Конспект урока по обществознанию «Наука. Образование» - 10 кл.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Косенок Ирина Васильевна

Конспект урока по обществознанию

«Наука. Образование» - 10 кл.

 

Цель урока: сформировать у обучающихся осознание решающего значения науки и образования в становлении личности.

Ход урока

Вводное слово учителя к теме опроса (напоминает, что проходили на прошедшем занятии):

- На предыдущем занятии мы с вами говорили о культуре и духовной жизни общества.

1. Всесторонняя проверка знаний:

- Давайте попробуем ответить на вопросы:

- Что такое культура?

- Виды культур?

- Ее функции?

- Массовая культура?

Теперь записываем новую тему урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauka_i_obrazovanie.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию

«Наука. Образование» - 10 кл.

Цель урока: сформировать у обучающихся осознание решающего значения науки и образования в становлении личности.

Ход урока

Вводное слово учителя к теме опроса (напоминает, что проходили на прошедшем занятии):

- На предыдущем занятии мы с вами говорили о культуре и духовной жизни общества.

1. Всесторонняя проверка знаний:

- Давайте попробуем ответить на вопросы:

- Что такое культура?

- Виды культур?

- Ее функции?

- Массовая культура?

Теперь записываем новую тему урока.

Обучающиеся отвечают:

- Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.

- Народная, массовая, элитарная.

- Функция приспособления к среде. Познавательная функция. Информативная функция. Коммуникативная функция. Регулятивная функция. Оценочная функция. Функция разграничения и интеграции человеческих групп.

- Массовая культура, поп-культура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима). Массовая культура - термин, придуманный Франкфуртисткой социологической школой.

2. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению новых знаний

Вводное слово учителя:

- С детства каждому известны слова «наука», «образование». Повседневная жизнь неотрывна от науки. Телевизор, самолет, холодильник и многое другое, чем мы пользуемся постоянно, - все это производные от успешных научных поисков, умноженных достижениями техники. Вы – школьники, следовательно, образование – главное в вашей деятельности, основой образования являются достижения науки.

#1069;тап усвоения новых знаний.

I. Наука в современном обществе.

Запишем определение термина «наука» – творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.

Черты современной науки

Универсальность, безграничность

Основные характеристики «большой науки»:

1. Резко возросшее количество ученых

2. Рост научной информации

3. Изменение мира науки

4. Превращение научной деятельности в особую профессию

Цели науки:

  1. Описание
  2. Объяснение
  3. Предвидение явлений и действительности.

Таким образом, в современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности.

II. Этика науки.

- Основные нормы науки как феномена духовной культуры представлены в этике науки — дисциплине, изучающей нравственные основы научной деятельности. Основные этические нормы науки — бескорыстный поиск и отстаивание истины, стремление обогатить науку новыми результатами, добросовестное обоснование выдвигаемых научных положений, открытость для обсуждения вопросов и научной критики, свобода научного творчества, социальная ответственность ученого и др. В связи с постоянно возникающими кризисами науки в XX в., а также по иным причинам ученые часто обращаются к идеям эволюционной этики. Впервые она была сформулирована английским ученым Г. Спенсером. Он рассматривал нравственность как форму развития эволюционного процесса, затрагивающего всю живую природу на той ее стадии, которая соотносится с развитием человеческого общества. Идеи эволюционной этики, согласно которым добро определяется как "более развитое", а зло как "менее развитое", получили развитие в этике английских философов Дж. Хаксли и К. Уодинггона, французского философа, теолога и палеонтолога П. Тейяра де Шардена. При имеющихся различиях их взгляды объединяет общий методологический принцип: нравственность рассматривается не в качестве специфического общественного явления, а как проявление процесса биологической эволюции, определенной фазой которого является история общества. Американский неореалист Э. Хоулт вообще отрицает общественный характер морали. Понятия "добро" и "долг", с его точки зрения, — это средства ориентации человека в природной действительности, они помогают людям соотносить свое поведение с требованиями органической эволюции, поступать в соответствии с внешней средой.

III. Век живи, век учись.

- Из всех областей духовной культуры наука и образование наиболее тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей; образование без науки – пустой звук.

- Что такое образование?

- Образование — это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились. Так говорил Б. Ф. Скиннер.

- Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.

Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.

Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за бо́льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т.п.

Обучающиеся открывают учебник на указанной странице и начинают выписывать:

функции науки:

  1. Познавательная (познание и объяснение того, как устроен мир и каковы законы его развития).
  2. Мировоззренческая (построение целостной системы знаний о мире и выработка человеком своего отношения к ним).
  3. Прогностическая (предвидение изменений в окружающем мире и последствий таких изменений).
  4. Производительная (наука является мощным катализатором процесса непрерывного совершенствования производства).
  5. Коммуникативная.
  6. Социальная (наука выступает в качестве социальной силы, включаясь в процессы социального развития и управления им).

Обучающиеся отвечают:

- В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.

Обучающиеся записывают термин в тетрадь.

Функции образования:

Компенсирующая, адаптивная, развивающая.

  1. Этап закрепления новых знаний.

Давайте повторим:

- Что такое наука?

В чем заключается этика науки?

- Назовите цели науки.

Обучающиеся отвечают:

- «наука» – творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.

- Основные нормы науки как феномена духовной культуры представлены в этике науки — дисциплине, изучающей нравственные основы научной деятельности.

Цели науки:

  1. Описание
  2. Объяснение
  3. Предвидение явлений и действительности.

#1053;аука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель-постижение истины и открытие объективных законов (справочник П.А.Баранова)

Наука - творческая деятельность, направленная на……..

#1043;лавная задача науки-…….

4. В каком веке зародилась современная наука? Какие науки тогда появились?

5. Три функции науки

Познавательная…..

Практическо- действенная-… Прогностическая

6. Классификация наук

1- По предмету и методу познания - науки о природе, об обществе, о познании, технические науки, математика

2- По связи с практикой - фундаментальные (отсутствует прямая ориентация на практику) и прикладные (результаты научного познания применяются для решения производственных и социальных проблем)

7. Перечислите первые академии наук.

8. Что такое «большая наука»?

10. Основные черты большой науки

Универсальность Безграничность

Дифференциация Интеграция

16. Образование - получение людьми знаний, приобретение умений, навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему социальных институтов - семья, школа, СМИ. (справочник П.А.Баранова)

Функции образования (справочник Баранова)

Экономическая Социальная Культурная

#1055;очему образование является национальным богатством страны?

#1042; чём заключается особенность непрерывного образования?

23. Почему самообразование - непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?

Дидактический материал

к уроку обществознания

«Наука. Образование» - 10 кл.

1. «Наука» – творческая деятельность, направленная на достижение …………………………

Основные нормы науки как феномена духовной культуры представлены в этике науки — дисциплине, изучающей ……………………………………………………………………...

2. Цели науки:

1.

2.

3.

3. Главная задача науки -…….

4. В каком веке зародилась современная наука? Какие науки тогда появились?

5. Три функции науки:

1.

2.

3.

6. Классификация наук:

1.

2.

7. Перечислите первые академии наук:

8. Что такое «большая наука»?

9. Основные черты большой науки:

1.

2.

3.

4.

10. Образование - …………………………………………

11. Функции образования (справочник Баранова):

1.

2.

3.

12. Почему образование является национальным богатством страны?

13. В чём заключается особенность непрерывного образования?

14. Почему самообразование - непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века"

Урок изучения нового материала в 8 классе с применением ЭОР.    Цель  урока: познакомить обучающихся с системой образования и достижениями науки России во второй половине XIX в.;За...

Конспект урока по обществознанию 5 класс "Образование в жизни человека"

Тип урока "открытия " нового знания. Урок составлен в соответствии с ФГОС....

Конспект урока по обществознанию в 7 классе «Образование. Его значение в жизни людей»

Конспект урока по обществознанию в 7 классе «Образование. Его значение в жизни людей»...

Конспект урока по обществознанию на тему: "Наука. Образование." 10 класс.

Конспект урока по обществознанию на тему: "Наука. Образование." 10 класс. C применением RAFT-технологии....

Конспект урока по обществознанию 8 класс "Образование"

Конспект урока по обществознанию для учащихся 8 класса "Обществознание"...

Конспект урока по обществознания для 6 класса "Искусство и наука"

Конспект урока по обществознанию для 6 класса "Искусство и наука"...