Шоссе светофорных наук - интеллектуальная игра-соревнование
план-конспект урока обж (5 класс) на тему

Интеллектуальная игра-соревнование для младшего школьного возраста поможет в работе по пропаганде Правил дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shosse_svet.nauk_.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ольховская прогимназия»

Интеллектуальная игра-соревнование

«Шоссе светофорных наук»

                                                               

Разработала:                                                                                                             Коробова Татьяна Анатольевна,                                                                     учитель начальных классов

2010 г.

Интеллектуальная игра-соревнование

«Шоссе светофорных наук»

Цель: пропагандировать Правила дорожного движения среди детей младшего школьного возраста.

Задачи:

*выработать навыки поведения на улице, дороге, перекрёстках;

*практически закрепить знания и умения по правилам вождения велосипеда     на специально размеченной площадке;

*воспитать ответственное отношение к выполнению правил дорожного движения;

*привлечь к участию в творческих конкурсах учеников младших классов.

Условия игры:

  • Ведущие игры – взрослые.
  • Формируется команда из 5-ти человек, выбирается капитан команды. Каждая команда должна иметь название, девиз, эмблему.

Подготовительная работа:

  • Ученики среднего звена и взрослые готовят задания и оформление тематических станций, расписывают маршрутные листы для участников, в которых указывают последовательность посещения этих станций участниками.
  • 1 этап. Теоретический. Повторение Правил дорожного движения.
  • 2 этап. Практический. Умелый велосипедист. Этапы фигурного вождения.
  • 3 этап. Творческий. Конкурс рисунков на тему: «Наш друг - светофор», «Я на улице».

Ход игры – соревнования.

Игра – соревнование начинается с линейки, на которой участники получают маршрутные листы и знакомятся с правилами соревнования.

Ведущие игры – взрослые – воспитатели.

Звучит мелодия песни композитора А.Минкова из телефильма «Следствие ведут знатоки».

Появляется Светофор и инспектор ГИБДД.

Инспектор. Равняйсь! Смирно! Здравствуйте, товарищи знатоки Правил дорожного движения.

Все команды (хором). Здравия желаем!

Инспектор. Проведем перекличку. (Проводится перекличка всех команд – название, девиз).

Инспектор. Ну, ответьте мне , друзья, вы свисток слыхали?

Все команды (хором). Да!

Инспектор. А инспектора ГАИ сразу все узнали?

Все команды (хором). Да!

Инспектор.  Днем и ночью,

                      В зной и стужу

                      На дороге с давних пор

                      Пешеходам честно служим –

                      Я, мой жезл и светофор.

Светофор.    Регулируем движенье,

                      Нам подвластны шофера.

                      Мы хотим и вами тоже

                      Быть довольными всегда.

Инспектор.  Но мы должны проверить ваши знания, чтобы быть уверенными в том, что вы всегда соблюдаете Правила дорожного движения. Сегодня вам предстоит проделать нелегкий путь по Шоссе светофорных наук. Чтобы не сбиться с пути,  наш  друг Светофор раздаст вам маршрутные листы.

Светофор раздаёт командам маршрутные листы. Когда все капитаны получили маршрутные листы, Инспектор приказывает  командам разойтись по станциям.

 

Станция 1. Автопробег.

Оформление. Рисунки  и фотографии первых автомобилей, велосипедов, танков. Рисунки с дорожными знаками для вручения их детям.

Ведущий. Мы приветствуем всех собравшихся на нашей станции. Мы уверены, что здесь собрались только знатоки Правил дорожного движения. Давайте знакомиться!

Команда защищает своё название в различной форме: стихи, песни, сценки и т.д.

Ведущий. Не все участники смогут добраться до финиша. Нужно приложить немало сил, чтобы ваш автомобиль первым пересек финишную черту. Условие такое: пока звучит музыка, вы можете выбирать себе автомобиль по вкусу, а как только она остановится, быстренько займите ближайший автомобиль. Но при этом руки держите за спиной. Итак, начали.

Под ритмичную музыку проходит игра «Выиграй автомобиль». В роли автомобиля – стулья.

Ведущий. Мы поделили автотранспорт, теперь прежде, чем отправляться в путь, мы хотим проверить ваши знания знаков дорожного движения.

Поднимает поочередно знаки и после правильного ответа вручает их детям.

Далее ведущий читает загадки, а команда отвечает.

 Я хочу спросить про знак.

Нарисован знак вот так:

В треугольники ребята

Со всех ног бегут куда-то.

Что это за знак?

(Осторожно, дети!)

Шли из школы мы домой,

Видим – знак над мостовой.

Круг, внутри – велосипед,

Ничего другого нет.

Что это за знак?

(велосипедная дорожка)

Машины мчат во весь опор,

И вдруг навстречу знак:

Изображен на нем забор.

Я тру глаза, гляжу в упор:

Шоссе закрыто на запор?

Что это за знак?

(железнодорожный переезд)

Заболел в дороге друг.

Огляделся я вокруг,

Помощь я ищу окрест

И увидел (красный крест)

Я надеюсь каждый знает,

Что это означает?

(медицинский пункт)

Ведущий после конкурса проставляет в маршрутный лист количество баллов, заработанных данной командой.

Команда отправляется на следующую станцию.

Станция 2. Школа юных инспекторов движения.

Ведущий. Внимание! Настоящий автомобилист должен не только знать Правила дорожного движения, но и уметь в свободное время повеселиться. Сейчас для вас будут звучать фрагменты песен, герои которых являются то пешеходами, то пассажирами, то водителями. Но при этом они все соблюдают правила дорожного движения. Ваша задача: как только вы узнаете песенку, то должны поднять флажок. Если песня угадана вы получаете 2 балла, а если не угадали, то балл у команды отнимается. А если же музыка закончилась, а песня осталась не угаданной, то вы не получаете и не теряете ничего.

Начинается конкурс «Угадай мелодию»

Станция 3. Блицтурнир.

Ведущий. Вашей команде предстоит ответить на ряд вопросов. За 3 минуты вы должны ответить на большее количество вопросов. Сколько вы дадите правильных ответов, столько баллов и заработаете.

1. Что означает красный свет светофора?

(ответ: стой!)

2. В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?

(ответ: пешеходам разрешается переходить улицу только на перекрестках по пешеходным переходам, в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».)

3.При каком положении регулировщика разрешается движение пешехода?

(ответ: если регулировщик обращен к ним боком, руки вытянуты в стороны или опущены.)

4. При каком положении регулировщика движение запрещено?

(ответ: регулировщик стоит лицом, руки вытянуты.)

5. Как должны переходить улицы пешеходы на перекрестках, где движение транспорта не регулируется светофором?

(ответ: пешеходы должны пропустить транспорт, строго соблюдать правила перехода.)

6. Что означают сигналы светофора с изображенными на них человечками?

(ответ: зажегся свет с красным человечком – стой! С зеленым – иди.)

7. Как обойти автобус на остановке?

(ответ: сзади, или дождаться когда он отойдет от остановки.)

8. Как обойти трамвай на остановке?

(ответ: спереди, или дождаться когда он отойдет от остановки.)

9. С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по улице и дороге?

(ответ: с 14 лет.)

10. Дает ли знак «Дети» какое-либо преимущество перед идущим транспортом?

(ответ: нет, не дает.)

11. По какой стороне необходимо двигаться по загородной дороге?

(ответ: навстречу идущему транспорту, по обочине.)

12. Для чего вдоль улицы или дороги наносится линия продольной разметки?

(ответ: делит улицу или дорогу на 2 части: движение по разным направлениям.)

Ведущий. Теорию вы освоили, а теперь потренируемся.

                                        Игра «Светофор»

У ведущего в руках три круглых сигнальных карточек: красного, желтого и зеленого цвета. Он попеременно показывает карточки, ребята должны:

- если показана карточка красного цвета – должна быть тишина;

- зеленого цвета – топать ногами, будто идут;

- желтого цвета – хлопать в ладоши.

           Станция 4.  . «Азбука пешехода»

Ведущий. Все мы в разных ситуациях становимся то пешеходами, то пассажирами. А знаете ли вы историю возникновения общественного транспорта?

Когда города были небольшими, люди по делам и в гости добирались пешком. Шло время, расстояния увеличились, и появилась потребность в общественном транспорте.

К началу 18 века пассажиров и багаж перевозили дилижансы, омнибусы, запряженные лошадьми.

Со временем карету заменили вагонами, а дорогу рельсами. Так появилась конка.

Первая сеть конно-железных дорог была построена в 30-е годы 19 века в Нью-Йорке.

Первый электрический трамвай был пущен в Берлине в 1879 году.

В России такой трамвай появился в Москве в 1899 году.  Единственная в мире междугородная троллейбусная линия Ялта-Симферополь действует в Крыму.

А теперь вам предстоит пройти испытание.

Пешеход – это:

А. Человек, производящий работу на дороге.

Б. Лицо, идущее по тротуару.

В. Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

Какие из перечисленных ситуаций могут стать причинами дорожно-транспортных происшествий?

А. Переход дороги в неустановленном месте.

Б. Игры на мостовой.

В. Хождение по проезжей части.

Что означает мигание зелёного сигнала светофора?

А. Светофор не исправлен.

Б. Время зелёного сигнала истекает.

В. Движение запрещено.

Как должна двигаться пешая колонна по проезжей части?

А. По левому краю дороги, навстречу движущемуся транспорту.

Б. По правому краю дороги, по направлению движения транспорта.

Чем должен руководствоваться пешеход, если жест регулировщика противоречит требованию светофора?

А. Жестом регулировщика.

Б. Сигналом светофора.

В. Действовать по своему усмотрению.

Где разрешается кататься на санках и лыжах?

А. По дороге, предназначенной для пешеходов

Б. По правой стороне проезжей части.

В. В  парках, скверах, стадионах, т.е. там, где нет опасности выезда на проезжую часть.

Что такое тротуар?

А. Дорога для велосипедистов.

Б. Дорога для пешеходов.

В. Дорога для транспорта.

Опасно ли ходить по краю тротуара?

А. Неопасно, так как тротуар предназначен для пешеходов.

Б. Неопасно, так как транспорт не должен ехать близко к тротуару.

В. Опасно, так как существует опасность быть задетым близко идущим транспортом.

Станция 5. Умелый велосипедист.

К этой станции одновременно приходят все участники игры-соревнования. Команды выстраиваются в линию. Ведущие объясняют, что соревнование проводится в несколько этапов. Когда все члены команды закончат выполнение задания, то оно считается выполненным. Все этапы проводятся на время.

Этапы фигурного вождения:

1. Змейка. Объехать специальные стойки, не сбив их и не касаясь ногой площадки.

2. Мост. Проехать по узкой доске, не съехав, не задевая ногой площадку.

3. Восьмерка. Проехать, не касаясь линий и не останавливая велосипед.

После выполнения заданий время команд суммируется. Штрафные баллы вычитаются. Выявляется лучшая команда данной станции.

По маршрутным листам суммируются баллы, после чего выявляется команда – победитель всей игры.

Заключительная часть игры-соревнования.

Команды выстраиваются на линейку, где Инспектор и Светофор объявляют команду-победителя. Производится награждение.

Используемая литература:

1. Внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения. М., «Глобус», 2008. Составители: В.Е Амелина, О.Л.Фастова, С.В. Кашлева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН по ПДД "Школа светофорных наук"

В занимательной форме знакомство с правилами дорожного движения....

Интегрированное занятие по физике и ОБЖ "Школа светофорных наук".

Интегрированное занятие по физике и ОБЖ «Школа светофорных наук».Цели:      - опираясь на знание физических законов, выработать осознанную необхо...

Школа светофорных наук

материал для проведения классного часа по ПДД...

Образовательная программа «Школа светофорных наук»

Образовательная программа по ПДД. Возраст обучающихся – 8 – 14 лет. Срок реализации программы – 3 года. Актуальность программы: Бурное развитие техники в последние годы привело к стремительному росту ...

Сценарий мероприятия "Школа светофорных наук"

Открытое мероприятие в школе-интернат Фатежского района Курской области по  правилам дорожного движения. Это мероприятие понравилось не тоолько детям, но и взрослым. Мальчишки и девчонки с огромн...

СПОРТАНИЯ.Спортивно-интеллектуальная игра-соревнование для 4-5 класса.

Данное мероприятие предназначено для организации внеучебной работы по физической культуре. Настоящая разработка поможет учителям физической культуры  сделать мероприятие увлекательным и запоминаю...


 

Комментарии

Спасибо за работу, интересно и разнообразно, но есть ряд неточностей в ответах блицтурнира, посмотрите http://pddmaster.ru/documents/pdd/6-signaly-svetof.... Там же отдельным блоком есть материал для велосипедистов, пешеходов и пр. Спасибо.