"Общение"
материал по обществознанию (9 класс)

Работа с текстом для подготовки 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie.doc19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа по теме

«Общение и его роль в жизни человека»

        Ежедневно каждый человек встречается и контактирует с другими людьми. В ходе таких контактов люди обмениваются новостями, идеями, делятся эмоциями, мнениями. Такое взаимодействие между людьми мы называем общением. С одной стороны, термин «общение» интуитивно понятен каждому, поскольку мы являемся непосредственными участниками этого процесса. С другой стороны, в зависимости от ситуации мы наделяем этот термин разными значениями. В самом широком смысле общением можно назвать практически любой контакт между людьми. Например, когда в автобусе вы просите другого пассажира немного подвинуться, чтобы вы могли пройти к выходу, — это уже общение. В ответ на это он предпринимает действие — уступает вам дорогу. Но можно ли сказать «мы с ним общаемся» о человеке, с которым вы каждое утро едете в одном автобусе и больше вас ничего не связывает? Конечно, общение — нечто более глубокое и сложное. Это тесная межличностная связь, история ваших отношений с конкретным человеком. Говоря об общении, мы в первую очередь подразумеваем межличностные контакты знакомых между собой людей, а не множественные непосредственные контакты незнакомых людей (например, в толпе) или массовое общение посредством радио, телевидения, прессы (СМИ).

        Общение — это процесс обмена информацией и (или) действиями, который сопровождается взаимным восприятием и познанием людьми друг друга. В этом определении делается акцент на структуре процесса, которая включает три взаимосвязанных стороны общения: обмен информацией, восприятие людьми друг друга, взаимодействие. Несмотря на многообразие условий, при которых мы вступаем в контакты с другими людьми, можно выделить основные формы межличностного общения. Прежде всего следует различать формальное и неформальное общение. Под формальным понимается общение, подчинённое правилам, предписаниям, уставу. Для такого общения характерна официальность, обезличенность, неэмоциональность, преобладание официально-деловой лексики, использование специальной терминологии и устойчивых речевых оборотов. Под неформальным понимается общение, которое определяется личностными отношениями между людьми, подразумевает открытый обмен мнениями, проявление эмоций. Преимущественно в профессиональной сфере говорят о деловом общении, которое подчинено решению определённой производственной, научной, коммерческой задачи, исходя из общих интересов и целей участников (работников, сотрудников, служащих, управляющих и др.)

По цели общения можно выделить инструментальное и интимно-личностное общение. В рамках инструментального общения целью является либо получение необходимой информации, либо побуждение человека к определённым действиям. В этом случае партнёр по общению не представляет ценности сам по себе. В качестве разновидности инструментального выделяется манипулятивное общение — когда одним из партнёров для по-

лучения определённой выгоды намеренно скрывается истинная цель общения. В интимно-личностном общении человек становится самоцелью, то есть основной интерес заключается не в получении какой-то конкретной информации, а в самом процессе общения. Иными словами, мы общаемся с человеком не для того, чтобы от него что-либо получить, а потому что нам приятно проводить с ним время.

        С точки зрения позиции участников общения по отношению друг к другу можно выделить императивное и диалогическое общение. Императивное общение — это директивная форма воздействия на партнёра, приказ. В данном случае действительное обсуждение вопросов и выработка совместных решений отсутствуют. Такое общение внешне приобретает форму монолога. Диалогическое общение, напротив, предполагает равенство участников и свободный обмен мнениями при обсуждении вопросов и выработке решений.

Люди общаются между собой с помощью

знаков, а точнее — знаковых систем. Для того чтобы передать другому человеку некоторое сообщение, мы должны выразить нашу мысль в той знаковой системе, которую понимает наш партнёр по общению. Самым универсальным средством общения является человеческая речь, которая представляет собой систему фонетических знаков. Возможность точно передавать наши мысли и чувства с помощью речи устно или письменно во многом зависит от величины словарного запаса. Когда словарный запас ограничен, человек может испытывать трудности при описании сложных явлений действительности, собственных чувств и переживаний. Неречевое общение включает следующие основные знаковые системы: жесты, мимика, пантомимика; интонация, громкость голоса, включени в речь пауз, покашливания, плача, смеха и тому подобного; знаки, представляемые движением глаз. В повседневном общении указанные средства чаще всего служат для дополнения человеческой речи. Иногда они позволяют усилить интонацию, подчеркнуть значимость высказывания.

        

Ответьте на вопросы по тексту:

1) Что такое общение?

2) Какие виды общения выделяет автор? Выпишите и кратко поясните каждый вид.

3) Какие две группы средств общения указывает автор?

4) Что относится к неречевому общению?

Домашнее задание: выучить записи в тетради по теме «Общение и его роль в жизни человека», подготовиться к практической работе по данной теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение. Виды общения.

Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....

Мастер-класс "Общение-образ или образ-общение?"

Как организовать диалог на уроке? И даже полилог? А может быть, и декалог? Это возможно, если урок проводить, во-первых, в режиме мастер-класса (динамично, образно, интонационно выстроено), во-вторых,...

Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?

 способы общения  ученика и учителя в результате формально- ролевого общения  ...

Урок общения. Тема: «Общение в моей жизни»

Занятие в игровой форме с описанием методики проведения. Цели: познакомить с различными формами общения, формировать навыки доброжелательного повседневного общения, развивать умение улыбаться....

«Элементы общения. Общение с аудиторией»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....

«Элементы общения. Деловое общение»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....