Технологическая карта урока "Образовательное право"
материал по обществознанию (11 класс)
Технологическая карта урока по учебному предмету "Обществознание" 11 класс. Углубленный уровень подготовки. Тема: "Образовательное право"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: О. В. Перевалова
Класс: 11
УМК/ Образовательная технология
Предмет: Обществознание
Тема: Образовательное право (углубленный уровень подготовки)
Тип урока: урок освоения новых знаний и умений
Место и роль урока в изучаемой теме: урок 103-104 «Образовательное право» подраздела 3.8. Основные отрасли частного права, раздела 3. Введение в правоведение.
Цель и задачи урока:
- актуализировать представления обучающихся об образовании как ценности и социальном институте, его значимости для личности и государства, об уровнях системы образования РФ;
- сформировать представление у обучающихся об основных понятиях и категориях, принципах, источниках образовательного права как отдельной отрасли российского права; правах и обязанностях участников образовательных отношений, общих требований к организации приёма на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;
- формировать умения анализировать и обосновывать деятельность участников образовательных правовых отношений, посредством работы с нормативно-правовыми источниками, модельными ситуациями;
- формировать умения выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей о защите гражданских прав и прав потребителей, посредством групповой работы (кейсы);
- создать условия для актуализации собственного социального опыта обучающихся при решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем, связанных с деятельностью участников образовательных правоотношений;
- формировать умения конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности, модельными ситуациями теоретические положения о способах защиты своих прав и интересов в образовательных правоотношениях.
Ресурсы
Материально-технические | Основная литература | Дополнительная литература | Электронно-информационные |
ПК, проектор, экран | Нормативно-правовые акты1. Конституция Российской Федерации2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2024) "Об образовании в Российской Федерации" Обществознание. Основы права. 11 класс. Углублённый уровень. Учебное пособие В 2 частях. Часть 2.Учебные пособия1. Синюков В. Н., Кабышев С. В., Блажеев В. В. и другие; под редакцией Лазебниковой А.Ю., Блажеева В. В., М., «Просвещение», 2023. §17 Образовательное право, с.167-176. | 1. Графова А.В., Фёклин С.И., Шишенина И.В. Кейсы образовательных организаций города Москвы: правовой комментарий жизненных ситуаций. – М.: Книгодел, 2019. – 148 с. 2. Образовательное право. Учебное пособие для бакалавров. Под ред. Д.А. Аксеновой. М., Книгодел, 2016. 3. Образовательное право России: учебник и практикум : в 2 кн. / А. Н. Козырин, Т. Н. Трошкина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 4. Практикум по образовательному праву. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М.,2019. | 1. Как подготовиться и подать заявление в вуз на Госуслугах // https://www.gosuslugi.ru/vuzonline 2. Образовательное право: учебное пособие / М. В. Ожиганова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2021. 144 с. Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0711-9.pdf. Текст: электронный |
Планируемые образовательные результаты***
Предметные знания, предметные действия | Универсальные учебные действия | личностные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
Раскрывать основные понятия и категории, принципы, источники образовательного права как отдельной отрасли российского частного права. Характеризовать ценностно-нормативную основу и основные функции институтов образования. Соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при анализе деятельности участников образовательных правовых отношений. Выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей о защите гражданских прав и прав потребителей. Использовать собственный социальный опыт при решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем, связанных с деятельностью участников образовательных правоотношений. Конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности, модельными ситуациями теоретические положения о способах защиты своих прав и интересов в образовательных правоотношениях | Самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях, включая область профессионального самоопределения; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений, проявлять интерес к социальной проблематике; оценивать приобретённый опыт; Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; Самоконтроль, принятие себя и других: владеть навыками познавательной рефлексии; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения | Базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать её разносторонне; устанавливать существенные признаки или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов, определять критерии типологизации. Базовые исследовательские действия: проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания, включая специфические методы социального познания; уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности; Работа с информацией: владеть навыками получения социальной информации, в том числе об основах общественных наук и обществе как системе социальных институтов, факторах социальной динамики из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления | владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, учитывать разные точки зрения; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. | 1)гражданское воспитание: осознание конституционного права на образование и обязанностей как участника образовательных правоотношений, уважение закона и правопорядка; 3) духовно-нравственное воспитание: способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; 6) трудовое воспитание: интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; 8) ценности научного познания: мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин. |
Ход урока
№ | Этап урока**** | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | 1 урок. Организационный этап (1-2 мин.) | Проверка готовности обучающихся к участию в занятии | Ритуал приветствия, проверка присутствия обучающихся на занятии | Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих. | Приветствие преподавателя, организация рабочего места, готовность к уроку | Создание мотивационного настроя на работу. | Визуальный контроль, отметка отсутствующих в журнале посещаемости группы. |
2 | Постановка целей и задач, мотивация учебной деятельности (2-3 мин.) | Обучающиеся знакомятся с темой занятия, устанавливают перечень элементов содержания по теме, проверяемых на ЕГЭ и формулируют цели занятия (слайды 2,3 мультимедийной презентации – Приложение 1.) | Работа с кодификатором, приложением 2 спецификации КИМ ЕГЭ.2025 поиск и установление проверяемых элементов по теме | Объявление темы занятия. Формулирование задания: пользуясь кодификатором и приложением 2 спецификации КИМ ЕГЭ, найти и установить перечень элементов содержания по изучаемой теме, проверяемых на ЕГЭ. (слайд 2) Сформулировать цели занятия. | Работают с кодификатором и приложением 2 спецификации КИМ ЕГЭ, устанавливают перечень элементов содержания, нормативный документ, подлежащий изучению. Формулируют цели занятия (слайд 3) | Понимание обучающимися проверяемых требований к результатам освоения темы. Формулирование целей занятия с учетом требований к результатам. | Обучающиеся смогли сформулировать цели и задачи занятия с учетом требований к результатам освоения темы. |
3 | Актуализация знаний (4-5 мин.) | Актуализация опорных знаний обучающихся в рамках темы: «Образование в современном обществе. Российская система образования» (позиция кодификатора 1.13). | Просмотр мультимедийной презентации, выполнение заданий (слайды 4-9). | Организует фронтальную эвристическую беседу, используя для актуализации знаний изображения (слайды 4, 7-9), текст (слайд 5,6) | Просматривают презентацию, отвечают на вопросы, выполняют задания | Актуализированы представления обучающихся об образовании как ценности и социальном институте, его значимости для личности и государства, об уровнях системы образования РФ | Обучающиеся смогли актуализировать знания в рамках темы: «Образование в современном обществе. Российская система образования» (позиция кодификатора 1.13) |
4. | Первичное усвоение новых знаний: «Образовательное право в российской правовой системе. Образовательные правоотношения. Права и обязанности участников образовательного процесса». (35 мин.) | Организация учебных действий по освоению нового материала, в том числе групповой работы над текстами НПА по теме: (Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ЛНА школы). (слайды 10-25 – Приложение 1) Задания по группам – Приложение 2. | Просматривают мультимедийную презентацию, слушают учителя, отвечают на вопросы (7-8 мин.), выполняют задания по группам: работают с текстами НПА, анализируют содержание НПА (7-8 мин.), формулируют ответы, представляют результаты работы группы (15-20 мин.). | Лекция-беседа с использованием мультимедийной презентации (визуализации) (слайды10-14). Новая тема излагается с опорой на изученные ранее материал. Организует работу по группам (слайд 15). Оказывает консультативную помощь группам в работе над текстами НПА. Задает уточнявшие вопросы по результату работы групп (слайды 16-25) | Находятся в диалоге с учителем, ведут записи в тетради, отвечают на вопросы об источниках образовательного права, устанавливают его участников, обсуждают комплексный характер образовательного права (слайды 10-14) Работают по группам с текстами НПА, выполняют задания (слайд 15) и презентуют результат работы (слайды 16-25)
| Обучающиеся смогли проанализировать нормативную основу образовательных отношений: - выделить аспекты ОП в Конституции РФ, -понять и охарактеризовать принципы государственной политики в области образования; - установить права и обязанности участников образовательных правоотношений. | Визуальное наблюдение. Отражение информации в конспектах обучающихся. Презентация по результатам групповой работы над текстами НПА. |
5. | 2 урок. Первичное закрепление новых знаний: «Образовательное право в российской правовой системе. Образовательные правоотношения. Права и обязанности участников образовательного процесса». (15 мин.) | Организация учебных действий по выстраиванию аргументов о защите гражданских прав и прав потребителей, конкретизации примерами из социального опыта, фактами социальной действительности, модельными ситуациями теоретические положения о способах защиты своих прав и интересов в образовательных правоотношениях. | Решение практико-ориентированных ситуаций (кейсов), анализ решений суда по нарушению прав участников образовательных правоотношений (по группам) (Приложение 3. Кейсы по теме Приложение 4. Решения суда) | Предлагает обучающимся решить практико-ориентированные ситуации и обосновать правомерность действий участников, с опорой на НПА, высказать предложения о возможных способах урегулирования вопроса; проанализировать решения суда и выявить суть спора, аргументы сторон, обоснование решения суда. При необходимости оказывает консультационную помощь группам. | Решают практико-ориентированные ситуации, развернуто и логично обосновывают действия участников с позиции НПА, моделируют способы защиты прав участников образовательных отношений. Презентуют результаты работы групп. | Обучающиеся на конкретных примерах социальной действительности с опорой на НПА смогли оценить действия участников образовательных правоотношений, смоделировать способы защиты прав в образовательных правоотношениях. Проанализировали решения суда, выявили суть спора, оценили аргументы сторон и обосновали решение суда с опорой на действующие НПА. | Обоснованное решение задач. Презентация работы группы. Обучающиеся демонстрируют умения анализировать и обосновывать деятельность участников образовательных правовых отношений, посредством работы с нормативно-правовыми источниками, модельными ситуациями. |
6 | Первичное усвоение новых знаний: «Общие требования к организации приёма на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» (12 мин.) | Организация учебных действий, направленных на актуализацию социального опыта обучающихся для решения насущных познавательных задач и разрешения жизненных проблем, связанных с деятельностью участников образовательных правоотношений, в том числе связанных с особенностями подачи заявления в вуз он-лайн. (слайды 26-30). | Просматривают мультимедийную презентацию, слушают учителя, отвечают на вопросы (7-8 мин.) Просматривают видеоролик «Как подготовиться и подать заявление в вуз на Госуслугах» (4 мин. – Приложение 5.) | Продолжение лекции - беседы о формах контроля и оценки результатов освоения обучающимися образовательных программ (ПА, ГИА) (слайды 26,27); видах профессиональных образовательных организаций (слайд 28), порядке приема на обучение по программам профессионального образования (ПО). Просмотр видеоролика «Как подготовиться и подать заявление в вуз на Госууслугах (4 мин.) | Ведут диалог с учителем о формах контроля и оценки результатов освоения обучающимися образовательных программ (слайд 26), актуализируют требования к участникам ГИА (слайд 27), видах профессиональных образовательных организаций (слайд 28), порядке приема на обучение по программам профессионального образования (ПО) (слайд 29). Просматривают видеоролик «Как подготовиться и подать заявление в вуз на Госууслугах (4 мин.) | Актуализировали информацию о промежуточной и итоговой аттестации, требованиях к участнику ГИА. Получили актуальную информацию о возможностях подачи заявления в вуз он-лайн. | Устные ответы обучающихся отражают сформированные представления о требованиях к участнику ГИА, общих требованиях к организации приёма на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования |
7. | Первичное закрепление (10 мин.) | Организация учебных действий по первичному закреплению материала | Тестовые задания (слайды 31-37) | Демонстрирует тестовые задания (на слайдах 31-37 мультимедийной презентации). | Решают тестовые задания | Сформировали представление об основных понятиях и категориях, принципах, источниках образовательного права как отдельной отрасли российского права; правах и обязанностях участников образовательных отношений | Верные решения тестовых заданий |
8. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 мин.) | Организация самостоятельной работы, направленной на закрепление, творческое преобразование информации через образные, нестандартные мыслительные связи и концепции | Задания для самостоятельной работы (обязательное и по выбору – слайд 38) | Демонстрирует задания для самостоятельной работы (слайд 38). Комментирует специфику заданий по выбору, с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся | Слушают инструктаж. Уточняют, задают вопросы, записывают домашнее задание. | Записали домашнее задание. Обдумали свой выбор. | Запись домашнего задания. |
9. | Рефлексия (5 мин.) | Создание условий для формирования осознанного отношения к содержанию и результатам собственной образовательной деятельности. Поддержка мотивации учебной деятельности. | Прием «Пирамида рефлексии» | Просит обучающихся письменной ответить на вопросы по теме. 1. Одна вещь, которую надо запомнить. 2.Две вещи, о которых вы хотите узнать подробнее. 3.Три вещи, о которых вы знали ранее. 4. Четыре вещи, которые вы узнали (научились). | Обдумывают варианты ответов, записывают. Устно отвечают, обсуждают. | Выявление осознанности позиций обучающихся, выявление дефицитов и возможных способов их преодоления. | Устное обсуждение результатов рефлексии. |
Итоги и самоанализ урока или обоснование выбранных форм и методов ***** | |||||||
* Технологическая карта урока является документом, подтверждающим деятельность, оформленную учителем в «Описании педагогической деятельности».
** Цель и задачи урока формулируются в соответствии с педагогическими функциями: обучение, воспитание, развитие.
*** Таблица заполняется с учетом этапов формирования, планируемых образовательных результатов и применения контроля предметных знаний, предметных действий, метапредметных умений и личностных образовательных результатов, по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы обязательно), в соответствии с возрастными психологическими особенностями обучающихся.
**** Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики, предметной области.
***** Осуществлен анализ проведенного урока, дана оценка его эффективности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта Защита прав потребителей
технологическая карта Защита прав потребителей...

Технологическая карта урока "Правила этикета. составление мини-диалогов" 5 класс.
Технологическая карта представляет урок пр УМК Биболетово М.З. 5 класс. Рабочий урок представления новых знаний. Основная цель: знакомство с некоторыми правилами этикета в Британии. Разыгрывание мини-...

Технологическая карта урока "Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Цвет в перспективе"
Передача перспективы представляет собой одну из существенных задач изображения с натуры.Перспектива, как наука, включает в себя три основных раздела: линейная, воздушная и световая перспектива.И...

Технологическая карта урока "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантия"
Обществознание 7 класс...

Технологическая карта урока "Права и обязанности членов семьи"
Урок "Права и обязанности членов семьи" - 2-й урок темы "Семейное право"...
Технологическая карта урока «Право. Семья. Ребенок» 2021г.
Технологическая карта урока «Право. Семья. Ребенок»...

Технологическая карта урока «Правила санитарии, гигиены и безопасной работы на кухне» (5 класс)
В технологической карте разработан урок о правилах санитарии, гигиены и техники безопасности на кухне, проведена физкультминутка, рефлексия и выдано домашенее задание....
