Главные вкладки

    Программа военно-патриотического клуба ПАТРИОТ
    рабочая программа (основы безопасности жизнедеятельности) по теме

    Филимоненков Сергей Анатольевич

    Авторская программа военно-патриотического клуба ПАТРИОТ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_kluba_patriot.doc174 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                       Утверждаю: Директор

                                                                                Дома пионеров и школьников

            _________ Е.Н. Алдушенкова

            «   »  сентября   2008г.

    Авторская программа военно-патриотического воспитания учащихся детского объединения

    Военно-патриотического клуба «ПАТРИОТ»

    (2008 – 2013г.г.)

    Руководитель программы:

    Филимоненков С.А., педагог дополнительного образования

    (филиал МОУ ДСШ №1)

    2008 год, п.Дубровка

    ПРОГРАММА

    военно-патриотического воспитания учащихся:

    1.Краткое описание 
    (основные цели и задачи программы, основные методы, планируемые результаты)

    Главной целью Программы:
    Является участие в реализации государственной политики в области патриотического воспитания детей и молодёжи, в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2007-2010 гг.». Развитие у молодёжи духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых знаний, умений, навыков и качеств необходимых защитникам Родины.

    Основной задачей Программы являются:

    1. воспитание чувства патриотизма, формирования у подрастающего поколения чувства верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;
    2. передача и развития лучших традиций российского воинства;
    3. противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде;
    4. физическое развитие молодежи и детей, повышение привлекательности здорового образа жизни;
    5. участие в подготовке граждан к военной службе, популяризации работы в органах внутренних дел;
    6. усиление роли семьи в воспитании полноценных граждан общества.

    Основными методами реализации Программы являются:

    1. Использование материальной и технической базы районной администрации и иных местных органов власти для проведения занятий с подростками;
    2. Использование материально-технической и учебной баз округа для профориентации подростков, для приобретения профессии водителя, авто- слесаря, компьютерной грамотности и др.;
    3. Привлечение специалистов и преподавателей по профильным дисциплинам и организация занятий по ним.

    Выполнение программы приведёт к 
    Оздоровлению общества – совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у молодежи высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, городу-герою Москве, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
    Данная программа стремится к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда - идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом!
    Ориентация на духовно-нравственные и историко-культурные традиции повышает значимость национально-регионального компонента. Военно-патриотическая тематика перекликается с тематикой школьных предметов: «История России», «ОБЖ», «НВП», «Физическая культура», «Литература» и др. Содержание программы включает в себя следующие блоки:
    I. Учебно-познавательный;
    1) Курс лекций по ОБЖ; 2) Военная история России; 3). Основы туризма.
    II. Духовно-нравственного воспитания:
    ДО ВПК«Патриот»осуществляет разработку, организацию и проведение духовно-нравственных, учебно-познавательных и физических занятий и мероприятий программы.

    1. Оценки реализации программы:
      видимое (отзывы, фото- и видеоматериалы);
      • долговременное (повышение общего культурно-образовательного уровня детей и подростков, «отрыв» от улицы, организацию досуга и навыков и спортивных мероприятиях района, округа и города, создание единого и сплоченного коллектива, способного оценивать и принимать правильные решения, формирование социальной среды района ).

    Описание программы:

    Описание проблемы и потребности в реализации программы:
    Военно-патриотическое воспитание приобретает в последнее время особое значение. Националисты и лжепатриоты всех мастей превратили святые истины в конъюнктурные политические лозунги, растлевающие молодежь. Таким образом, даже само слово "патриотизм" приобрело негативный смысл. Это порождает безверие, цинизм, агрессивность. Необходимо преодолеть искаженные представления о любви к Родине, гордости за Отечество и воспитывать настоящих граждан своей страны.

    Сейчас в России патриотическим воспитанием молодежи занимается большое количество разнообразных органов, организаций, представительств, сект и т.д. Некоторая их часть, и, по-видимому, не малая, под звучным и благовидным предлогом – патриотического воспитания молодежи, занимаются вербовкой людей для своих организаций и структур, с целями известными только им. Что происходит за их стенами неизвестно. Как впрочем, непонятно, в каком направлении идет воспитание, и чьим идеалам служат эти объединения. В результате количество молодежных организаций растет, а произвол на улицах городов, спровоцированный молодыми людьми не уменьшается.

    В реализации программы мы рассчитываем на поддержку  Военного Комиссариата Дубровского района, Отдела внутренних дел, Сещинского гарнизона и государственных служб посёлка. Используя возможности районной администрации, привлекать к участию в программе ветеранов спец подразделений, бойцов прошедших Чеченскую контртеррористическую операцию, станет возможным действительно ориентировать юношей и девушек на понимание и принятие морально-этических норм поведения достойных гражданина России. Появится возможность наглядно и доступно показывать молодым людям значимость и необходимость прохождения службы в рядах ВС РФ, в органах внутренних дел, в ФСБ и других силовых структурах, на конкретных примерах. Работа клуба будет основываться на базе  программы "Патриотического воспитания молодежи Брянской области на 2007-2010 годы",  разработанной с учетом законов Российской Федерации.

    В военно-патриотическом воспитании можно выделить два основных компонента. Первый характеризуется широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах как: позитивные мировоззренческие взгляды. Которые в свою очередь опираются на социальные, исторические, нравственные и политические проблемы нашего общества. Социально-педагогический компонент является основным. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации защиты Отечества, службе в органах МВД и работе на благо страны и посёлка.

    Второй компонент военно-патриотического воспитания характеризуется более конкретной направленностью. Практическая реализация призвана обеспечить глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы. Формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах ВС РФ, в органах МВД. Основой содержания второго компонента воспитания является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу. Воспитание таких качеств как честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.

    Цели Создания Военно-патриотического клуба:

    1. Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств и умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни, верности конституционному и воинскому долгу, высокой дисциплинированности и ответственности, уважения к родному городу его жителям и гостям;
    2. Подготовка к службе в рядах ВС РФ;
    3. Сохранение военного, научного, духовного, интеллектуального потенциала России.
    4. Привлечение и начальная подготовка кадров в различные структуры МВД и ВС РФ д.р.

    Цели будут достигаться путём решения следующих задач:

    1. организация и проведение занятий по дисциплинам: история отечества, основы правовых знаний, огневая, техническая, строевая и физическая подготовка, основы военной топографии, гражданская оборона и т.п..
    2. привлечение специалистов районных структур для занятия с подростками и ориентации их на поступление в Академии, ВУЗы и колледжи МВД, ФСБ и другие учебные заведения.
    3. Организация спортивных занятий в клубе, и направление наиболее подготовленных и способных юношей и девушек в профильные ДЮСШ, при условии невозможности обеспечить своими силами их спортивный дальнейший рост.
    4. осуществление профессиональной ориентации подростков при содействии Центра занятости и военкомата;

    Основными методами реализации Программы являются:

    1. Использование материально-технической и учебной базы района для профориентации подростков;
    2. Привлечение специалистов и преподавателей по теоретическим дисциплинам (история Отечества, основы государства и права и др.);
    3. Привлечение специалистов и преподавателей по практическим дисциплинам (огневая, строевая, физическая, техническая подготовка и т.п.) сотрудников военкомата и приглашенных специалистов;
    4. Привлечение специалистов из ГИБДД для организации и проведения теоретических и практических занятий по ПДД;
    5. Подготовка, оборудование и использование помещений для проведения теоретических занятий (лекции и семинары);
    6. проведение спортивных мероприятий внутреннего значения и участие в спортивных мероприятиях поселкового масштаба;
    7. организация походов по местам боевой славы;
    8. организованное посещение музеев г.Брянска и Брянской области;
    9. проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской кампаний;
    10. участие в торжественных мероприятиях и праздниках п. Дубровка;
    11. организация занятий по ориентированию в посёлке и пересечённой местности по карте, без карты, с выездом загород;
    12. сооружение и оборудование площадки для игры в «пинтбол» и «страйкбол»

    Формы реализации:
    туризм.

    1. Основы ориентирования: работа с картой и компасом; определение расстояний; определение высоты; определение сторон горизонта по Солнцу и звездам; определение сторон горизонта по растениям и поведению животных; определение сторон горизонта по рельефу, почвам, ветру, снегу, постройкам, звуку, свету, следам...
    2. Автономное существование и выживание: первая помощь; поиск и очистка воды; животный и растительный мир; охота и рыбная ловля; стихийные бедствия и передвижение.
    3. Пеший поход: подготовка к походу; преодоление препятствий; привал; заготовка дров; разведение костра; личная гигиена (уход за телом, одеждой, обувью); питание.
    4. Горный поход: снаряжение; особенности режима и порядок движения; преодоление горных склонов; веревки и узлы; правила безопасности при движении в горах; исследование пещер; поиск воды и пищи в горах.
    5. Водный поход: снаряжение; подготовка лодки к путешествию; особенности режима и порядок движения; линия движения; загрузка лодок и маневры; сплав на плотах; основные естественные и искусственные препятствия; пороги; аварии и их ликвидация; ремонт байдарки; организация безопасности.
    6. Лыжный поход: снаряжение; пропитка и смазка; особенности режима и порядка движения; подъемы, спуски, торможения, повороты; ремонт лыж; ночлег.

    Курс лекций по ОБЖ.

    1. Общественная безопасность: «Общество как целостная система», «Социальные связи, взаимодействия и отношения», «Системный анализ общественной жизни», «Система общественной безопасности», «Организации, обеспечивающие внутреннюю и внешнюю безопасность России», «Право, личность, общество», «Взаимодействие государства и права», «Сущность права», «Основные признаки права», «Право в системе социальных норм», «Нормы права», «Понятие и виды чрезвычайных ситуаций», «Типология и особенности чрезвычайных ситуаций», «Влияние на человека и общество чрезвычайных ситуаций», «Сигнал Внимание всем!!!»
    2. Личная безопасность: «Понятие и виды экстремальных ситуаций», «Типология и особенности экстремальных ситуаций», «Влияние на человека и общество», «Выход из экстремальной ситуации», «Информационная защита», «Оценка информации», «Средства массовой информации», «Выбор средств информации», «Прогнозирование», «Защита от безработицы», «Психология безработного», «Выбор работы и проверка фирмы», «Права милиции в отношении граждан», «Поведение при проверке, задержании обыске». Стрессовые состояния и их влияние на поведение человека», «Способы преодоления психической напряженности», «Динамика развития эмоциональных состояний», «Коммуникация - роль и значение в жизни человека», «Построение информации, мотивы, конфликтология», «Наркомания в современном мире», «Терминология и классификация наркотических средств», «Установление факта употребления наркотических средств», «Табакокурение как проблема современного общества», «Алкоголизм как социальное заболевание и его последствия для семьи и общества», «Правильное питание», «Роль и значение физического воспитания», «Создание семьи как важная социальная потребность»
    3. Военная история России:
      Предмет военной истории. Краткая летопись военной истории. Русская армия и военное искусство в истории страны. Великая Отечественная война, ее ход и последствия. Локальные войны, межнациональные конфликты. Организация вооруженных сил и военное строительство в период с 1945 по 2001 г. г. Российские ордена, наградные медали и коллективные боевые награды. Выезды и экскурсии к местам боевой славы.

    Курс лекций по духовно-нравственному воспитанию
    «Духовная природа человека». Духовность в природе человека. Проблема добра и зла. Идеал. Самовоспитание. Совесть как всеобщий естественный закон. «Нравственность и этика». Нравственность и человек. Творчество как способ осмысления жизни. Музыка, живопись, литература, как искусство. Массовая культура. «Защита духовных и нравственных ценностей». Культурологическая безопасность. Защита личности как носителя духовных и нравственных традиций. «Культура в общественной системе». Общество и культура. Состав культуры. Социальные нормы. Формы культуры. Посещение музеев, выставок, картинных галерей, театров .музыкальных залов и консерватории.

    Обще-оздоровительное направление:
    Комплексы физических упражнений, направленные на развитие координации, выносливости, гибкости, силы и ловкости. Комплексы упражнений корригирующей направленности. Предупреждение плоскостопия. Общее закаливание организма. Занятия на природе. Гигиеническая гимнастика.

    Прикладное Физическое воспитание:
    раздел прикладной акробатики включает изучение основных восьми элементов: падение вперед, падение вбок, падение назад, перекат боком, кувырок вперед через плечо, кувырок вбок, кувырок назад через плечо, кувырок боком через бок «зашагивание» Соединение 8-и элементов в связках и комплексах. Изучение прикладной акробатики в трех уровнях положений тела

    1. нижний уровень (положение страховки);
    2. средний уровень (положение снайпера с упором на колено);
    3. высокий уровень (положение верхней стойки). Акробатика в парах как элемент борьбы и рукопашного боя в положении нижней страховки.

    Тестирование по прикладной акробатике. Изучение основных бросков прикладного вида борьбы самбо подножки, зацепы, подхваты, подбивы, подсечки, броски через бедро, спину, голову, болевые приемы и т.д. Прикладной вид плавания содержит курс обучения навыкам специального передвижения на воде и плавания в сложных условиях безопасность в водной среде; плавание в различных условиях (ночь, шторм, мышечные судороги, сильное течение и т.д.); подводное плавание; специальная техника передвижения; помощь пострадавшему на воде (подплывание, поиск под водой, освобождение от захватов, буксировка, выход с пострадавшим из воды, оказание ПМП; акватлон.

    Специальное физическое воспитание
    Русская система рукопашного боя включает в себя:

    1. теоретический раздел по возникновению, истории и концепции системы;
    2. освобождение от различных захватов через бросковую технику боевого вида самбо;
    3. ударную технику рук и ног;
    4. защитную технику от ударов рук, ног и нападений противника с оружием (нож, пистолет, палка);
    5. использование подручных средств в целях самообороны;
    6. психо-физическую и психо-соматическую подготовку.

    Огневая подготовка включает обучение приемам и технике обращения с оружием и практическим основам «пулевой стрельбы»:

    1. правила обращения с оружием, меры безопасности при пользовании оружием и проведение стрельб в тире;
    2. основы и способы стрельбы;
    3. пневматическая винтовка, назначение, технические характеристики, общее устройство, порядок неполной разборки и сборки винтовок ТОЗ-8, ТОЗ-12;
    4. малокалиберный пистолет, назначение, технические характеристики, общее устройство пистолета Марголина, порядок неполной разборки и сборки, от лотка и подготовка пистолета к стрельбе;
    5. парашютная подготовка ставит целью знакомство со специальным снаряжением и изучение прыжковой техники.

    Приложение № 1.

    Учебно-игровая площадка ставит целью - комплексную подготовку детей и подростков в ходе реализации игровых занятий по направлениям:

    1. русская система рукопашного боя (специальные и прикладные эстафеты, прикладная акробатика, базовая техника самообороны),
    2. огневая подготовка (основные приемы и техника стрельбы);
    3. туристическое многоборье (ориентирование на местности, специальные передвижения и преодоления полос препятствия, навесные переправы с элементами альпинизма, разведение костра, вододобыча, подготовка укрытия и ночлега, и т.д.);
    4. военно-прикладная игра «Разведчики» (курс специальной подготовки на местности).
    5. тестирование по общему знанию военной истории России Площадки проводятся регулярно 5 раз в учебный год.

    Приложение № 2.

    Психолого-воспитательная работа.
    Цель работы - тестирование, консультации и практические занятия для детей, подростков и молодежи:

    1. диагностика общего психологического состояния;
    2. выявление детей группы «риска», с психическими расстройствами (неврозами), из неблагоприятных семей, склонных к девиантному поведению;
    3. помощь в адаптировании подростков к социуму и неблагоприятной окружающей среде;
    4. консультирование родителей и подростков в форме бесед;
    5. начальная коррекция склонности к девиантному поведению;
    6. первичная и вторичная психопрофилактика.

    Приложение № 3.

    Выездные учебно-оздоровительные лагеря.
    Цель - продолжение учебно-воспитательной деятельности с детьми и подростками в условиях природы и активного отдыха.
    Лагеря проводятся регулярно в дни школьных каникул, 4 раза в год. По месту проведения разделяются на стационарные и полевые. Основным содержанием программы являются практические закрепления знаний по курсу выживания в условиях автономного существования, военизированные и спортивно-прикладные игры на местности, культурно-развлекательные мероприятия, краеведение и свободный творческий процесс активного отдыха.

    ПРИЛОЖЕНИЕ: ТАБЛИЦА 1. Учебный план

    №п/п

    Наименование дисциплин

    Всего часов

    Из них

    Лекции

    Семинары

    Пр. зан.

    Зачет

    1

    Патриотическое воспитание

    40

    15

    -

    23

    2

    2

    Основы правовых знаний

    30

    15

    12

    -

    3

    3

    Основы доврачебной помощи

    12

    6

    -

    4

    2

    4

    Основы топографии

    30

    15

    -

    13

    2

    5

    Гражданская оборона

    14

    10

    -

    2

    2

    6

    Техническая подготовка

    30

    14

    -

    14

    2

    7

    Огневая подготовка

    30

    10

    -

    18

    2

    8

    Физическая подготовка

    30

    2 часа в неделю       15          15

    ВСЕГО ЧАСОВ:

    216

    85

    12

    89

    30

    ТАБЛИЦА 1.1. Патриотическое воспитание

    № п/п

    Наименование тем

    Всего часов

    Из них

    Лекции

    Пр. зан.

    Зачет

    1

    История отечества

    15

    14

    -

    1

    2

    Формирование правовой и нравственной культуры

    15

    14

    -

    1

    3

    Встреча с ветеранами ВОВ

    4

    Участие в торжественных мероприятиях

    ИТОГО:

    30

    28

    -

    2

    ТАБЛИЦА 1.2. Основы правовых знаний

    № п/п

    Наименование тем

    Всего часов

    Из них

    Лекции

    Пр. зан.

    Зачет

    1

    Конституция РФ – основной закон государства.

    10

    9

    -

    1

    2

    Основные положения уголовного кодекса РФ.

    10

    8

    -

    2

    3

    Основные положения административного законодательства РФ.

    10

    8

    -

    2

    ИТОГО:

    30

    25

    -

    5

    ТАБЛИЦА 1.3. Основы топографии

    № п/п

    Наименование тем

    Всего часов

    Из них

    Лекции

    Пр. зан.

    Зачет

    1

    Ориентирование в крупном городе, на местности по карте и без карты, движение по азимуту.

    15

    8

    6

    1

    2

    Топографические карты. Условные топографические знаки и пояснительные надписи. Чтение топографических карт, планов и схем местности.

    15

    8

    6

    1

    ИТОГО:

    30

    16

    12

    2

    ТАБЛИЦА 1.4. Гражданская оборона

    № п/п

    Наименование тем

    Всего часов

    Из них

    Лекции

    Пр. зан.

    Зачет

    1

    Оружие массового поражения. Сигналы гражданской обороны.

    6

    5

    -

    1

    2

    Индивидуальные средства защиты

    8

    5

    2

    1

    ИТОГО:

    14

    10

    2

    2

    ТАБЛИЦА 1.5. Основы доврачебной помощи

    № п/п

    Наименование тем

    Всего часов

    Из них

    Лекции

    Пр. зан.

    Зачет

    1

    Личная гигиена и профилактика заболеваний.

    4

    3

    -

    1

    2

    Первая доврачебная помощь.

    4

    3

    -

    1

    3

    Психологическая подготовка к службе в ВС и МВД.

    4

    4

    -

    ИТОГО:

    12

    10

    -

    2

    ТАБЛИЦА 1.6. Огневая подготовка

    № п/п

    Наименование тем

    Всего часов

    Из них

    Лекции

    Пр. зан.

    Зачет

    1

    Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Устройство и порядок применения ручного стрелкового оружия.

    15

    6

    8

    1

    2

    Порядок выполнения упражнений стрельб. Практические занятия по стрельбе.

    15

    6

    8

    1

    ИТОГО:

    30

    12

    16

    2

    ТАБЛИЦА 1.7. Техническая подготовка

    № п/п

    Наименование тем

    Всего часов

    Из них

    Лекции

    Пр. зан.

    Зачет

    1

    Изучение технических приемов техники пешеходного туризма.

    15

    8

    6

    1

    2

    Практические занятия по туристическому многоборью.

    15

    8

    6

    1

    ИТОГО:

    30

    16

    12

    2

    ТАБЛИЦА 1.8.Физическая подготовка

    № п/п

    Наименование тем

    Всего часов

    1

    Общая физическая подготовка

    30

    2

    Основы рукопашного боя

    20

    3

    Борьба самбо

    20

    4

    Игровые виды спорта

    7

    ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

    3


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно – тематическое планирование клуба «Славяне» + рабочая программа военно - патриотического клуба "Славяне"

    Программа по  патриотическому воспитанию старшеклассниковКалендарно – тематическое планирование  клуба «Славяне»...

    Программа военно – патриотического клуба «Патриот»

    В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с акт...

    Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

    Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

    Образовательная программа военно-патриотической направленности «Юный патриот»

    Образовательная программа военно-патриотической направленности «Юный патриот»...

    Программа военно-патриотической секции "ДОПРИЗЫВНИК" клуба "ПАТРИОТ"

    Программа секции "Допризывник" разработана с целью реализации государственной политики, военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи на базе ОГБ ПОУ "Смоленский авт...