Человек и общество
рабочая программа по обществознанию (11 класс)

Заланская Елена Юрьевна

Программа курса внеурочной деятельности «Человек и общество» ориентирована на подготовку обучающихся 11  класса к сдаче государственного экзамена по обществознанию в формате ЕГЭ

Цель курса - целенаправленная и качественная подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе через изучение и повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_kl_chelovek_i_obshchestvo.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Администрации МР Усть-Майского улуса (района)

МБОУ "Солнечнинская СОШ"

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по ВР

_____________

(Ю.К.Кудачинова)

«Утверждено»

директор

МБОУ «Солнечнинская СОШ»

________________ (Е.А. Виноградова)

Приказ № 71 от «29» августа 2025 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

 «Человек и общество»

Разработала:

Заланская Е.Ю.

П. Солнечный 2025 г

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек и общество» для учащихся 11 класса составлена на основе: 

-  Федерального закона от  29.12.2012  №  273-ФЗ  «Об  образовании в Российской

Федерации»;

-   приказа  Минпросвещения  России  от  22.03.2021  №  115  «Об  утверждении Порядка  организации  и  осуществления  образовательной  деятельности  по основным  общеобразовательным  программам

–  образовательным  программам  начального  общего,  основного  общего  и среднего общего образования»;

-   приказа  Минпросвещения  России  от  16.11.2022  №  993  «Об  утверждении федеральной  образовательной  программы  основного  общего  образования» (далее – ФОП ООО);

-   приказа  Минпросвещения  России  от  31.05.2021  №  287  «Об  утверждении федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО третьего    поколения);

-   Санитарно-эпидемиологических требований к  условиям  и  организации  обучения  в  общеобразовательных учреждениях,  утвержденных постановлением  Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации от от 28 сентября 2020 г. № 28 (далее – СанПиН 2.4.3648-20);

Программа рассчитана на 1 учебный год. Общее количество часов— 34 (1 час в неделю).

Программа курса внеурочной деятельности «Человек и общество» ориентирована на подготовку обучающихся 11  класса к сдаче государственного экзамена по обществознанию в формате ЕГЭ

Цель курса - целенаправленная и качественная подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе через изучение и повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.

Задачи курса:

  • раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества - духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой.
  • повторение курса обществознания;
  • формирование умений и навыков решения тестовых заданий повышенной сложности;
  • знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;        
  • формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию

Особенности программы 

Курс  является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию, так как  учащиеся  в качестве предмета по выбору на ЕГЭ в,  выбрали курс «Обществознание».

Планируемые результаты изучения курса по обществознанию в 11  классе

  • Обучающиеся 11 классов  по результатам изучения  курса, овладеют разными  видами деятельности (на уровне учебных действий) метапредметными, личностными, предметными. 

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
  • использование элементов причинно-следственного анализа;
  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
  • Предметными результатами освоения программы по обществознанию являются:
  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

 УЧЕНИК НАУЧИТСЯ:

•  понимать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания.

 • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества

и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

УЧЕНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни   для:

• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Содержание  курса

Введение  

ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах  ЕГЭ.

Заполнение бланков (входной контроль). 

Тема 2. «Общество»  

Системное строение общества. Общество как динамическая система.  Взаимосвязь общества и природы. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.  Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Мораль, ее основные категории.

Тренинг (тестовый) по выполнению заданий по данной теме.

Тема 3. «Человек»  

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии.

Тренинг по выполнению заданий по данной теме. 

Тема 4. «Духовная сфера»  

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ. Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.

Тема 5. «Познание»  

Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе. Решение тестовых заданий части.

Тема 6. Экономическая сфера  

Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства. Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная. Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.

Круглый стол с предпринимателями и представителями малого бизнеса.

Тема 7. «Социальная сфера»  

Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства. Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.

Деловая игра «Открытый микрофон» по теме Межнациональные отношения

Тема 8. Политико - правовая  сфера  

Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы. Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства. Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ. Структура политической власти в РФ. Государственный  аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.

Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

Тема 10. Решение заданий различных типов  

Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.

Сложный план с элементами эссе.   Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против».

Составление сложного плана.

Итоговое тестирование.     Решение КИМов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Человек и общество» - 11  класс

Дата по плану

Дата по факту

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Тема I. Введение - 1часа

1

Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию 2025-2026 уч. Кодификатор и спецификация   ЕГЭ по обществознанию.

1час

Тема II.  Общество   -4 часов

2

Общество - сложная, динамично развивающаяся система.

1 час

3

Сферы жизни общества и их взаимосвязь.

1 час

4

Ступени развития общества.

1 час

5

Глобальные проблемы человечества.

1 час

Тема III. Человек- 4 часов

6

Человек как результат биологич. и социокультурной эволюции.

1 час

7

Потребности и способности человека.

1 час

8

Многообразие видов деятельности человека.

1 час

9

Человек в системе социальных связей.

1 час

Тема IV Духовная сфера- 2 часа

10

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.

1 час

11

Наука и образование. Мораль. Религия.

1 час

Тема V.   Познание мира - 3 часов

12

Познание мира.

1 час

13

Многообразие форм человеческого знания.

1 час

14

Решение тестовых заданий части «А».

1 час

Тема VI Экономическая  сфера  - 4 часов

15

Экономика: наука и хозяйство.

1 час

16

Экономические системы

1 час

17

Многообразие рынков.

1 час

18

Рыночные отношения.

1 час

ТемаVII. Социальная сфера 3 часов

19

Социальная система.

1 час

20

Семья и брак как социальные институты.

1 час

21

Социальный конфликт и пути его разрешения.

1 час

  Тема VIII. Политико - правовая  сфера - 8 часов

22

Политическая система.

1 час

23

Признаки, функции и формы государства.

1 час

24

Политический плюрализм.

1 час

25

Структура политической власти в РФ.

1 час

26

Право, система права. Источники права.

1 час

27

Права человека.

1 час

28

Конституция РФ.

1 час

29

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.

1 час

Тема IX. Решение заданий различных типов- 4 часов

30

Решение тестовых заданий

1 час

31

Решение тестовых заданий

1 час

32

Решение тестовых заданий

1 час

33

Итоговое тестирование

1 час

34

Итоговое тестирование

1 час

ИТОГО:

34 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку обществознания "Человек и общество"

Тест к уроку обществознания в 8 классе по учебнику Боголюбова "Введение в обществознание" параграф 17. Цель - проверить усвоение обучающимися понятий: сферы жизни общества, виды социальных норм, типол...

Презентация блока вопросов "Человек и общество"- подготовка к ГИА

В презентации представлены некоторые вопросы блока кодификатора  ГИА "Человек и общество". Можно использовать при подготовке к ГИА по обществу на консультациях, а так же на уроках по данной теме....

Социальная структура общества. Положение человека в обществе.

Презентация по обществознанию. Подготовка к экзамену 9 класс....

Сочинение "Согласны ли вы с утверждением "Человек человеку-волк"? (к литературному направлению "Человек и общество" 2017г.)

Данное сочинение написано в рамках литературного направления "Человек и общество" 2017г....

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»

Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы  XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...

Человек и общество: строение общества

Уважаемые выпускники! В этом году вам предстоит столкнуться с очень важной задачей - сдачей экзаменов. По статистике, обществознание является одной из самых востребованных дисциплин, которую ученики в...