Конспект урока по обществознанию «Наука. Образование» - 10 кл.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
Конспект урока по обществознанию
«Наука. Образование» - 10 кл.
Цель урока: сформировать у обучающихся осознание решающего значения науки и образования в становлении личности.
Ход урока
Вводное слово учителя к теме опроса (напоминает, что проходили на прошедшем занятии):
- На предыдущем занятии мы с вами говорили о культуре и духовной жизни общества.
1. Всесторонняя проверка знаний:
- Давайте попробуем ответить на вопросы:
- Что такое культура?
- Виды культур?
- Ее функции?
- Массовая культура?
Теперь записываем новую тему урока.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по обществознанию
«Наука. Образование» - 10 кл.
Цель урока: сформировать у обучающихся осознание решающего значения науки и образования в становлении личности.
Ход урока
Вводное слово учителя к теме опроса (напоминает, что проходили на прошедшем занятии):
- На предыдущем занятии мы с вами говорили о культуре и духовной жизни общества.
1. Всесторонняя проверка знаний:
- Давайте попробуем ответить на вопросы:
- Что такое культура?
- Виды культур?
- Ее функции?
- Массовая культура?
Теперь записываем новую тему урока.
Обучающиеся отвечают:
- Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.
- Народная, массовая, элитарная.
- Функция приспособления к среде. Познавательная функция. Информативная функция. Коммуникативная функция. Регулятивная функция. Оценочная функция. Функция разграничения и интеграции человеческих групп.
- Массовая культура, поп-культура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима). Массовая культура - термин, придуманный Франкфуртисткой социологической школой.
2. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению новых знаний
Вводное слово учителя:
- С детства каждому известны слова «наука», «образование». Повседневная жизнь неотрывна от науки. Телевизор, самолет, холодильник и многое другое, чем мы пользуемся постоянно, - все это производные от успешных научных поисков, умноженных достижениями техники. Вы – школьники, следовательно, образование – главное в вашей деятельности, основой образования являются достижения науки.
#1069;тап усвоения новых знаний.
I. Наука в современном обществе.
Запишем определение термина «наука» – творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.
Черты современной науки
Универсальность, безграничность
Основные характеристики «большой науки»:
1. Резко возросшее количество ученых
2. Рост научной информации
3. Изменение мира науки
4. Превращение научной деятельности в особую профессию
Цели науки:
- Описание
- Объяснение
- Предвидение явлений и действительности.
Таким образом, в современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности.
II. Этика науки.
- Основные нормы науки как феномена духовной культуры представлены в этике науки — дисциплине, изучающей нравственные основы научной деятельности. Основные этические нормы науки — бескорыстный поиск и отстаивание истины, стремление обогатить науку новыми результатами, добросовестное обоснование выдвигаемых научных положений, открытость для обсуждения вопросов и научной критики, свобода научного творчества, социальная ответственность ученого и др. В связи с постоянно возникающими кризисами науки в XX в., а также по иным причинам ученые часто обращаются к идеям эволюционной этики. Впервые она была сформулирована английским ученым Г. Спенсером. Он рассматривал нравственность как форму развития эволюционного процесса, затрагивающего всю живую природу на той ее стадии, которая соотносится с развитием человеческого общества. Идеи эволюционной этики, согласно которым добро определяется как "более развитое", а зло как "менее развитое", получили развитие в этике английских философов Дж. Хаксли и К. Уодинггона, французского философа, теолога и палеонтолога П. Тейяра де Шардена. При имеющихся различиях их взгляды объединяет общий методологический принцип: нравственность рассматривается не в качестве специфического общественного явления, а как проявление процесса биологической эволюции, определенной фазой которого является история общества. Американский неореалист Э. Хоулт вообще отрицает общественный характер морали. Понятия "добро" и "долг", с его точки зрения, — это средства ориентации человека в природной действительности, они помогают людям соотносить свое поведение с требованиями органической эволюции, поступать в соответствии с внешней средой.
III. Век живи, век учись.
- Из всех областей духовной культуры наука и образование наиболее тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей; образование без науки – пустой звук.
- Что такое образование?
- Образование — это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились. Так говорил Б. Ф. Скиннер.
- Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.
Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.
Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за бо́льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т.п.
Обучающиеся открывают учебник на указанной странице и начинают выписывать:
функции науки:
- Познавательная (познание и объяснение того, как устроен мир и каковы законы его развития).
- Мировоззренческая (построение целостной системы знаний о мире и выработка человеком своего отношения к ним).
- Прогностическая (предвидение изменений в окружающем мире и последствий таких изменений).
- Производительная (наука является мощным катализатором процесса непрерывного совершенствования производства).
- Коммуникативная.
- Социальная (наука выступает в качестве социальной силы, включаясь в процессы социального развития и управления им).
Обучающиеся отвечают:
- В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.
Обучающиеся записывают термин в тетрадь.
Функции образования:
Компенсирующая, адаптивная, развивающая.
- Этап закрепления новых знаний.
Давайте повторим:
- Что такое наука?
В чем заключается этика науки?
- Назовите цели науки.
Обучающиеся отвечают:
- «наука» – творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.
- Основные нормы науки как феномена духовной культуры представлены в этике науки — дисциплине, изучающей нравственные основы научной деятельности.
Цели науки:
- Описание
- Объяснение
- Предвидение явлений и действительности.
#1053;аука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель-постижение истины и открытие объективных законов (справочник П.А.Баранова)
Наука - творческая деятельность, направленная на……..
#1043;лавная задача науки-…….
4. В каком веке зародилась современная наука? Какие науки тогда появились?
5. Три функции науки
Познавательная…..
Практическо- действенная-… Прогностическая
6. Классификация наук
1- По предмету и методу познания - науки о природе, об обществе, о познании, технические науки, математика
2- По связи с практикой - фундаментальные (отсутствует прямая ориентация на практику) и прикладные (результаты научного познания применяются для решения производственных и социальных проблем)
7. Перечислите первые академии наук.
8. Что такое «большая наука»?
10. Основные черты большой науки
Универсальность Безграничность
Дифференциация Интеграция
16. Образование - получение людьми знаний, приобретение умений, навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему социальных институтов - семья, школа, СМИ. (справочник П.А.Баранова)
Функции образования (справочник Баранова)
Экономическая Социальная Культурная
#1055;очему образование является национальным богатством страны?
#1042; чём заключается особенность непрерывного образования?
23. Почему самообразование - непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?
Дидактический материал
к уроку обществознания
«Наука. Образование» - 10 кл.
1. «Наука» – творческая деятельность, направленная на достижение …………………………
Основные нормы науки как феномена духовной культуры представлены в этике науки — дисциплине, изучающей ……………………………………………………………………...
2. Цели науки:
1.
2.
3.
3. Главная задача науки -…….
4. В каком веке зародилась современная наука? Какие науки тогда появились?
5. Три функции науки:
1.
2.
3.
6. Классификация наук:
1.
2.
7. Перечислите первые академии наук:
8. Что такое «большая наука»?
9. Основные черты большой науки:
1.
2.
3.
4.
10. Образование - …………………………………………
11. Функции образования (справочник Баранова):
1.
2.
3.
12. Почему образование является национальным богатством страны?
13. В чём заключается особенность непрерывного образования?
14. Почему самообразование - непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века"
Урок изучения нового материала в 8 классе с применением ЭОР. Цель урока: познакомить обучающихся с системой образования и достижениями науки России во второй половине XIX в.;За...
Конспект урока по обществознанию 5 класс "Образование в жизни человека"
Тип урока "открытия " нового знания. Урок составлен в соответствии с ФГОС....

Конспект урока по обществознанию в 7 классе «Образование. Его значение в жизни людей»
Конспект урока по обществознанию в 7 классе «Образование. Его значение в жизни людей»...

Конспект урока по обществознанию на тему: "Наука. Образование." 10 класс.
Конспект урока по обществознанию на тему: "Наука. Образование." 10 класс. C применением RAFT-технологии....

Конспект урока по обществознанию 8 класс "Образование"
Конспект урока по обществознанию для учащихся 8 класса "Обществознание"...

Конспект урока по обществознания для 6 класса "Искусство и наука"
Конспект урока по обществознанию для 6 класса "Искусство и наука"...
