Игровые методы обучения
методическая разработка по обж на тему

Дидактическое пособие с материалам для проведения игр и игровых моментов на уроках ОБЖ. Cокращенный вариант.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_metody_obucheniya1.doc612.5 КБ
Microsoft Office document icon igrovye_metody_obucheniya2.doc102 КБ
Microsoft Office document icon igrovye_metody_obucheniya3.doc592.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.02

ББК 51.1(2)08

         Г62

        Голубева, Галина Капитоновна.

                Игровые методы обучения: пособие с дидактическими материалами / Г.К. Голубева, А.Г. Бугаева. – Владимир: Посад, 2006. – 109 с.: ил.

                

                                                        

         Пособие представляет собой сборник дидактических материалов и сове-тов по методике преподавания ОБЖ, и предназначен для преподавателей-орга-низаторов указанного курса. Представленные материалы могут быть исполь-зованы завучами по воспитательной работе, классными руководителями и учи-телями других дисциплин.

                                                                    © Г.К. Голубева, 2006

                                                                © А.Г. Бугаева, 2006

ВВЕДЕНИЕ

             За пятнадцать лет существования ОБЖ прошло их становление. Но как и другие предметы, ОБЖ продолжают развиваться. Урок – это основная форма учебных занятий по ОБЖ, но не единственная. Многие учителя и преподаватели этой дисциплины часто проводят уроки простого воспроизведения учебного материала, тогда как основной материал изложен в учебнике. Поэтому важен творческий подход к подготовке урока, чтобы одно занятие не было похоже на другое. Такой предмет как ОБЖ дает эту возможность. Уроки могут быть: 1. урок-сообщение нового материала (рассказ, беседа, кино, экскурсия); 2. вводный урок; 3. заключительный урок; 4. урок разбора; 5. урок выработки умений и навыков; 6. повторительно-обобщающий урок; 7. урок опроса; 8. урок-применение знаний; 9. урок, содержащий все звенья процесса обучения, комбинированный урок, контрольный урок.

             Тип урока, выбранного учителем зависит от многих факторов: цели, особенности содержания конкретного материала, уровня познавательных возможностей учеников, места данного урока в тематическом блоке, накопляемости оценок в классном  журнале, объема материала, запланированного на урок, уровня активности и самостоятельности учащихся, регулярности подготовки учеников к урокам ОБЖ.

             Хорошо известны такие формы проведения уроков, как лекции, лекции-экскурсии, семинары и т.д., которые можно отнести к нестандартным формам занятий. Они наиболее часто используются учителями. Нестандартный урок – это учебное занятие, имеющее нетрадиционную, неустановленную структуру, в отличие от обычного урока, имеющего структурные элементы: организационный момент, постановка целей и задач, изучение нового материала, первичное повторение-закрепление на уровне воспроизведения, систематизация и обобщение полученных знаний и умений на преобразующем и творческом уровне, организация домашнего задания, проверка знаний и умений.

             Мнение педагогов по поводу нестандартных форм уроков расходится. Кто-то видит в них прогресс педагогической мысли, шаг в демократизации школы, другие считают нарушением педагогических принципов и установок. Заметим однако, что на современном этапе нестандартные формы урока привлекают все больше внимание. Чаще всего такие уроки проводятся в виде пресс-конференции, соревнований типа КВН, концерты, кино-теле-видео уроки, уроки «круглого стола», уроки-концерты, консультации, зачеты, уроки взаимообучения школьников, интегральные, межпредметные и уроки-игры.

             Людям свойственно соревноваться и играть. Человек не может развиваться, если не играет, не соревнуется с кем-то, если не сравнивает себя с окружающими. Соревнования – это условия развития личности. Именно в игре ребенок познает мир. Таким образом, ученикам нужны разные игры и соревнования в силе, находчивости, ловкости, умении логически мыслить, в речевом мастерстве, умении взаимодействовать друг с другом, в умении владеть различными инструментами и предметами на уроках для наиболее успешного усвоения нового материала и во внеурочной деятельности. Поэтому многие педагоги организуют конкурсы, турниры, бои и диспуты и т.д., т.е. проводят уроки и внеклассные мероприятия нетрадиционно, разнообразно, используя  дух соревновательности школьников. В играх и соревнованиях усваиваются знания, умения и навыки, развивается нестандартное  мышление, творческий подход к решению поставленных задач, что позволяет достичь большего, чем просто выполненная работа.

             Проблема современной школы заключается в  потере интереса к учению. Причины этого неоднозначны. Перегрузка учебным материалом, несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса и т.д. Отрицательно сказываются ограниченные возможности для самовыражения учащихся. Необходима самостоятельная познавательная деятельность. Активизировать ее может учитель посредствам игр и игровых моментов, используя занимательные задания, головоломки, ребусы, загадки. Обычно игры на уроках ОБЖ отсутствуют. Это происходит потому, что по играм и технологиям их применения  нет достаточного количества разработок. Важный психологический секрет игры в том, что она построена на интересе и добровольности. Игры активизируют детскую психику, развивают свойства ума, способствуют совершенствованию мыслительных операций. Игра строится на полученных ранее знаниях и умениях, и обеспечивает приобретение нового опыта, который пригодится в будущей учебной и познавательной деятельности, развивает коммуникабельность, фантазию, выявляют способности: ученики сочиняют, рисуют, придумывают сценки, пробуют себя в разных ролях и т.д.

           Представленные в данном пособии игры, игровые моменты и задания помогают получить новые знания, умения и навыки, необходимые в жизни каждого учащегося, и повышают интерес к изучению ОБЖ.

            Каждый учитель при желании, используя как пример приведенные в данном пособии игры, игровые моменты и задания из приложения, может сам составить подобное. Но для успешного проведения игровой деятельности и достижения хороших результатов необходима тщательная подготовка  и проектирование каждого урока-игры, игрового момента, и интенсивного привлечения учеников.

            Использование материалов данного пособия способствует формированию сознательного и ответственного отношения учеников к ОБЖ как к важной учебной дисциплине, формирует личность безопасного типа и личность, несущую культуру безопасности.

ГЛАВА 1

ИГРЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

ИГРА «РУССКИЕ ВИТЯЗИ»

             Игра предназначена для старшеклассников, имеет патриотическую окраску и строится на материалах ОБЖ  и истории Отечества. Состоит из нескольких туров, некоторые из которых можно при желании включать или исключать в зависимости от времени, отводимого на игру и возраста участников. Это дает возможность проводить игру ежегодно в разных вариациях. Игра может проводиться в качестве внеклассного мероприятия.

             Ведущий: Сегодня мы проводим игру под названием «Русские Витязи». Когда-то очень давно, в средние века жили богатыри, которые защищали нашу Отчизну. Их называли «витязи». Они проводили между собой состязания-поединки для выяснения, кто из них сильнейший, лучший во всем. Для этого нужно было продемонстрировать умение владеть оружием, искусство верховой езды, силу, храбрость, ловкость. Такие состязания проводились в присутствии князя, которому служили дружины витязей-воинов. Здесь располагается наше жюри из пяти человек. Представим, что это Великий князь и ближние его бояре. Две команды по семь человек – витязи из двух соревнующихся дружин, остальные – челядь-болельщики за ту или иную дружину. Во главе каждой дружины воевода-удельный князь. Это капитан команды. Вы знаете, что и сегодня не оскудела русская земля витязями. Давайте это докажем в игре. Каждая из соревнующихся дружин должна придумать и озвучить свой девиз. За лучший девиз – 3 очка.

1 Тур – «Бой на мечах»

Задание: Будем наносить удары словом при помощи ручки и бумаги. Составить как можно больше слов из букв, имеющихся в слове «патриотизм».

Варианты: государство, Родина.

2 Тур – «Облачение»

Задание: Витязи, собираясь на битву или состязание, надевали доспехи. Попробуем и мы надеть современные доспехи ОЗК и противогаз на время. Приглашаем по одному витязю от каждой дружины.

3 Тур – «Сила духа»

Задание: Проверка силы духа осуществляется посредством надувания шариков. Кто быстрее. Приглашаем по одному витязю от каждой дружины.

4 Тур – «Здравица»

Задание: Витязи испокон  веков проявляли заботу о здоровье. В наше время мы говорим о здоровом образе жизни. Каждой дружине предлагается ответить на вопросы, находящиеся в конверте для каждой команды.

Варианты вопросов:

а) Назовите простейший способ закаливания.

б) Как двигательная активность влияет на организм человека?

в) Какие вредные привычки могут погубить современных витязей? Перечислить основные пути и способы профилактики вредных привычек.

5 тур – «Исторический»

Задание: Каждый витязь древней Руси знал родословную свою и Великого князя, которому служил, хорошо знал историю своей Родины. Думаем, что и современные витязи справятся с заданием на историческую тему.

Варианты вопросов:

а) Рыцари какого ордена потерпели сокрушительное поражение  от князя Александра Невского?

б) Кто является основателем регулярной армии и флота России?

в) Сколько генералиссимусов было в истории Росси и кто?

г) Разгадайте историческое название крупнейшего сражения в ВОв (см. схему №1).

Схема №1

              Подведение итогов 5 туров. Задание для болельщиков. Каждый болельщик может принести своей команде одно очко, правильно ответив на вопрос: соотнесите реформы 60-7-х гг. XIX в. и реформаторов.

1) военная реформа               а) Ростовцев Я.И.

2) реформа образования        б) Милютин Д.А.

3) крестьянская реформа       в) Головин А.В.

6 Тур – «Охота»

Задание: воины-витязи  свободное время от войн и битв чаще всего посвящали охоте. Для этого нужно было хорошо ориентироваться на местности, знать, где и как добывать пищу и воду.

Варианты вопросов:

а) Вспомнить все известные способы определения сторон горизонта.

б) Назовите простейший способ обеззараживания воды в автономных условиях.

в) Вспомнить правила разведения костра и меры предосторожности.

г) От чего зависят шансы на выживание в природных условиях?

7 Тур – «Владение оружием»

Задание: Владение оружием – основное умение витязя средневековья. Современные юноши и девушки должны знать о современном оружии необходимый минимум. Посмотрим, как наши дружинники знают этот материал.

 

 Варианты вопросов:

а) Назовите пять поражающих факторов ядерного оружия.

б) Перечислите виды ОВ по воздействию на организм человека.

в) Назовите поражающие факторы бактериологического оружия.

г) Назовите виды современных  обычных средств поражения и их поражающие факторы.

д) Приведите примеры новейшего вооружения России в  разных средах.

Задание для болельщиков:

Как называется та ягода, три последних слога названия которой составляют то, что для нас милее всего? (смоРОДИНА).

8 тур – «Память»

Задание: Витязи всех времен и нардов увековечивали память о ратных подвигах своих товарищей. А как в наши дни мы чтим память наших героических предков и современников, совершивших ратные подвиги на полях сражений и в мирное время.

Варианты вопросов:

а) Какие основные формы деятельности предусмотрены для увековечивания памяти российских воинов?

б) Перечислить наибольшее количество ДНЕЙ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ.

в) Что в древности первоначально выполняло роль знамени? Какую функцию выполняли знамена?

9 тур – «Награждение»

Задание: Роль наград в допетровскую эпоху выполняли разные предметы.

а) Какие?

б) Какие основные государственные награды современной России вы знаете?

в) Назовите наиболее значимый орден царской России.

г) Могли ли в императорской России мужчины быть награждены орденом Св. Великомученицы Екатерины?

Подведение итогов последних туров и всей игры:

            За каждый правильный ответ дружине присуждается 5 очков. За правильный ответ болельщиков дружины присуждается 1 очко.

ИГРА «СЕМЬ НОТ ЗДОРОВЬЯ»

             Игру можно проводить как заключительный урок по теме «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» в старшем звене. Кроме того, игру можно проводить как внеклассное мероприятие, приуроченное к какой-либо дате, связанной с данной темой. Игра может быть командной или  индивидуальной. Каждому отвечающему за правильный ответ присуждается один балл. По итогам соревнования распределяются 1, 2 и 3 места. Победителям ставятся  «пятерки» и выдаются грамоты.

             Ведущий: Мы проводим игру «7 нот здоровья». Перед нами поле разделенной на 16 частей (см. схему №2). На поле бросаем фишку. На какой сектор она попадает, такой конверт с вопросами и раскрываем. В каждом конверте по 7 вопросов. Играющий называет ноту, обозначающую вопрос, и отвечает на него. Если ответ неполный или неправильный, то осуществляется переход хода к другому игроку.

Схема № 2

КОНВЕРТ «ДО»

Характеристика различных видов кровотечений. Способы остановки кровотечений.

«До»     Какие бывают раны?

«Ре»      Какое по характеру может быть кровотечение?

«Ми»    Назовите признаки ранения.

«Фа»     Перечислите способы остановки кровотечения.

«Соль»  Расскажите о порядке наложения жгута при кровотечении.

«Ля»      Расскажите о порядке оказания ПМП при кровотечении на конечности.

«Си»     Каковы симптомы внутреннего кровотечения?

КОНВЕРТ «РЕ»

Основные инфекционные заболевания и их профилактика.

«До»      Расскажите о классификации инфекционных заболеваний.

«Ре»       Перечислите виды микроорганизмов, влияющих на здоровье человека.

«Ми»     Каковы внешние признаки инфекционного заболевания?

«Фа»      Каковы пути передачи инфекции?

«Соль»  Что такое «иммунитет»?

«Ля»      Назовите органы иммунной системы человека.

«Си»      Какова профилактика инфекционных заболеваний?

КОНВЕРТ «МИ»

Здоровый образ жизни и его составляющие.

«До»      Назовите составляющие ЗОЖ.

«Ре»       Назовите основные составляющие  тренированности организма чело-

               века.

«Ми»     Перечислите пути закаливания человеческого организма.

«Фа»      Чему способствует регулярное закаливание?

«Соль»   Каково влияние употребления табака на здоровье человека?

«Ля»       Каково влияние употребления алкоголя на здоровье человека?

«Си»       Каково влияние употребления наркотиков на здоровье человека?

КОНВЕРТ «ФА»

ПМП при острой сердечной недостаточности и инсульте.

 «До»     Что такое сердечная  недостаточность и каковы ее причины?

 «Ре»      Чем характеризуется сердечная недостаточность?

 «Ми»     Какова ПМП при острой сердечной недостаточности?

«Фа»     Что такое инсульт и каковы его причины?

«Соль»  Чем характеризуется инсульт?

«Ля»      Каково течение инсульта?

«Си»      Какова ПМП при инсульте?

КОНВЕРТ «СОЛЬ»

ПМП при травмах опорно-двигательного аппарата (ОДА).

«До»     Назовите 4 вида травм ОДА.

«Ре»      Какова ПМП при травмах ОДА?

«Ми»     Какова ПМП при черепно-мозговых травмах?

«Фа»     Какова ПМП при травмах груди?

«Соль»  Какова ПМП при травмах живота?

«Ля»      Какова ПМП при травмах в области таза?

«Си»      Какова ПМП при повреждении позвоночника?

КОНВЕРТ «ЛЯ»

ПМП утопающему, правила проведения сердечно-легочной реанимации.

«До»       Каковы признаки истинного утопления?

«Ре»        Что такое клиническая смерть?

«Ми»      Перечислить признаки жизни и смерти.

«Фа»       Каковы цели и задачи реанимации?

«Соль»    Каков порядок действия при выполнении сердечно-легочной

                 реанимации?

«Ля»        Как оценить состояние пострадавшего при утоплении?

«Си»        В какие сроки должна быть оказана экстренная реанимационная

                 помощь при утоплении?

КОНВЕРТ «СИ»

Оказание ПМП при ожогах и обморожениях.

«До»       Приведите классификацию ожогов.

«Ре»        Каковы симптомы термических ожогов?

«Ми»      Какова ПМП при ожогах?

«Фа»       Как определить площадь ожога?

«Соль»   Приведите классификацию отморожений?

«Ля»       Каковы симптомы отморожений?

«Си»       Какова ПМП при отморожениях и общем замерзании.

           Для отслеживания конвертов и вопросов игрокам надо сделать таблицу, крестиком помечая клеточку использованного сектора поля игры.

Конверт

Вопрос

До

Ре

Ми

Фа

Соль

Ля

Си

До

Ре

Ми

Фа

Соль

Ля

Си

ИГРА «РУССКИЙ МОНОЛИТ»

           Эту игру можно проводить как внеклассное мероприятие, приуроченное к какой-либо знаменательной дате. Возрастная группа: 9 - 11 класс. Игра может быть индивидуальной или групповой. Ведущий зачитывает вопросы или раздает их в конвертах, а играющие отвечают. Правильный ответ с первой попытки – 5 баллов, со второй – 3 балла, с третьей – 1 балл.

Ведущий: Сегодня мы проводим игру под названием «Русский монолит». Это не просто словосочетание. Игра так названа потому, что для нашей Родины выдающиеся     личности,      высокие    награды,       знаменательные события, положительные качества граждан нашей страны составляют монолит, фундамент, на котором построена история нашего государства, то, чем мы гордимся.

Вопрос:

  1. Князь, русский воевода.
  2. Участник первого земского ополчения, организованного П.П. Ляпуновым.
  3. Добился капитуляции польского гарнизона Кремля и Китай-города. (Ответ: Д.М. Пожарский).

Вопрос:

  1. Один из старейших польских орденов.
  2. В 1831г. орден был приравнен к русским орденам и стал государственной наградой Российской империи.
  3. Девиз ордена: «За Веру, Царя и Отечество», на знаке ордена изображена птица. (Ответ: Орден Белого Орла).

Вопрос:

  1. В 1936г. Советское правительство приняло решение о создании этого вида ВС.
  2. В годы ВОВ этот вид ВС сыграл решающую роль в обороне Одессы, Талина, Ханко, Севастополя, Ленинграда, Советского Заполярья.
  3. Около 600 человек этого вида ВС были удостоены звания  Героя     СССР однократно, а 7 моряков – дважды. (Ответ: ВМС).

Вопрос:

  1. Она была простой псковской девушкой.
  2. Церковь оценила ее христианскую деятельность как равноапостольную. А в народе ее называли «богомудрой».
  3. Она посетила Византию и приняла крещение, получив христианское имя Елена, и привезла на Русь священные книги. (Ответ: княгиня Ольга).

Вопрос:

  1. Морально-психологическое качество воина.
  2. Помогает устойчиво переносить длительные физические нагрузки и психологическое напряжение.
  3. Помогает сохранять присутствие духа и в определенных ситуациях проявлять высокую боевую активность. (Мужество).

Вопрос:

     1. Ученик А.В. Суворова.

  1. Генерал-фельдмаршал сухопутных войск.
  2. В сентябре 1812г. он возглавил военный совет в Филях. (М.И. Кутузов).

Вопрос:

  1. Этим орденом впервые награжден боярин Головин в 1699г.
  2. Орден включал звезду первоначально шитую, имевшую 8 лучей,

с круглым центральным медальоном.

  1. Основным элементом этого ордена является покрытый синей эмалью крест в виде буквы «Х». (орден Святого Андрея  Первозванного).

Вопрос:

  1. Одна их решающих битв в ВОв и II Мировой войне.
  2. Германское командование планировало провести летнее наступление, овладеть инициативой и повернуть события в свою пользу. Но советское контрнаступление разгромило противника на Орловском и Белгородско-Харьковском направлении.
  3. Вермахт потерял в этой битве около 500 тыс. чел., 1,5 тыс. танков, более 3,7 тыс. самолетов и 3 тыс. орудий. (Курская битва).

Вопрос:

  1. Унтер-офицер, кавалер двух Георгиевских крестов в годы I Мировой войны.
  2. Американский военный историк М. Кайден назвал его «чудо-маршалом».
  3. Он принимал капитуляцию фашистской Германии, четырежды Герой СССР, кавалер 6 орденов Ленина, двух орденов Победы трех орденов Красного Знамени, двух орденов Суворова I степени, ордена Октябрьской революции, 20-ти иностранных орденов и медалей. (Г.К. Жуков).

Вопрос:

  1. Уроженец г. Уржума, профессиональный революционер с 18-ти лет, делегат II Всероссийского съезда Советов.
  2. Член РВС 11-й армии, друг С. Орджоникидзе. Первый секретарь ЦК РКП(б) Азербайджана.
  3. С 1923 г. – член ЦК партии, с 1926 г.- руководитель областной партийной организации Ленинграда, секретарь ЦК. Убит 1 декабря 1934 г. (С.М. Киров).

Вопрос:    

  1. Специальные войска Тыла ВС РФ.
  2. Предназначены для восстановления строительства, эксплуатации, заграждения  и технического прикрытия специальных дорог.    
  3. Эти войска связаны с железнодорожными перевозками. (Ж/д войска).

Вопрос:  

  1. Сражение состоялось 18 ноября (1 декабря) 1853 г. во время Крымской войны.
  2. Турецкая эскадра состояла из 14 парусников и двух паровых кораблей, а русская – 8.
  3. Потери эскадры Нахимова составляли всего 37 человек убитых и 216 раненых. Ни один наш корабль не был потоплен, а турки потеряли 15 кораблей из 16-ти. (Синопское сражение).

Вопрос:

    1. Орден трех степеней.

2.Орденская лента двух цветов: оранжевого и черного.

  1. Он учрежден в 1943 г. (Орден Славы СССР).

 Вопрос:

  1. Князь, русский военачальник, генерал от инфантерии.
  2. Участник походов Суворова. В начале Отечественной войны 1812 г. командовал II русской армией.
  3. Скончался от раны, полученной в Бородинском сражении.

     (Багратион П.И.).

 Вопрос:

  1. Это была очень почетная награда, предназначенная для пожалования за личные заслуги на военном или гражданском поприще.
  2. Функцию этого знака отличия выполняли медали.
  3. Кроме царского портрета Петра I помещалась дата события, послужившего причиной для награждения, и часто (если награда была боевой) изображалась сцена сражения. (Нагрудный портрет Петра I).

Вопрос:

  1. Князь Новгородский и Владимирский, полководец.
  2. Его останки перевезены в Санкт-Петербург 30 августа 1724г.
  3. В двадцатилетнем возрасте он победил шведов на одной из рек, по которой получил прозвище. (А. Невский).

  Вопрос:

  1. Автором этого ордена является А.И. Кузнецов. На нем изображены Кремлевская стена со Спасский башней и мавзолеем.
  2. Имеет две степени. Им награждаются высшие военачальники.
  3. Учрежден в 1943 г. для награждения лиц высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение боевых операций в масштабе нескольких фронтов. Под номером «1» вручен маршалу СССР Г.К. Жукову. (Орден Победы).

  Вопрос:

  1. В этой битве участвовало две эскадры, состоящие из 10 русских линейных кораблей, 6-ти фрегатов, 1-го бомбардировочного корабля, 20-ти вспомогательных (ок. 800 орудий) и 14-тилинейных, 8-ми фрегатов, 23 вспомогательных (ок. 1400 орудий) – со стороны противника.
  2. Битва произошла 11 сентября 1790 г..
  3. Русской эскадрой командовал Ф.Ф. Ушаков. (Победа у мыса Тендра).

  Вопрос:

  1. Праздник, с которым связана дата, когда Советское правительство опубликовало декрет «Социалистическое Отечество в опасности».
  2. Дата, с которой связано повальное вступление в ряды Красной Армии.
  3. Первые бои с германскими войсками происходили под Псковом, Нарвой и Ревелем в 1918 г. (День защитника Отечества).

  Вопрос:

  1. Орден учрежден в 1942 г. Его разработал архитектор И.С. Телятников.
  2. Согласно статуту, эту награду могли получать командиры

Красной Армии, проявившие в боях за Родину личную отвагу, мужество и храбрость; умелым командованием, обеспечившие успешное действие частей.

  1. Выпуску ордена было посвящено Окно ТАСС №54, где был помещен рисунок, в верхней части которого были слова: «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет, на том стоит и стоять будет русская земля». (Орден Александра Невского)

  Вопрос:

  1. В соответствии с ФЗ «Об обороне» - это другие войска.
  2. В ВОВ они охраняли тылы фронтов и армий, несли гарнизонную службу, участвовали в обезвреживании агентуры противника.
  3. Предшественниками этих войск являлись Войска внутренней охраны Республики. (Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ).

  Вопрос:

  1. Князь Владимирский и Московский, внук Ивана Калиты.
  2. Остался рано сиротой. Став взрослым, начал открытую борьбу с монголо-татарским игом.
  3. Разгромил войско хана Мамая на Куликовом поле. (Д.И. Донской).

  Вопрос:

  1. Сражение, во время которого русские моряки смелой атакой принудили к сдаче 10 кораблей противника.
  2. Сражение произошло между русским и шведским флотами на Балтийском море.
  3. Оно произошло в ходе Северной войны 1700-1721 гг. (Гангутское сражение).

  Вопрос:

  1. О чем речь? Проводилась немецко-фашистскими войсками с 8 сентября 1941 г. с целью сломить сопротивление защитников города.
  2. Прорвана в январе 1943 г. в результате операции «Искра».
  3. Снята окончательно в  феврале 1944 г. в ходе Ленинградско-Новгородской операции. (Блокада Ленинграда).

Вопрос:

  1. Он командовал русской эскадрой, разгромившей турецкий флот в

    Синопском сражении

  1. Возглавлял оборону Севастополя с февраля 1854 г.
  2. Смертельно ранен в бою и похоронен на Малаховом кургане. (П.С. Нахимов).

Вопрос:

  1. В числе его орденоносцев были Кутузов, Барклай-де Толли, Дибич,  Паскевич.
  2. Единственная женщина, которая была награждена этим орденом IV степени посмертно была сестра милосердия Раиса Михайловна Иванова.
  3. Им награжден великий русский полководец, который имел I, II и III, но не имел IV степени. (Суворов; Орден Святого Георгия).

Вопрос:

  1. В детстве он был болезненным ребенком, а повзрослев, стал            полководцем.

        2. Мастер стремительных атак и молниеносных переходов, своими              

            завоеваниями он добился славы для России.

        3.Он стал генералиссимусом. (А.В. Суворов).

 Вопрос:

  1. Род войск, составляющих СВ.
  2. Главная ударная сила СВ.
  3. Мощное средство вооруженной борьбы, предназначенное для решения наиболее важных задач в различных видах боевых действий. (Танковые войска).

Вопрос:

  1. Это боевая традиция российских воинов.
  2. Морально-правовая норма взаимоотношений военнослужащих в воинском коллективе.
  3. Это та традиция, которая сплачивает коллектив в единое целое.

       (Товарищество).

Вопрос:

  1. Оставшись сиротой воспитывался в обстановке боярских усобиц, а повзрослев, правил вместе со своими советниками – Избранной Радой.
  2. Сформировал первые постоянные части стрельцов.
  3. Присоединил Казанское и Астраханское ханства. Ввел опричнину.

      (Иван IV Грозный).

Вопрос:

  1. Эти войска были созданы как вид  ВС СССР.
  2. Появление этих войск связано с применением авиации во время I  Мировой войны.
  3. Эти войска предназначались для борьбы с воздушным противником, для защиты от ударов с воздуха. (Войска ПВО).

  Вопрос:

  1. В детстве перенес сильный стресс, в результате чего у него развился

          нервный тик.

  1.  Создатель регулярной русской армии и флота.
  2.  Открыл окно в  Европу. (Петр Великий).

  Вопрос:

  1. Русский военачальник, генерал от кавалерии.
  2. Герой войны 1812 г..
  3. Прославился героической обороной Курганной батареи – ключевой позиции русских войск в Бородинском сражении.

    (Н.Н. Раевский).

ИГРА  «ЖЕНЩИНЫ РОССИИ»

(Российскую женщину славим…)

             Игра «Женщины России» может быть приурочена к международному женскому дню 8 марта. В игре могут принять участие ученики среднего и старшего звена. Игра способствует не только закреплению материала, полученного на уроках истории, обществознания, физики, химии и др. дисциплин, но и позволяет воспитывать у школьников чувство гордости за свою страну и уважение к женщинам.

            За две недели до начала игры учащимся предлагается литература для  ознакомления с материалом, который понадобится в игре. Каждая часть предложенного игрового материала может быть использована в качестве самостоятельной игры. Игра может быть индивидуальной и групповой. Учащимся предлагается поле игры.

Женщины древней Руси

 1

2

3

4

5

Женщины императорской России

1

2

3

4

5

Женщины революций

1

2

3

4

5

Женщины СССР и РФ

1

2

3

4

5

Женщины науки и искусства

1

2

3

4

5

             За каждым номером на поле игры зашифровано Ф.И.О. одной из знаменитых представительниц прекрасного пола. Цифры же означают количество очков, если данная клеточка разгадана. Сложность вопросов повышается от 1 к 5. После этого клеточка закрывается или перечеркивается. Выигравшим считается игрок или команда, набравшие наибольшее количество очков. Игроки произвольно выбирают клеточки или бросают фишку на поле игры.

МАТЕРИАЛ ИГРЫ

ЖЕНЩИНЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Вопросы:

  1. Княгиня, жена князя Игоря. Жестоко отомстила древлянам, убившим ее мужа; сожгла их главный город Искоростень. В 955 г. посетила Царьград, где приняла крещение (в крещении имя Елена)4 церковь причислила ее к лику святых. Ольга (ок. 890-969 гг.).

  1. Дочь Ярослава Мудрого, жена французского короля (1049-1060) Генриха I Птицелова. Была хорошо образована, владела несколькими языками. Правила Францией по малолетству своего сына Филиппа после смерти мужа. Одна из наиболее почитаемых королев. Французские монархи короновались в Реймсе на ее Евангелии, привезенном из Киева. Анна Ярославовна (1024-1075).

  1. Царевна, дочь Алексея Михайловича Романова, после смерти своего брата Федора и избрания на престол сводного брата Петра, она возглавила заговор и с помощью стрельцов пришла к власти. Царями были провозглашены Иоанн и Петр, а управлять стала она от их имени. Впоследствии пострижена в монахини под именем Сусанны. Царевна Софья Алексеевна (1657-1704).

  1. Вдова посадника Исаака Андреевича, в 1471 г. возглавила враждебную Москве партию новгородских бояр, которые вели переговоры о литовском подданстве. После их поражения ее имущество конфисковали, а она сама доставлена в столицу вместе с вечевым колоколом. Марфа Борецкая – Посадница.

  1. Сподвижница протопопа Аввакума, боярыня, дочь окольничьего Петра Соковнина. Овдовела в 1662 г. Через несколько лет тайно постриглась в монахини под именем Феодоры. За приверженность к старой вере была арестована, а ее огромное состояния конфисковано. Зимой 1673 г. вместе с сестрой Е.П. Урусовой и женой стрелецкого полковника М.Г. Даниловой, подвергнута пыткам. Затем отправлена в Боровск, где ее уморили голодом в земляной тюрьме. Ей посвящено произведение того времени «О трех исповедницах слово плачевное». Ей же посвящена картина В.И. Сурикова. Морозова Феодосия Прокофьевна (1632-1675).

Чтобы заменить зашифрованную личность, чье имя было выкрикнуто вопреки правилам игры, можно использовать следующий персонаж.

  1. Вторая жена великого князя Василия  III, после смерти мужа стала регентшей при малолетнем сыне Иване. Ее политика была направлена на укрепление центральной власти, против удельных князей. В 1535 г. провела денежную реформу, в результате которой в государстве установилась единая монетная система. При ней была успешная внешняя политика: примирение с Литвой, обеспеченный нейтралитет Швеции. Умерла на 35-м году жизни, предположительно отравлена. Елена Васильевна Глинская (1504-1538).

ЖЕНЩИНЫ ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ

Вопросы:

  1. Урожденная Софья Доротея Фредерика Августа, принцесса ангальт-цербская, жена императора Петра III. Пришла к власти в результате дворцового переворота, воспользовавшись  помощью гвардейских офицеров. В ее правление к России были присоединены Крым, Северный Кавказ, Западная Украина, Западная Белоруссия, Литва. Екатерина II Алексеевна, прозванная Великой (1729-1796).

  1. Российская императрица с 1741 г. Пришла к власти в результате дворцового переворота, свергнувшего императора Иоанна VI Антоновича. В ее правление проходила Семилетняя война с Пруссией, завершившаяся взятием Берлина. Кроме этого прославилась тем, что после нее остался обширный гардероб в несколько тысяч платьев. Елизавета Петровна (1709-1761).

  1. Российская императрица с 1730 г., дочь Иоанна V. В 1710 г. вышла замуж за курляндского герцога Фридриха Вильгельма. Скоро  овдовев, осталась жить в Митаве. После смерти Петра II   cтала российской императрицей. Во время своего правления покровительствовала курляндским немцам, занявшим ключевые посты при петербургском дворе. Анна Иоанновна (1693-1740).

  1. Княгиня рода Воронцовых, первая русская женщина XVIII в., которая занимала ответственный государственный пост – была директором Петербургской Академии наук и президентом Российской Академии, участвовала в перевороте 1762 г, назначена статс-дамой (высшая придворная должность). С 1769 г. 10 лет провела за границей, где встречалась с Дидро, Вольтером, Смитом, Фальконе. В 1784-1789 гг. было построено главное здание Академии наук, где она заняла пост директора. Была директором журнала «Собеседник любителей российского слова, содержащего разные сочинения в стихах и прозе, некоторых российских писателей». Была членом Стокгольмской, Дублинской и др. академий. Дашкова Екатерина Романовна (1744-1810).

  1. Первая в России женщина-офицер, дочь гусарского ротмистра, воспитывалась денщиком. В 1806 г. переодевшись в мужское платье и выдав себя за  юношу, бежала в Гродно, где поступила в конно-польский уланский полк. Участвовала в войне с Францией 1807 г., в Отечественной войне 1812 г., в кампаниях 1813-1814 гг., была ординарцем М.И. Кутузова. В1816 г. уволена в отставку в чине штабс-капитана. Написала «Записки кавалерист-девицы». Надежда Андреевна Дурова (1783-1866).

      Вопрос на замену:

  1. Староста хутора Гершново Сычевского уезда Смоленской губернии, простая крестьянка. Во время Отечественной войны 1812 г. возглавила партизанский отряд. Награждена медалью и денежной премией. Василиса Кожина.

ЖЕНШИНЫ РЕВОЛЮЦИЙ

Вопросы:

  1. Профессиональный революционер, член Компартии с 1898 г., активно участвовала в революциях 1905-1907 гг. и 1917 г. В послеоктябрьский период занималась созданием новой советской школы, была членом коллегии, а с 1929 г. – зам наркома просвещения. Редактировала журналы «Народное просвещение», «Народный учитель» И «Изба-читальня». Вела большую работу по воспитанию молодежи. Автор многих работ по истории партии и педагогике. Жена одного из лидеров революций. Крупская Надежда Константиновна (1869-1939).

  1. Вела революционные кружки, стреляла в петербургского градоначальника Трепова, прошла тюрьмы и ссылки, в эмиграции помогала В.И. Ленину. После революции, умерла в глубоком разочаровании от жизни. Вера Засулич (1849-1919).

  1. Народница, потом ЭСЭРка, участница покушения на Александра II, приговоренная к смертной казни, но помилованная двадцатилетним заключением в Шлиссельбургской крепости. Вера Фигнер (1852-1949).

  1. Революционерка из дворян, член кружка «Чайковцев», участница хождения в народ, член «Земли и воли», исполкома «Народной воли». Не раз была арестована, совершала побеги, была ближайшим другом и женой А.И. Желябова. Организатор и участница трех покушений на Александра II. По процессу первомартовцев приговорена к повешению.

          Первая женщина в России, казненная по политическому делу. Софья  

          Перовская (1853-1881).

  1. По легенде она распорядилась дать залп Авроры по Зимнему дворцу.  

     Дочь профессора, сочиняла стихи, которые одобрял А.Блок (научная  

     поэзия). В 1918 г. в боях под Казанью своей женской смелостью

     решила исход сражений. Через всю советскую культуру прошел образ  

     женщины-революционерки в кожанке с револьвером в руке. Она была

     ее прототипом. Начало легенды о женщине-комиссаре положил

     Всеволод Вишневский в своей «Оптимистической трагедии».

     Знаменитый моряк Федор Раскольников был ее мужем. Лариса Рейснер

     (1895-1926).

Вопрос на замену:

  1. Пятнадцати лет от роду, дочь французского актера, приехала в Россию.  

Дважды выходила замуж за мужчин из одной и той же семьи. Прошла тюрьмы ссылки, активная революционерка, горячая большевичка, верная ученица Ленина. В 1920 г. умерла от холеры.  Инесса Арманд.

ЖЕНЩИНЫ СССР И РФ (Имена женщин в истории вооруженных сил

России)

Вопросы:

  1. Плоть от плоти своего времени, дитя войны, послевоенная девушка из скромной семьи, отличница, окончившая школу с золотой медалью. Женщина хрущевской оттепели, провинциальная жена комсомольско-партийного работника, достигшего Эвереста власти. Летом 1985 г. ее стали называть первой леди СССР. Раиса Максимовна Горбачева.

  1. Советский дипломат, участница октябрьской революции, первая в мире женщина-посол. С 1923 г. полпред и торгпред в Норвегии. В 1926 г. в Мексике, с 1927 – в Норвегии, в 1930-45 гг. - посланник, а затем посол в Швеции. С 1945 г. – советник МИД СССР. Коллонтай Александра Михайловна (1872-1952).

  1. Летчица-штурман, герой СССР, майор, в 1938 г. совершила беспосадочные перелеты Севастополь-Архангельск вместе с П.Д. Осипенко и В.А. Ломако, и Москва-Дальний Восток вместе с П.Д. Осипенко и В.С. Гризодубовой. В ВОВ командовала женским авиаполком. Погибла при исполнении служебных обязанностей. Раскова Марина Михайловна (1912-1943).

  1. Советская партизанка, в октябре 1941 г. будучи ученицей 10-го класса, добровольцем ушла в партизанский отряд. Действовала под Нарофоминском Московской области. У деревни Петрищево была схвачена немцами, подвергнута пыткам и повешена. Ей посмертно присвоено звание Героя СССР. Ее подвиг был описан в газете «Правда» и вызвал огромный патриотический отклик. Зоя Космодемьянская (1923-1941).

  1. Партизанка ВОВ. Герой СССР. Была секретарем подпольного РК ВЛКСМ г. Пеновска Калининской области. По доносу предателя схвачена фашистами, и после жестоких пыток расстреляна. Лиза Чайкина (1918-1941).

Вопрос на замену:

  1. Боец-снайпер, герой СССР, ушла на фронт в составе коммунистической дивизии народного ополчения. К концу жестокого боя под деревней Сутоки-Быково от оборонявшейся части осталось два бойца: она и Маша Поливанова. Они подпустили гитлеровцев вплотную и последними двумя гранатами подорвали себя и окруживших их врагов. Навечно зачислены в списки одной из частей Советской армии. Ее именем в Москве названа улица. Ковшова Наталья Венедиктовна (1920-1942).

ЖЕНЩИНЫ НАУКИ И ИСКУССТВА

Вопросы:

  1. Она говорила о себе и своей работе: «Мы с головой ушли в новую область, которая раскрылась перед нами благодаря неожиданному открытию… В этом дрянном старом сарае прошли лучшие и счастливейшие годы жизни, всецело посвященные работе. Нередко готовим какую-нибудь пищу тут же, чтобы не прерывать ход особо важной операции. Иногда весь день я перемешивала кипящую массу железным шкворнем длиной почти в мой рост. Вечером я валилась от усталости. Мне приходилось обрабатывать в день до 20 кг первичного материала, и в результате весь сарай был заставлен большими химическими сосудами с осадками и растворами. Изнурительный труд – переносить мешки, сосуды, переливать растворы из одного сосуда в другой, по нескольку часов подряд мешать кипящую жидкость в чугунном тазу…». Ее труд способствовал развитию ядерного вооружения, которое позже применялось в Хиросиме, Нагасаки, Семипалатинске, Неваде и т.д.  Мария Складовская - Кюри.

  1. Дважды герой СССР. Награждена двумя орденами Ленина и орденом «Знак почета», 18-ю дипломами, 16-ю золотыми спортивными медалями. Депутат Государственной Думы I и II созыва. Член комитета по обороне. Член Центрального Совета всероссийского общественно-политического движения «Духовное наследие». Дочь дважды героя СССР, маршала авиации. После окончания школы поступила в институт и одновременно села за штурвал самолета, занималась парашютной подготовкой, летчик-космонавт. Савицкая Светлана Евгеньевна, д/р 1948.

  1. Родилась в Санкт-Петербурге в 1910 г. в семье танцовщиков Мариинского театра. В 9 лет принята в Петроградское хореографическое училище. После выпуска в 1928 г. была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета. Исполнитель главных партий в таких балетах, как «Спящая красавица», « Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта», «Красный мак», «Сказка о каменном цветке». В 1944 г. начала выступать в московском Большом Театре. Неоднократно выезжала в составе его труппы за рубеж в Лондон, Париж, Нью-Йорк. Свою сценическую деятельность официально прекратила в 1962 г. Умерла в Москве 21 марта 1998 г. Уланова Галина Сергеевна.

  1. Родилась в 1901 г. в деревне на берегу Волги недалеко от Саратова. Рано лишилась родителей. Ее имя было Агаша Лейкина-Гершенина. Она начала давать концерты с 4-х лет, скитаясь с котомкой.  Т.к. имя и фамилия выдавали крестьянское происхождение, ей их заменили, чтобы определить в приют, где она стала петь в церковном хоре. Прихожане называли ее «Сиротой» и «Ангелом» за голос. Потом определили на работу на мебельную фабрику. После начала I Мировой войны она пела перед солдатскими депутатами. Потом были концерты, гастроли, выступления на радио, популярность была феноменальной, особенно в годы ВОв. В сентябре 1948 г. арестована и осуждена на 10 лет по делу ее мужа генерала Крюкова. Отбывала срок в Кенгире, Магадане, Бамлаге. Там она тоже пела, участвуя в концертах. Ее освободили после смерти Сталина в 1953 г. Умерла великая певица в 1973 г. Лидия Андреевна Русланова.

  1. Советский скульптор, народный художник СССР. Училась в Москве у К.Ф. Юона и И.И. Машкова, а также в Париже у Э.А. Бурделя. Преподавала в МВХПУ. В ее работах отмечено влияние кубизма, заметно тяготение к монументализму и лаконичности форм. Участвовала в распространении ленинского плана монументальной пропаганды. Ее наиболее известное творение – «Рабочий и колхозница», что стоят на ВДНХ в Москве. Мухина Вера Игнатьевна, (1889-1953)

 



Предварительный просмотр:

ИГРА «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»

 (конкурс знатоков истории ВОв)

           Игра может быть индивидуальной или командной. Она проводится для старшеклассников. Условия как в игре «Женщины России». За две недели до игры школьникам предлагается ознакомиться с фактологическим материалом  по теме «Великая Отечественная война», помещенном на стенде.

Перед игрой выставляется поле игры.

Поле игры

1941

1

2

3

4

5

1942

1

2

3

4

5

1943

1

2

3

4

5

1944

1

2

3

4

5

1945

1

2

3

4

5

Герои ВОв

1

2

3

4

5

            За каждым номером на поле игры зашифровано одно из событий ВОв. Цифра означает количество очков при ответе на вопрос. После ответа клеточка закрывается или перечеркивается. Вместо клеточек можно использовать «кармашки», в которые помещаются значки или фишки ответившей команды.              Начинает играть та команда или игрок, на которую выпал жребий. Выбор клеточки (кармашка) вопроса осуществляется произвольно, но зависит от того, сколько очков хотят набрать играющие, так как трудность вопросов повышается от клеточки №1 к клеточке №5. Выигравшим считается  тот, кто набрал большее количество очков. При желании, преподаватель может увеличить количество клеточек и, соответственно, вопросов.

Материал игры

          1941 год

  1. Назовите точную дату начала ВОв. (4 ч. Утра 22 июня 1941 г.).
  2. Как назывался главный план молниеносной войны против СССР, разработанный германским штабом? (Барбаросса).
  3. Сколько длилась оборона Брестской крепости? (32 дня).
  4. Эта битва развеяла в прах миф о непобедимости гитлеровской армии, и похоронила план «молниеносной войны». Где и когда проходила эта битва. (Битва под Москвой проходила с 5 декабря 1941 г.)
  5. В каких боях и когда появилась Советская гвардия – гордость нашей армии. (18 сентября 1941 г. 10, 127, 153, 161-я стрелковые дивизии сражались под Минском, Смоленском, участвовали в контрударе под Ельней. За массовый героизм и мужество личного состава, высокое воинское мастерство они были переименованы в гвардейские).

Дополнительные вопросы

  1. Что это за дата  7 ноября 1941 г.?  Чем она знаменательна? (24-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, парад войск на Красной площади, уходящих на фронт).
  2. Кто такие «панфиловцы», сколько их было, и чем они прославились?(28 чел., д. Дубосеково под Москвой, массовый героизм погибших).
  3. Что вы знаете об этой дате 29 ноября 1941 г., и местечке под Москвой -  деревне Петрищево? (Зоя Космодемьянская).

     1942 год

  1. Назовите легендарный город-герой, символ военно-морской славы, героическая стойкость защитников которого нарушила планы гитлеровского командования. (Севастополь).
  2. Победа под этим городом-героем была крупнейшим военно-политическим событием. В результате этой битвы была вырвана стратегическая инициатива и был достигнут коренной перелом в Вов и II Мировой войне. Назовите реку, на  которой стоит этот город и битву, которая названа в честь этого города. (р. Волга, Сталинградская битва, 17 июля 1942 г.).
  3. Что это за событие (май 1942 г.) о котором говорилось, что «невозможно вести борьбу с целым народом»? (Создание Центрального штаба партизанского движения».
  4. Этот документ не давал возможности к отступлению. Назовите этот документ и примерную дату его выпуска. Кто его автор? (Приказ Сталина «Ни шагу назад» 28 июля 1942 г.).
  5. Что произошло 30 сентября 1942 г.? В г. Краснодоне Ворошиловградской области? (Создание организации «Молодая гвардия»).

 

Дополнительный вопрос

  1. Что вы знаете об Аджимушкайских катакомбах около г. Керчь этого времени? (Все защитники  погибли т.к. гитлеровцы травили их газами и топили водой. Массовый героизм).

1943 

  1. Назовите крупнейшее танковое сражение и решающую битву 1943 г. Сколько танков в ней участвовало? (Курская битва, 1200 танков).
  2. Назовите имя и фамилию героя, грудью закрывшего амбразуру вражеского дзота. (23 февраля 1943 г. Александр Матросов из деревни Чернушки Псковской области совершил этот подвиг).
  3. Назовите лидеров трех держав, встречавшихся в Тегеране в конце 1943 г. (Рузвельт, Черчилль, Сталин).
  4. 5августа 1943 г. Был дан первый салют в Москве. В честь какого события это произошло? (В честь освобождения г. Орла и г. Белгорода).
  5. 6 мая 1943 г. были внесены изменения в форму ВС СССР. Какие это изменения? (Введены погоны как знаки различия).

Дополнительный вопрос

6. Расшифруйте абривиатуру «СМЕРШ». Что это за организация? Когда и для чего она была создана? («Смерть шпионам», 14 апреля 1943 г., для борьбы со шпионами).

1944

  1. Назовите город-герой, выдержавший 900-дневную осаду гитлеровскими войсками. (Ленинград).
  2. Где проходила «Дорога жизни», спасшая тысячи жизней? (Ладожское озеро).
  3. О чем говорит эта дата – 26 мая 1944 г., река Прут? (Состоялся выход советских войск к государственной границе СССР).
  4. Что означает термин «рельсовая война»? Где она проходила? (Подрыв и уничтожение Ж/д путей и мостов партизанами. Белоруссия).
  5. Какое событие состоялось 1 августа 1944 г.? Чем оно закончилось? (Варшавское восстание и его подавление).

Дополнительный вопрос

6.  Весной 1944 г. произошло событие, о котором договаривались   главы государств – противников фашистской Германии еще в 1943 г. Назовите это событие. (Открытие II фронта).

1945

  1. Штурм и водружение Знамени Победы означали полную капитуляцию Гитлеровской армии. Назовите город, здание и дату водружения Знамени Победы. (Берлин, Рейхстаг, 30 апреля 1945 г.).
  2. Назовите героев, водрузивших Знамя Победы над главным зданием побежденного Берлина. (Разведчики Егоров и Кантария)
  3. Где сейчас хранится Знамя Победы? (Центральный музей ВС в г. Москве).
  4. Когда и где состоялась Крымская конференция? Каково ее значение? (г. Ялта. Послевоенное устройство Европы 4 – 11 февраля 1945 г.).
  5. Какое событие стоит за датой 7 мая 1945 г.? Где оно состоялось? Каково его значение? (Подписание безоговорочной капитуляции в г. Реймсе фельдмаршалом гитлеровской армии Кейтелем и представителями держав-победителей. От СССР подписывал маршал Жуков Г.К.).

Дополнительный вопрос

6. Когда состоялся Парад Победы в Москве? Кто его принимал  и кто им командовал? (24 июня 1945 г. Принимал Жуков Г.К. Командовал Рокоссовский).

Герои ВОв 

  1. Назовите хотя бы одну женщину-героя СССР, удостоенную этого звания в ВОв. (Чайкина Л., Ковшова Н.В., Раскова М.М. и т.д.).
  2. Назовите фамилию героя СССР, совершившего  первым таран вражеской техники, и фамилию летчика, повторившего его подвиг ночью. (Н.Ф. Гастелло и В.В. Талалихин).
  3. Назовите фамилии известных разведчиков ВОв. ( Н. Кузнецов, Р. Зорге).
  4. Назовите фамилию героя СССР, удостоенного звания героя СССР четырежды. (Жуков Г.К.).
  5. Кто из советских полководцев дважды награжден Орденом Победы? (Жуков Г.К., Василевский А.М.).

Дополнительные вопросы

  1. Назовите общее количество человек, удостоенных звания героев СССР в ВОв. (12 тыс. чел.).
  2. Сколько человек было удостоено звания героев СССР в нашей области? (146 чел.).



Предварительный просмотр:

УРОК-ИГРА

 «ПАТРИОТИЗМ И ВЕРНОСТЬ ВОИНСКОМУ ДОЛГУ – КАЧЕСТВА ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА»

               На доске должны быть тема и схема урока. Перед уроком желательно сдвинуть парты в удобном для команд порядке. На столах следует выставить флажки, цвет которых соответствует присвоенному команде цвету. Необходимо выдать заранее приготовленный  раздаточный материал – схемы хода игры, перечень необходимых определений качеств гражданина, тетради, ручки и фишки.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД УРОКА-ИГРЫ

 

Учитель: ребята, сегодня мы проводим изучение нового материала в виде игры. Разделимся на две команды, во главе каждой из которых будет капитан, озвучивающий ответы команды.  Дна команда – «синие», другая – «зеленые». В соответствии с этим даю вам фишки – зеленые – «зеленым», синие – «синим». Одна фишка – один балл. Согнутая пополам -  половина балла. Команда, набравшая наибольшее количество очков, считается выигравшей. Это мы можем проследить в ходе игры, т.к. отвечая на любой вопрос, вы даете мне фишку, которую я помещаю на поле игры, т.е. за правильный ответ вам присуждается одно очко. Обратим внимание на схему, которая является полем игры. Эта схема поможет мне в объяснении нового материала, а вам выиграть в игре.

            Итак, тема урока-игры – ПАТРИОТИЗМ И ВЕРНОСТЬ ВОИНСКОМУ ДОЛГУ – КАЧЕСТВА ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА. Цель – подтвердить этот тезис.

Этим уроком-игрой мы с вами открываем большую тему «БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ ВС РФ».

 

Вопросы учителя

Предполагаемые ответы учащихся

1. Какие боевые традиции вы знаете?

Наша Родина – Россия, а мы ее дети. Она – земля наших предков, нашей культуры, мы здесь живем, и обязаны сделать все, чтобы она была великой и процветающей. Россия – наше государство, где будут жить ваши дети и внуки.

2. Дайте определение понятиям «Родина» и «Отечество». В чем их сходство и различие.

3. На каком континенте располагается наша страна? Какую часть суши она занимает? Можете ли вы сказать, какова ее площадь?

Я дополню ваш ответ следующими сведениями, а вы можете записать их в тетради. В состав РФ входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, одна автономная область и 10 автономных округов. Здесь проживают люди многих национальностей и народностей.

4. Какие национальности, проживающие на территории РФ вы знаете? Приведите примеры в письменном виде за 30 секунд. Кто больше?

5. Назовите основной закон РФ.

Итак, мы выяснили, что РФ – наша Родина, общий дом для многих национальностей, где русский язык – язык межнационального общения. Конституция – основной закон, который предполагает равенство всех наций. Родина – это то, что мы любим, то, что надо беречь, защищать, улучшать.

  1. Обратимся к схеме. Что является основой каждого государства, без чего оно не может существовать?

  1. Как беречь, охранять и защищать суверенитет нашей Родины?

             

Посмотрим на поле игры. Для существования любого государства необходим экономический базис. Вооруженные силы, культура, медицина, образование – это надстройка на экономическом базисе общества. Необходимые законы регулируют отношения в государстве. А для защиты суверенитета нужна армия, т.е. вооруженные силы.

  1. Кто составляет основу ВС РФ?

Военнослужащие обладают всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренные конституцией – основным законом.

  1. Кто такой военнослужащий?

  1.  Чтобы в полной мере отвечать своему предназначению, каким должен быть военнослужащий. Отвечаем в письменном виде. На ответ – 30 секунд.

Итак, из ответов выяснили, что патриотизм – основное качество российского воина.

  1. Что такое патриотизм?

Патриотизм военнослужащего не возникает на новом месте, а на качествах человека.

  1.  Где человеку первоначально прививаются положительные качества личности?  

  1.  Какие качества человека, способствующие проявлению чувства патриотизма у военнослужащего, вы знаете? Выполняем заданием письменно, в течение 30 секунд.

Для каждого военнослужащего, гражданина, важны те характеристики, которые воспитываются, прежде всего в семье – ячейке общества. В семье первоначально прививаются морально-нравственные нормы, которые развиваются в другие качества. Необходимо прежде всего воспитывать ответственность и обязательность, которые являются фундаментом в воспитании. В последствии, на них выстраивается здание, каждым кирпичиком которого являются положительные качества личности. Это – честность, совестливость, смелость, мужество и т.д.

  1.  Что является высшей степенью проявления патриотизма?

  1.  Как вы считаете, связаны ли между собой качественные характеристик личности?

  1.  В чем проявляется патриотизм военнослужащего?

17. Ответьте на два вопроса: может ли быть человек свободен от общества? Что вкладывается в понятие воинского долга?

  1. Морально-правовые нормы определяют понятие «долг». Что такое «долг»?

Высшим выражением долга в обществе выступает гражданский патриотический долг перед Отечеством, который связан с общественными интересами  потребностями людей. Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое претворение их в жизнь и есть выполнение общественного долга.

19. Что такое воинский долг?

20. В чем суть воинского долга?

21. К чему обязывает воинский долг военнослужащего?

Воинский долг приобретает необычайную силу в нравственном сознании воина. Эта сила заставляет отступать все другие побуждения, склонности и стремление к самосохранению в боевой обстановке. Об этом можно судить по героическим поступкам людей, совершивших подвиги в ВОв, в войне в Афганистане и в Чечне.

22. Сможете ли вы привести примеры героического поведения  военнослужащих в боевой обстановке?

23. Давайте подведем итоги, то же мы выяснили за время урока-игры?

  1. Воинская доблесть и честь, непримиримость к врагам, уверенность в победе, готовность к защите, верность присяге и боевому знамени, воинскому долгу, мужество, героизм, товарищество, уважение к командиру, укрепление воинской дисциплины, бдительность, боевая готовность и т.д.

  1. Родина – это территория, географическое пространство, где человек родился; социальная и духовная среда, в которой он вырос и живет.

Отечество – синоним понятия Родина, но с более глубоким содержанием. Это не только прошлое, не только общность исторических судеб, это настоящее народа, проживающего на конкретной территории, и имеющего государственное устройство.

  1. Евразия, 7-ая часть, 17,4 млн км2.

4. Учащие перечисляют различные национальности.

5. Конституция РФ.

  1. Экономика, законы, армия.

  1. Для этого существуют вооруженные силы.

  1. Люди, граждане нашего государства – военнослужащие.

  1. Военнослужащий – защитник Отечества, который готовится к защите Отечества и его защищает.

  1.  Учащиеся перечисляют качества военнослужащего.

  1.  Любовь к Родине, неразрывность с ее историей и культурой, достижениями и проблемами, это чувство любви к своему народу, гордость за его успехи и победы, и горечь за неудачи и поражения.

  1.  В семье.

  1. Учащиеся перечисляют качества.

  1. Героизм.

  1. Да, они взаимосвязаны, т.к. не может быть человека, который , например, одновременно является храбрецом и лжецом.

  1. В верности воинскому долгу, беззаветной службе Родине, готовности в любое время  с оружием в руках защищать ее интересы, целостность и независимость.

  1.  Человек живет в обществе и не может быть от него независим. Для удовлетворения своих потребностей он пользуется благами, созданными другими людьми. В свою очередь, общество предъявляет человеку определенные требования, и обязывает поступать и жить в соответствии с нормами поведения и законами.

  1.  Долг – нравственная обязанность человека, выполняемая из побуждений совести.

  1.  Это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего.

  1.  Его суть заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, безопасности государства при отражении военного нападения, а так же задач в соответствии с международными обязательствами страны.

  1.  Воинский долг обязывает военнослужащего осознать ответственность за защиту Отечества, требует мастерского владения оружием и военной техникой, обязывает совершенствовать свои морально-нравственные качества, качества воина.

  1.  Учащиеся приводят пример из жизни родственников, современников, или участников ВОв, Афганистана и Чечни.

23. Мы выяснили, что патриотизм и верность воинскому долгу – основополагающие качества военнослужащего - защитника Отечества

Подводятся итоги игры, дается трехуровневое задание на дом:

1.    Чтение и пересказ параграфа.

2. Заполнить таблицу «Качественные характеристики гражданина и военнослужащего».

3.   Написать небольшое сочинение  на тему «Основные качества, присущие Российскому воину – защитнику Отечества». В оставшееся время – учащиеся работают в тетрадях, выписывая или формулируя определения «Патриотизм», «Воинский долг», «Родина», «Отечество» и т.д.

          Проводя изучение нового материала в игре, в качестве поля игры можно использовать различные графические изображения: в виде домика, паровоза с вагонами, парусника, машины, самолета, ракеты и т.д. Главное условие – графическое изображение должно быть расчерчено на области,  и проставлены баллы за ответы на соответствующие вопросы. Учитель перерабатывает материал параграфа, привлекая дополнительный материал и дает его в игре в виде вопросов от простого к более сложному, так, чтобы учащиеся могли на них отвечать. Если учащиеся не могут ответить на вопрос, то учитель задает наводящие вопросы, либо отвечает сам. Игра может иметь музыкальное сопровождении, подходящее по теме.  Команды могут выбрать капитанов, придумать себе название и девиз. Участники команд могут меняться от игры к игре или находиться в своей команде постоянно.

УРОК-ИГРА

 «ТЕРРОРИЗМ – УГРОЗА ОБЩЕСТВУ»

          Можно провести  урок-игру с изучением нового материала по теме «Терроризм – угроза обществу». В зависимости от имеющегося времени данный урок может проводиться как в сетке общего планирования, так и в качестве внеклассного мероприятия - тематической игры (в этом случае следует задействовать расширенный материал, включая историю вопроса, а также наказания за терроризм из УК РФ – выступления учеников или учителя).

Поле игры:

            В игре участвуют две или более команд, одна из которых – спасатели, другая – пожарные, третья – милиция, скорая помощь и т.д. Команды выбирают девиз, соответствующий названию и капитана. Пройденный сектор круга закрывается фишкой, цвет или значок которой принадлежит ответившей на вопрос команде.

Баллы распределяются в зависимости от степени трудности вопросов.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД УРОКА-ИГРЫ

Ведущий: Определение терроризма как явления дано  в ФЗ РФ «О борьбе с терроризмом»:

Терроризм – насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, содержащие опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба, либо наступление иных общественно опасных последствий, осуществляемых в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворение их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности, либо мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения, либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны и осложнения международных отношений.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Давайте посмотрим, что собой представляет терроризм.

1. А как вы думаете, что это такое?

2. Из разных источников вы знаете, что существует несколько типов терроризма. Перечислите их.

Я хочу добавить еще несколько типов терроризма: анархистский, с поддержкой государства, а экстремистский разделим на терроризм правого и левого толка. Так же есть политический терроризм, уголовный терроризм, патологический терроризм, и в отдельный тип можно выделить транспортный терроризм.

3. А каковы цели терроризма?

4. Каковы причины терроризма?

5. Что вы можете сказать о способах и средствах террористов?

6. А какие взрывные устройства используют террористы?

Хочу добавить, что все взрывчатые вещества ядовиты, чувствительны к ударам и нагреванию, террористы используют гексоген – порошок, напоминающий бытовую соль, пластиты – как пластилин кремового цвета, тротил, в виде тротиловых шашек массой по 200 и более грамм, гранаты, мины различных конструкций, и взрывчатые вещества, помещенные в кейсы, чемоданы, автомобили и игрушки.

7. Какие министерства и ведомства осуществляют борьбу с терроризмом?

8. Кто борется с последствиями террористических актов?

Далее разбирается материал по вопросам, указанным на поле игры – «Действия». Например, каковы ваши действия при обнаружении взрывоопасного предмета и т.д.?

Подведение итогов игры.

1. Совершение взрыва, поджога, угон самолета, распыление отравляющих веществ, то, что создает опасность гибели людей, причиняет материальный или психологический ущерб.

2. Националистический, религиозный,  экстремистский.

3. Устрашение населения, вымогательство, экономический ущерб, дестабилизация общества, акции возмездия, устранение физических лиц, свержение государственного строя и т.д.

4. Моральная неустойчивость, жажда обогащения, наркотики, религиозные убеждения, материальные затруднения, ущемление национального или религиозного достоинства и т.д.

5. Применение стрелкового оружия, организация взрывов и пожаров, взятие заложников, применение химических, радиоактивных, биологических средств и даже ядерных зарядов;  организация диверсий, информационно-психологическое воздействие.

6. Гексоген, пластиты, мины и т.д.

7. Министерство Внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, служба внешней разведки РФ, Министерство обороны РФ, Федеральная пограничная служба РФ и Федеральная служба охраны РФ.

8. ФСБ, МВД, МЧС и их структурные подразделения (медики, спасатели и др.)

В качестве дополнительного материала к урокам и играм см. Приложение, элементы которого могут выступать как самостоятельный материал к урокам и как дополнение к играм.

ГЛАВА 3

ИГРОВЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ ОБЖ

РАЗГРУЗОЧНЫЕ МИНУТКИ

             Зачастую,  уроки проходят монотонно, поэтому необходимо вносить в их ход  разнообразие, чтобы избежать утомляемости школьников. Здесь можно предложить следующие разгрузочные минутки.

  1. На уроке по теме «Формы общения между людьми, выражение своих чувств и  эмоций, проявление дружбы и любви» учащимся предлагается инсценировать объяснение в любви:  а) трехлетнего малыша, б) тринадцатилетнего подростка, б) восемнадцатилетнего юноши,  тридцатилетнего мужчины, в) семидесятилетнего старика.
  2. К различным темам по ОБЖ, касающимся ЧС, подходит следующее задания:  а) попробуйте сочинить инструкцию к действию в…; б) попробуйте разыграть ситуацию, в которой журналист берет интервью у …; в) сочинить сказку о …; г) изобразить графически…  и т.д.

  1. При изучении многих тем, касающихся ЧС, можно предложить продемонстрировать, как действуют в одинаковых ситуациях люди разных темпераментов.

  1. Написать 5 вредных или 5 полезных советов по изучаемой теме.

  1. По теме «Здоровый образ жизни» можно предложить придумать и продемонстрировать комплекс упражнений для различных видов зарядки: «Морская зарядка», «Космическая зарядка», «Кухонная зарядка», «Строительная зарядка», «Заводская зарядка» и т.д. Можно дать задание придумать и показать комплекс упражнений производственной гимнастики, который мог бы быть рекомендован представителям различных профессий: сторожам, регулировщикам движения, рабочим и т.д.

  1. «Перевод с русского на русский»: сохраняя смысл услышанной фразы, передать ее другими словами.

  1. Предлагается инсценировка «Визит к врачу (зубному, логопеду, терапевту и т.д.)» в темах «Семейное общение» или  «Здоровый образ жизни».

  1.  «Письмо Ваньки Жукова» из рассказа А.П. Чехова. Предлагается написать письмо от имени Ваньки в различных ситуациях – из турпохода, спортивной секции, школы и т.д.

  1.  Придумайте новый вид спорта и его название, объясните правила к нему.

  1.  Придумайте девиз – короткое изречение, в котором формулируется какой-либо жизненный принцип.

  1. Придумайте плакат по технике безопасности, который можно было бы вывесить в отделении пожарной охраны, в спортзале, в коридоре школы и т.д.

  1.  Придумайте и продемонстрируйте, как может быть использован в бодибилдинге или другом виде спорта такой предмет как сковородка, подкова, чайник, скалка, скамейка и т.д.

  1. Попробуйте сочинить 10 советов, касающихся действий в различных ситуациях для родителей, учеников, учителей и т.д.

   14. Прочитайте слово, чтобы получилась фамилия выдающегося человека  

       (военачальника, героя, исторической личности). Например:    

       Йиксвосоккор – Роккосовский.

 15. По теме «Правила поведения в ситуациях криминогенного характера»  

        предлагается дать учащимся задание – сочинить хвалебную или

        обвинительную речь известных героев мультфильмов, кинолент или  

        литературных произведений. Например, обвинительная  речь в адрес

        старухи Шапокляк за выгул крыс в неустановленном месте; Лисы Алисы и  

        Кота Базилио – за втягивание несовершеннолетних в валютные махинации;

        Кота Матроскина – за махинации с государственной собственностью;

        Почтальону Печкину – за получение подарков при исполнении служебных  

        обязанностей; Карлсону – за проживание без прописки и без определенных

        занятий и т.д. Хвалебную речь – Муравью из басни И. Крылова – за борьбу

        с тунеядством; Моське – за критику вышестоящих; Кролику из сказки о  

         Винни-Пухе – за толерантность, и т.д.

 16.  Можно использовать сказки и ситуации из них при изучении многих тем,  

         как по криминогенной ситуации, так и по семейному кодексу. Выбранный  

         из класса «детектив» расследует предложенную (инсценированную)  

         ситуацию из какой-либо сказки: Курочка-Ряба, Колобок, Репка, Теремок,

         Снежная королева, Бременские музыканты и т.д. Остальные учащиеся

         могут выступать в роли свидетелей.

  17. Игровые вопросы по криминогенной ситуации:

        а) метод Шерлока Холмса (дедукция);

        б) каких писателей детективного жанра вы знаете? (Агата Кристи, Конан            

        Дойль, Жорж Сименон и т.д.);

        в) в какой стране «Приключения Шерлока Холмса» выпускались как  

        учебное пособие для полицейских? (Египет 1896 г. журнал «Стрэнд»);

        г) какие слова детективного значения вы знаете? (улика, погоня,  

        преступник, комиссар, дактилоскопия, место преступления и т.д.);

  18. С помощью игровых моментов на уроке можно развивать  

         наблюдательность. Два ученика смотрят друг на друга в течение 15  

         секунд, затем поворачиваются друг к другу спиной и отвечают по схеме:

         возраст, рост, вес, прическа и цвет волос, особенности зубов, цвет глаз

         (есть ли очки,), особенности речи (акцент),  мимика, стиль поведения,

         походка и т.д., основные приметы внешности (одежда, обувь). В этом

         случае можно задавать шуточные вопросы, например, что у соперника в

         правом кармане, какого цвета у него носки, если их не видно, какая

         фирма изготовила его одежду и т.д. Один из самых хороших приемов

         развития наблюдательности: разложив на столе мелкие предметы,

         предложить ученику в течение 5 секунд посмотреть на них и запомнить,  

         затем, повернувшись спиной, перечислить увиденные предметы.

  19. В качестве игрового момента можно предложить на основании

        перечисленных улик сделать вывод: а) о личности преступника, б) о самом  

        преступлении, его мотивах и т.д. Например, в ограбленном офисе у

        вскрытого сейфа были найдены недопитая бутылка пива, песок с улицы,  

        динамит, несколько шерстяных ниток черного цвета и седой волос, или два

        длинных светлых волоса, надкушенный диетический хлебец, губная  

        помада, ключи от машины и т.д.

  20. Составить фоторобот по  описанию потерпевшего или свидетеля. Если    

        дети не умеют рисовать, из вырезанных фрагментов лиц газетных и  

        журнальных  фотографий составить примерный портрет преступника.

  21. Используя алфавит и цифры, можно составить простейший шифр, где  

        каждой цифре соответствует буква алфавита, и предложить расшифровать

        какое-либо изречение знаменитого детектива, писателя, литературного

        героя в соответствии с темой урока.

  22. Предложить составить детективную историю, где все слова начинаются на

        «О» и «П» или на «И» и «Н».

  23. Если проводится внеурочное мероприятие, можно предложить в течение  

        трех минут замаскировать одного члена команды, чтобы его нельзя было

        узнать, и предложить соперникам отгадать, кто это и кого он изображает.

 24. Игровые вопросы по различным темам:

       а) самая большая волна (Цунами);

       б) самая большая лужа (океан);

       в) какая лошадь выиграла войну (Троянский конь);

       г) цветы в небе (салют);

       д) решающий момент боя (атака);

       е) не зверь, не птица, а передатчик малярии (комар);

      ж) океаническое отступление (отлив);

       з) зимой спит, а летом шумит (река);

       и) повар на корабле (кок);

       к) верховный главнокомандующий (президент) и т.д.

      Чтобы акцентировать игровой момент, задания учащимся можно предлагать в необычном виде, например, запрятав их в надувной шарик, или коробочку, проводя подобие лотереи и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Игровой метод обучения на уроках технологии в 5 - 7 классах"

В данной методической разработке показан опыт работы по применению на уроках технологии (технический труд) игровой педтехнологии (организационно-деятельные игры). Учитель технологии работает в общеобр...

Игровой метод обучения английскому языку

Существует много различных способов обучающего взаимодействия учителей с учащимися, способствующих достижению эффективных результатов. Одним из них является игровой метод обучения иностранному языку.О...

Моделирование реальных ситуаций как игровой метод обучения социально бытовой ориентировке детей с ОВЗ.

Основная цель   работы по социально-бытовой подготовке учащихся   – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у учащихся достаточ...

Игровой метод обучения на уроках английского языка

Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времен. В настоящее время они широко используются в сфере начального образования, а также в средней школе. Обучающая игра - есть од...

Методическая разработка на тему: «Игровые методы обучения на уроках иностранного языка»

В наше время современное обучение направлено на поиск различной методики, новых форм и приемов обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личнос...

Применение игрового метода обучения на уроках английского языка

В данной статье дано обоснование необходимости примениение игр, игровых методик на уроках английского языка на всех этапах обучения....

Проблема повышения мотивации к изучению английского языка: игровые методы обучения

Создание игровых ситуаций можно рассматривать как очень важный момент в реализации педагогической деятельности. Этому и посвящена статья, в которой обсуждается использование различных игр на уроках ан...