Работа с текстом в формате ЕГЭ по теме "Рынок"
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Исламгулова Ильмира Радиковна

Проверочная работа в формате ЕГЭ - задания второй части - работа с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_po_teme_rynok.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ТЕКСТОМ ПО ТЕМЕ «РЫНОК»

Рынок — это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или на стадион. 
           Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы — товарно-рыночного хозяйства. Оно состоит из двух подсистем: товарного производства и рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.
           Исходное звено общей системы — производство товаров — оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям: а) в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен; б) в самом производстве создается новая стоимость — ожидаемые доходы участников рыночных сделок; в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создается необходимость самого рыночного обмена продуктами.
           В свою очередь рынок оказывает обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка.
           Первая функция состоит в том, что рынок соединяет сферы производства и потребления. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а область потребления окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.
           Другая функция рынка — выполнение роли главного контролера конечных результатов производства. Именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и количество созданных продуктов соответствуют нуждам покупателей. 
           Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который сформулировал А. Смит: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...».

(Е. Ф. Борисов)

1. Из каких двух подсистем состоит рынок по мнению автора? С помощью каких связей воссоединяются эти подсистемы? Что имеет ввиду автор, когда говорит о рынке, как о контролере конечных результатов производства?

2. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.

Используя обществоведческие знания,
– укажите не менее трёх основных признаков понятия «экономическая система»;
– объясните связь, существующую между рыночной экономикой и уровнем жизни населения.

3. Автор называет несколько функций рыночного механизма. Привлекая факты общественной жизни проиллюстрируйте примерами каждую из функций рынка, приведенную в авторском тексте. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

4. Несмотря на достоинства рыночного механизма современные государства полностью не отказываются от регулирования рыночной экономики. Используя обществоведческие знания приведите три объяснения о том, какие слабые стороны рынка делают необходимым его регулирование. 

(Каждое объяснение должно быть сформулировано развернуто).


КЛЮЧИ: РАБОТА С ТЕКСТОМ ПО ТЕМЕ «РЫНОК»

  1. Решение:
    1) Ответ на первый вопрос, например: рынок состоит из двух подсистем - товарного производства и рынка;
    2) Ответ на второй вопрос, например: подсистемы воссоединяются с помощью прямых и обратных связей;
    3) Ответ на третий вопрос, например: именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и количество созданных продуктов соответствуют нуждам покупателей.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

  1. Решение:
    1) Основные признаки понятия «экономической системы», например:
    – способ организации хозяйственной жизни;
    – характер собственности на средства производства;
    – механизмы распределения произведенных товаров и услуг;
    – роль государства в регулировании экономики.
    (Могут быть приведены другие признаки при обязательном указании двух первых признаков из перечня).
    Данный̆ элемент ответа засчитывается только при указании в данной̆ или близкой̆ по смыслу формулировке трёх или более признаков, в том числе из приведённого перечня, и при отсутствии неверных позиций.
    2) Объяснение с опорой̆ на положения текста, например: Рыночная экономика способствует товарному разнообразию, делает товары доступными для широких слоев населения, что является одним из показателей уровня жизни.
    Может быть приведено другое корректное объяснение. Объяснение, данное без опоры на положения текста, не засчитывается при оценивании.
  2. Решение:
    В правильном ответе должны быть следующие элементы (примеры и функции):
    1) Предприниматель Н, видя растущий спрос на детские товары в своем городе, решил открыть их производство, сочтя его коммерчески успешным (рынок соединяет сферы производства и потребления);
    2) Предприятие Н по производству бытовой техники разорилось, поскольку его продукция не обладала необходимым качеством и не пользовалась спросом (выполнение роли главного контролера конечных результатов производства);
    3) Продажа большой партии произведенной продукции, произведенной предприятием Василия, позволила ему обогатиться (рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей).
    Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие функции рынка.
    Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).
  3. Решение:
    Могут быть приведены следующие объяснения:
    1) рынок может быть не заинтересован в производстве благ в которых нуждаются широкие общественные слои – бесплатное образование, доступные медицинские услуги, коммуникации;
    2) рынок в погоне за сверхприбылями может игнорировать вред, наносимый окружающей среде;
    3) к издержкам рынка относится безработица, которая, приобретая массовые масштабы, имеет негативные последствия для социума.
    Могут быть приведены другие объяснения. Засчитываются только объяснения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве объяснений).

Источник: NeoFamily


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст для работы над сочинением в формате ЕГЭ. (Про сына дипломата)

Очень интересный отрывок из повести современной писательницы Маши Трауб, затрагивающий нравственно-этические проблемы....

11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

Работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ

Конспект урока "Работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ"...

Работа с текстом в формате ОГЭ

В документе представлены задания к текстам по учебнику 6 класса для школ с углубленным изучением иностранных языков под редакцией О,В.Афанасьевой, И.В.Михеевой. Все задания - на установление истинност...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Работа с текстом художественного стиля.»

Данный урок обучает комплексному анализу текста художественного стиля, прививает  навык и написания сочинения-рассуждения по тексту данного типа речи. Дети учатся отбирать материа...

Приемы работы с текстом формата ОГЭ

Данный материал содержит приемы работы с текстом, предлагаемым для написания сочинения-рассуждения ОГЭ....