Урок мужества "Россия, помни нас..."
классный час по обществознанию (9 класс)

Урок мужества "Россия, помни нас..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya_pomni_nas_-_kopiya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Кудиновская ООШ

Урок мужества: «Россия помни нас…»

Провела: Яковлева В.В.

учитель истории

2021 г.

Урок мужества «Россия помни нас…»

посвященный памяти Бурковского Александра Викторовича

Цель методической разработки - воспитание патриотических чувств учащихся

Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущим всем сферам жизни общества и государства. Он является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Задачи:

  • познакомить ребят с биографией воина-земляка, погибшего в чеченской войне;
  • пробудить чувство гордости за свою страну, малую родину.
  • воспитывать патриотические чувства учащихся.
  • сохранять историческую память

Ожидаемые результаты:

  • повышение интереса подростков к истории России;

Оборудование:

  • фотографии воина, погибшего в Чечне
  • статьи из газеты
  • мультимидийное оборудование
  • презентация «Шаг в бессмертие…»

Фильм «Россия помни нас » (просмотр 5 мин)

Учитель

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые.

Мы рады вас видеть на нашей встрече.

23 февраля – День Защитника Отечества. Кто такой Защитник Отечества и что же он защищает?

Понятие «Защитник Отечества» имеет очень широкий смысл.

Солдат, держащий оружие в руках и защищающий границы своей страны - Защитник Отечества.

Но и ребенок, уступивший в транспорте место «старшему», убедивший прохожего поднять брошенный окурок, посадивший дерево у себя во дворе, - тоже защитник Отечества.

Настоящий человек независимо от возраста и пола защищает свое Отечество в силу своих возможностей и способностей.

Так уж вышло, что история России – это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло столько воин, сколько довелось пережить России. Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество.

Ученик:

Еще не стихла боль Афганистана.

Еще в плену томятся сыновья.

А у России вновь открылась рана

С названием пронзительным – Чечня.

Туда как в бездну гонят эшелоны

Вновь погибать мужчинам на Руси

А вслед летят родительские стоны

Прости их господи! Помилуй и спаси!

Школьница:

Не браните мое поколение-

Это ваших рядов пополнение.

И за моду его не судите,

С чистым сердцем к нему подойдите.

Дело вовсе не в том,

Как мы пляшем,

дело в том,

Как мы сеем и пашем.

Как в болотах бредем

По колени -

Это тоже мое поколение.

Вы правы, мы войны не видали,

А у вас ордена и медали.

Но на подвиг в любое мгновенье

Встанет грудью мое поколенье.

Впереди и награды и званья,

Мы, товарищи старшие, с вами.

Если надо. Застынем в граните.

Поколенье мое не браните.

Ведущий:

В марте 1992 года в Москве был подписан Федеральный договор о взаимоотношении между субъектами РФ. Чечня отказалась присоединяться к договору. Произошло разделение Черчено - Ингушсой республики на две части. В 1994 году возник вооруженный конфликт между формированиями генерала Д.Дудаева и силами оппозиции, которую поддерживало Центральное правительство. 11 декабря 1994 года в Чечню вошли Федеральные войска, началась война, которую удалось завершить к осени 1996 года. За этот период погибло около 100 тысяч военнослужащих, сепаратистов и мирных жителей, свыше 240 тысяч ранено и контужено.31 августа 1996 года подписано «Совместное заявление» и «Принципы определения основ между РФ и Чеченской республики». В Чечне прекратились военные действия, была учреждена «Объединенная комиссия» из представителей РФ и Чеченской Республики, а итоговое соглашение между сторонами отодвигалось до 31 декабря 2001 года. К середине 1997 года Чечню покинули все Федеральные войска.27 января 1997 года в ходе выборов президентом Чечни был избран Аслан Масхадов, провозгласивший курс на национальную независимость Чечни. Россия столкнулась с проблемой терроризма. Боевики начали политику устрашения российских властей: захват заложников, взрывы домов, нападения на Дагестан. Правительством и В.В.Путиным было принято решение использовать в борьбе с террористами силовые методы. Началась вторая Чеченская война.93-х тысячная группировка российских войск противостояла 20-25 тысячам вооруженных боевиков, основу которых составляли 10-15 тысяч профессионалов - наемников, на чьей стороне оказался А.Масхадов. К марту 2000 года активная фаза операции в Чечне завершена, но продолжаются теракты и диверсии. Вывод войск из Чечни расширит зону деятельности бандформирование, что приведет к обострению ситуации на всем Северном Кавказе. Россия учитывает и то, что в Чечне преследуют свои интересы Турция, США и НАТО.

Ведущий 2

Война затянулась на долгие годы. Никто сегодня не назовет точно число жертв. Сколько погибло мирного населения в Чечне. Сколько солдат. Но это не всё. Военные потери надо умножить, как минимум на два, потому что есть матери и отцы. Вся боль, которой уже не чувствуют мертвые дети, досталась им.

Ведущий 1

Сегодня урок мужества посвящается памяти нашего земляка, Бурковского Александра Викторовича, погибшего в Чечне 17 лет назад.

Ведущий 2

Родился Александр 27 апреля 1973 году. Семья жила в поселке Тарасовском. В январе 1976 г. семья переехала в Кудиновку.

По счету Саша был первым ребенком. У него есть младший брат.

Ведущий 1

До школы Саша ходил в детский сад. В 1980 году переступил порог Кудиновской средней школы. Школьные годы шли незаметно. «Отношения с ребятами были всегда ровные, дружеские…. В своих действиях старался быть справедливым и честным… Девочек не обижал, а помогал им… »

Ведущий 2

«Саша любил читать книги, хорошо играл в шахматы… Очень любил природу и домашних животных, особенно кошек… Собирал бездомных, всех их кормил и жалел…Рос в селе мальчишка, мечтая быть военным. А для этого нужно быть смелым, выносливым. И он бегал, прыгал, лучше всех в школе отжимался, поднимал штангу. Самостоятельно изучал курс рукопашного боя, выписывая любимый журнал «Советский воин». В любое время года, надев на себя кирзовые сапоги, гимнастерку, бегал по лесу, рыл окопы, строил землянки, нагружая себя физически и мечтал о военном училище. Но трудно сельскому мальчишке пробиться в военные. Судьба улыбнулась ему: он попал служить в ВДВ в Прибалтике Александр был рад удачи, на распад СССР привел его дослуживать в Ростовскую область, в поселок «Казачьи лагеря», потом заключив контракт был отправлен в Чеченскую республику.

1-й солдат: Время выбрало нас,

Закружило в Чеченской метели,

Нас позвали, друзья, в грозный час,

Мы военную форму надели.

И в огне горных трудных дорог

Своей кровью кропили походы.

Не заметили в вихре тревог,

Как минуты прессуются в годы.

Музыка. • Песня о солдатских буднях

2 солдат:

Ты обо мне в слезах не вспоминай.

Оставь свою заботу и тревогу.

Не близок путь, далек родимый край.

Но я вернусь к любимому порогу.

По-прежнему любовь моя с тобой,

С тобою Родина, ты не одна, родная.

Ты мне видна, когда иду я в бой,

Свое большое счастье защищая.

На голос твой я сердцем отзовусь

И на заботу подвигом отвечу.

Я далеко, но я еще вернусь,

И ты, родная, выйдешь мне навстречу.

Ведущий 1

В ту ночь Александр находился на боевом дежурстве по охране командного пункта Российских войск. Под покровом ночи боевики бесшумно приблизились к его месту дозора. Но солдат не испугался. Он встал на пути врага, и ему удалось защитить командный пункт. Благодаря решительным действиям планы бандитов по внезапному захвату и уничтожению командного пункта были сорваны. Чтобы поддержать своих сослуживцев Саша бросился к танку, стоящему неподалёку, но добежать не успел. Снаряд разорвался совсем рядом, осколок которого попал в самое сердце солдата.

Солдат:

Дай мне руку, помоги подняться.

Мне, братишка, вновь не повезло.

Чем с боевиками мне сражаться?

Автомат мой в щепки разнесло.

Что ты умываешься слезами?

В нашей роте слабых не найти.

Что-то плохо у меня с глазами,

Дай мне руку, я смогу идти.

Пыльной тучей вертолет садится.

Ну зачем носилки, я и сам бы CMОГ.

Но его несут и прячут лица.

«Осторожней, братцы, он без ног.»

Песня Виктор Петлюра «Груз 200».

Ведущий 2

Молодой капитан, сопровождавший груз «200», рассказывал родителям: «Если бы не Александр, не его самоотверженность, то полегло бы гораздо больше ребят… Мы представили его к государственной награде… »

Песня «Грёзы» (Пискарёвское кладбище)

Ведущий 1

10 февраля 2000 года Кудиновские школьники в солдатских гимнастерках, фуражках и пилотках вместе с военными стояли в почетном карауле у гроба с Российским флагом. А земляки в скорби и молчании всё шли и шли, чтобы проститься с солдатом, и каждый из них твёрдо осознавал, что этот мальчик пошёл на войну для того, чтобы война не пришла в их дома. Похоронен Александр со всеми воинскими почестями на сельском кладбище. Белый снег на могиле Саши казался белым саваном, а гвоздики красными капельками крови. Родителям, геройски погибшего сына, торжественно вручили Орден Мужества, которым Александра наградили посмертно.

Музыка. «Аве Мария».

Мать:

Ой, зачем ты

солнце красное, все уходишь?

Ой, зачем

с войны безрадостной,

сын не возвращаешься?

Из беды тебя я выручу,

прилечу орлицей быстрою.

Отзовись, моя кровиночка,

маленький, единственный...

Белый свет не мил.

Изболелась я.

Возвратись, моя надежда!

Зернышко мое.

Зорюшка моя.

Горюшко мое,где ж ты?

Не могу найти дороженьки,

чтоб заплакать над могилою.

Не хочу я ничегошеньки, -

только сына милого.

За лесами моя ластынька!

За горами-за громадами.

Если выплаканы глазыньки.

сердцем плачут матери.

Белый свет не мил.

Изболелась я.

Возвратись, моя надежда!

Зернышко мое.

Зорюшка моя.

Горюшко мое,-

где ж ты?

Ведущий 2

Прошу всех встать. Минута молчания. (Звук метронома) Прошу садиться. (Выход ребенка)

Школьница:

Помяни нас Россия в зимнюю стужу,
Перед тем, как сойдёшься за праздничный стол.
Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,
Кто берёг тебя вечно и в вечность ушёл.
Помяни нас, засыпанных пеплом и пылью,
Пулемётами врезанных в скальную твердь.
Запиши нас в историю горестной болью.
И рубцом материнское сердце отметь.
Помяни нас, Россия, и злых и усталых,
Одуревших от зноя, без сна, без воды.
Отмеряющих жизнь от привала к привалу,
От звезды до звезды. От беды до беды.
Помяни нас, Россия, в извечной печали,
Златорусую косу свою расплетя.
Мы оставшимся помнить и жить завещали,
Жить, как прожили мы, - для тебя!

Ведущий 1

С первых дней боевых действий на территории республики Чечня российские солдаты проявляют мужество и отвагу. Во время боев они действуют уверенно и решительно, всегда готовые прийти на помощь. В трудную минуту оказываются там, где тяжелее всего. И не малая заслуга в том, что на многострадальной Чеченской земле скоро восстановиться мир, принадлежит нашим ребятам. А их родные и близкие должны быть уверенны, что ночью не прогремит взрыв, не начнется стрельба, что наступит новый мирный солнечный день.

Ведущий:

Издавна на Руси было принято зажигать свечу в память об умерших. Так пусть же о всех погибших горят свечи.

Провожают в армию ребят,

Словно в 41-м на войну.

И опять, как много лет подряд

Песней рвут мальчишки тишину

И опять, как много лет назад

Матерей не удержать от слез,

Ведь и этих будущих солдат

Ожидает столько гроз.

От того и громче, чем набат,

Заглушая песню и шаги

Губы материнские твердят:

«Помоги им, боже, помоги».

Общий выход всех участников. Музыка Стас Михайлов «Ты только жди».

Зажигают свечи. Просмотр презентации о Бурковском А.В..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества ПОМНЯТ ЛЮДИ

УРОК ПОСВЯЩЕН ГОРОДУ-ГЕРОЮ - ВОЛГОГРАДУ.Цели:  способствовать воспитанию чувства уважения к людям старшего поколения;  воспитывать в детях чувство гордости и любви к городу-герою...

Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")

В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...

Урок мужества "Помним, гордимся, равняемся"

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы для учащихся 5-11 классов....

Технологическая карта урока" Недаром помнит вся Россия"

Технологическая карта очень подробно раскрывает урок...

Единый Всекубанский Урок Победы «Помним! Гордимся! Наследуем!»

Сценарий Единого Всекубанского Урока Победы "Помним! Гордимся! Наследуем!" 2016 год...

Урок мужества « Помним. Гордимся. Наследуем.»

Цель этого урока мужества : развитие нравственно-патриотического воспитания учащихся....