Рабочая программа "Проектная деятельность"
рабочая программа по обществознанию (11 класс)

Рабочая программа " Проектная деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.odt33.58 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  учебная программа

Проектная деятельность

 

11 класс

Пояснительная записка

      Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию и программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно - исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Цель курса:

познакомить школьников с теорией и практикой организации проектной научно - исследовательской работы, способствовать формированию целостного представления об исследовательской деятельности.

Задачи курса:

  • систематизировать представление обучающихся о проектной и исследовательской деятельности через овладение основными понятиями;
  • сформировать основы практических умений организации научно - исследовательской работы;
  • развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;
  • совершенствовать умение поиска информации из разных источников;
  • формировать культуру публичного выступления;
  • оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ, проектов и подготовке выступлений на научно - практических конференциях;
  • совершенствовать общественно – практическую активность учащихся;
  • способствовать развитию творческой активности личности учащихся;
  • содействие профессиональному самоопределению учащихся.

Место предмета в учебном плане

Данный курс  будет реализован за счет часов школьного компонента,  в 11 классе, для учащихся, мотивированной на выбор профессии в  социально- гуманитарной сфере, а соответственно и на сдачу государственной итоговой аттестации по предмету обществознание.   Программа рассчитана на 34 учебных часов, т.е. 1 час в неделю.

Формы организации образовательного процесса

  • Лекции
  • Практикумы
  • Индивидуальная работа над проектом
  • Практические занятия

Учитель организует работу над проектами поэтапно.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жёсткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.

Работу над проектом разбивается на пять этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация — проблема, заключённая в ней и осознанная человеком, — поиск способов разрешения проблемы — решение.

                                      Этапы работы над проектом

1. Поисковый

Моделирование идеальной ситуации

Анализ имеющейся информации

Анализ имеющейся информации

Определение потребности в информации

Определение и анализ проблемы

Сбор и изучение информации

2. Аналитический

Постановка цели проекта

Анализ ресурсов

Определение задач проекта

Планирование продукта

Определение способа разрешения проблемы

Анализ имеющейся информации

Анализ рисков

Определение потребности в информации

Составление плана проекта: пошаговое планирование работ

Сбор и изучение информации

3. Практический

Выполнение плана работ

Текущий контроль

4. Презентационный

Предварительная оценка продукта

Презентация продукта

Планирование презентации и подготовка презентационных материалов

5. Контрольный

Анализ результатов выполнения проекта

Оценка продукта

Оценка продвижения

Виды и формы контроля

  1. создание мини – проекта, исследования по проблеме.
  2. тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, практические работы, эссе);
  3. творческие работы (презентации, тесты, проблемные задания и др.)
  4. выступления во время дискуссий, заседаний круглых столов, интерактивных лекций, семинаров;

Итогом изучения  курса является защита проектной работы

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

  • Свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
  • Мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • Заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;
  • Следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • Знанию отдельных приемов и техник преодоления конфликтов;
  • Эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Метапредметными  результатами освоения учебного предмета являются:

  • планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
  • выявлять и формулировать проблему;
  • планировать этапы выполнения работ;
  • выбирать средства реализации замысла,
  • работать с разными источниками информации;
  • обрабатывать информацию;
  • структурировать материал;
  • контролировать ход и результаты выполнения проекта;
  • представлять результаты выполненного проекта
  • выдвигать гипотезу
  • находить доказательства
  • формулировать вытекающие из исследования выводы;
  •  ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
  • осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;
  • самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
  •  осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Предметными результатами освоения учебного предмета являются:

  • умение пользоваться каталогами, справочно-библиографической литературой, словарями, энциклопедиями;
  • умение работать с разными видами источников информации;
  • умение перерабатывать прочитанную информацию: делать выписки, составлять сложный развернутый план, конспектировать, выделять главное, цитировать, грамотно ссылаться на авторов литературных источников, составлять тезисы, аннотации, рефераты, рецензии;
  • умение использовать эмпирические методы научного исследования: наблюдения, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, эксперимент;
  • умение обрабатывать статистические данные;
  • умение обрабатывать компьютерные данные

Содержание курса – 34ч.

1.Введение – 4 часа.

Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, реферат, проект. Основные Всероссийские и региональные  научно-практические конференции и  конкурсы школьников.

2.Методология научного творчества – 10 ч.

Основные понятии научно-исследовательской работы:  аспект, гипотеза, идея, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, исследование, научное познание, факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.

Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка целей и конкретных задач исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод,.

Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания, правила построения логических определений.

Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, справочная), методы поиска информации.

3.Этапы работы в рамках научного исследования –10ч.

Выбор темы. Составление плана научно-исследовательской работы. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Опытно-экспериментальная работа.

4.Оформление исследовательской работы – 8 ч.

Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски, примечания, приложения.

5.Представление результатов научно-исследовательской работы – 2 ч.

Психологический аспект готовности к выступлению. Требования  к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

Учебно – тематический план

Наименование

разделов

Всего

часов

В том числе на:

теорию

контрольные работы

практические работы

1

Введение

4

2

Методология научного творчества 

10

3

Этапы работы в рамках научного исследования 

10

4

Оформление исследовательской работы 

8

5

Представление результатов научно-исследовательской работы 

2

всего

34

Критерии оценивания:

Выполнение практических заданий

Курс завершается защитой проекта, учащиеся получают «зачет», в случае выполнения практических заданий и «незачет», в случае пропусков более 50 % занятий и отсутствии проекта.

Литература и средства обучения:

  • О.А Северина. Обществознание 6-11 классы: проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2011.
  • Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вебрум-М, 2001
  • Огоновская И.С. Исследовательская и научно-исследовательская деятельность учащихся. Методические рекомендации для учителя. Екатеринбург, ИРРО, 2005
  • Голуб ГБ, Перелыгина ЕА, Чуракова ОВ. Метод проектов – технология компетентностно- ориентированного образования. Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы./ под ред. Когана ЕЯ -0 Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.
  • Ривкин ЕЮ. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС осовного образования. Теория и тхнологии. – Волгоград: Учитель, 2015.

Интернет- ресурсы:

Календарно – тематическое планирование

                               Тема занятия

Дата

по плану

факт

1

Введение. Особенности проектной деятельности. Основные требования исследованию.

2

Виды школьных проектов. Основные технологические подходы.

3

Учебный проект. Определение темы проекта. Технология составления плана работы.

4

Особенности монопроекта и межпредметного проекта.

5

Знакомство с алгоритмом работы с литературой

6

Исследовательский проект и практико-ориентированный проекты

7

Этапы работы над проектом: поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный.

8

Определение цели, задач проекта. Индивидуальные занятия

9

Определение проблемы, выдвижение гипотезы. Индивидуальные занятия

10

Знакомство с требованиями оформления письменной части работы

11

Знакомство с требованиями оформления письменной части работы

12

Анализ, оценка письменной части проекта

13

Планирование: от цели к результату

14

Критерии внешней оценки проекта

15

Методы исследования

16

Итоговое занятие: вопросы и ответы.

17

Навыки делового партнерского общения

18

Учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог.

19

Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

20

Организация малых групп сотрудничества

21

Обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров.

22

Умение отвечать на незапланированные вопросы.

23

Навыки монологической речи

24

Обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров.

25

Оценка защиты выполненного проекта.

26

Оценка защиты выполненного проекта.

27

Представление работы, защита проекта.

28

Представление работы, защита проекта

29

Представление работы, защита проекта

30

Представление работы, защита проекта

31

Представление работы, защита проекта

32

Составление архива проекта

33

Составление архива проекта: электронный вариант.

34

Анализ достижений и недостатков. Планирование работы на следующий учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"

Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа деятельности патриотического клуба "Следопыт"

Память связывает поколения.      Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Какие бы по...

Рабочая программа деятельности экологического отряда "Юный эколог" 5-9 класс

В программе выделено 3 направления: исследовательская деятельность, эколого-просветительская деятельность, общественно-полезная деятельность. Занятия в отряде чередуются с посещением музеев, села, гор...

Рабочая программа деятельности с детьми музыкального руководителя

Рабочая программа (далее Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 6», адаптированной основной образовательно...

Рабочая программа деятельности классного руководителя МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка Акининой Елены Викторовны

Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельнос...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...