняющий характер.  С 1890 – х гг. Россия вступила в полосу промышленного подъема. Происходило увеличение промышленного производства, оформились новые промышленные районы, шло интенсивное железнодорожное строительство, стремительно росли города и численность городского населения. Это сильные стороны.

К слабым сторонам относится: Россия оставалась аграрной страной, была низкая производительность труда, невысокий уровень производства на душу населения, нехватка капиталов, внешнеторговые обороты уступали оборотам ведущих стран.

Запись в тетради: сравнительно позднее вступление в на путь индустриального развития.

2. Роль государства в экономике России.

- работа с учебником – страница 13 – 14.

Задание: выяснить роль государства в экономике России в начале 20 века.

- чем отличаются государственные предприятия от частных?

- какие государства находились в собственности государства?

- какими способами государство влияло на деятельность частных предприятий?

- какова роль государства в экономике России в начале века?

Запись в тетради: огромная роль государственного сектора экономики.

3. Иностранный капитал и развитие российской промышленности.

Работа с историческим документом – страница 14. «Из доклада министра финансов Витте»

- чем обосновывает Витте необходимость притока иностранного капитала в Россию?

- в какие районы страны иностранцы вкладывали свои капиталы?

- почему производить продукции, на деньги зарубежных предприятий выгоднее было в России, нежели продавать эту же продукцию в готовом виде?

Отечественное производство в значительной степени базировалось на иностранных капиталах, так как Россия с ее неисчерпаемыми запасами сырья и дешевой рабочей силой привлекала западноевропейских представителей буржуазии. Кроме того, иностранные инвестиции всячески поощрялись русским правительством. В результате в определяющих отраслях производства (горнодобывающая, металлообрабатывающая, машиностроительная) иностранные инвестиции превышали российские.

Работа по вариантам:

1 вариант – положительные последствия;

2 вариант – отрицательные последствия.

Роль иностранного капитала была неоднозначной:

- инвестиции помогали развивать русскую промышленность;

- приносили огромные прибыли;

- Россия не попадала в полную зависимость от западноевропейского  капитала

- свертывались возможности свободной конкуренции

- закрепилась технико – экономическая отсталость страны

- ужесточался налоговый гнет

- усиливалась эксплуатация рабочих.

Последствия:

Прибыль, которую получали иностранцы, уходила за границу, и за счет этой прибыли решались социальные проблемы их страны:

- сокращался рабочий день

- создавалась система пенсионного обеспечения.

1) русская буржуазия лишена такой возможности; таким образом, возрастала социальная проблема: рабочий класс был угнетен и открыт для революционной агитации.

2) все это лишало буржуазию свободы маневра и делало ее еще более осторожной в борьбе за изменение государственного строя в России, так как революционно настроенный рабочий класс был для нее страшнее самодержавия.

Запись в тетради: недостаток внутренних капиталов, привлечение иностранных инвесторов

4. Образование монополий в России.

Следующей тенденцией в развитии экономики России стал процесс образования монополий.

Определение – страница 17.

Запись в тетрадь: монополия – крупное хозяйственное объединение, сосредоточившее в своих руках большую часть производства и сбыта какого – либо сырья.

В процессе монополизации в России историки выделяют несколько этапов:

1)  в 80 – 90 – ее гг. 19 в. Возникли первые картели на основе временных соглашений о совместных ценах и разделе рынка сбыта. Происходило усиление банков;

Определение – страница 17.

Запись в тетрадь.

2) в 1900 – 1908гг. в период кризиса и депрессии создаются крупные синдикаты, которые объединяли сбыт товаров, но уже в определенной степени вмешивались в развитие производства входящих в них предприятий.

Определение – страница 18.

Запись в тетрадь.

Впоследствии возникают такие формы монополий, как тресты и концерны

Определение – страница 18.

Запись в тетрадь.

Но в России основной формой монополий стали синдикаты.

5. Сельское хозяйство.

Практическая работа. Проанализировать данные таблиц и ответить на вопросы.

Запись в тетради: сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян.

IV. Закрепление.

Каковы особенности экономического развития России в начале 20 века?

- сравнительно позднее вступление в на путь индустриального развития.

- особая роль государства, которое выступает инициатором экономических преобразований и финансирует промышленность и ж/д строительство.

- недостаток внутренних капиталов для индустриализации, привлечение иностранных инвесторов, создание смешанных компаний.

- протекционизм и активная таможенная политика в целях защиты отечественного производителя.

- многоукладность промышленности, неравномерность развития ее отраслей.

- отсутствие колоний, ограниченность сбыта товаров.

- сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян.

- острота социальных проблем, наличие социально неблагополучных слоев городской бедноты и безземельного крестьянства.

V. Подведение итогов.

- согласны ли вы с тезисом, что «для России начала 20 века была предопределена постоянная нестабильность»?

На рубеже 19 – 20 вв. в России существовали элементы традиционных общинно - патриархальных отношений и новейшие формы капитализма, полуазиатская  деспотичная власть царя и развивающееся социально – демократическое движение, неграмотность, невежество основной части населения и подлинный расцвет культуры. Как могли ужиться эти противоположные явления в одном обществе?

VI. Домашнее задание. Параграф. 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Альтернативы исторического развития России в 1917 г." (9 класс, история России)

Вашему вниманию представляется урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текст...

Экономическое развитие России в начале XVIII века

Экономическая политика Петра I, нововведения и итоги....

Урок-сценарий «Политическое развитие России в XVII веке».

Цели урока: показать, что в политическом развитии России второй половины XVII века главной тенденцией является централизация управления страной, охарактеризовать властные структуры. Учащиеся разв...

Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе на тему: С. Михалков « Будь человеком»

Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе в специальной (коррекционной) школе 8 вида...

Конспект урока чтения и развития речи в 7-б классе (интеллектуальные нарушения_вариант 2) Тема: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»_23.11.2018

Цель:1.закончить работу над повестью Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», совершенствовать технику чтения учащихся, развивать связную устную речь.2.коррегировать память, внимание, логическое...

Конспект урока письма и развития речи в 8-б классе (интеллектуальные нарушения_вариант 2) Тема: «Имя прилагательное. Определение родовых окончаний прилагательных»_24.01.2020

Цель урока: Закрепить умения и навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных, согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе. Задачи:1. Образовательная: формиров...

Конспект урока истории _Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий_ (7 класс)

Конспект урока истории "Мир и Россия в начале Великих географических открытий" 7 класс по учебнику А.В. Торкунова 2017г....