Программа военно-патриотического клуба ПАТРИОТ
рабочая программа (основы безопасности жизнедеятельности) по теме
Авторская программа военно-патриотического клуба ПАТРИОТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kluba_patriot.doc | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Директор
Дома пионеров и школьников
_________ Е.Н. Алдушенкова
« » сентября 2008г.
Авторская программа военно-патриотического воспитания учащихся детского объединения
Военно-патриотического клуба «ПАТРИОТ»
(2008 – 2013г.г.)
Руководитель программы:
Филимоненков С.А., педагог дополнительного образования
(филиал МОУ ДСШ №1)
2008 год, п.Дубровка
ПРОГРАММА
военно-патриотического воспитания учащихся:
1.Краткое описание
(основные цели и задачи программы, основные методы, планируемые результаты)
Главной целью Программы:
Является участие в реализации государственной политики в области патриотического воспитания детей и молодёжи, в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2007-2010 гг.». Развитие у молодёжи духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых знаний, умений, навыков и качеств необходимых защитникам Родины.
Основной задачей Программы являются:
- воспитание чувства патриотизма, формирования у подрастающего поколения чувства верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;
- передача и развития лучших традиций российского воинства;
- противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде;
- физическое развитие молодежи и детей, повышение привлекательности здорового образа жизни;
- участие в подготовке граждан к военной службе, популяризации работы в органах внутренних дел;
- усиление роли семьи в воспитании полноценных граждан общества.
Основными методами реализации Программы являются:
- Использование материальной и технической базы районной администрации и иных местных органов власти для проведения занятий с подростками;
- Использование материально-технической и учебной баз округа для профориентации подростков, для приобретения профессии водителя, авто- слесаря, компьютерной грамотности и др.;
- Привлечение специалистов и преподавателей по профильным дисциплинам и организация занятий по ним.
Выполнение программы приведёт к
Оздоровлению общества – совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у молодежи высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, городу-герою Москве, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
Данная программа стремится к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда - идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом!
Ориентация на духовно-нравственные и историко-культурные традиции повышает значимость национально-регионального компонента. Военно-патриотическая тематика перекликается с тематикой школьных предметов: «История России», «ОБЖ», «НВП», «Физическая культура», «Литература» и др. Содержание программы включает в себя следующие блоки:
I. Учебно-познавательный;
1) Курс лекций по ОБЖ; 2) Военная история России; 3). Основы туризма.
II. Духовно-нравственного воспитания:
ДО ВПК«Патриот»осуществляет разработку, организацию и проведение духовно-нравственных, учебно-познавательных и физических занятий и мероприятий программы.
- Оценки реализации программы:
• видимое (отзывы, фото- и видеоматериалы);
• долговременное (повышение общего культурно-образовательного уровня детей и подростков, «отрыв» от улицы, организацию досуга и навыков и спортивных мероприятиях района, округа и города, создание единого и сплоченного коллектива, способного оценивать и принимать правильные решения, формирование социальной среды района ).
Описание программы:
Описание проблемы и потребности в реализации программы:
Военно-патриотическое воспитание приобретает в последнее время особое значение. Националисты и лжепатриоты всех мастей превратили святые истины в конъюнктурные политические лозунги, растлевающие молодежь. Таким образом, даже само слово "патриотизм" приобрело негативный смысл. Это порождает безверие, цинизм, агрессивность. Необходимо преодолеть искаженные представления о любви к Родине, гордости за Отечество и воспитывать настоящих граждан своей страны.
Сейчас в России патриотическим воспитанием молодежи занимается большое количество разнообразных органов, организаций, представительств, сект и т.д. Некоторая их часть, и, по-видимому, не малая, под звучным и благовидным предлогом – патриотического воспитания молодежи, занимаются вербовкой людей для своих организаций и структур, с целями известными только им. Что происходит за их стенами неизвестно. Как впрочем, непонятно, в каком направлении идет воспитание, и чьим идеалам служат эти объединения. В результате количество молодежных организаций растет, а произвол на улицах городов, спровоцированный молодыми людьми не уменьшается.
В реализации программы мы рассчитываем на поддержку Военного Комиссариата Дубровского района, Отдела внутренних дел, Сещинского гарнизона и государственных служб посёлка. Используя возможности районной администрации, привлекать к участию в программе ветеранов спец подразделений, бойцов прошедших Чеченскую контртеррористическую операцию, станет возможным действительно ориентировать юношей и девушек на понимание и принятие морально-этических норм поведения достойных гражданина России. Появится возможность наглядно и доступно показывать молодым людям значимость и необходимость прохождения службы в рядах ВС РФ, в органах внутренних дел, в ФСБ и других силовых структурах, на конкретных примерах. Работа клуба будет основываться на базе программы "Патриотического воспитания молодежи Брянской области на 2007-2010 годы", разработанной с учетом законов Российской Федерации.
В военно-патриотическом воспитании можно выделить два основных компонента. Первый характеризуется широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах как: позитивные мировоззренческие взгляды. Которые в свою очередь опираются на социальные, исторические, нравственные и политические проблемы нашего общества. Социально-педагогический компонент является основным. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации защиты Отечества, службе в органах МВД и работе на благо страны и посёлка.
Второй компонент военно-патриотического воспитания характеризуется более конкретной направленностью. Практическая реализация призвана обеспечить глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы. Формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах ВС РФ, в органах МВД. Основой содержания второго компонента воспитания является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу. Воспитание таких качеств как честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.
Цели Создания Военно-патриотического клуба:
- Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств и умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни, верности конституционному и воинскому долгу, высокой дисциплинированности и ответственности, уважения к родному городу его жителям и гостям;
- Подготовка к службе в рядах ВС РФ;
- Сохранение военного, научного, духовного, интеллектуального потенциала России.
- Привлечение и начальная подготовка кадров в различные структуры МВД и ВС РФ д.р.
Цели будут достигаться путём решения следующих задач:
- организация и проведение занятий по дисциплинам: история отечества, основы правовых знаний, огневая, техническая, строевая и физическая подготовка, основы военной топографии, гражданская оборона и т.п..
- привлечение специалистов районных структур для занятия с подростками и ориентации их на поступление в Академии, ВУЗы и колледжи МВД, ФСБ и другие учебные заведения.
- Организация спортивных занятий в клубе, и направление наиболее подготовленных и способных юношей и девушек в профильные ДЮСШ, при условии невозможности обеспечить своими силами их спортивный дальнейший рост.
- осуществление профессиональной ориентации подростков при содействии Центра занятости и военкомата;
Основными методами реализации Программы являются:
- Использование материально-технической и учебной базы района для профориентации подростков;
- Привлечение специалистов и преподавателей по теоретическим дисциплинам (история Отечества, основы государства и права и др.);
- Привлечение специалистов и преподавателей по практическим дисциплинам (огневая, строевая, физическая, техническая подготовка и т.п.) сотрудников военкомата и приглашенных специалистов;
- Привлечение специалистов из ГИБДД для организации и проведения теоретических и практических занятий по ПДД;
- Подготовка, оборудование и использование помещений для проведения теоретических занятий (лекции и семинары);
- проведение спортивных мероприятий внутреннего значения и участие в спортивных мероприятиях поселкового масштаба;
- организация походов по местам боевой славы;
- организованное посещение музеев г.Брянска и Брянской области;
- проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской кампаний;
- участие в торжественных мероприятиях и праздниках п. Дубровка;
- организация занятий по ориентированию в посёлке и пересечённой местности по карте, без карты, с выездом загород;
- сооружение и оборудование площадки для игры в «пинтбол» и «страйкбол»
Формы реализации:
туризм.
- Основы ориентирования: работа с картой и компасом; определение расстояний; определение высоты; определение сторон горизонта по Солнцу и звездам; определение сторон горизонта по растениям и поведению животных; определение сторон горизонта по рельефу, почвам, ветру, снегу, постройкам, звуку, свету, следам...
- Автономное существование и выживание: первая помощь; поиск и очистка воды; животный и растительный мир; охота и рыбная ловля; стихийные бедствия и передвижение.
- Пеший поход: подготовка к походу; преодоление препятствий; привал; заготовка дров; разведение костра; личная гигиена (уход за телом, одеждой, обувью); питание.
- Горный поход: снаряжение; особенности режима и порядок движения; преодоление горных склонов; веревки и узлы; правила безопасности при движении в горах; исследование пещер; поиск воды и пищи в горах.
- Водный поход: снаряжение; подготовка лодки к путешествию; особенности режима и порядок движения; линия движения; загрузка лодок и маневры; сплав на плотах; основные естественные и искусственные препятствия; пороги; аварии и их ликвидация; ремонт байдарки; организация безопасности.
- Лыжный поход: снаряжение; пропитка и смазка; особенности режима и порядка движения; подъемы, спуски, торможения, повороты; ремонт лыж; ночлег.
Курс лекций по ОБЖ.
- Общественная безопасность: «Общество как целостная система», «Социальные связи, взаимодействия и отношения», «Системный анализ общественной жизни», «Система общественной безопасности», «Организации, обеспечивающие внутреннюю и внешнюю безопасность России», «Право, личность, общество», «Взаимодействие государства и права», «Сущность права», «Основные признаки права», «Право в системе социальных норм», «Нормы права», «Понятие и виды чрезвычайных ситуаций», «Типология и особенности чрезвычайных ситуаций», «Влияние на человека и общество чрезвычайных ситуаций», «Сигнал Внимание всем!!!»
- Личная безопасность: «Понятие и виды экстремальных ситуаций», «Типология и особенности экстремальных ситуаций», «Влияние на человека и общество», «Выход из экстремальной ситуации», «Информационная защита», «Оценка информации», «Средства массовой информации», «Выбор средств информации», «Прогнозирование», «Защита от безработицы», «Психология безработного», «Выбор работы и проверка фирмы», «Права милиции в отношении граждан», «Поведение при проверке, задержании обыске». Стрессовые состояния и их влияние на поведение человека», «Способы преодоления психической напряженности», «Динамика развития эмоциональных состояний», «Коммуникация - роль и значение в жизни человека», «Построение информации, мотивы, конфликтология», «Наркомания в современном мире», «Терминология и классификация наркотических средств», «Установление факта употребления наркотических средств», «Табакокурение как проблема современного общества», «Алкоголизм как социальное заболевание и его последствия для семьи и общества», «Правильное питание», «Роль и значение физического воспитания», «Создание семьи как важная социальная потребность»
- Военная история России:
Предмет военной истории. Краткая летопись военной истории. Русская армия и военное искусство в истории страны. Великая Отечественная война, ее ход и последствия. Локальные войны, межнациональные конфликты. Организация вооруженных сил и военное строительство в период с 1945 по 2001 г. г. Российские ордена, наградные медали и коллективные боевые награды. Выезды и экскурсии к местам боевой славы.
Курс лекций по духовно-нравственному воспитанию
«Духовная природа человека». Духовность в природе человека. Проблема добра и зла. Идеал. Самовоспитание. Совесть как всеобщий естественный закон. «Нравственность и этика». Нравственность и человек. Творчество как способ осмысления жизни. Музыка, живопись, литература, как искусство. Массовая культура. «Защита духовных и нравственных ценностей». Культурологическая безопасность. Защита личности как носителя духовных и нравственных традиций. «Культура в общественной системе». Общество и культура. Состав культуры. Социальные нормы. Формы культуры. Посещение музеев, выставок, картинных галерей, театров .музыкальных залов и консерватории.
Обще-оздоровительное направление:
Комплексы физических упражнений, направленные на развитие координации, выносливости, гибкости, силы и ловкости. Комплексы упражнений корригирующей направленности. Предупреждение плоскостопия. Общее закаливание организма. Занятия на природе. Гигиеническая гимнастика.
Прикладное Физическое воспитание:
раздел прикладной акробатики включает изучение основных восьми элементов: падение вперед, падение вбок, падение назад, перекат боком, кувырок вперед через плечо, кувырок вбок, кувырок назад через плечо, кувырок боком через бок «зашагивание» Соединение 8-и элементов в связках и комплексах. Изучение прикладной акробатики в трех уровнях положений тела
- нижний уровень (положение страховки);
- средний уровень (положение снайпера с упором на колено);
- высокий уровень (положение верхней стойки). Акробатика в парах как элемент борьбы и рукопашного боя в положении нижней страховки.
Тестирование по прикладной акробатике. Изучение основных бросков прикладного вида борьбы самбо подножки, зацепы, подхваты, подбивы, подсечки, броски через бедро, спину, голову, болевые приемы и т.д. Прикладной вид плавания содержит курс обучения навыкам специального передвижения на воде и плавания в сложных условиях безопасность в водной среде; плавание в различных условиях (ночь, шторм, мышечные судороги, сильное течение и т.д.); подводное плавание; специальная техника передвижения; помощь пострадавшему на воде (подплывание, поиск под водой, освобождение от захватов, буксировка, выход с пострадавшим из воды, оказание ПМП; акватлон.
Специальное физическое воспитание
Русская система рукопашного боя включает в себя:
- теоретический раздел по возникновению, истории и концепции системы;
- освобождение от различных захватов через бросковую технику боевого вида самбо;
- ударную технику рук и ног;
- защитную технику от ударов рук, ног и нападений противника с оружием (нож, пистолет, палка);
- использование подручных средств в целях самообороны;
- психо-физическую и психо-соматическую подготовку.
Огневая подготовка включает обучение приемам и технике обращения с оружием и практическим основам «пулевой стрельбы»:
- правила обращения с оружием, меры безопасности при пользовании оружием и проведение стрельб в тире;
- основы и способы стрельбы;
- пневматическая винтовка, назначение, технические характеристики, общее устройство, порядок неполной разборки и сборки винтовок ТОЗ-8, ТОЗ-12;
- малокалиберный пистолет, назначение, технические характеристики, общее устройство пистолета Марголина, порядок неполной разборки и сборки, от лотка и подготовка пистолета к стрельбе;
- парашютная подготовка ставит целью знакомство со специальным снаряжением и изучение прыжковой техники.
Приложение № 1.
Учебно-игровая площадка ставит целью - комплексную подготовку детей и подростков в ходе реализации игровых занятий по направлениям:
- русская система рукопашного боя (специальные и прикладные эстафеты, прикладная акробатика, базовая техника самообороны),
- огневая подготовка (основные приемы и техника стрельбы);
- туристическое многоборье (ориентирование на местности, специальные передвижения и преодоления полос препятствия, навесные переправы с элементами альпинизма, разведение костра, вододобыча, подготовка укрытия и ночлега, и т.д.);
- военно-прикладная игра «Разведчики» (курс специальной подготовки на местности).
- тестирование по общему знанию военной истории России Площадки проводятся регулярно 5 раз в учебный год.
Приложение № 2.
Психолого-воспитательная работа.
Цель работы - тестирование, консультации и практические занятия для детей, подростков и молодежи:
- диагностика общего психологического состояния;
- выявление детей группы «риска», с психическими расстройствами (неврозами), из неблагоприятных семей, склонных к девиантному поведению;
- помощь в адаптировании подростков к социуму и неблагоприятной окружающей среде;
- консультирование родителей и подростков в форме бесед;
- начальная коррекция склонности к девиантному поведению;
- первичная и вторичная психопрофилактика.
Приложение № 3.
Выездные учебно-оздоровительные лагеря.
Цель - продолжение учебно-воспитательной деятельности с детьми и подростками в условиях природы и активного отдыха.
Лагеря проводятся регулярно в дни школьных каникул, 4 раза в год. По месту проведения разделяются на стационарные и полевые. Основным содержанием программы являются практические закрепления знаний по курсу выживания в условиях автономного существования, военизированные и спортивно-прикладные игры на местности, культурно-развлекательные мероприятия, краеведение и свободный творческий процесс активного отдыха.
ПРИЛОЖЕНИЕ: ТАБЛИЦА 1. Учебный план
№п/п | Наименование дисциплин | Всего часов | Из них | |||
Лекции | Семинары | Пр. зан. | Зачет | |||
1 | Патриотическое воспитание | 40 | 15 | - | 23 | 2 |
2 | Основы правовых знаний | 30 | 15 | 12 | - | 3 |
3 | Основы доврачебной помощи | 12 | 6 | - | 4 | 2 |
4 | Основы топографии | 30 | 15 | - | 13 | 2 |
5 | Гражданская оборона | 14 | 10 | - | 2 | 2 |
6 | Техническая подготовка | 30 | 14 | - | 14 | 2 |
7 | Огневая подготовка | 30 | 10 | - | 18 | 2 |
8 | Физическая подготовка | 30 | 2 часа в неделю 15 15 | |||
ВСЕГО ЧАСОВ: | 216 | 85 | 12 | 89 | 30 |
ТАБЛИЦА 1.1. Патриотическое воспитание
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Из них | ||
Лекции | Пр. зан. | Зачет | |||
1 | История отечества | 15 | 14 | - | 1 |
2 | Формирование правовой и нравственной культуры | 15 | 14 | - | 1 |
3 | Встреча с ветеранами ВОВ | ||||
4 | Участие в торжественных мероприятиях | ||||
ИТОГО: | 30 | 28 | - | 2 |
ТАБЛИЦА 1.2. Основы правовых знаний
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Из них | ||
Лекции | Пр. зан. | Зачет | |||
1 | Конституция РФ – основной закон государства. | 10 | 9 | - | 1 |
2 | Основные положения уголовного кодекса РФ. | 10 | 8 | - | 2 |
3 | Основные положения административного законодательства РФ. | 10 | 8 | - | 2 |
ИТОГО: | 30 | 25 | - | 5 |
ТАБЛИЦА 1.3. Основы топографии
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Из них | ||
Лекции | Пр. зан. | Зачет | |||
1 | Ориентирование в крупном городе, на местности по карте и без карты, движение по азимуту. | 15 | 8 | 6 | 1 |
2 | Топографические карты. Условные топографические знаки и пояснительные надписи. Чтение топографических карт, планов и схем местности. | 15 | 8 | 6 | 1 |
ИТОГО: | 30 | 16 | 12 | 2 |
ТАБЛИЦА 1.4. Гражданская оборона
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Из них | ||
Лекции | Пр. зан. | Зачет | |||
1 | Оружие массового поражения. Сигналы гражданской обороны. | 6 | 5 | - | 1 |
2 | Индивидуальные средства защиты | 8 | 5 | 2 | 1 |
ИТОГО: | 14 | 10 | 2 | 2 |
ТАБЛИЦА 1.5. Основы доврачебной помощи
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Из них | ||
Лекции | Пр. зан. | Зачет | |||
1 | Личная гигиена и профилактика заболеваний. | 4 | 3 | - | 1 |
2 | Первая доврачебная помощь. | 4 | 3 | - | 1 |
3 | Психологическая подготовка к службе в ВС и МВД. | 4 | 4 | - | |
ИТОГО: | 12 | 10 | - | 2 |
ТАБЛИЦА 1.6. Огневая подготовка
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Из них | ||
Лекции | Пр. зан. | Зачет | |||
1 | Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Устройство и порядок применения ручного стрелкового оружия. | 15 | 6 | 8 | 1 |
2 | Порядок выполнения упражнений стрельб. Практические занятия по стрельбе. | 15 | 6 | 8 | 1 |
ИТОГО: | 30 | 12 | 16 | 2 |
ТАБЛИЦА 1.7. Техническая подготовка
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Из них | ||
Лекции | Пр. зан. | Зачет | |||
1 | Изучение технических приемов техники пешеходного туризма. | 15 | 8 | 6 | 1 |
2 | Практические занятия по туристическому многоборью. | 15 | 8 | 6 | 1 |
ИТОГО: | 30 | 16 | 12 | 2 |
ТАБЛИЦА 1.8.Физическая подготовка
№ п/п | Наименование тем | Всего часов |
1 | Общая физическая подготовка | 30 |
2 | Основы рукопашного боя | 20 |
3 | Борьба самбо | 20 |
4 | Игровые виды спорта | 7 |
ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно – тематическое планирование клуба «Славяне» + рабочая программа военно - патриотического клуба "Славяне"
Программа по патриотическому воспитанию старшеклассниковКалендарно – тематическое планирование клуба «Славяне»...
Программа военно – патриотического клуба «Патриот»
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с акт...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
Образовательная программа военно-патриотической направленности «Юный патриот»
Образовательная программа военно-патриотической направленности «Юный патриот»...
Программа военно-патриотического клуба "Патриот"
В реализации данной программы нуждаются подростки 11-17 лет, так как она предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения нравственных, морально-психологических и этичес...
Программа военно - патриотического клуба "Патриот"
Участниками военно - патриотического клуба "Патриот" являются дети и подростки 12 - 17 лет....