Занятость и безработица
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которая оказывает сильнейшее влияние на каждого человека. Потеря работы для большего количества людей означает сильное снижение уровня жизни, а также наносит сильную психологическую травму. В настоящее время безработица становится неотъемлемым признаком для определения жизни России, который оказывает значительное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatost_i_bezrabotitsa.pptx2.44 МБ
Файл zanyatost_i_bezrabotitsa.docx462.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

- Что является основными элементами рыночного механизма? - Какие экономические проблемы способен решать механизм рынка? Спрос; Предложение ; Цена; Конкуренция. изменения спроса; изменения предложения; установление равновесной цены; свободной конкуренции; установление равновесия спроса и предложения; что и в каком количестве производить и по какой цене реализовывать товар (услугу)

Слайд 3

Проблемный вопрос : Почему трудно достичь равновесия на рынке труда?

Слайд 4

I ряд: Какой смысл обществоведы вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Рынок труда – это совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые способности (умственные и физические) на заработную плату.

Слайд 5

II ряд: Составьте 1 предложение содержащее информацию о формировании предложения на рынке труда.

Слайд 6

III ряд: Составьте 1 предложение раскрывающее любую из особенностей спроса на рынке труда.

Слайд 7

Проблемный вопрос : Почему трудно достичь равновесия на рынке труда?

Слайд 8

Равновесие на рынке труда устанавливается, если ставка заработной платы, по которой работники готовы продать услуги своего труда, соответствует ставке, по которой работодатели готовы приобрести то же самое количество труда. Отклонения заработной платы от равновесного уровня происходят в результате изменения ситуации на рынке товаров (повышение цены на товар позволяет производителю получить большую прибыль и предложить работникам большую заработную плату, а понижение цен на продукцию — наоборот), из-за появления новых отраслей, где предлагаются лучшие условия труда.

Слайд 9

… — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу. … – это такая форма проявления макроэкономической нестабильности, представляющая собой социально-экономической явление, выраженное в превышении предложения над спросом рабочей силы. … – это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени. … в российском законодательстве признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней . … - это деятельность трудоспособного населения, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящие доход. … - это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых.

Слайд 10

Безработица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу. Безработица – это такая форма проявления макроэкономической нестабильности, представляющая собой социально-экономической явление, выраженное в превышении предложения над спросом рабочей силы. Безработица – это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени. Безработный в российском законодательстве признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Занятость - это деятельность трудоспособного населения, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящие доход. Занятость - это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых.

Слайд 11

Тема урока : Проблемное задание: Почему безработица – неизбежная спутница рыночной экономики? Занятость и безработица

Слайд 12

П роанализируйте данную информацию на рынке труда предложенную на сайте: http://irkzan.ru/home/razvitiekadrovogopotentciala/osnovnyenapravleniya.aspx Население Иркутской области по данным Росстата составляет 2 404 195 чел. (2018) Среднее профессиональное образование ( спо ) Профессиональная переподготовка

Слайд 13

Используя текст учебника стр.106 – 107 и дополнительный материал: « Виды (формы) безработицы» попробуем разобраться с рынком труда в Тулуне и Тулунском районе. ( http://irkzan.ru/home/razvitiekadrovogopotentciala/prognpotrkadr/tul.aspx )

Слайд 14

Виды (формы) безработицы Вид безработицы Признаки, причины Примеры Фрикционная Связана с тем, что в любой промежуток времени какая-то часть людей ищет соответствующую их квалификации и целям работу. Переезд человека в другой город. Закончившие учебное заведения, но не приступившие к работе Люди, которые уволились по собственному желанию в поисках другой работы. Сезонная Наступление конкретного сезона. Люди, чья профессия связана с определённым сезоном (водолаз, строитель) Структурная Связана с разбалансировкой спроса и предложения в определённый период времени; с развитием научно-технического прогресса. Люди, ставшие безработными в результате замены ручного труда автоматизированным. Циклическая Связана с общим спадом в экономике. Представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного ). Люди, оставшиеся без работы в результате сокращения рабочих мест.

Слайд 16

Работа со словарными словами Безработица – это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени. Безработными, в российском законодательстве, признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Занятость - это деятельность трудоспособного населения, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящие доход. Профессиограмма ( профессиография ) - подробная характеристика определенной профессии с указанием последовательности, продолжительности и частоты каждой рабочей операции, условий производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.

Слайд 17

Содержание труда; Должен знать; Профессионально важные качества; Квалификационные требования; Медицинские противопоказания.

Слайд 18

Структура населения страны : трудоспособных (мужчины от 16 до 65 лет; женщины от 16 до 63 лет): а ) рабочая сила: занятые и безработные; б ) выбывшие из числа рабочей силы (студенты, домохозяйки ); нетрудоспособных граждан (дети, пенсионеры, институционное население)

Слайд 19

Используя полученные знания пробуем устроиться на работу 1) http://irkzan.ru/home/razvitiekadrovogopotentciala/osnovnyenapravleniya.aspx 2) http://effecton.biz/109.html ; 3) http://www.profvibor.ru/catalog/? SECTION_ID=159&sort=name&order=asc&arrFilter_pf%5BDRUPAL_2599%5D%5B0%5D=99&set_filter=Y 4) http://atlas100.ru/catalog/

Слайд 20

Привлекая полученные знания и свой обществоведческий опыт сделайте вывод о государственной политике в области занятости населения. http://irkzan.ru/home/razvitiekadrovogopotentciala/zakmol.aspx

Слайд 21

Тема урока : Проблемное задание: Почему безработица – неизбежная спутница рыночной экономики? Занятость и безработица

Слайд 22

Почему безработица – неизбежная спутница рыночной экономики ? 1. Наличие спроса на товары и услуги. Нет спроса - нет работы, неизбежные сокращения и увольнения. 2. Экономические кризисы - причины массовых банкротств предприятий и увольнений сотрудников. 3. Повышение оплаты труда, которое влечет за собой увеличение объема работ, выполняемых одним сотрудником и сокращение рабочих мест. 4. Конкуренция , является движущей силой рыночной экономики, в том числе конкуренция и на рынке труда, которая невозможно при отсутствии безработицы. 5. Общественный престиж труда; 6. Сложность труда.

Слайд 24

Домашнее задание: §9. Ответить на вопросы к §. Дополнительное задание: МРОТ- ? ; виды з\пл.; Потребительская корзина ; Пособие по безработице; Уровень безработицы в Иркутской обл. и по России; «+» и «-» безработицы.

Слайд 25

Рефлексия - Всё было понятно! Работать было интересно! (красный стикер) - Осталось много «белых пятен»! Тема интересна, хочу узнать больше! (белый стикер) - Мне было скучно! Тема мне не важна! (синий стикер)

Слайд 26

Но кем бы ни стали вы – Врачами или артистами, Космонавтами, трактористами, Есть одно пожелание важное: Чтобы были вы Хорошими гражданами . Гражданин великой своей Родины Должен быть добрым и благородным , Умным, честным, великодушным , Работящим, законопослушным . Любить свою семью, своих близких, Не допускать даже помыслов низких . А если сказать без пафоса, проще! Будьте, ребята, людьми хорошими! 26

Слайд 27

27



Предварительный просмотр:

Предмет: обществознание

Учитель: Семенова Юлия Ивановна

Класс: 11

Тема: Занятость и безработица

Тип урока: изучение нового материала

УМК: Л.Н.Боголюбов

Цель: создание условий для ознакомления учащимися информации о рынке труда, заработная плата, причинах и видах безработицы и о государственной политике в области занятости населения.

Задачи:

  • Раскрыть понятие рынок труда, причины и виды безработицы. Охарактеризовать направления государственной политике в области занятости населения.
  • Формировать умения и навыки работы учащихся с текстом учебника, Интернет-ресурсами, сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи, анализировать.
  • На конкретных примерах показать учащимся виды и причины безработицы, современная ситуация на рынке труда.
  • Воспитывать учащихся в духе толерантности и гуманизма.

Используемая технология: проблемное обучение.

Оборудование: проектор, компьютеры с доступом в Интернет, раздаточный и иллюстративный материал, мультимедиа

Основные понятия: безработица, занятость, рынок труда.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

создание эмоционального настроя учащихся на работу на уроке.

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Актуализация опорных знаний

Что является основными элементами рыночного механизма?

(спрос, предложение, цена и конкуренция)

 Какие экономические проблемы способен решать механизм рынка?

а) изменения спроса,

б) изменения предложения, 

в) установление равновесной цены, конкуренции,

г) установление равновесия спроса и предложения

д) что и в каком количестве производить и по какой цене реализовывать,

Высказывают предположения, делают выводы

Проблемный подвопрос: Почему трудно достичь равновесия на рынке труда?

Опережающее задание

I ряд: Какой смысл обществоведы вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»?

Использование Интернет ресурсов

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.
Рынок труда - это система конкурентных связей между участниками рынка.

Рынок труда это особая сферу, где формируются и фигурируют спрос и предложение, но товаром в этой сфере является рабочая сила.

Рынок труда – это рынок не первичного спроса (рынок товаров и услуг), а спроса производного (спрос на факторы производства).

Рынок труда – это совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату

II ряд: Составьте 1 предложение содержащее информацию о формировании предложения на рынке труда

Предложение на рынке труда - это совокупность людей, предлагающих рабочие способности умственные и физические в обмен на заработную плату.

Граждане, ищущие работу, формируют предложение на рынке труда.

Для формирования спроса на рынке труда имеет значение величина заработной платы.

III ряд: Составьте 1 предложение раскрывающее любую из особенностей спроса на рынке труда.

Рынок труда — рынок производного спроса, т. е. спрос на трудовые услуги зависит от спроса на товарном рынке. Одной из особенностей спроса на рынке труда является обеспечение конкуренции, как между работодателями, так и наемными работниками.

Величина спроса на рынке труда зависит от экономической ситуации в стране и степени насыщенности спроса на отдельные виды товаров и услуг.

Проблемный подвопрос: Почему трудно достичь равновесия на рынке труда?

Рынок труда является важным элементом рыночной экономики наряду с рынком товаров и рынком капитала. При этом рынок труда, будучи объектом государственного регулирования, приобретает характер экономико-правовой категории.
Граждане (наёмные рабочие – производители на рынке труда), будучи собственниками рабочей силы (умственные и физические способности), имеют цель реализовать свое право на труд путем подыскания подходящей оплачиваемой работы. Работодатель (потребитель) заинтересован в найме рабочей силы для организации и осуществления производственной и иной деятельности, приносящей ему прибыль.

Равновесие на рынке труда устанавливается, если ставка заработной платы, по которой работники готовы продать услуги своего труда, соответствует ставке, по которой работодатели готовы приобрести то же самое количество труда. Это идеальная ситуация. В действительности заработная плата, формируемая рынком, как и цены на товары, изменяется, вызывая дефицит или избыток труда. Отклонения заработной платы от равновесного уровня происходят в результате изменения ситуации на рынке товаров (повышение цены на товар позволяет производителю получить большую прибыль и предложить работникам большую заработную плату, а понижение цен на продукцию — наоборот), из-за появления новых отраслей, где предлагаются лучшие условия труда.

Ученики отвечают на вопрос

Постановка цели и задач урока, формулирование темы урока

- Перед вами ряд определений. Внимательно изучите их и допишите термины

Безработица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.

Безработица – это такая форма проявления макроэкономической нестабильности, представляющая собой социально-экономической явление, выраженное в превышении предложения над спросом рабочей силы.

Безработица – это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени.

Безработный в российском законодательстве признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

 безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую.

Занятость - это деятельность трудоспособного населения, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящие доход.

Занятость - это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых.

Ученики отвечают на вопрос

- Попробуйте определить тему сегодняшнего урока: По каким признакам определили?

Ученики отвечают на вопрос

Мотивация учебной деятельности

Проблемное задание: Почему безработица – неизбежная спутница рыночной экономики?

Пытаются решить проблему.

- Я думаю, вы со мной согласитесь, что тема сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Поэтому многие политики для общей оценки состояния экономики используют так называемый «индекс нищеты», представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции как двух основных показателей макроэкономической нестабильности.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для выработки более продуманных социальных программ в области занятости. Именно эти проблемы мы будем рассматривать сегодня на уроке.

Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника, и надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.

 Где будете искать ответы на задания?

Учебник, Интернет, карты

Проанализируйте данную информацию на рынке труда предложенную на сайте: http://irkzan.ru/home/razvitiekadrovogopotentciala/osnovnyenapravleniya.aspx

Прогноз потребности в кадрах до 2028 года

Потребность в кадрах:

Всего: 188,0 тыс. чел.

На вновь создаваемые рабочие места: 24,8 тыс. чел.

Потребность в кадрах по уровням образования:

СПО – 123,8 тыс. чел.

ВО – 46,2 тыс. чел.

ОО – 9,9 тыс. чел.

ПП – 8,1 тыс. чел.

Наиболее востребованные профессии:

медицинская сестра

водитель автомобиля

оператор связи

плотник-бетонщик

воспитатель

помощник воспитателя

учитель

машинист бульдозера

слесарь-ремонтник

Используя текст учебника стр.106 – 107 и дополнительным материалом: «Виды безработицы» попробуем разобраться с рынком труда в Тулуне и Тулунском районе. (http://irkzan.ru/home/razvitiekadrovogopotentciala/prognpotrkadr/tul.aspx )  (маловостребованные профессии скорее всего связаны с фрикционной и структурной безработицей; востребованные со структурной и циклической (сезонной)

Работа со словарными словами: безработица безработный, занятость, профессиограммы.

Всё население страны состоит из трудоспособных (мужчины от 16 до 65 лет; женщины от 16 до 63 лет): а) рабочая сила: занятые и безработные; б) выбывшие из числа рабочей силы (студенты, домохозяйки) и нетрудоспособных граждан (дети, пенсионеры, институционное население)

- К какой категории населения относитесь вы?

 Проблемный вопрос: Причины трудоспособного населения?

- Используя полученные знания пробуем устроиться на работу.

Предлагаю дополнительно использовать сайты:

1) http://irkzan.ru/home/razvitiekadrovogopotentciala/osnovnyenapravleniya.aspx

2) http://effecton.biz/109.html ;

3) http://www.profvibor.ru/catalog/?SECTION_ID=159&sort=name&order=asc&arrFilter_pf%5BDRUPAL_2599%5D%5B0%5D=99&set_filter=Y

4) http://atlas100.ru/catalog/

рабочая сила

безработные

   

Привлекая полученные знания и свой обществоведческий опыт сделайте вывод о государственной политике в области занятости населения. http://irkzan.ru/home/razvitiekadrovogopotentciala/zakmol.aspx 

Систематизация знаний.

Проблемное задание: Почему безработица – неизбежная спутница рыночной экономики?  

Рыночная экономика живет конкуренцией. При конкуренции выживает тот, кто производит продукт с наименьшими затратами, чтобы иметь возможность делать приемлемой окончательную цену. Наименьшие затраты предполагают участие в производстве меньшего количества рабочих, которые производят этот продукт, чтобы соответственно снизить затраты. Поэтому высвобождаются рабочие, растёт безработица. Рыночная экономика в идеале стремится к максимальной эффективности и рационализации. То есть, максимум прибыли при минимуме затрат. Это приводит к автоматизации производства. То есть некоторые операции, которые делали люди, заменяют автоматами и роботами, которые естественно обходятся дешевле человека.

Кроме величины заработной платы, на спрос и предложение на рынке труда в разных странах оказывают влияние следующие факторы: мобильность трудовых ресурсов — возможность людей менять работу и использование этой возможности; дискриминация в сфере труда по половым, возрастным различиям, национальности, убеждениям; помощь профсоюзов по защите прав наемных работников, улучшению условий труда и увеличению его оплаты.

Отвечают на проблемный вопрос

1. на состояние любой отрасли оказывает большое влияние наличие спроса на товары и услуги. Нет спроса - нет работы, неизбежные сокращения и увольнения.

2. Экономические кризисы становятся также причинами массовых банкротств предприятий и увольнений сотрудников.

3. повышение оплаты труда, которое влечет за собой увеличение объема работ, выполняемых одним сотрудником и сокращение рабочих мест.

4. конкуренция, является движущей силой рыночной экономики, в том числе конкуренция и на рынке труда, которая невозможно при отсутствии безработицы.

5. общественного престижа труда, сложности труда

Итог урока.

Работа с текстом (см ниже)

Рефлексия

На доске записаны фразы. Вам необходимо прикрепить цветные стикеры к фразам

- Всё было понятно! Работать было интересно! (красный стикер)

- Осталось много «белых пятен»! Тема интересна, хочу узнать больше! (белый стикер)

- Мне было скучно! Тема мне не важна! (синий стикер)

Делятся впечатлениями

Д/З

§9. Ответить на вопросы к §.

Дополнительное задание: МРОТ-? Потребительская корзина, пособие по безработице. Уровень безработицы в Иркутской обл. и по России, «+» и «-» безработицы.

Фиксируют домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рынок труда. Занятость и безработица".

Презентация по разделу "Экономика" может оказать помощь учителю в работе над новой темой, при текущем контроле(можно использовать схемы с пробелами). Схемы по теме могут быть использованы на меловой д...

Занятость и безработица

презентация к уроку экномики в 11профильном  классе...

презентация "Занятость и безработица"

презентаци. можно использовать на уроках экономики, обществознания....

Занятость и безработица

Презентация к уроку обществознания 11 класс, по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова....

Презентация к уроку: Занятость и безработица

Материал по общесвознанию на тему: Занятость и безработица для 10 класса....

«Занятость и безработица»

Урок проводится в 11 классе по предмету обществознание.Тип урока: комбинированный.         Основные понятия: рынок труда, занятость, безработица, прожиточный ми...

Задания по теме "Занятость и безработица"

Данные задания в формате ЕГЭ можно использовать для проверки домашнего задания или закрепления изученного материала пог теме "Занятость и безработица" в 11 классе....