МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ПРОИЗВОДСТВО: ЗАТРАТЫ, ВЫРУЧКА, ПРИБЫЛЬ»
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Воробьева Екатерина Андреевна

Формирование представлений и знаний об основах экономической сферы: производство и способы его организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воробьева Екатерина Андреевна

учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ р.п. Свободный Базарно-Карабулакского

муниципального района Саратовской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«ПРОИЗВОДСТВО: ЗАТРАТЫ, ВЫРУЧКА, ПРИБЫЛЬ»

Предмет, УМК

Обществознание, 8 класс (под редакцией Л.Н. Боголюбова, издательство Просвещение 2023г.)

Тема урока

«Производство: затраты, выручка, прибыль».

Дидактические средства

Приложение № 1 – видео производства с Энгельского молочного комбината (направлено на формирование креативного мышления)

Приложение № 2 - презентация «Экскурс в производство»;

Приложение № 3 - раздаточный материал (конверты с заданиями):

конверт №1 - «дешифровщик» (направлено на формирование креативного мышления)

конверт №2 – «затраты» (направлено на формирование читательской грамотности)

конверт № 3 – «рентабельность» (направлено на формирование финансовой грамотности)

задание № 4 – «мини-сообщение» (направлено на формирование креативного мышления)

Тип урока

 Открытие новых знаний

Цели урока

Формирование представлений и знаний об основах экономической сферы: производство и способы его организации.

Задачи урока

  • Сформировать теоретические представления о производстве как основе экономики;
  • Характеризовать специфику различных затрат производства и их влияние на результаты производственной деятельности;
  • Дать представление об экономической сущности выручки и прибыли;
  • Продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний;
  • формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях;

План урока

  1. Производство – основа экономики
  2. Затраты производства
  3. Выручка и прибыль

Структура урока

  1. Организационный момент
  2. Мотивация учебной деятельности (видео ролик)
  3. Актуализация (беседа – выведение на тему урока)
  4. Целепологание (постановка цели урока)
  5. Построение проекта (план урока)
  6. Реализация построенного проекта (вводная теория)
  7. Первичное усвоение и закрепление новых знаний (выполнение заданий на основе теории)
  8. Рефлексия (оценка деятельности – «цветные ручки»)

Основные понятия

Производство, затраты, выручка, прибыль

Метод  урока

беседа, выполнение самостоятельных заданий направленных на формирование функциональной грамотности

Форма урока

урок – экскурс, работа  в парах

Технология

«мозговой штурм»

Планируемые результаты

Предметные: научиться объяснять значение понятий единичное, серийное и поточное производство, затраты, выручка, прибыль

Личностные:

 - развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- понимание важности основ экономического производства;

- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей)

- способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности,
- формирование умения нести ответственность за свои решения;

- развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Метопредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные):

познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных информационных ресурсов; структурировать найденную информацию, классифицировать и обобщать факты и явления; - продолжить формирование умений решать задания в форме ВПР, ОГЭ;

регулятивные: уметь формулировать цели и задачи урока; развивать способы решения задач поискового характера; составлять план решения задач; работать в соответствии с заданным учителем планом; высказывать свои предположения; осуществлять самоконтроль; уметь видеть ошибки и уметь их корректировать

коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; уметь слушать собеседника; аргументированно излагать свою точку зрения; уметь критично относиться к своему мнении; уметь работать в группе, слушать других и оценивать свои учебные достижения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни.

 

Где: *СУ – слово учителя, ДУ – действие учителя

      **ПОУ – предположительный ответ учащихся

  1. Орг. момент.

СУ: Здравствуйте, ребята, присаживаемся!

  1. Мотивационный этап

СУ: Внимание на экран.

  1. Просмотр видеоролика.

Вопрос: Как вы думаете, отталкиваясь от просмотренного видеоролика, что мы сегодня с вами будем изучать?

ПОУ: производство

СУ: Да, верно. Предлагаю вам отправиться в экскурс на «Производство».

А что такое производство? Что оно в себя включает, и чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю вам выполнить первое задание.

  1. Актуализация знаний

  1. КОНВЕРТ №1 «Дешифровщик» (Приложение № 3)

Задание: При помощи порядковых номеров букв в алфавите, расшифруйте спрятанные термины, которые помогут раскрыть нашу тему:

З

А

Т

Р

А

Т

Ы

9

1

20

18

1

20

29

В

Ы

Р

У

Ч

К

А

3

29

18

21

25

12

1

П

Р

И

Б

Ы

Л

Ь

17

18

10

2

29

13

30

Вопрос: Ребята, какие слова у вас получились?

ПОУ: затраты, выручка, прибыль.        

И теперь мы можем сформулировать тему урока: «Производство: затраты, выручка, прибыль» (перевернуть кубики с наименованием темы)

  1. Целеполагание.

Давай постараемся сформулировать цель нашего урока.

ПОУ:  Получить знания об основах экономической сферы: производство и способы его организации.

  1. Построение проекта

Давайте предположим, какие моменты нам предстоит рассмотреть?  

ПОУ:

  1. Производство – основа экономики
  2. Затраты производства
  3. Выручка и прибыль

СЛАЙД № 1

  1. Реализация построенного проекта

СЛАЙД № 2

«Производство»

СУ: Почти все, что нам необходимо в повседневной жизни, не существует в природе в готовом виде. Для удовлетворения своих потребностей люди должны постоянно что-либо производить. Делаем вывод, что:

Учащийся зачитывает со слайда презентации:

Производство – это процесс создания экономических благ для удовлетворения потребностей людей.

Вопрос: Как вы думаете, прежде чем начать производство, что должен учесть производитель?

ПОУ: что и для кого они будут производить, в каком количестве и объеме, какую технологию изготовления будут использовать и проводить оценку экономической выгоды.

Вопрос: Как вы думаете, что является конечным результатом производственной деятельности?

ПОУ: товары или услуги

Вопрос: Раскройте определение понятий товара и услуги и приведите свои примеры.

ПОУ:

Товар - продукт труда, произведенный для продажи на рынке; (продукты питания, одежда, мебель, автомобили, дома, книги)

Услуга - результат полезной деятельности, направленный на удовлетворение потребностей; (показ кинофильмов, ремонт, парикмахерская, стоматология)

СУ: Производство подразделяется на три типа:

  1. единичное (штучное) – продукция, изготовляемая одном или нескольких экземплярах - (хэдмйнд);
  2. серийное – изделия выпускаются большими партиями. Кстати данный тип производства наиболее распространенный;
  3. массовое  - представляет собой производство однотипной продукции больших объемов. Ведь чем больше товара производится на одном предприятии, тем меньше затрачивается на него ресурсов.

  1. Первичное усвоение и закрепление новых знаний

СЛАЙД № 3

«Затраты»

 Производителям важно учитывать расходы на выпуск продукции. И здесь мы с вами будем говорить о затратах.

Учащийся зачитывает со слайда презентации:

Затраты (издерки) – сумма всех расходов на выпуск производства товаров или услуг.

Постоянные

Переменные

Не зависят от объёма производства

Напрямую зависят от объема производства

И вам предстоит выполнить задание.

КОНВЕРТ № 2 «Затраты» (Приложение № 3)

Прочитайте текст. Установите соответствие между видами затрат и их примерами.

     Любое предприятие тратит определённые суммы денег на поддержание своей деятельности. Необходимо платить заработную плату сотрудникам компании, закупать сырьё, из которого производится продукция, платить за электроэнергию и коммунальные услуги. Все эти затраты также называются издержками. Расходы на зарплату обычно называют издержками на труд или издержками на рабочую силу, расходы на сырьё, оборудование и электроэнергию — производственными издержками. Но выделение различных типов издержек предполагает, что нам необходим более существенный и в то же время общий признак. Выделяя постоянные и переменные издержки экономисты в качестве такого признака вводят объём производства.

   Постоянные издержки – это издержки, величина которых не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. Например, для цеха по производству пластмассовых пуговиц и других мелких деталей, расположенной в арендуемом помещении арендная плата — постоянные затраты. При этом в 2019 году арендная ставка может составлять 1800 рублей за квадратный метр в год, а в 2021 году арендодатель повысит эту ставку, к примеру, до 2000 рублей. Главное, что эти изменения никак не связаны с объёмом производства самих пуговиц — аккуратно выплачивая арендную плату, предприниматель может производить их как очень много, так и очень мало, если спрос на продукцию упадёт. К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, которое необходимо обновлять по истечению определенного периода (амортизационные отчисления на последующую покупку нового оборудования), арендой, капитальным ремонтом, а также выплата заработной платы административному аппарату.

   Переменные издержки – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда. Скажем, на приведённом в пример производстве по производству пуговиц, чем больше пуговиц выпускается, тем больше нужно купить пластмассы (сырья) и необходимой упаковки, тем больше нужно заплатить за электроэнергию, к которой подключены станки предприятия.

Примеры издержек

Виды затрат

  1. Заработная плата управленческому персоналу

А) переменные

  1. Сдельная заработная плата труда наемных работников

Б) постоянные

  1. Амортизационные отчисления

  1. Охрана фирмы

  1. Закупка сырья и упаковки на производство товаров

  1. Аренда помещения под производство

  1. Плата за электроэнергию

ДУ: Проверка выполнения задания. В случае, допущенных ошибок - поправить.

Постоянные: заработная плата управленческому персоналу, амортизационные отчисления охрана фирмы, аренда помещения под производство

Переменные: плата за электроэнергию, закупка сырья и упаковки на производство товаров, дельная заработная плата труда наемных работников.

Рациональный производитель всегда будет стремиться сократить переменные затраты, поскольку они, в отличие от постоянных, могут меняться.

*Физическая минутка

(упражнения для глаз)

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3. Повторить 2 раза.
  • Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 3). Повторить 2 раза.

И переходим дальше.

«Рентабельность»

 СЛАЙД № 4

   Производитель заинтересован в снижении затрат и в увеличении выручки.

Учащийся зачитывает со слайда презентации:

Выручка – та сумма денежных средств, которую производитель получит от реализации продукции.

Вопрос: Как можно увеличить выручку?

ПОУ: рекламой своего товара, яркими упаковками, качеством товара и т.д.

Все верно. Чем выше выручка и меньше затрат, тем больше прибыли.

Учащийся зачитывает:

Прибыль - превышение выручки от продажи товаров над общей суммой затрат на их изготовление и реализацию.

Если выручка оказывается больше затрат, то деятельность предприятия рентабельна (прибыльна) и наоборот, если выручка оказывается меньше затрат, то деятельность предприятия убыточно.

Чтобы посмотреть, как это правило работает на практике, вам предстоит выполнить следующие задания.

ДУ: Организация работы учащихся в паре; 2 учащихся у доски по 1 задаче.

СЛАЙД № 5 

КОНВЕРТ № 3 «Задачи»

Задача 1.

Ежедневная выручка предприятия "Белая долина" составляет 500 000 руб. Ежедневно на оплату света тратится 500 руб., воды - 1000 руб., на сырье - 2000 руб., на аренду - 500 руб., на заработную плату рабочим - 2000 руб. Какова сумма прибыли предприятия "Белая долина" в месяц? Примечание: месяц = 30 дней 

       Задача № 2.

Ежедневные затраты цветочного магазина «Флер» составляют 2.000 руб., а ежемесячная выручка 55.000 руб. Какова сумма годовой прибыли цветочного магазина «Флер»? Примечание: месяц 30 дней, год – 365 дней.

СЛАЙД № 7

ДУ: Проверка выполнения задания. В случае, допущенных ошибок - поправить.

Вопрос: Как мы можем вычислить прибыль?

ПОУ: ВЫРУЧКА – ЗАТРАТЫ = ПРИБЫЛЬ.

СУ: Прибыль является движущей силой деятельности любого производителя. Это то, ради чего начинается производство.

  1. Первичное закрепление  

СЛАЙД № 8

СЛАЙД № 9

Внимание на экран.

Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое из 4-5 предложений сообщение о производстве, используя все приведённые ниже понятия.

Производство, затраты, выручка, прибыль.

Производство товаров и услуг является основой экономики. Различают единичное, серийное и массовое производство. Производителям важно учитывать сумму всех затраты на выпуск продукции и при организации производства необходимо добиться, чтобы размеры выручки позволяли не только компенсировать затраты, но и получить прибыль.

  1. Рефлексия (оценка деятельности – «цветные ручки»)

СЛАЙД № 7 

А теперь я предлагаю вам, оценить свою работу на уроке.

Руководствуйтесь высказыванием писателя Антуана де Сент Экзюпери

«Суди себя сам. Это самое трудное. Судить себя куда труднее, чем других. Если ты сумеешь, правильно судить себя, значит ты по истине мудр».

   Предложить ребятам стакан с цветными ручками.

  • Ручка красного цвета – нужна помощь!
  • Ручка желтого цвета – не все понятно!
  • Ручка зеленого цвета -  все отлично!

Обсудить с ребятами вопросы, которые возникли у учащихся по изученной теме.

Выставление оценок.

СЛАЙД № 10

Д/З. п. 11, вопросы стр. 93 №4 в тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе по теме "Wir fahren in eine deutsche Stadt" с использованием ИКТ

Данная методическая разработка подготовлена к уроку в 5 классе по УМК "Шаги" И.Л. Бим.  Урок  ориентирован на систематизацию лексико-грамматических навыков; развитие навыков диалогической ре...

Методическая разработка урока в 9 классе по теме: «Национальный и религиозный состав населения России»

Цели и задачи:                         Познакомиться с разнообразием народов Ро...

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...

Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС

Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....