"Дебаты"
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Факультатиный курс для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon debaty.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                  «Средняя общеобразовательная школа №1

с углублённым изучением отдельных предметов»

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ

           

СОГЛАСОВАНЫ

методическим советом

протокол           от ______20__г.  №___                                  

СОГЛАСОВАНЫ

педагогическим советом

протокол от_______№ __

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом МБОУ«СОШ№1 с углублённым изучением                   отдельных предметов»

от_______20__ г. №_____

Заместитель директора      по УВР _____________________

«___»_________20_ г          

 

Программа внеурочной деятельности

Название - «Дебаты»

Направление ВД — образовательное событие

Возраст — 16-17 лет, класс — 10

Срок реализации — 1 год

ФИО автора  адаптированная

ФИО руководителя программы — Л.А. Пешкова

Год разработки - 2019

Великий Устюг

2019

Пояснительная записка

        В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, ораторское искусство помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, диалога культур и уважения многонационального  состава российского общества. Работа клуба направлена на формирование коммуникативных компетенций учащихся, что является одной из основных компетенций учащихся.

В современных условиях занятия старшеклассников в клубе являются большим вспомогательным средством социализации их в обществе.

 Цель: 

- интеллектуально развить подростков, воспитать досуговую культуру и развить коммуникативные умения учащихся.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с понятием «дискуссионная культура»;
  • сформировать начальные навыки составления дискуссионных сценариев и интеллектуальных программ;
  • развить творческие, ораторские и организаторские способности обучающихся.

Содержание изучаемого курса

        Являясь объектом гуманитарного сектора, ораторское искусство даёт возможность учащимся познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре курса можно выделить два раздела:

        Первый раздел – «Теоретические основы» даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

        Сведения этого блока развивают умения учащихся ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении на теоретическом уровне.

        Второй раздел – «Практическое применение ораторских навыков» – даёт возможность применить на практике публичных выступлений те навыки, которые были получены на теоретическом уровне. Основными формами практических занятий являются:

- заседания дискуссионного клуба, где учащиеся, совместно с учителями, обсуждают текущую проблематику и волнующие темы современного общества;

- тренинги учащихся, приводящиеся в игровой форме конструирования публичных выступлений.

        Обучение ораторского искусства опирается на опыт учащихся. Теоретические сведения, понятия даются с целью решения практических задач.

        Ораторское искусство основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – учащиеся анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными методами и правилами публичного выступления.

Методы и приёмы преподавания

Особое место занимают специфические приёмы работы, а именно:

- анализ устных и письменных текстов (формирует группу умений, он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации – где, что, зачем и т.д.);

- постановочные задачи (эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации, в них обычно описываются близкие учащимся жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далёкие – роль публичного деятеля, оратора и т.д.);

- игры (содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя – кто веселее, смешнее расскажет, произнесёт скороговорку и т.д.)

Режим работы клуба: занятия проводятся 1 раза в неделю.

        Метапредметные результаты:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

        Предметные результаты:

-овладение целостными представлениями о системе права своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

-способность применять понятийный аппарат правового знания и приемы анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений современности;

-умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний в правовом пространстве отдельных личностей и общества в целом.

Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

1

Понятие дискуссии

1

2

Методы ведения дискуссии

1

3

Методы ведения дискуссии

1

4

Методики проведения дискуссии: Американская система.

1

5

Методики проведения дискуссии: Американская система.

1

6

Методики проведения дискуссии: Американская система.

1

7

Методики проведения дискуссии: Британская система.

1

8

Методики проведения дискуссии: Британская система.

1

9

Методики проведения дискуссии: Система Карла Поппера.

1

10

Методики проведения дискуссии: Система Линкольна - Дугласа

1

11

Методики проведения дискуссии: Система Линкольна - Дугласа

1

12

Правила публичного выступления

1

13

Правила публичного выступления

1

14

Правила публичного выступления

1

15

Правила публичного выступления

1

16

Аргументация: методика и особенности применения на практике

1

17

Аргументация: методика и особенности применения на практике

1

18

Аргументация: методика и особенности применения на практике

1

19

Аргументация: методика и особенности применения на практике

1

20

Аргументация: методика и особенности применения на практике

1

21

Аргументация: методика и особенности применения на практике

1

22

Практическое занятие №1 «Современная молодежь: кто она?»

1

23

Практическое занятие №1 «Современная молодежь: кто она?»

1

24

Практическое занятие №2 «Глобальные проблемы современности»

1

25

Практическое занятие №2 «Глобальные проблемы современности»

1

26

Практическое занятие №3 «Проступок или преступление?»

1

27

Практическое занятие №3 «Проступок или преступление?»

1

28

Практическое занятие №4 «Можно ли научится тому, что не любишь?»

1

29

Практическое занятие №4 «Можно ли научится тому, что не любишь?»

1

30

Практическое занятие №5 «Физическое воспитание: проблема или необходимость?»

1

31

Практическое занятие №5 «Физическое воспитание: проблема или необходимость?»

1

32

Практическое занятие №6 «Школьная форма должна быть обязательной»

1

33

Практическое занятие №6 «Школьная форма должна быть обязательной»

1

34

Финальная игра

1

Литература

1) Дебаты. Учебно-методическтй комплект. М., 2017

2) Гик. Е.Я. 1000 интеллектуальных игр. М., 2016

3) Поппер Карл. Учебгик игры «Дебаты». М., 2016

4) Шаталов. В.Ф.Соцветие талантов (часть первая). - М., 2017

5) Шипунов. С. Харизматичный оратор: руководство к курсу «Словестная импровизация». – Москва, 2007;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дебаты и школа XXI века

Изменение ролей ученика и учителя в XXI веке, экспонентный рост потока информации и целый ряд других изменений в образовательной парадигме нового времени требует использования новых методов обучения. ...

Мастер-класс "Дебаты на уроках английского языка"

Этот мастер-класс давала во время квалификационных курсов в апреле 2011 ...

деловая игра "Дебаты"

Нааша школа сохраняет и укрепляет здоровье учащихся...

Урок-дебаты "Восстание декабристов - подвиг или преступление"

Урок для 11 класса с использованием технологии "Дебаты", модифицированной для применения на уроке.Изучению 14 декабря 1825 года и событий, ему предшествовавших, в программе 11 класса о...

Надпредметная программа " Дебаты и дискуссии как средство развития коммуникативных компетенций обучающихся"

Данная надпредметная программа как никогда актуальна в наши дни. Многие преподаватели уже давно используют технологию дебатов в своей деятельности. Я использовала работы разных авторов и разные источн...

Технология:"Дебаты"

В данной методической разработке представлен один из видов новых педагогических технологий "Дебаты"...