Урок по обществознанию в 11 классе "Демократические выборы"
методическая разработка по обществознанию (11 класс)
Разработку урока по обществознанию по теме "Демократические выборы" можно провести в 11 классе (базовый уровень)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ХОД УРОКА по обществознанию «Демократические выборы»
Ребята! Посмотрите на эту картину. (СЛАЙД). Может вы знаете название этой картины? Эта картина известного русского художника 19 века Васнецова «Витязь на распутье». О чем эта картина? (О выборе).
Эта картина о том сложном, непростом выборе, который нам часто приходится делать с осознанием того, что от этого выбора зависит многое в дальнейшей нашей жизни, как будут развиваться события.
А о каком выборе речь идет в цитате немецкого публициста Бернса. (СЛАЙД). Прочитай, пожалуйста ?? От этого выбора, так же, как и в картине Васнецова зависит то, по какому пути пойдет дальше страна. А еще?
Представьте, что наша страна – это корабль, а тех, кто стоит у руля можем назвать парусами, но именно народ будет тем ветром, который будет дуть в эти паруса и его направлять. Таким образом, вектор развития государства определяет народом, которого автор называет ветром.
Как вы думаете, в какой момент может народ сделать тот самый выбор, как наш витязь на распутье? (На выборах).
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
А как мы можем назвать выборы, на которых народу дается право высказать свое мнение?
(Демократические выборы). СЛАЙД
На парте у вас лежит рабочий лист. Запишите в нем название темы. В течении урока мы с вами будем его заполнять, все эти записи вам пригодятся, в том числе при подготовке к ЕГЭ.
Ребята! Что будет в центре внимания нашего урока?
Что такое демократические выборы, на чем основывается избирательное право, как проходят выборы в России. К этому еще добавим понятие избирательные системы.
Вопросы, связанные с выборами, всегда вызывали многочисленные споры. Прочитайте цитаты Марка Твена и Уинстона Черчилля. Какое противоречие вы видите в высказываниях известных личностей? ………
А чью позицию заняли бы вы? ……ОТВЕТЫ
А теперь посмотрите видеоролик……
Как видите, наши мнения разделились. Возникает проблемный вопрос:
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬ – КАКОЙ ОН? (СЛАЙД)
-----------------------
Попробуйте дать определение выборов? (Ответы). А теперь познакомьтесь с тем определением, который вам предлагает Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан в РФ.
Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица (СЛАЙД)
Найдите в рабочем листе среди терминов определение понятия выборы и запишите.
Напомните, ребята, где зародились выборы? (СЛАЙД)
Как назывались народные собрания в Древней Руси, в которых проводились выборы? (ВЕЧЕ) – СЛАЙД.
А знаете ли вы, как называлось в прошлом народное собрание у башкир? ЙЫЙЫН или курултай (СЛАЙД).
Тема нашего урока – демократические выборы. Можно ли назвать демократическими такие выборы СЛАЙД с песней? (нет)
Как вы думаете, существуют ли в каких-либо странах штрафы за неучастие в выборах? (ответ).
Действительно (СЛАЙД). Можно ли назвать такую практику нарушением свободы людей?
А есть ли в нашей стране штрафы за неявку на выборы? Нет. У нас выборы свободные.
Ребята, может вы знаете, как называется уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах? (Абсентеизм).
Давайте вы введете в свой словарный запас это понятие. Выберете в рабочем листе определение и запишите термин.
_________________________
А что же такое избирательное право? (Право выбирать и быть избранным).
На чем же основывается избирательное право?
Я вам предлагаю статью 3 закона, а вы определите, какой принцип избирательного права содержится.
1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
(СЛАЙД).
НАЗЫВАЮТ всеобщие, равные, прямые, при тайном голосовании.
Давайте вспомним, за кого мы голосуем на выборах?
(Ответы)
Посмотрите на экран: проводятся выборы на федеральном, региональном и местном уровнях. (СЛАЙД).
Одним из принципов избирательного права вы назвали тайное голосование. Скажите, как обеспечивается эта тайность?
(ОТВЕТЫ: кабинки, а как вы отдаете свой голос - бюллетень)
Давайте познакомимся с избирательным бюллетенем.
Перед вами избирательные бюллетени выборов прошлых лет. Один бюллетень связан с выборами в Госдуму 2011 года, второй – с выборами Президента в 1996 году.
Что общего вы видите в этих бюллетенях? Чем отличаются?
Как определяется победитель на выборах Президента РФ?
А как определить, сколько мест получит та или иная партия в Государственной думе. Посмотрите на экран. (СЛАЙД). Вы видите результаты голосования. Количество мест определяется через пропорции, как в математике. Почему три последние партии не получили места? Не набрали 5%.
В международной политической практике выработаны два основных типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. (СЛАЙД). И соответственно, во время выборов личности применяется мажоритарная система, а когда голосуют за списки – пропорциональная.
Поднимите бюллетень, результаты которого определяются по мажоритарной системе.
Как вы думаете, какая избирательная система в РФ? (Ответы)
Каждая система имеет достоинства и недостатки. Учитывая это, в России в выборах в представительные органы применяется смешанная избирательная система. Часть депутатов выбирается по мажоритарной, часть – по пропорциональной.
Запишите также тип избирательной системы в России в рабочем листе.
Выполните задания на соответствие в вашем рабочем листе.
Назовите ответ – 12112.
________________________
Вы у нас будущие избиратели. Я думаю, у вас есть вопросы по выборам.
Я вам предлагаю поучаствовать в пресс-конференции.
У нас две группы.
1 группу представляют молодые избиратели
Во 2 группе - представители избирательного комитета. (ТАБЛИЧКИ)
1 группа получает карточки с проблемными ситуациями, формулируют вопросы по ним и задают членам ЦИК.
2 группа изучает карточки с законами, касающимися выборов и отвечают на вопросы.
3 минуты на изучение.
От меня вопрос: В 2024 году после выборов Президента РФ в Совет по правам человека Республики Башкортостан поступила жалоба, что в списках избирателей был умерший человек. Как вы думаете, что сделали члены избирательной комиссии?
Если у вас будут еще вопросы, вы можете обратиться на сайт Центрального избирательного комитета (СЛАЙД).
----------------------------------
Вам скоро 18. Вы станете совершеннолетними. У вас появится право голосовать. А пока вы – как этот чистый человечек. Давайте окружим его базовыми понятиями – прилагательными, существительными, которые сделали бы его ответственным избирателем 21 века.
- ответственность
- патриотизм
- гражданственность
- справедливость.
Обратите внимание, ребята, что многие слова перекликаются с традиционными российскими ценностями. (СЛАЙД).
А кто-нибудь считает себя похожим на этого человечка? Кто-нибудь близок к этому идеалу на данный момент или вам предстоит?
Вот мы и нашли ответ на наш проблемный вопрос (СЛАЙД).
ОЦЕНКИ:
Мне сегодня хотелось бы отметить …..
Спасибо за глубокий взгляд …., за неравнодушие, интерес,
В качестве домашнего задания я вам предлагаю выбор
- У кого остались вопросы по теме предлагаю выписать из учебника преимущества и недостатки избирательных систем.
- Для тех, кто усвоил полностью весь материал, предлагаю выполнить творческое задание – составить памятку молодого избирателя на отдельном листочке.
На этом наш урок окончен. Спасибо всем за урок. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию в 10 классе «Демократические выборы и политические партии».
Урок по обществознанию в 10 классе «Демократические выборы и политические партии».Учебник: «Обществознание. 10 класс» (авторов Л.Н.Боголюбова, Ю.И Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2008Урок ...
урок обществознания 11 класс Выбор профессии
Урок направлен на личностное осознание выпускником своего профессионального будущего. Урок-пресс-конференция....
урок обществознания 11 класс Выбор профессии
Урок направлен на личностное осознание выпускником своего профессионального будущего. Урок-пресс-конференция....

Разработка урока по обществознанию : "Что такое выборы?" 9 класс
Данная разработка предназначена для проведения урока по обществознанию для 9 класса в форме дискуссионного клуба. Разработка предполагает создать условия на уроке , при которых учени...

Конспект урока по обществознанию Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе 9 класс
Конспект урока по обществознанию Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе 9 класс...

Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Моральный выбор", 8 класс
Разработка предназначена для проведения уроков по обществознанию, в 8классе , раздел "Сфера духовной жизни" и связана с проблемой морального выбора и моральной ответственностью человека....

