Технологическая карта урока "Образовательное право"
материал по обществознанию (11 класс)

Перевалова Ольга Владимировна

Технологическая карта урока по учебному предмету "Обществознание" 11 класс. Углубленный уровень подготовки. Тема: "Образовательное право"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._tk_uroka_obrazovatelnoe_pravo.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: О. В. Перевалова

Класс: 11

УМК/ Образовательная технология  

Предмет: Обществознание

Тема: Образовательное право (углубленный уровень подготовки)

Тип урока: урок освоения новых знаний и умений

Место и роль урока в изучаемой теме: урок 103-104 «Образовательное право» подраздела 3.8. Основные отрасли частного права, раздела 3. Введение в правоведение.

Цель и задачи урока:

  • актуализировать представления обучающихся об образовании как ценности и социальном институте, его значимости для личности и государства, об уровнях системы образования РФ;  
  • сформировать представление у обучающихся об основных понятиях и категориях, принципах, источниках образовательного права как отдельной отрасли российского права; правах и обязанностях участников образовательных отношений, общих требований к организации приёма на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;
  • формировать умения анализировать и обосновывать деятельность участников образовательных правовых отношений, посредством работы с нормативно-правовыми источниками, модельными ситуациями;
  • формировать умения выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей о защите гражданских прав и прав потребителей, посредством групповой работы (кейсы);
  • создать условия для актуализации собственного социального опыта обучающихся при решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем, связанных с деятельностью участников образовательных правоотношений;  
  • формировать умения конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности, модельными ситуациями теоретические положения о способах защиты своих прав и интересов в образовательных правоотношениях.

 Ресурсы

Материально-технические

Основная литература

Дополнительная литература

Электронно-информационные

ПК, проектор, экран  

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2024) "Об образовании в Российской Федерации" Обществознание. Основы права. 11 класс. Углублённый уровень. Учебное пособие В 2 частях. Часть 2.

Учебные пособия

 1. Синюков В. Н., Кабышев С. В., Блажеев В. В. и другие; под редакцией Лазебниковой А.Ю., Блажеева В. В., М., «Просвещение», 2023.  §17 Образовательное право, с.167-176.

1. Графова А.В., Фёклин С.И., Шишенина И.В. Кейсы образовательных организаций города Москвы: правовой комментарий жизненных ситуаций. – М.: Книгодел, 2019. – 148 с.

2. Образовательное право. Учебное пособие для бакалавров. Под ред. Д.А. Аксеновой. М., Книгодел, 2016.

3. Образовательное право России: учебник и практикум : в 2 кн. / А.  Н.  Козырин, Т. Н. Трошкина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».  — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.

4. Практикум по образовательному праву. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М.,2019.

1. Как подготовиться и подать заявление в вуз на Госуслугах // https://www.gosuslugi.ru/vuzonline

 2. Образовательное право: учебное пособие / М. В. Ожиганова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2021. 144 с. Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0711-9.pdf. Текст: электронный

Планируемые образовательные результаты***

Предметные знания, предметные действия

Универсальные учебные действия

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

   Раскрывать основные понятия и категории, принципы, источники образовательного права как отдельной отрасли российского частного права.

    Характеризовать ценностно-нормативную основу и основные функции институтов образования.

    Соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при анализе деятельности участников образовательных правовых отношений.

    Выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей о защите гражданских прав и прав потребителей.

    Использовать собственный социальный опыт при решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем, связанных с деятельностью участников образовательных правоотношений.

    Конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности, модельными ситуациями теоретические положения о способах защиты своих прав и интересов в образовательных  правоотношениях

Самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях, включая область профессионального самоопределения; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений, проявлять интерес к социальной проблематике; оценивать приобретённый опыт;

Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

Самоконтроль, принятие себя и других: владеть навыками познавательной рефлексии; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения

   Базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать её разносторонне; устанавливать существенные признаки или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов, определять критерии типологизации.

   Базовые исследовательские действия: проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания, включая специфические методы социального познания;

уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

  Работа с информацией: владеть навыками получения социальной информации, в том числе об основах общественных наук и обществе как системе социальных институтов, факторах социальной динамики из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления

владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, учитывать разные точки зрения; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

1)гражданское воспитание:

осознание конституционного права на образование  и обязанностей как участника образовательных правоотношений, уважение закона и правопорядка;

3) духовно-нравственное воспитание:

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

6) трудовое воспитание:

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

8) ценности научного познания:

мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.

Ход урока

Этап урока****

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1

1 урок.

Организационный этап (1-2 мин.)

Проверка готовности обучающихся к участию в занятии

Ритуал приветствия, проверка присутствия обучающихся  на занятии

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.

Приветствие преподавателя, организация рабочего места, готовность к уроку

Создание мотивационного настроя на работу.

Визуальный контроль, отметка отсутствующих в журнале посещаемости группы.

2

Постановка целей и задач, мотивация учебной деятельности

(2-3 мин.)

Обучающиеся знакомятся  с темой занятия, устанавливают перечень элементов содержания по теме, проверяемых на ЕГЭ  и формулируют цели занятия (слайды 2,3 мультимедийной презентации – Приложение 1.)

Работа с кодификатором, приложением 2 спецификации КИМ ЕГЭ.2025 поиск и установление проверяемых элементов по теме

Объявление темы занятия. Формулирование задания: пользуясь кодификатором и приложением 2 спецификации КИМ ЕГЭ, найти и установить перечень элементов содержания по изучаемой теме, проверяемых на ЕГЭ. (слайд 2)

Сформулировать цели занятия.

Работают с кодификатором и приложением 2 спецификации КИМ ЕГЭ, устанавливают перечень элементов содержания, нормативный документ, подлежащий изучению. Формулируют цели занятия (слайд 3)

Понимание обучающимися проверяемых требований к результатам освоения темы. Формулирование целей занятия с учетом требований к результатам.

Обучающиеся смогли сформулировать цели и задачи занятия с учетом требований к результатам освоения темы.

3

Актуализация знаний (4-5 мин.)

Актуализация опорных знаний обучающихся в рамках темы: «Образование в современном обществе. Российская система образования»  (позиция кодификатора 1.13).

    Просмотр мультимедийной презентации, выполнение заданий (слайды 4-9).

Организует фронтальную эвристическую беседу, используя для актуализации знаний изображения (слайды 4, 7-9), текст (слайд 5,6)

Просматривают презентацию, отвечают на вопросы, выполняют задания

Актуализированы представления обучающихся об образовании как ценности и социальном институте, его значимости для личности и государства, об уровнях системы образования РФ  

Обучающиеся смогли актуализировать знания в рамках темы: «Образование в современном обществе. Российская система образования»  (позиция кодификатора 1.13)

4.

Первичное усвоение новых знаний: «Образовательное право в российской правовой системе. Образовательные правоотношения. Права и обязанности участников образовательного процесса».

(35 мин.)

Организация учебных действий по освоению нового материала, в том числе групповой работы над текстами НПА по теме: (Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ЛНА школы). (слайды 10-25 – Приложение 1)

Задания по группам – Приложение 2.

Просматривают мультимедийную презентацию, слушают учителя, отвечают на вопросы (7-8 мин.), выполняют задания по группам: работают с текстами НПА, анализируют содержание НПА

(7-8 мин.), формулируют ответы, представляют результаты работы группы (15-20 мин.).

Лекция-беседа с использованием мультимедийной презентации (визуализации) (слайды10-14). Новая тема излагается с опорой на изученные ранее материал.

Организует работу по группам (слайд 15). Оказывает консультативную помощь группам в работе над текстами НПА. Задает уточнявшие вопросы по результату работы групп (слайды 16-25)

Находятся в диалоге с учителем, ведут записи в тетради,

отвечают на вопросы об источниках образовательного права, устанавливают его участников, обсуждают комплексный характер образовательного права (слайды 10-14)

Работают по группам с текстами НПА, выполняют задания (слайд 15) и презентуют результат работы (слайды 16-25)

 

Обучающиеся смогли проанализировать нормативную основу образовательных отношений:

- выделить аспекты ОП в Конституции РФ,

-понять и охарактеризовать принципы государственной политики в области образования; - установить права и обязанности участников образовательных правоотношений.

Визуальное наблюдение.

Отражение информации в конспектах обучающихся.

Презентация по результатам групповой работы над текстами НПА.

5.

2 урок. Первичное закрепление новых знаний: «Образовательное право в российской правовой системе. Образовательные правоотношения. Права и обязанности участников образовательного процесса».

(15 мин.)

    Организация учебных действий по выстраиванию аргументов о защите гражданских прав и прав потребителей, конкретизации

  примерами из социального опыта, фактами социальной действительности, модельными ситуациями теоретические положения о способах защиты своих прав и интересов в образовательных  правоотношениях.

Решение практико-ориентированных ситуаций (кейсов), анализ решений суда по нарушению прав участников образовательных правоотношений (по группам)

(Приложение 3. Кейсы по теме

Приложение 4.

Решения суда)

Предлагает обучающимся решить практико-ориентированные ситуации и обосновать правомерность действий участников, с опорой на  НПА, высказать предложения о возможных способах урегулирования вопроса;

проанализировать решения суда и выявить суть спора, аргументы сторон, обоснование решения суда. При необходимости оказывает консультационную помощь группам.

Решают практико-ориентированные ситуации, развернуто и логично обосновывают действия участников с позиции НПА, моделируют способы защиты прав участников  образовательных отношений. Презентуют результаты работы групп.

Обучающиеся на конкретных примерах социальной действительности с опорой на НПА смогли оценить действия участников образовательных правоотношений, смоделировать способы защиты прав в образовательных правоотношениях.

Проанализировали решения суда, выявили суть спора, оценили аргументы сторон и обосновали решение суда с опорой на действующие НПА.

Обоснованное решение задач. Презентация работы группы.

Обучающиеся  демонстрируют умения анализировать и обосновывать деятельность участников образовательных правовых отношений, посредством работы с нормативно-правовыми источниками, модельными ситуациями.

6

Первичное усвоение новых знаний: «Общие требования к организации приёма на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования»

 (12 мин.)

Организация учебных действий, направленных на  актуализацию социального опыта обучающихся  для решения  насущных познавательных задач и разрешения жизненных проблем, связанных с деятельностью участников образовательных правоотношений, в том числе связанных с

особенностями

подачи заявления в вуз он-лайн.

(слайды 26-30).

Просматривают мультимедийную презентацию, слушают учителя, отвечают на вопросы (7-8 мин.)

Просматривают видеоролик «Как подготовиться и подать заявление в вуз на Госуслугах» (4 мин. – Приложение 5.)

Продолжение лекции - беседы о формах контроля и оценки результатов освоения обучающимися образовательных программ (ПА, ГИА) (слайды 26,27); видах профессиональных образовательных организаций (слайд 28), порядке приема на обучение по программам  профессионального образования (ПО).

Просмотр видеоролика «Как подготовиться и подать заявление в вуз на Госууслугах (4 мин.)

Ведут диалог с учителем о формах контроля и оценки результатов освоения обучающимися образовательных программ (слайд 26), актуализируют требования к участникам ГИА (слайд 27), видах профессиональных образовательных организаций (слайд 28), порядке приема на обучение по программам  профессионального образования (ПО) (слайд 29).

Просматривают видеоролик «Как подготовиться и подать заявление в вуз на Госууслугах (4 мин.)

Актуализировали информацию о промежуточной и итоговой аттестации, требованиях к участнику ГИА.

Получили актуальную информацию о возможностях подачи заявления в вуз он-лайн.

Устные ответы обучающихся отражают сформированные представления о требованиях к участнику ГИА, общих требованиях к организации приёма на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования

7.

Первичное закрепление

(10 мин.)

Организация учебных действий по первичному закреплению материала

Тестовые задания (слайды 31-37)

Демонстрирует тестовые задания (на слайдах 31-37 мультимедийной презентации).

Решают тестовые задания

Сформировали представление об основных понятиях и категориях, принципах, источниках образовательного права как отдельной отрасли российского права; правах и обязанностях участников образовательных отношений

Верные решения тестовых заданий

8.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 мин.)

Организация самостоятельной работы, направленной на закрепление,

 творческое преобразование информации через образные, нестандартные мыслительные связи и концепции

Задания для самостоятельной работы (обязательное и по выбору – слайд 38)

Демонстрирует задания для самостоятельной работы (слайд 38). Комментирует специфику заданий по выбору, с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся

Слушают инструктаж. Уточняют, задают вопросы, записывают домашнее задание.

Записали домашнее задание. Обдумали свой выбор.

Запись домашнего задания.

9.

Рефлексия

(5 мин.)

Создание условий для формирования осознанного отношения к содержанию и результатам собственной образовательной деятельности. Поддержка мотивации учебной деятельности.

Прием «Пирамида рефлексии»

Просит обучающихся письменной ответить на вопросы по теме.

1. Одна вещь, которую надо запомнить.

2.Две вещи, о которых вы хотите узнать подробнее.

3.Три вещи, о которых вы знали ранее.

4. Четыре вещи, которые вы узнали (научились).

Обдумывают варианты ответов, записывают. Устно отвечают, обсуждают.

Выявление осознанности позиций обучающихся, выявление дефицитов и  возможных способов их преодоления.

Устное обсуждение результатов рефлексии.

Итоги и самоанализ урока или обоснование выбранных форм и методов *****

* Технологическая карта урока является документом, подтверждающим деятельность, оформленную учителем в «Описании педагогической деятельности».

** Цель и задачи урока формулируются в соответствии с педагогическими функциями: обучение, воспитание, развитие.

*** Таблица заполняется с учетом этапов формирования, планируемых образовательных результатов и применения контроля предметных знаний, предметных действий, метапредметных умений и личностных образовательных результатов, по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы обязательно), в соответствии с возрастными психологическими особенностями обучающихся.

**** Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики, предметной области.

***** Осуществлен анализ проведенного урока, дана оценка его эффективности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта Защита прав потребителей

технологическая карта Защита прав потребителей...

Технологическая карта урока "Правила этикета. составление мини-диалогов" 5 класс.

Технологическая карта представляет урок пр УМК Биболетово М.З. 5 класс. Рабочий урок представления новых знаний. Основная цель: знакомство с некоторыми правилами этикета в Британии. Разыгрывание мини-...

Технологическая карта урока "Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Цвет в перспективе"

Передача перспективы представляет собой одну из существенных задач изображения с натуры.Перспектива, как наука,  включает в себя три основных раздела: линейная, воздушная и световая перспектива.И...

Технологическая карта урока "Права и обязанности членов семьи"

Урок "Права и обязанности членов семьи" - 2-й урок темы "Семейное право"...

Технологическая карта урока «Право. Семья. Ребенок» 2021г.

Технологическая карта урока  «Право. Семья. Ребенок»...

Технологическая карта урока «Правила санитарии, гигиены и безопасной работы на кухне» (5 класс)

В технологической карте разработан урок о правилах санитарии, гигиены и техники безопасности на кухне, проведена физкультминутка, рефлексия и выдано домашенее задание....