Конспект урока обществознания в 11 классе "Мировоззрение"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Косенок Ирина Васильевна

Мировоззрение и его роль в жизни человека – 11 кл.

 

Цель: познакомиться с мировоззрением, его видами и факторами на него влияющими.

План урока.

1.                  Что такое мировоззрение

2.                  Структура мировоззрения

3.                  Типы мировоззрения

4.                  Роль мировоззрения в духовном развитии личности .

Актуализация темы. Решение проблемного задания.

Записано задание на доске

Проблемное задание № 1.

Учитель: Прежде,чем мы  узнаем  тему урока,мы с вами  решим проблемное задание. В Древней Индии считали, что человек  рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он  впервые приходит  в этот мир. Второй раз  человек рождается духовно, когда он обретает.......

Вы должны продолжить высказывание индийских мудрецов. Работая в  группе вы должны выяснить, что же должен  обрести человек, чтобы  началось его духовное рождение? Список понятий  (богатство,  слава,  карьера, жизненные ценности, знания, деньги, опыт, власть,  мировоззрение,  авторитет, идеалы, могущество, вера,убеждения, влияние  и нужные  связи.)

    Каждая группа   дает ответ на проблемное задание.

  Ответ к заданию №1: (демонстрируется слайд презентации с ответом). В  Древней Индии считали, что человек  рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он  впервые приходит  в этот мир. Второй раз  человек рождается   духовно, когда он обретает  мировоззрение.

Учитель:   О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? 

Обучающиеся:    О мировоззрении.

Учитель: Тема нашего урока “Мировоззрение”.Открываем тетради и записываем тему.

Постановка учебной задачи.

Какие задачи мы с вами поставим? Что мы должны сделать? В постановке цели вам поможет план, обратите внимание на доску

Ну а в конце урока вам предстоит ответить на вопрос, Что же влияет на мировоззрения?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mirovozzrenie.docx68.17 КБ

Предварительный просмотр:

Мировоззрение и его роль в жизни человека – 11 кл.

Цель: познакомиться с мировоззрением, его видами и факторами на него влияющими.

План урока.

  1. Что такое мировоззрение
  2. Структура мировоззрения
  3. Типы мировоззрения
  4. Роль мировоззрения в духовном развитии личности .

Актуализация темы. Решение проблемного задания.

Записано задание на доске

Проблемное задание № 1.

Учитель: Прежде,чем мы узнаем тему урока,мы с вами решим проблемное задание. В Древней Индии считали, что человек рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он впервые приходит в этот мир. Второй раз человек рождается духовно, когда он обретает.......

Вы должны продолжить высказывание индийских мудрецов. Работая в группе вы должны выяснить, что же должен обрести человек, чтобы началось его духовное рождение? Список понятий (богатство, слава, карьера, жизненные ценности, знания, деньги, опыт, власть, мировоззрение, авторитет, идеалы, могущество, вера,убеждения, влияние и нужные связи.)

Каждая группа дает ответ на проблемное задание.

Ответ к заданию №1: (демонстрируется слайд презентации с ответом). В Древней Индии считали, что человек рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он впервые приходит в этот мир. Второй раз человек рождается духовно, когда он обретает мировоззрение.

Учитель: О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

Обучающиеся: О мировоззрении.

Учитель: Тема нашего урока “Мировоззрение”.Открываем тетради и записываем тему.

Постановка учебной задачи.

Какие задачи мы с вами поставим? Что мы должны сделать? В постановке цели вам поможет план, обратите внимание на доску

Ну а в конце урока вам предстоит ответить на вопрос, Что же влияет на мировоззрения?

Построение проекта выхода из затруднения

Сегодня на уроке мы должны узнать что такое миро-воззрение, выяснить структуру мировоззрения, то есть из чего оно складывается, выделить типы мировоззрения и их существенные признаки.

А что такое мировоззрение? Для того чтобы ответить на данный вопрос Вам понадобится конверт № 2. В ней находится набор слов, которые вам помогут сформулировать определение мировоззрения. Ваша задача сложить определение (Мировоззрение - система взглядов человека на мир (природа, общество, человек) в целом; отношение человека к миру;

Мировоззрение - это целостное представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества;

Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает) (каждая группа в ходе совместного обсуждения должна дать свое толкование понятия)

Так, что же такое мировоззрение (ответы обучающихся)

А теперь посмотрим, с помощью чего формируется мировоззрение. И здесь вам понадобится конверт № 3. Ваша задача перебрать слова, при нахождении нужного вывешивать его на доску (историческая эпоха; особенности культуры, семья и ближайшее окружение – друзья, учебные и трудовые коллективы, бытовое окружение, самовоспитание, самообразование)

(на доске: мировоззрение=знания+…+…+….+…+…+)

Ответ к заданию. Мировоззрение = знания + убеждения + вера + жизненные ценности + идеалы + опыт.

Из формулы мы видим , что любое мировоззрение начинается с приобретения знаний. Из истории вы знаете, что раньше власть имущие ограничивали доступ простым людям к образованию и знаниям. Почему? Приведите примеры.

Обучающийся: У необразованного, темного человека узкий кругозор. Его легко обмануть. А человек образованный многое понимает и замечает, становится более требовательным, сможет отстоять и защитить свои права. А такие люди были опасны для власти.

Обучающийся: Примером ограничения властями доступа к образованию простых людей является циркуляр 1887 года, изданный министром народного просвещения И.Д.Деляновым и одобренный Александром Третьим, получившим в истории название “Циркуляр о кухаркиных детях”. В нем предписывалось не допускать в гимназии и прогимназии детей кучеров, лакеев поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, чтобы не выводить их из среды, к который они принадлежат.

Обучающийся: Образованный человек с широким кругозором, который имел свое мнение и достоинство был опасен и при тоталитарном режиме. Из такого человека нельзя было сделать послушную марионетку, бессловесного раба, живущего по указке властей. Мы из истории знаем, что сталинские репрессии в первую очередь обрушивались на интеллигенцию: писателей и ученных. Волна репрессий коснулась многих представителей творческой интеллигенции. Они на долгие годы попали в ссылки, лагеря, лишались права творить.

Учитель: Недаром Бекон утверждал, что знание это сила. Следующим важным элементом мировоззрения являются вера и убеждения. Вера - бездоказательное признание чего-либо истинным. Убеждение это прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-то, основанное на личном опыте и вере. В истории немало примеров, когда человек ради веры и убеждения жертвовал своей свободой или жизнью. Сейчас мы заслушаем небольшие сообщения о таких людях.

1 обучающийся: Картина Сурикова « Боярыня Морозова»

По силе и глубине своей убежденности в российскую историю навсегда вошла боярыня Морозова, выступившая против церковной реформы Никона в 17 веке. Несмотря на угрозы и пытки, боярыня не отказалась от своих взглядов. Феодосия (в иночестве Феодора) Прокопьевна Морозова, в девичестве Соковнина — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево- Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Почитается старообрядческой церковью как святая. Её образу художником Суриковым приданы неистовые черты: поднятая в жесте клятвы рука, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе — все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Образ Морозовой на картине предстает победоносным: народ смотрит на неё с благоговением и кланяется ей, а сама она выражает готовность идти до конца за свои убеждения. Боярыня Морозова - яркий пример несломленной русской женщины.

Молодцы, так мы с вами узнали, что такое мировоззрение, что формирует его. А что нам еще предстоит узнать о мировоззрении?

(ответы: существует 4 типа мировоззрения)

Какие же типы мировоззрения существуют? Вам понадобятся конверты под номером 3 . В них у вас задание для каждой группы. Ваша задача поработать в группах над заданием 5 минут, затем мы заслушаем каждую группу. И в итоге узнаем, какие же виды мировоззрения существуют.

Типы мировоззрения.

Проверка задания. Типы мировоззрения.

Мифологическое Научное

Религиозное Обыденное

(Обыденное, житейское: лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом, человека узнаешь только тогда, когда съешь с ним пуд соли. Не спрашивай старого, а спрашивай бывалогою

Мифологическое: Древние булгары, предки казанских татар считали, что мир первоначально был представлен безграничным океаном. На поверхности океана плавала одинокая утка. Вот она нырнула и со дна океана достала крупинку зерна, из которого и зародилась земля. Другая версия этой легенды гласит, что утка снесла 3 яйца, из которого образовались земля, солнце и луна и весь мир.

Религиозное: Мусульмане верят в Аллаха, совершают за день пятикратный намаз, ежегодно в месяце рамазан строго держат пост - уразу.

Научное: Второй закон Ньютона — дифференциальный закон движения, описывающий взаимосвязь между приложенной к материальной точке силой и получающимся от этого ускорением этой точки.)

Учитель: Давайте решим с вами следующую проблемную задачу. Представьте себе сильный пожар. В его пламени вот-вот погибнет редчайшая картина итальянского мастера и парализованный старик. В вашем распоряжении несколько минут, за которые вы можете спасти только что-то одно, или картину, или парализованного старика. Ваш выбор. Поднимите руку, кто будет спасать старика (большая часть учеников спасает старика). Объясните свой выбор.

Обучающийся: Картина неживая, а старик живой. Этим стариком мог быть мой дедушка.

Обучающийся: Жалко старика. Человеческая жизнь бесценна. Дать погибнуть человеку, когда есть возможность спасти его – это равносильно преступлению.

Учитель: Поднимите руку, кто будет спасать картину. Объясните свой выбор.

(обычно таких учеников бывает очень мало, 1-2 ученика)

Обучающийся: Я буду спасать картину, потому, что она шедевр, бесценная. А старик парализован и он все равно скоро умрет.

Учитель: А что бы ты чувствовал, если бы вместо старика оказался ты, а кто-то бы другой спасал не тебя, а картину. Хотел бы ты, что бы так поступили с тобой. Обучающийся: Нет, конечно. Учитель: В чем разница между этими двумя выборами. Те, кто спасают картину - поступают антигуманно, то есть не по человечески, а те, кто спасает старика - поступают гуманно. В современном мире главным является не тип мировоззрения, а его направленность. По направленности мировоззрение бывает гуманистическое, когда в центре бывает человек и его интересы и антигуманистическое - направленное против человека. Исходя из этого мы можем дополнить нашу схему. «Типы мировоззрения»

Типы мировоззрения.

Мифологическое Научное

Религиозное Обыденное

Гуманистическое мировоззрение Антигуманистическое мировоззрение.

Дайте основные признаки гуманистического мировоззрения

Обучающийся: Гуманистическое мировоззрение ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признает равноправие различных культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, дорожит и защищает достоинства человека.

Учитель: Таким образом, нет устаревших или ненужных типов мировоззрения. Все типы мировоззрения имеют право на существование. Главной общей чертой всех типов мировоззрения на современном этапе становится гуманистическая направленность. Поворот общества к проблеме человека может стать облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения

Роль мировоззрения в духовном развитии личности

Учитель: Мировоззрение нередко называют ядром, «стержнем» духовного развития человека. Сейчас каждая группа, опираясь на учебник и свой жизненный опыт, будет отвечать на вопрос, какую же роль играет мировоззрение в жизни и деятельности человека? Ответы не должны повторятся.

Работа в группах (2-3 минуты)

Ответы на задание.

Обучающиеся 1 группы: Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для практической деятельности. Мировоззрение позволяет свободно ориентироваться в сложных обстоятельствах общественной и личной жизни.

Обучающиеся 2 группы: Мировоззрение через свою философскую сердцевину позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.

Обучающиеся 3 группы: Мировоззрение дает программу поведения человека, стиль мышления, образцы для действия, нормы поведения, методы решения проблем.

Обучающиеся 4 группы: На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек получает возможность определить истинные ценности жизни и культуры, смысл жизни, интересы, оценки происходящего в мире.

Учитель: Рено Декарт сравнивал мировоззрение с фонарем, который освещает дорогу путнику. Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей.

Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством. Итак, что мы узнали сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы узнали, что такое мировоззрение, выделили структуру и типы мировоззрения. Выяснили роль мировоззрения для духовного развития человека. А сейчас мы с вами ответим на главный вопрос: Что же влияет на мировоззрения? (историческая эпоха, культура, образование, страна, религия, материальное положение)

Теперь подведем итоги, выделим самое главное и сделаем выводы. Для этого выполним следующее задание. Каждая группа получает карточку №3 с заданием.

Карточка №3 для 1 группы. Продолжи предложение.

Мировоззрение - это….

Мировоззрение складывается из …+…+….+…

Карточка №3 для 2 группы. Продолжи предложение. Мировоззрение делится на следующие типы……

Карточка №3 для 3 группы. Продолжи предложение. Все типы мировоззрения имеют право на существование. Главной общей чертой всех типов мировоззрения на современном этапе становится …. Основные признаки гуманистического мировоззрения – это …..

Карточка №3 для 4 группы. Продолжи предложение. Мировоззрение является ….. духовного развития человека и определяет ……. .

Закрепление материала. Решаем тесты.

Тесты для закрепления:

Выбери правильный ответ

1. Самой ранней формой мировоззрения, отражавшей отношение человека к миру и к происходящим в нем событиям, является: а) наука; б) мифология; в) религиозная вера; г) культура.

2. Что лежит в основе формирования научного мировоззрения?

а) направления мировой мысли, опирающиеся на достижения науки

б) учения, содержащиеся в памятниках мировой духовной культуры

в) личная практическая деятельность г) легенды и мифы.

3. Верны ли следующие суждения, характеризующие мировоззрение?

А. Мировоззрение представляет собой обязательно рационализированное познание мира.

Б. Мировоззрение представляет собой совокупность всех представлений человека о мире, обществе и человеке.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.

Научное мировоззрение не предполагает

а) стремления к объективности б) обоснованности убеждений

в) освоения опыта человечества г) свободной безответственности.

5. Основная проблема любого мировоззрения – это:

а) вопрос об отношении человека к человеку;

б) вопрос об отношении человека к миру;

в) вопрос об отношении человека к культуре.

г) природа сама по себе, «очищенная» от человека;

#1055;родолжи предложение:

А) Мировоззрение основанное на вере в бога и в сверхъестественные силы- это….. .

Б) Элемент мировоззрения, безоговорочное, бездоказательное принятие каких-то истин и догм- это….

В) Составная часть структуры мировоззрения, означающие устойчивые, укоренившиеся взгляды и установки …..

Г) Целостное представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества- это….

Д) Мировоззрение, которое ставит во главу угла человека , его права и свободы -…..

7. Дополни схему:

Типы мировоззрения.

Мифологическое Научное

… …. Обыденное

Гуманистическое мировоззрение …… мировоззрение.

8. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие обыденное мировоззрение/

#1042;ера в Бога

#1042;ключает в себя научную картину мира.

3. Основывается на личной практической деятельности,

4. Основой являются священные книги.

5. Формируется стихийно, на личном житейском опыте,

6. Основывается на достижениях науки.

9) Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано,

1)знания 2) убеждения 3) мировоззрение 4) ценности и идеалы 5) вера 6) опыт

10)Установи соответствие между типами мировоззрения и их признаками. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Типы мировоззрения Признаки

А) Мифологическое 1. Вера в сверхъестественные силы.

Б) Научное 2. Фантастическое мировоззрение.

В) Религиозное #1060;ормируется в быту, на личном опыте

Г) Обыденное 4. Основано на научной картине мира.

А

Б

В

Г

Ответы: 1б, 2а, 3) 2, 4г, 5б, 6) религиозное мировоззрение, вера, убежде-ния, мировоззрение, гуманистическое мировоззрение. 7) религиозное, анти-гуманное 8) 35 9) 3 10) 2 4 1 3

Заключительный этап урока. Учитель ставит оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания "Мы - многонациональный народ", 6 класс

Цель урока выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации  для её граждан, для государства. ...

Конспект урока обществознания "Конституция России"

Данный урок проводился в 9 классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с текстом Конституции нашей страны, анализируют ее статьи, учатся высказывать собсвенную точку зрения...

план-конспект урока обществознания в 6 классе. Практикум по теме: "Школа" УМК Л.Н. Боголюбова

Урок обществознания в 6 классе по УМК Боголюбова Л.Н. - практикум по теме "Школа". Цель: О - усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации; применение полученных знаний на практике; поиск...

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....

План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"

Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....

План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»

План – конспект урока обществознания в  5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника  : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: ...

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Цель: Выявить сущность общения, как способа обмена информацией.           Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать        ...