Сборник понятий по теме «Общество»
методическая разработка по обществознанию (10 класс)

Дидактический инструментарий познания -  сборник понятий представляет собой систему понятий (знаний) по теме "Общество".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_obshchestvo.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник понятий по теме «Общество»

№ п/п

Понятие

Содержание понятия

Объем понятия

1

Общество

1. В  узком смысле:

а) совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности.[8. С.379]

б) определенный этап исторического развития.

2. В широком смысле:

а) все человечество в прошлом, современности и перспективе; все население Земли; .[8. С.379]

б) обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая состоит из индивидуумов и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. .[8. С.379; 7.С.8]

3.Социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.[4. С. 178]

4.Отделенная от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.[9.С.298.]

5. В  философской науке - это динамичная саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.[1.С.5]

6.Большая и устойчивая группа людей, занимающая определенную территорию, имеющая общую культуру, испытывающая чувство единства и рассматривающая себя как вполне самостоятельное образование.[6]

Пример: общество книголюбов, педагогическое общество, дворянское общество.[7.С.7]

I. По наличию письменности:

  1. Дописьменное

1.2.Письменное[4. С.25;1.С.6]

II.  По числу уровней управления:

2.1. Простое

2.2. Сложное[4. С.26;1.С.6]

III. По способу производства

3.1. Общество охотников и собирателей

3.2. Общество огородничества

3.3. Общество скотоводов

3.4. Общество земледельцев

3.5. Промышленное (Индустриальное) общество[4. С.26]

IV. По форме собственности общественно – экономической формации:

4.1. Первобытное

4.2. Рабовладельческое

4.3. Феодальное

4.4.Капиталистическое

4.5.Коммунистическое

[4. С.27 - 28;1.С.6]

V. По определяющему фактору развития (основной сфере экономической деятельности):

5.1. Традиционное

(доиндустриальное)

5.2. Индустриальное

5.3. Постиндустриальное [1. С. 17;4. С.28]

VI. По степени социального контроля и свободы индивида

6.1. Открытое

6.2. Закрытое[10;11;13]

2

Дописьменное общество

Общество, умеющее говорить, но не умеющее писать.[4. С. 25]

Пример: Племена затерянные в джунглях Амазонки.[4. С.26]

3

Письменное общество

Общество, владеющее алфавитом и фиксирующее звуки в материальных носителях, клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах, газетах или компьютерах. .[4. С. 25]

Пример: древнеегипетское общество, Киевская Русь, современное российское общество.

4

Простое общество

Общество, в котором нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. [4. С. 26]

Пример: Первобытные племена, сохранившиеся до сих пор. [4. С.26]

5

Сложное общество

Общество, в котором существует государственный аппарат, социальное расслоение людей, развиваются наука и техника. [4. С. 26]

Пример: Средневековое общество.

6

Общество охотников и собирателей

Общество охотников и собирателей – общество, состоявшее из небольших кровнородственных групп (триб) из 40 – 60 человек,  у которых основным способом добывания средств существования являлись охота и собирательство. [4. С. 26]

Пример: Примитивные племена кочующих охотников и собирателей О. Мадагаскар, Южной Азии, Малайзии, Филиппин и других островов Индийского океана.[3. С.22]

7

Общество огородничества

Общество, в котором основным способом добывания средств существования являлось огородничество – переходная форма хозяйствования. [4. С. 27]

8

Общество скотоводов

Общество, в котором основным способом добывания средств существования являлось скотоводство. [4. С. 27]

Пример: скотоводческие тюркоязычные племена Причерноморских степей, Средней Азии: печенеги (VIII – XI вв.)., половцы  (X – XIII вв.).

9

Общество земледельцев

Общество, в котором основным способом добывания средств существования являлось земледелие. [4. С. 27]

Пример: общество Древнего Египта, Шумера, Месопотамии.

10

Промышленное (индустриальное)

общество

Общество, в котором основным способом добывания средств существования является промышленность. [4. С. 26]

Пример: Англия, США в XIX- начале XX вв.,

11

Первобытное

общество

Общество, охватывающее эпоху от появления первых людей до возникновения государства, характеризующееся коллективным трудом и потреблением.[14]

Период в истории человечества до изобретения письменности.[11]

Пример: охотники и собиратели, жившие около 40 тыс. лет назад.

12

Рабовладельческое

общество

  Формация, характеризующаяся частной собственностью на средства производства и непосредственных производителей.[12]

Пример: древнегреческое общество, древнеримское общество, древнеегипетское общество.

13

Феодальное общество

1. Тип аграрного общества, в котором владение землей обусловлено военной или иной службой, в котором имеется иерархия  политической власти, основанная на договорных правах  и обязанностях, обычно с монархом во главе, а несвободные крестьяне  обрабатывают землю как крепостные.[10]

2. Общественно-экономическая формация, пришедшая на смену рабовладению, основанная на собственности феодала на землю и на эксплуатации крестьян, находящихся от него в личной зависимости.[12]

Пример: общество Западной Европы периода 1000—1400 гг (то есть Средневековья), Японии во время  правления династии Токугава (1603—1868). [10]

14

Капиталистическое общество

1.Общество,  основанное на капиталистической экономике или с определяющей ролью  капиталистической частной собственности на средства производства.[10]

2.В марксизме - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда капиталом. Капитализм характеризуется господством товарно-денежных отношений, наличием развитого общественного разделения труда, ростом обобществления производства и превращением рабочей силы в товар.[14]

Пример: общество Великобритании, Франции, США в XX в.

15

Коммунистическое

общество

1.В марксизме организация общества, при которой экономика основана на общественной собственности на средства производства.[11]

2.В марксизме - идеальное общество, характеризующееся общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым производительным силам и обеспечивающей:

- всестороннее развитие личности;

- ликвидацию классов;

- общественное самоуправление;

- реализацию принципа: от каждого по способностям - каждому по потребностям. [12]

16

Традиционное

(аграрное)

общество

1.Общество, в котором определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью, армией как главными институтами.[2. С.43.]

2.Общество, для которого характерно господство сельского натурального хозяйства, сословная иерархия, решающая роль принадлежит хранителям культа – жрецам либо церкви и армии.[8.С.99.]

3.Общество, в котором основой жизнедеятельности является земледельческий труд, плоды которого дают человеку все необходимые средства к жизни.[5.С70.]

4.Общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях.[15]

Пример: аграрные цивилизации Древнего Востока (Древняя Индия и Древний Китай, Древний Египет и средневековые государства мусульманского Востока). [5. C.70.], средневековая Европа, Россия до 1860 – х гг.,в наши дни -  примитивные племена Африки, Азии.

17

Индустриальное общество

1.Общество, в котором определяющим фактором развития является промышленность, с корпорацией и фирмой во главе.[2. С.43.]

2.Тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека; характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство.[5.С.73]

3. Тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность; для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций. .[15]

Пример: Великобритания, Франция, США в XIX до 70 – х гг. XX, современная Россия, промышленно развитые страны Южной Америки.

18

Постиндустриальное

общество

(информационное)

1.Общество, где основной производительной силой выступают знания и информация.[2. С.175; 4. С.172.]

2.Общество, для которого характерно  выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний, информации.[1. С.11]

3.Общество, в котором информация и уровень ее использования кардинальным образом влияют на экономическое развитие и социокультурные изменения в обществе.[6]

Пример: США, Канада, Япония, развитые страны Западной Европы.[3. С.25]

19

Открытое общество

1.Тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности). [11]

2. Общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения, человек в своих действиях ограничен нормами, законами, но эти нормы не предписывают ему, что делать, они предоставляют ему свободу выбора.[13]

3. Общество демократичное, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды.[10]

Пример: общества современных демократических правовых государств.

20

Закрытое общество

1.Общество догматически авторитарное, неподвижное, застывшее на относительно ранней стадии развития.[10]

2.Общество, в котором человек действует, слепо подчиняясь коллективу, тем традициям, стереотипам, которые поддерживаются и свято охраняются этим коллективом, общество малоподвижное, инерционное, как бы находящееся в  состоянии постоянного застоя. [13]

3.Тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество).[11]

Пример: традиционные общества Древнего востока, средневековое европейское общество, СССР.

  1. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников старших классов и поступающих  в вузы/ А. В. Клименко, В.В. Румынина, - М:Дрофа, 2003. – 480 с.
  2. Кравченко А. И. Обществознание: Учебник для 10  класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.- 192 с.
  3. Кравченко А. И. Обществознание: Учебник для 6 класса  общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 184 с.
  4. Кравченко А. И. Обществознание: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  5. Обществознание :   профил.   уровень   :   учеб.   для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М. : Просвещение, 2021.  - 416 с.
  6. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке11 класс. Методическое пособие/ http://www.prosv.ru/ebooks/Polakov_Global_mir_metod_11/4.html
  7. Обществознание: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая  и др.]; под. ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2006. – 351 с.
  8. Обществознание: учеб. для 8- 9 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.]; под. ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2007.
  9. Современный словарь по общественным наукам/ Под. общей ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. – М.: Эксмо, 2007.
  10. http://mirslovarei.com/content_pol/OBSHHESTVO-OTKRYTOE-I-ZAKRYTOE-5051.html
  11. http://ru.wikipedia.org/wiki
  12. http://slovari.yandex.ru
  13. http://www.emc.komi.com
  14. thtp://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/230498
  15. http://www.grandars.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема :"Общество", "Сферы жизни общества".

Определение понятия " общество", типология обществ, государство и его признаки, характеристика современного общества....

Дидактические материалы по теме: "Общество и природа. Основные сферы общества"

Разработка тестовых заданий для подготовки к ЕГЭ по обществознанию по теме: " Общество и природа. Основные сферы общества"...

Сборник понятий по теме "Деньги" и картоки

Материалы разработаны  в системе Способа диалектического мышления...

Сборник понятий по теме "Деньги" и карточки

Материалы разработаны  в системе Способа диалектического мышления...

Сборник предметных понятий по теме "Числа"

В сборнике рассмотрены понятия, определения понятий и объем понятий по теме "Числа"....

Сборник предметных понятий по теме "Числа". Структура сборника Словесных образов.

В сборнике рассмотрены понятия, определения понятий и объем понятий по теме "Числа"....

Химия. Сборник понятий.

Химия. Сборник понятий по теме «Химические реакции»...