конспект занятий
план-конспект (основы безопасности жизнедеятельности) по теме

Занятие по правилам дорожного движенияосновные понятия и термины ПДД

Цель: основные понятия и термины ПДДпривлечь внимание учащихся к изучению правил дорожного движения;
Задачи: научить учащихся правильно вести себя на улицах и дорогах города и села;

познакомить с мерами  профилактики дорожно-транспортного травматизма;

проанализировать  типичные ошибки в поведении детей во дворе, на улицах  и дорогах города и села.

Участники мероприятия: дети в возрасте 10-11 лет.

Оборудование: карточки,

Форма работы: индивидуальная,  в парах, групповая.

Продолжительность занятия  40 минут. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по правилам дорожного движения основные понятия и термины ПДД

Цель: основные понятия и термины ПДД привлечь внимание учащихся к изучению правил дорожного движения;
Задачи: научить учащихся правильно вести себя на улицах и дорогах города и села;

познакомить с мерами  профилактики дорожно-транспортного травматизма;

проанализировать  типичные ошибки в поведении детей во дворе, на улицах  и дорогах города и села.

Участники мероприятия: дети в возрасте 10-11 лет.

Оборудование: карточки,

Форма работы: индивидуальная,  в парах, групповая.

Продолжительность занятия  40 минут.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Сообщение темы  и цели занятия.

Тема нашего занятия «Основные понятия и термины ПДД.»

Сегодня мы должны с вами  познакомиться с  основными  понятиями  и терминами  ПДД. Это нам нужно для того, чтобы научиться себя правильно вести на улицах и дорогах города и села.

А начнём мы наше занятие с викторины.

        А знаете ли вы?

1.     На чем ехал Емеля к царю во дворец? (Печка).

2.     Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед).

3.     Чем смазывал моторчик Карлсон? (Вареньем).

4.     Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед).

5.     Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (Карету).

6.     На чем летал Алладин? (Ковер-самолет).

7.     На чем катался Кай из сказки «Снежная королева»? (Санки).

8.     Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа).

Мы с вами вспомнили сказочные виды транспорта.  А для каких видов транспорта, прозвучавших в викторине необходимо знание дорожных знаков и правил дорожного движения?

Ответ детей: велосипед, санки.

 - А только ли дорожные знаки нужны для велосипеда?

Ответ детей: дорожные знаки нужны водителям, пешеходам.

 - Перед вами дорожные знаки.

Кто догадается, выбирает нужный знак.

Всем знакомые полоски

Знают дети, знают взрослый,

На ту сторону ведет -

(пеш. переход)

Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро не возможно,

Знают люди все на свете:

в этом месте ходят……

(дети)

На машинах здесь, друзья,

Ехать никому нельзя,

Можно ехать, знайте –

Дети, только на ……

(велосипеде)

- Молодцы! Показали верно.

2. Объяснение основных понятий и терминов ПДД

 (Показ презентации велосипедов)

- Ребята вы, обратили внимание, что велосипеды разные по форме, предназначению. Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и более приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

- Кто из вас может ездить на велосипеде?

 - В какое время суток можно ездить на велосипедах?

Ответ детей:  утром, днём, вечером.

- А в какое время суток не рекомендуется ездить?

- Ответ детей: ночью.

- Знаете ли вы как объяснить « Тёмное время суток»?

Это промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала
утренних сумерек. ( показ картинок)

В тёмное время суток не только опасно ездить на велосипедах, но находиться на дороге  не безопасно. Попробуйте отгадать.

- Не живая, а идет,

Неподвижна - а ведет.

Ответ: Дорога

- Что означает термин «дорога»? Полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обустроенная или  приспособленная и используемая для движения транспортных средств, включающая в себя проезжие части, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.

( показ слайдов дорога) 

Всем она давно знакома –

Ждет послушно возле дома,

Только выйдешь из ворот –

Куда хочешь поведет.

Ответ: Дорога

Вас куда ведёт дорога?

- Ответ детей: домой? В школы, в гост, на занятия кружка, гулять с друзьями.

- А где дом, где учитесь, где живёте?

- Ответ детей: с. Дмитровский Погост

- Совершенно верно. По другому можно сказать населённый пункт.

(Показ слайдов населённого пункта)

Термин « населённый пункт»    это застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками «Начало населенного пункта» и
«Конец населенного пункта».

Так как мы живём в населённом пункте , нам всегда приходиться переходить улицу, поиграем в игру  «Перейди улицу»

(Ведущего можно выбрать из членов объединения)

У ведущего два картонных кружка. Один оклеен зеленой   бумагой с одной стороны и желтой - с другой. Второй - красной бумагой, а на оборотной стороне - тоже желтой. Все игроки делятся на две команды. Проводятся параллельные линии, 1 одна от другой на расстоянии 7-10 шагов. Это «улица». Игроки становятся за одной чертой.

Условия игры:

Когда ведущий делает взмах зеленым кружком, играющие делают шаг вперед, красным - шаг назад, желтым - остаются на месте. Ведущий чередует цвета.

Если он взмахнул кружком один раз - надо сделать один шаг в ту или иную сторону, если два - два шага.

Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Побеждает команда, игрок которой первым перейдет «Улицу».

У вас хорошо получилось перейти улицу, так же хорошо вы займёте своё рабочее место.

Проверим изученную тему,  насколько вы были внимательны.

Конечно, вы всё это знали и раньше, но теперь вы знаете правильное объяснение  терминов и потому легко можете выполнить задание на проверку знаний:

основные понятия и термины ПДД.

Работа по карточкам.  (Правильное подчеркни.)

Значение термина «велосипед»:

  1. Двухколесное транспортное средство без мотора для взрослых и детей.
  2. Двух- или трехколесное транспортное средство для детей и взрослых.
  3. Транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса и более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Что означает термин «дорога»?

  1.  Полоса земли, отведенная для движения транспортных средств и пешеходов.
  2.  Полоса земли, имеющая дорожное покрытие.
  3.  Полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обустроенная или  приспособленная и используемая для движения транспортных средств, включающая в себя проезжие части, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.

 Что означает термин «темное время суток»?

  1. 1.        Вечернее и ночное время.
  2. 2.        Время с 21.00 до 7.00.
  3. 3. Промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала
    утренних сумерек.

 Значение термина «населенный пункт»:

1.        Жилые здания и хозяйственные постройки, объединенные
одной территорией.

2.        Застроенная территория, через которую проходит автомагистраль.

3. Застроенная территория, въезды на которую и выезды с ко-
торой обозначены знаками «Начало населенного пункта» и
«Конец населенного пункта».

( Передаём карточки )

ИГРА на ВНИМАНИЕ «Светофор»

Зеленый свет - топают ногами

Желтый свет - хлопают в ладоши

Красный свет - молчат.

Правила перехода улиц и дорог.

Блиц-опрос о правилах движениях пешеходов

-        Как пешеходы должны ходить по улице?

Ответ. Пешеходы должны ходить только по тротуару, так как проезжая часть улицы предназначена для транспорта.

-        Какой стороны тротуара должны придерживаться пеше
ходы?

Ответ. Пешеходы должны придерживаться правой стороны тротуара, чтобы не мешать идущим навстречу людям.

-        Можно ли переходить улицу наискосок?

Ответ. Нельзя. Улицу надо переходить прямо, так как это уменьшает время пребывания на проезжей части.

-        Почему нельзя устраивать игры на проезжей части улицы?

Ответ. Игры на проезжей части улицы мешают движению транспорта, а главное, дети, увлекшись игрой, могут попасть под колеса машин.

-        Можно ли переходить улицу на желтый свет светофора?

Ответ. Нельзя. Желтый сигнал светофора означает «Внимание!». Он включается при смене сигналов светофора. Для перехода улицы надо дождаться зеленого сигнала.

-        Как надо переходить улицу, если нет светофора?
Ответ. Прежде чем начать переход улицы, надо сначала

посмотреть налево и направо и пропустить приближающийся транспорт. Дойдя до середины, посмотреть направо и налево и, если нет машин, закончить переход,

Бывает дети нарушают ПДД предлагаю вам объяснить кто нарушил правила безопасности.   Разбор проблемной ситуации.

(работа по картинке)

Кто нарушает правила безопасности поведения на улице?

1. Велосипедист и футболисты.

  1. Велосипедист, футболисты и мальчик, который бежит.
  2. Все дети.

Кто нарушает правила безопасного поведения на дороге?

  1. Мальчик.
  2. Девочка.
  3. Мальчик и девочка.

1.Ситуация

Вы забыли купить хлеб, а до закрытия магазина осталось несколько минут. Выскочив на улицу, нехватку времени вы стараетесь перекрыть быстротой ног. Вот перекрёсток, загорелся зелёный свет. Слева поворачивает автомобиль, но вы уже на дороге, наезд неизбежен. Как нужно было поступить?

2.Ситуация

Вы собрались переходить через дорогу, видите – приближается машина, но она пока ещё далеко и едет медленно. Вы явно успеваете. Можно ли переходить?

3.Ситуация

Уже темнело. По улице города ехал автобус, возвращавшийся в парк. Из-за кустов, которыми тротуар был отделён от дороги, на проезжую часть вылетел футбольный мяч, а за ним выскочил мальчик лет восьми. Забыв обо всём на свете, он бежал наперерез несущемуся с большой скоростью автобусу. Мальчик думал только о своём мяче. Ещё мгновение – ребёнок окажется под колёсами тяжёлой машины. Это понял водитель. Не теряя время, он одним поворотом руля бросил автобус в сторону, чтобы хоть как-то смягчить удар. Но всё же наезд произошёл.

– Что же должен был знать мальчик в подобной ситуации?

3.  Проверка домашнего задания: «Презентация нового дорожного знака».

- На последнем занятии вы получили творческое задание: придумать и представить новый дорожный знак.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

(Каждый уч-ся называет и показывает дорожный знак, объясняет его значение,  к какой группе относится, место его установки.)

 Примеры новых дорожных знаков:

  1.  Подведение итогов занятия.

- Наше занятие подошло к концу.

- Сегодня мы изучили основные понятия и термины ПДД (дорога,  темное время суток, велосипед)

-  Был блиц-опрос о правилах движениях пешеходов

-  Был разбор проблемной ситуации.

- отгадывали загадки

- поиграли в игру  «Перейди улицу»

- Была ИГРА на ВНИМАНИЕ «Светофор» 

 - придумали свои дорожные знаки. Спасибо за работу.

Источники материала:

  1. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт. – сост. В.Е.Амелина,
  2. газета «Добрая дорога детства», О.Л.Фастова. – 2-е изд.испр. – М.: Глобус, 2006. – 264с.
    3. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах”. http://gibdd.yar.ru/
     
  3. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал ) для начальной школы. Составители Маркин Н.И., Денисов М.Н. под редакцией Н.Ф.Виноградовой.-М.ЭНАС-КЛАСС, изд-во НЦ ЭНАС,2006г.
  4. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. Ростов-н/Д. Феникс, 2006 г.
  5. Ковалев Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников. Ростов-на/Д. Феникс, 2006 г.
  6. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие по ПДД для учащихся начальной школы. СПб. Изд-во МиМ, 1997 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.

Занятие «Волшебные пальчики».Цель:  Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи:        I....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....