Главные вкладки

    разработка урока по ОБЖ "Становление Российской наградной системы"
    методическая разработка по обж (10 класс) по теме

    Ефимова Светлана Александровна

    урок проводится в 10 классе

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Конкурс конспектов уроков «В армии служить почетно» Презентация игры « Что? Где? Когда?» на тему: «Становление Российской наградной системы» Подготовила: Ефимова С.А. учитель ОБЖ, МОБУ Талаканская СОШ № 5

    Слайд 2

    Орден Святого Андрея первозванного

    Слайд 3

    Орден Святой великомученицы Екатерины

    Слайд 4

    Орден Святого Александра Невского

    Слайд 5

    Орден Святого великомученика и Победоносца Георгия

    Слайд 6

    Герб Москвы

    Слайд 7

    Орден Красного Знамени

    Слайд 8

    Орден Трудового Красного Знамени

    Слайд 9

    Орден Ленина

    Слайд 10

    Именная грамота Героя

    Слайд 11

    Медаль «Золотая Звезда»

    Слайд 12

    Орден Отечественной Войны 1 и 2 степени

    Слайд 13

    Орден Суворова

    Слайд 14

    Орден Кутузова

    Слайд 15

    Орден «Победа»

    Слайд 16

    Орден Славы 3х степеней

    Слайд 17

    Спасибо за внимание!



    Предварительный просмотр:

    МОБУ Талаканская СОШ № 5

    Конкурс конспектов уроков среди преподавателей ОБЖ по теме «В армии служить почетно»

    Конспект урока - игры по ОБЖ в 10 классе «Становление Российской наградной системы».

    Подготовила: Ефимова С.А.

    учитель ОБЖ, МОБУ Талаканская СОШ № 5

    Талакан 2012

    УТВЕРЖДАЮ 2012 г

    Директор МОБУ

    Талаканской СОШ № 5

    Конспект урока - игры по ОБЖ в 10 классе «Становление Российской наградной системы».

    ( СЛАЙД 1)

    Урок – игра  «Что? Где? Когда?» проводится по принципу телевизионной игры «Что? Где? Когда?» Позволяет проверить глубину знаний каждого ученика по преподаваемому предмету познакомить класс с большим объемом интересного материала в т.ч. и по ОБЖ.

    Подготовила: учитель ОБЖ МОБУ Талаканской СОШ № 5 Ефимова С.А.

    Цель:

    Познакомить учащихся с орденом как символом и почетной наградой за воинские отличия.

    Задачи:

    Воспитание уважения к своей Родине, активную жизненную позицию. уверенность в учениках в своих силах.

    Развитие логического мышления, стимулирование познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету.

    Реализация на уроке всех дидактических принципов, создание условий успешного учения учащихся.

    Тип урока: сообщение новых знаний.

    Форма проведения: урок – игра.

    Метод: беседа, опрос в ходе игры, групповая и индивидуальная работа над терминами и понятиями.

    Оборудование: волчок, игровое поле с секторами, призы, музыкальные записи, часы или секундомер.

    Учебно – методическое сопровождение:

    1. плакаты по теме.
    2. интерактивные средства.
    3. учебники и учебные пособия по ОБЖ.

    Учебные вопросы:

    1. Становление Российской наградной системы.
    2. Основные государственные награды СССР и России.

    План  урока:

    1. вводная часть. А. построение, рапорт командира класса (отделения, взвода) или дежурного о готовности к уроку, Б.осмотр внешнего вида.
    2. размещение учащихся по рабочим местам и проверка готовности их к уроку.
    3. совместная работа над темой урока.
    4. игра «Что? Где? Когда?»
    5. подведение итогов урока, задачи на следующий урок, получение домашнего задания.

    Рекомендации к уроку-игре.

    1. .Задания должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и т.д.)
    2. Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала.
    3. Задания должны быть непосредственно связаны с изучаемой темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.
    4. При групповой работе на уроке учащиеся могут выполнять одинаковое задание, одинаковые по уровню сложности, но разные по формулировке.

    Ход урока

    1.        Построение учащихся.

    Рапорт командира взвода.    

    2.        Преподаватель: Для успешного решения задач нового урока рассмотрим, как вы справились домашней работой.

    Защита домашних работ. На первом уроке новой темы назначается дата защиты. Определяются группы учеников для защиты, в каждой из которых назначается

    ответственный. Отдельно выделяется группа арбитров. Учащиеся готовят оценочные

    листы. У каждого первый лист рабочей тетради начинается таблицей, которую он заполняет сам.

    Оценки могут выставляться за комментарии к ответу одноклассника, за заданный вопрос и итоговую оценку.

    Преподаватель: победа русского оружия над врагами Отечества всегда отмечались в России, чтоб сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков. Русской Православной Церковью были установлены специальные дни. Как же назывались эти дни?

    Ученик: это были дни, когда российское общество воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служилые люди глубже ощущали свою сопричастность к славным делам наших предков. Это - «Викториальные дни» (от Виктория – в римской мифологии богиня победы).

    Преподаватель: когда была возрождена традиция, отмечать эти дни?

    Ученик: 10 февраля 1995 года Государственная Дума приняла закон «О Днях Воинской Славы (победных днях) России, который был 13 марта того же года подписан Президентом РФ.

    Преподаватель: Сколько и какие даты были объявлены Днями Воинской Славы России?

    Ученик (используя плакат, перечисляет): законом установлены 15 дней Воинской славы.

    Преподаватель: Русская земля богата многими тысячами народных героев. Наряду с днями Воинской Славы, когда Российское воинство торжественно отмечало и вспоминало героическое прошлое, существовала традиция награждать особо отличившихся.

    Еще в древние времена люди, выражали признательность отдельным членам своего общества за отличия и смелость, разрешая самым достойным носить символы охотничьего мастерства – звериные клыки, шкуры, перья.

    В средние века в Европе появился новый вид знаков отличия, получивший со временем

    название орден. Образовалось понятие знаки ордена, которые включали в себе крест и звезду.

    Мы переходим к решению основной задачи нашего урока на рассмотрение новой темы

    Становление наградной системы Российской империи.

    Ученик (делает краткое сообщение): В России первый орден появился в самом конце 17 века. В 1699 г Петром 1 был учрежден орден святого Андрея первозванного с девизом «За веру и верность».(СЛАЙД 2)

    Знак ордена – крест особой формы в виде буквы «Х» с изображением фигуры святого Андрея первозванного, который носили на широкой голубой ленте через правое плечо. Орден также включал звезду, имевшую восемь лучей, с круглым центральным медальоном, в котором также помещалось изображение Андреевского креста. По кругу шла надпись «За веру и верность».

    После Петра 1 орден был официально объявлен высшей наградой Российской империи и им награждались только лица, принадлежавшие к высшему дворянству, как гласил Устав ордена  «За особые отличия перед Отечеством».

    В честь жены Петра 1 в 1714 г учрежден женский орден Святой великомученицы Екатерины (СЛАЙД 3) 

    В 1725 г Орден Святого Александра Невского. (СЛАЙД 4)

    В ходе русско – турецкой войны 1768 – 74 гг, в 1769 г., был учрежден Императорский Военный орден Святого великомученика и Победоносца Георгия с девизом «За службу и храбрость».Высший военный орден России был учрежден Екатериной II  26 ноября 1769 года. Она же первая была награждена. (СЛАЙД 5)

    Почему для высшей военной награды было выбрано имя святого Георгия. Согласно легенде, Георгий происходил из знатного рода, осевшего в Каппадокии (Ближний Восток). Будучи молодым человеком он принял учение Христа. Благодаря своим выдающимся способностям уже в 20 лет стал крупным военачальником, отличился в боях и походах.

    Император Диоклетиан, которому донесли о воине – христианине, схватил его и подверг жестоким пыткам. Его жгли каленым железом, бросали в котел с расплавленным свинцом и колесовали. Но каждый раз по воле Божьей Георгий воскресал.

    В это время на земли Диоклетиана напал крылатый змий, пожирая девушек, которых выбирали по жребию. Однажды жребий выпал на дочь императора – прекрасную Елизавету. Но ей не суждено было погибнуть в пасти чудовища- появился Георгий и спас девушку, сразив змия копьем.

    Благодарные жители приняли христианство. А Георгий был причислен к лику святых. В иконописном изображении Георгий представлен в образе прекрасного юноши в княжеском обличении и полном вооружении, на белом коне, в символической битве со змием. Далее его изображение стал Гербом Москвы, а при Иване 111 вошел в Государственный Герб России. (СЛАЙД 6)

    Орденом награждались офицеры и генералы за воинские отличия. Орден святого Георгия имел четыре степени, причем первый раз, награждаемый должен был представляться к 4-й низшей степени, а последующий раз – к 3-й, далее к 2-й и 1-й. За 148 лет существования ордена полными кавалерами Георгиевскими кавалерами всех четырех степеней  стали всего 4 человека – М.Кутузов, Барклай – де –Толли, И.Паскевич, И.Дибич.

    Манифестом императора 13 февраля Александра 1  1807 года учрежден Знак отличия Военного ордена святого Георгия «в награждение и поощрение нижних чинов». Не имел степеней.

    19 марта 1856 года указом императора Александра 11 знак отличия был разделен на 4 степени : 1-я и 2-я  – золотой крест , 3-я и 4-я – серебряный. 1-я и 3-я степени знаков дополнялись бантом. С 1913 года Знак отличия ордена Святого Георгия для нижних чинов стал официально называться Георгиевским крестом, а его обладатели получили право именоваться георгиевскими кавалерами.

    Всего в Российской империи было учреждено 8 видов орденов. До середины 19 в получение любого из них давало простолюдину право на потомственное дворянство.

    Преподаватель: а теперь, уважаемые учащиеся вам предлагается задание. Задание в форме соотнеси понятия. Вы должны совместить первые половины карточек с названиями орденов со вторыми, где указаны года их учреждения.

    Ордена Российской империи

    Год учреждения

    Святого Андрея Первозванного

    1699

    Святой Екатерины

    1713

    Святого Александра Невского

    1725

    Святой Анны

    1742

    Святого Георгия

    1769

    Святого Владимира

    1782

    Святого Иоанна Иерусалимского, или Мальтийский орден

    1798

    Святого Станислава и Белого Орла

    1831

    2. Основные государственные награды СССР и России.

    Ученик (делает краткое сообщение): первым советским орденом стал Орден Красного Знамени, (СЛАЙД 7) который был учрежден в 1918 году. В положении об ордене было определено, что он присуждается гражданам РСФСР, проявившим особую храбрость и мужество при боевой деятельности. Орден Красного Знамени РСФСР мог украшать грудь любого воина – от красноармейца до военачальника высшего ранга. Всего за отличия в Гражданской войне им отмечено 14998 человек. Первым его удостоился 28 сентября 1918 года бывший рабочий, ставший прославленным полководцем, а затем и маршалом Советского Союза Василий Константинович Блюхер. Несколько советских военачальников удостоились до семи орденов. Это: генерал – майор авиации М.И.Бурцев, наш земляк маршал авиации И.И.Пстыго, генерал – полковники авиации С.Д.Горелов, Н.Н.Кожедуб

    28 декабря 1920 года был учрежден орден Трудового Красного Знамени РСФСР, (СЛАЙД 8)  а 07.09.1928г была учреждена общесоюзная награда – орден Трудового Красного Знамени СССР.

    6 апреля 1930 года был учрежден Орден Ленина как высшая государственная награда. (СЛАЙД 9)

    В апреле 1934 года было учреждено звание Героя Советского Союза, которое не имело специального орденского знака. Награжденным лицам вручались ордена Ленина и именная грамота Героя(СЛАЙД 10). В 1939 году была введена золотая звезда на алой прямоугольной колодке – медаль «Золотая звезда», которая вручалась Героям Советского Союза вместе с орденом Ленина. Эту медаль носили на любой одежде (не только на военной). (СЛАЙД 11)

    Первая медаль «Золотая звезда» была вручена летчику Анатолию Васильевичу Ляпидевскому. А.В.Ляпидевский (1908 – 1983) – лечик, Герой Советского Союза (1934 г.), генерал – майор авиации.

    Преподаватель. За самоотверженность, мужество и стойкость, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками и японскими милитаристами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг орденами и медалями награждены более 13 млн. военнослужащих. Более 11 500 человек, в том числе 86 женщин удостоены звания Героя Советского Союза. В годы ВОВ летчиками А.И.Покрышкину и И.Н. Кожедубу , маршалу Советского Союза Г.К.Жукову это звание было присвоено трижды.

    В годы ВОВ был учрежден целый ряд новых наград: Орден Отечественной войны 1 и 2-ой степени(СЛАЙД 12), в июле 1942 года ордена Суворова(СЛАЙД 13), Кутузова (СЛАЙД 14) и А.Невского. В октябре 1943 года учрежден орден Б.Хмельницкого 3-х степеней. В ноябре 1943 года учрежден орден «ПОБЕДА» - высший военный орден(СЛАЙД 15). Это самый дорогой знак, он представляет собой платиновую звезду с рубиновыми лучами, окаймленными бриллиантами. Диаметр звезды – 72 мм, вес бриллиантов – 16 каратов. Всего этой наградой были отмечены 12 человек. Первым орденом «ПОБЕДА» был награжден маршал Г.К.Жуков.

    В ноябре 1943 г. был учрежден орден Славы 3-х степеней для старшинского и сержантского состава(СЛАЙД 16). В качестве знака ордена была принята звезда с изображением Спасской башни и надписью «Слава» на медальоне. Орден Славы носился на пятиугольной колодке с георгиевской лентой. Лица, удостоенные всех трех степеней ордена, именовались полными кавалерами ордена Славы и приравнивались к героям Советского Союза.

    Положение о государственных наградах РФ, ордена и медали, их статусы и положения, а также знаки отличия РФ определены Указом № 442 Президента РФ от 2 марта 1994 года.

    Учреждены следующие государственные награды РФ.

    3.        Игра «Что? Где? КОГДА? По заранее подготовленным заданиям учащиеся в форме игры отвечают на различные вопросы по теме.

    Игру можно провести в 2-х формах: выступления учащихся по заранее данной проблеме (теме), где очередность выступления определяется по вращению волчка и в форме опроса «знатоков» (участников игр – учащихся). Учащимся предстоит ответить сразу на три вопроса: «Что означает это слово, событие?», «Где произошло событие, связанное с этим словом?», «Когда произошло это событие?»

    Количество основных участников 6. Остальные, не участвующие в игре выступают в форме зрителей. В конце урока оценивание и взаимооценивание производится по результатам правильных ответов.

    1-й раунд: Что означает слово «орден»? Когда и где появились первые ордена?

    Ответ: В средние века в Европе появился новый вид знаков отличия, получивший со временем название орден. Образовалось понятие знаки ордена, которые включали в себя крест и звезду.

    В эпоху крестовых походов на Восток возникли полувоенные, полумонашеские организации – ордена.

    Мальтийский орден, Госпитальеры, Родосские рыцари. Основан около 1070 г..

    В 12 30 гг на прусских землях укрепляется Тевтонский орден.

    Орден Меченосцев. Братья Христова воинства. Был основан в 1202 г. Альбертом фон Буксхведевым – немецкий духовно – рыцарский орден в Ливонии, на территории современной Эстонии и Латвии. Свое название орден получил по изображению алого меча и креста на белых плащах рыцарей.

    2-й раунд: Что означает косой крест в виде буквы «Х» с изображением фигуры святого апостола Андрея Первозванного на знаке ордена? Где и когда произошли события связанные с этим крестом и апостолом?

    Ответ: Андрей первозванный – апостол. Один из первых (отсюда прозвание «Первозванный») из ближайших учеников Христа. Русские летописи называли его первым проповедником христианства в Приднепровье и Приильменье.

    Андрей первозванный считался покровителем страны России и Шотландии. По преданию он был распят на косом кресте в греческом городе Патры в 62 году.

    3-й раунд: Один из полководцев Руси произнес такие слова, что стали впоследствии крылатыми для защитников Отечества «Кто к нам с мечом к нам войдет, от меча и погибнет». Что послужило поводом для таких высказываний. Назовите имя этого полководца, именем которого назовут один из орденов. Где и когда происходили события, прославившие этого полководца?

    Ответ: Александр Невский разбил войска немецких рыцарей (крестоносцев) 5 апреля 1242 года. Ледовое побоище на Чудском озере. Русское войско превзошло противника в воинской организации и тактике боя. Победа сорвала агрессивные планы крестоносцев и на многие годы обезопасила западные границы Руси.

    4-й раунд: Что означал звание «Георгиевский кавалер». Когда был учрежден этот знак. Кто стал первым георгиевским кавалером. Где и в каких боях участвовал это герой?

    Ответ: В 1913 году был утвержден новый статут комплекта наград. Знак отличия ордена святого Георгия для нижних чинов стал официально называться Георгиевским крестом. А награжденные им именовались георгиевскими кавалерами. Первым георгиевским кавалером стал казак Козьма Крючков, отличившийся в кавалерийском бою в 1914 г.

    5-й раунд: Военная мощь – первое и главное средство заставить других уважать честь

    и достоинство великого народа». Что имел в виду с такими высказываниями один  из императоров Российской империи? Где и когда он одержал победу над  неприятелями. Назовите имя этого императора.

    Ответ: Петр 1. Из сказанного следует один вывод: забота об укреплении Российской армии – это патриотизм в действии…  День победы русской армии под командованием Петра 1 над шведами в Полтавском сражении (1709); День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра 1 над шведами у мыса Гангут (1714).

    6-й    раунд:  Государственный деятель, генералиссимус, ближайший сподвижник Петра 1. Он был награжден орденом Святого апостола Андрея Первозванного. Назовите имя этого государственного деятеля. Где и в каких боях он прославился и был отмечен столь высокой наградой?

    Ответ: Меньшиков Александр Данилович – государственный деятель, граф. Генералиссимус, ближайший сподвижник Петра 1. В 1703 году вместе с Петром 1 участвовал во взятии крепости Ниеншанц за что получил орден святого апостола Андрея Первозванного.

    7-й раунд: В своем письменном обращении один из командующих русскими войсками написал: «первые мои выстрелы уже неволя; штурм – смерть, чего оставляю вам на рассмотрение». На что он получил ответ « скорее Дунай остановится в своем течении. И небо упадет на землю, чем …» Несмотря на самоуверенные доводы командующего крепостью, он пал.  Что было сказано в конце фразы? Кто  из величайших полководцев был награжден орденом святого Георгия  3-й   степени? Где и когда это произошло ?

    Ответ: «сдастся Измаил». В 1790 г под командованием А.В.Суворова М.И.Кутузов принял участие в осаде крепости Измаил. Во время штурма М.И.Кутузов возглавил 6-ю колонну и одним из первых ворвался в крепость. Он был произведен в генерал – поручики и награжден орденом Св.Георгия 3-й степени.

    8-й раунд: За эти заслуги этот величайший полководец получил орден Святого Георгия 1 – й степени и стал первым полным кавалером ордена Святого Георгия. К своему княжескому титулу он получил прибавление «Смоленский». Кто этот выдающийся личность? За что он был удостоен столь высокой награды? Когда он был удостоен этого ордена?

    Ответ: М. И. Кутузов ,За спасение России, разгром Наполеона «…и изгнание неприятеля из пределов России…» был 12 декабря 1812 года удостоен ордена святого Георгия 1-й степени.

    8 раунд: Кто стал самым первым кавалером ордена Cвятого Георгия? Когда и за что был удостоен этой награды?

    Ответ: подполковник Ф.И. Фабрициан. С небольшим отрядом 11 ноября 1769 года успешно взял турецкую крепость Галац.

    9 раунд: «Одно из замечательнейших» так назвал этого человека А.С.Пушкин. он вторым после М.И.Кутузова стал полным кавалером ордена Св.Георгия. Кто этот полководец? За что он высказался на военном совете в Филях? Где выбито его имя золотыми буквами? Когда ему присвоено звание генерал – фельдмаршала?

    Ответ: генерал – фельдмаршал граф Михаил Богданович Барклай – де – Толли.

    За отступление русских и оставление Москвы, т.к. после Бородинского сражения потери были огромны, второе сражение не спасло бы армии. На памятных досках Георгиевского зала Большого Кремлевского зала.

    10 раунд: Кто из первых офицеров женщин удостоена Знаком отличия Военного ордена Св.Георгия? Где и в каких боях она принимала участие? Кто и за что ей вручил эту награду?

    Ответ: Дурова надежда Андреевна. В 1806 году обрезав волосы и переодевшись в казачью форму, сбежала с казачьим полком в Гродно. Там она поступила в Конно- Польский Улановский полк под именем юнкера Соколова.

    В боях у Фридлянда 02.06.1807 года она выводит из боя и спасает раненого улана. Узнав от родственников, что в русских войсках служит девица , император Александр ! приказал разыскать и представить ему улана. На встрече с Н.Дуровой (юнкером Соколовым) Александр 1 долго уговаривает ее оставить войска и пойти к отцу домой. Император считал неудобным присутствие женщины в армии. На Н.Дурова отговорила ее. За смелость и решительность, за героизм проявленный при спасении боевого товарища в бою император наградил ее знаком отличия Св.Георгия.

    11 раунд: Александр 1 манифестом от 13 февраля 1807 года учредил знак отличия Военного ордена Св.Георгия (для нижних чинов). Кто и за что получил знак отличия ордена Св.Георгия № 1 ( для нижних чинов)? Когда это произошло?

    Ответ: унтер – офицер Кавалергардского полка Е.И.Митрохин (Митюхин), отличившийся в сражении с французами под Фридляндом 02.07.1807 г.

    12 раунд: Императрица Екатерина 11 учредила Военный орден святого Георгия, она же первая им была награждена. Кроме нее еще одна русская женщина – сестра милосердия. За что она была награждена? Где произошло событие, связанное с подвигом этой женщины? Она была награждена этим орденом посмертно. Когда это произошло?

    Ответ: третья обладательница высшего военного ордена сестра милосердия 105 го пехотного полка Римма Михайловна Иванова, вынесшая из – под огня около 600 раненых воинов. 09 сентября 1915 года она,  несмотря на уговоры врачей и командиров работала под огнем, вынося из поля боя раненых. Когда все офицеры были убиты, она собрала к себе солдат и бросилась с ними в атаку. При взятии расположений противника она была ранена и вскоре погибла от полученных ран.

    13 раунд: 10 августа 1913 года император Николай 11утвердил новый статут ордена святого Георгия. Знак отличия ордена стал называться Георгиевским крестом. А его обладатели георгиевскими кавалерами. Среди них есть полный кавалер, т.е. обладатель всех 4-х степеней этого Георгиевского креста, впоследствии герой гражданской войны, начальник дивизии. Кто этот герой? Когда он был удостоен этих наград?

    Ответ: Герой гражданской войны легендарный начдив Василий Иванович Чапаев. За два года Первой мировой войны за личную отвагу и мужество был награжден 4-мя Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью 4-й степени.

    1. Подведение итогов урока и задачи на следующий урок.

    «Рефлексия себя в уроке»  учащимся предлагается оценить по 10- балльной системе свою работу с позиции «Я», «Мы», «Дело». По итогам урока они оценивают:

    «Я»: как работал: Допускал ли ошибки?

    «Мы»: насколько мне помогли одноклассники, учитель и я им?

    «дело»: Понял ли материал? Узнал ли больше?

    Задачи на следующий урок: продолжим изучение темы «Ордена и медали России».

                                                                            

    Домашнее задание. Ответить на вопросы в конце параграфа.

    Подготовить сообщение на тему: «О чем рассказывают боевые награды наших дедов отцов и братьев?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по теме: Российская федерация

    В данной методической разработке использована инновационная методика РАО. Урок-проект позволяет привлечь обучающихся к самостоятельной деятельности. Разнообразные задания и присутствующий элемент соре...

    разработка урока на тему:"Изменения политической системы в СССР (1953-1964)" с применением технологии РКМЧП

    Разработка урокаТема урока: Изменения политической системы в СССР (1953-1964)  с применением технологии РКМЧП...

    Методическая разработка урока по теме: "Российская империя в начале 19 века: особенности развития".

    Представлен план – конспект урока и компьютерная презентация. В ходе урока с точки зрения решения дидактических задач создавались условия для: осмысления учащимися причин медленного процесса модерниза...

    разработка урока "Армия и российское общество"

    Конспект урока о вооружённых силах РФ...

    разработка урока "Армия и российское общество"

    Конспект урока о вооружённых силах РФ...

    Методическая разработка урока "Государственные символы Российской Федерации"

    Данная методическая разработка может быть полезна учителям истории и обществознания, работающим в 6-8 классах....